Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







И методические рекомендации по подготовке к ним





 

Часть I. Общая

 

Тема 1. Понятие уголовно-исполнительного права,

предмет и система. Уголовно-исполнительное законодательство

Российской Федерации

 

Лекция - 2 ч.

Цели:

1. Освоить со слушателями знания о понятии и особенностях уголовно-исполнительной политики; о понятии, предмете и методе уголовно-исполнительного права; основных принципах уголовно-исполнительного права; об источниках уголовно-исполнительного права.

2. Проверить у слушателей уровень усвоения программного материала и оценить знания обучающихся по рассматриваемой теме.

План:

1. Понятие уголовно-исполнительной политики и ее место в политике государства в сфере борьбы с преступностью

2. Понятие уголовно-исполнительного права, предмет и метод. Уголовно-исполнительные правоотношения. Место уголовно-исполнительного права в системе российского права.

3. Принципы уголовно-исполнительного права и их система.

4. Наука уголовно-исполнительного права и ее взаимосвязь с различными отраслями юридических наук.

5. Понятие и система уголовно-исполнительного законодательства.

 

Общие рекомендации к теме

При изучении темы, следует уяснить понятие уголовно-исполнительной политики государства. Уголовно-исполнительная политика - составная часть уголовной политики государства, направленной на борьбу с преступностью. Она определяет цели, принципы, стратегию, основные направления, формы и методы деятельности государства по обеспечению исполнения наказания, исправлению осужденных, предуп­реждению совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами.

Важно понять, что уголовно-исполнительное право - самостоятельная отрасль российского права, что обосновывается наличием специфического предмета и метода правового регулирования.

Общественные отношения, складывающиеся в процессе исполнения наказания, являются уголовно-исполнительными правоотношениями.

Содержанием уголовно-исполнительных правоотношений является совокупность прав и обязанностей их субъектов. Одним из субъектов является государство в лице учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, с другой стороны, - осужденный к уголовному наказанию.

Принципы (руководящие основополагающие идеи, отражающие качественные особенности уголовно-исполнительного права) делятся на общеправовые, межотраслевые и специфические (отраслевые).

Наука уголовно-исполнительного права изучает закономерности борьбы с преступностью при исполнении уголовных наказаний. Предметом ее изучения являются: отношения между государством, в лице органов, исполняющих наказания, и осужденными; место и роль пенитенциарных учреждений в борьбе с преступностью; действующие нормы в области исполнения наказаний и практика их применения; история развития уголовно-исполнительного права и международный опыт в этой области.

Традиционно учебный курс уголовно-исполнительного права раз­деляется на Общую и Особенную части, что соответствует структуре построения УИК. В Общей части изучаются вопросы теории уголов­но-исполнительного права: уголовно-исполнительное законодательст­во России и его история; правовое положение лиц, отбывающих наказание; система учреждений и органов, исполняющих наказание. Особенная часть состоит из нескольких разделов, регламентирующих порядок и условия исполнения (отбывания) отдельных видов наказаний и т.п.

Под уголовно-исполнительным законодательством в широком смысле необходимо понимать систему правовых актов, регулирующих весь комплекс общественных отношений, возникающих в процессе исполнения (отбывания) наказания и применения к осужденным средств исправительного воздействия.

Вопросы для самоконтроля и повторения:

1. Сформулируйте понятие уголовно-исполнительной политики и перечислите ее основные направления.

2. Дайте понятие уголовно-исполнительного права.

3. Назовите общественные отношения, входящие в предмет уголовно-исполнительного права.

4. Охарактеризуйте методы уголовно-исполнительного права.

5. Дайте понятие уголовно-исполнительного правоотношения.

6. Перечислите основные структурные элементы уголовно-исполнительных правоотношений.

7. Перечислите общеправовые, межотраслевые и специфические (отраслевые) принципы уголовно-исполнительного права.

8. Расскажите о взаимосвязи науки уголовно-исполнительного права с различными отраслями юридическихнаук.

9. Сформулируйте понятие уголовно-исполнительного законодательства.

10. Назовите основные источники уголовно-исполнительного права.

 

Тема 5. Система учреждений и органов, исполняющих наказания,

и их правовое положение

 

Лекция - 2 ч.

Цели:

1. Изучить уголовно-исполнительную систему Российской Федерации; определить виды учреждений и органов исполняющих наказания.

2. Определить порядок назначения отбывания наказания и исправительное учреждение для этих целей.

3. Обратить внимание на органы государства, исполняющие наказания не связанные с изоляцией от общества, а также формы участия общественности в исправлении осужденных.

 

План:

1. Понятие и виды учреждений и органов, исполняющих наказания. Управление уголовно-исполнительной системой.

2. Назначение и виды ИУ. Отрядная система в ИУ, ее задачи и принципы деятельности.

3. Роль и место учреждений и органов, исполняющих наказание, в системе субъектов, ведущих борьбу с преступностью.

4. Правовое положение персонала учреждений и органов, исполняющих наказания.

5. Способы обеспечения законности в деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания.

6. Участие общественности в деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания.

 

Общие рекомендации к теме

Изучая данную тему, необходимо уяснить, что все уголовные наказания делятся на две группы: связанные с уголовно-исполнительным воздействием и не связанные с уголовно-исполнительным воздействием. Для исполнения уголовных наказаний, связанных с уголовно-исполнительным воздействием, созданы специальные органы государства и необходимо уяснить их задачи, место в системе органов, ведущих борьбу с преступностью.

Особую роль в системе органов, исполняющих наказания, отводится ИУ. Следует установить отличия ИУ от мест предварительного заключения под стражу. Важно уяснить, что ИК - основной вид ИУ для содержания лиц, осужденных к лишению свободы. К ИУ относятся: ИК, ВК, тюрьмы, лечебные ИУ. Следственные изоляторы выполняют функции ИУ в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию.

Следует отметить, что ИУ имеют как отличительные, так и схожие признаки. В частности, к отличительным признакам ИК необходимо отнести следующие: относительно высокая степень изоляции; размещение осужденных в обычных жилых помещениях; наличие отрядной системы; собственная производственная база; возможность привлечения осужденных к общественно-полезному труду; наличие общеобразовательного и профессионального обучения осужденных.

Основным структурным звеном ИУ является отрядная система, поэтому необходимо акцентировать свое внимание на задачах и принципах ее деятельности.

Надо знать виды органов государства, исполняющих наказания без изоляции от общества. Кроме того, необходимо обратить внимание на организацию взаимодействия системы учреждений и органов, исполняющих наказания, с органами следствия и дознания, суда, прокуратурой, а также правовое положение персонала учреждений и органов, исполняющих наказания.

Деятельность всех государственных органов, ведущих борьбу с преступностью - суда, прокуратуры, предварительного расследования, милиции и органов, исполняющих наказание, неразрывно связана между собой. Эта взаимосвязь обусловлена единством стоящей перед ними задачи борьбы с преступностью в нашей стране. Успешная деятельность каждого из указанных органов является необходимой предпосылкой эффективного выполнения задач другими органами.

В современных условиях особую актуальность приобретают вопросы, касающиеся обеспечения законности в деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, что предъявляет дополнительные требования к знаниям слушателей основных видов контроля за деятельностью учреждений, исполняющих наказания.

В заключении необходимо указать современные формы участия общественности в деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Перечислите виды учреждений, входящих в уголовно-исполнительную систему. Дайте нормативное обоснование своему ответу.

2. Назовите виды ИУ, в которых могут содержаться осужденные женского пола. Дайте нормативное обоснование своему ответу.

3. Какие органы и учреждения исполняют наказание в отношении военнослужащих?

4. Назовите виды учреждений и органов, исполняющих наказания, не связанные с изоляцией от общества.

5. Укажите способы обеспечения законности в деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, и раскройте их содержание.

6. Какие формы участия общественности в деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, Вам известны?

 

Часть II. Особенная

 







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.