Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Роль и место курса “Производственный менеджмент” в подготовке менеджеров и экономистов





ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Предисловие

По уровню качества жизни Россия в настоящее время значительно отстает от промышленно развитых стран.

Основной причиной такого отставания является проведение советского эксперимента по насаждению централизованно-плановой системы хозяйствования, к основным чертам которой относятся приоритет государственной собственности, жесткое централизованное планирование хозяйственной деятельности на всех уровнях управления, отсутствие конкуренции и заинтересованности работников. В результате — низкий уровень качества и эффективности товаров (например, удельный вес конкурентоспособной продукции машиностроения Российской Федерации на внешнем рынке в 1995 г. составлял около 2 %), неэффективное использование природных ресурсов (в 2–3 раза хуже, чем в странах с развитыми рыночными отношениями), труда и капитала.

Низкий уровень управления всеми звеньями хозяйствования привел к значительному отставанию всех составляющих потенциала страны в целом и инфраструктуры отдельных регионов, конкурентоспособности товаров и услуг.

Качество во имя лучшей жизни обеспечивается соответствующим развитием рыночных отношений, структурной политики, макро и микросреды, национальной политики, международной интеграции, систем менеджмента на всех уровнях управления и др. Провозглашение рыночных отношений без должного развития других аспектов отодвигает достижение положительных тенденций развития на неопределенный период.

Для уточнения авторской позиции на предмет исследования раскроем некоторые понятия, являющиеся исходным моментом в определении структуры и содержания книги.

Рыночные отношения — это система экономических, правовых и социально-психологических отношений между изготовителем (продавцом) и потребителями, протекающих в условиях многообразия форм собственности и конкуренции.

В условиях рыночных отношений невыгодно плохо работать. Рынок не терпит инициативных, но бестолковых менеджеров. Поэтому реализация программы три “З” (знания, здоровье, забота о ближнем) является главным фактором успеха.

Менеджмент — вид профессиональной деятельности людей, занимающихся организацией и координацией процесса достижения системы целей, принимаемых и реализуемых с использованием научных подходов, концепции маркетинга и человеческого фактора.

Менеджмент — это сложная междисциплинарная наука, базирующаяся на знаниях в области техники, экологии, экономики, психологии, социологии, организации управления и других наук.

Система менеджмента — это система научных подходов и методов менеджмента, целевой, обеспечивающей, функциональной и управляющей подсистем, способствующая принятию и реализации конкурентоспособных решений.

Конкурентоспособность — способность объекта выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке. Конкурентоспособность может рассматриваться таких объектов, как нормативный акт, научно-методические документы, проектно-конструкторская документация, технология, работник, фирма (предприятие, организация), выпускаемый товар, отрасль, регион, страна в целом.

Маркетинг — это, во-первых, концепция ориентации любой деятельности на потребителя, во-вторых, согласно международным стандартам ИСО серии 9000,— первая стадия жизненного цикла объекта и, в-третьих, первая функция функциональной подсистемы системы менеджмента. Маркетинг определяет стратегию менеджмента, является его началом и компонентом.

В условиях рыночных отношений выбор технологий, методов анализа, прогнозирования, оптимизации и экономического обоснования управленческого решения определяет менеджер или инвестор. “Кто платит, тот и музыку заказывает”. В этих условиях не существуют обязательные для всех стандарты или методы управления. Чем выше обоснованность применяемых в конкретной ситуации методов управления и качество управленческого решения, тем меньше коммерческий риск инвестора.

Если при разработке управленческого решения менеджер и его команда не спрогнозировали достаточно точно стратегию фирмы, нормативы конкурентоспособности будущего товара, изменения компонентов внешней и внутренней среды фирмы, то завтра она окажется под угрозой банкротства. “Будущее начинается сегодня”. Поэтому экономия на качестве управленческого решения принесет в будущем огромные потери из-за реализации и тиражирования некачественного решения на последующих стадиях жизненного цикла объекта. В подтверждение этого положения приведем соотношение из американской практики менеджмента — 1:10:100:1000, где “1”— экономия, полученная на стадии маркетинга и научно-исследовательских работ за счет игнорирования современных методов анализа, прогнозирования, оптимизации и экономического обоснования управленческих решений; “10”— потери на стадии проектно-конструкторских и технологических работ; “100”— потери на стадии производства (материализации) объекта; “1000”— потери в сфере потребления данных объектов.

В учебном пособии большое внимание уделено последнему этапу принятия управленческого решения — его экономическому обоснованию. Это объясняется тем, что, во-первых, в экономических дисциплинах эти методы рассматриваются не с точки зрения обоснования решений по улучшению качества “входа”, “процесса” или “выхода” системы, а с точки зрения эффективности вкладываемых инвестиций, без их привязки к системе менеджмента. Во-вторых, рассмотрение в одном учебном пособии всего комплекса работ по разработке, обоснованию и реализации управленческих решений обеспечит целостность и наглядность процесса принятия решений как для обучающихся, так и для практиков.

В имеющейся научной и учебной литературе по разработке управленческого решения подробно освещаются либо отдельные функции принятия решения — анализ, прогнозирование, оптимизация, экономическое обоснование, либо технология процесса принятия решения. В предлагаемом читателю учебном пособии процесс разработки и реализации управленческого решения рассмотрен в рамках системы менеджмента.

Большое внимание в работе уделено планированию, особенно стратегическому.

Актуальность планирования подтверждается в работах Аристотеля, который отмечал: “Благо везде и повсюду зависит от соблюдения двух условий: 1) правильного установления конечных целей и 2) отыскания соответствующих средств, ведущих к конечной цели”.

В последние годы наблюдается тенденция сокращения периода (горизонта) стратегического планирования, т.к. сокращается длительность жизненного цикла большинства товаров. Например, в производстве вычислительной техники в США продолжительность их выпуска сократилась за последние 15 лет в среднем в 7 раз и составляет не более 12 месяцев. Поскольку фирмы новую стратегию разрабатывают под новую модель товара, то и стратегические планы могут обновляться (уточняться) очень часто (но не чаще, чем через год).

Логическую цепочку по формулированию и реализации планов можно представить в следующем виде: цель инвестора идея для достижения цели ниша на рынке функции объект результат.

Исходя из сущности приведенных понятий, определим функции менеджера. Менеджер высокого класса должен:

1. Уметь ставить высокие цели по удовлетворению потребностей в самовыражении, стремиться вести нормальный образ жизни, поддерживать хорошую физическую форму, постоянно повышать свою квалификацию, ясно и доходчиво излагать свои мысли, быть честным, обязательным, целеустремленным, красиво одеваться.

2. Уметь научно прогнозировать стратегию развития фирмы, эффективность и конкурентоспособность выпускаемого товара, изучать и оценивать факторы, влияющие на конкурентоспособность, аргументировано доказывать устно и письменно свои идеи.

3. Уметь формулировать цели коллектива, понимать характер, особенности личности и адекватно оценивать себя и других людей, поддерживать нормальный морально-психологический климат в коллективе, снимать стрессы, сглаживать конфликтные ситуации.

4. Знать технические и технологические особенности, принцип действия покупаемого, выпускаемого или продаваемого объекта, разбираться в вопросах унификации, стандартизации, специализации и автоматизации производства.

5. Уметь анализировать, прогнозировать, экономически оценивать и принимать решения в условиях неопределенности.

6. Уметь организовывать себя и коллектив на достижение поставленных целей, выполнять функции распределителя ресурсов, диспетчера и координатора, делегировать функции и ответственность по уровням управления, организовывать стимулирование работников за реализацию концепции маркетинга, экономию ресурсов, достижение конкурентоспособности выпускаемых товаров.

Перечисленные функции свидетельствуют о высокой сложности работы менеджеров. Поэтому они являются организаторами и координаторами в достижении целей, руководят специалистами и рабочими. Например, компания “Боинг” перешла на пирамидальную структуру управления, состоящую из комплексных бригад по 5–15 специалистов и исполнителей, возглавляемых менеджерами. Сложность работы предопределяет высокую заработную плату (к примеру, Ли Якокка в 70-е годы получал примерно 1 млн. $ в год).

Научная новизна и практическая ценность работы, на взгляд автора, заключается в следующем:

· впервые в мировой практике разработана структура и определено содержание системы менеджмента, состоящей из целевой, обеспечивающей, функциональной и управляющей подсистем;

  • понятие “менеджмент” рассматривается значительно шире общепринятого в литературе. Менеджеры должны заниматься не только организацией и мотивацией достижения целей, психологическими аспектами управления персоналом, но и знать основы техники, технологии, экономики, владеть методами маркетинга, анализа, прогнозирования, экономического обоснования управленческого решения, его планирования, знать методы разработки товара, организации его производства, сбыта и фирменного обслуживания. Менеджеру не обязательно самому заниматься всеми этими вопросами. Но он должен знать: Что делать? Для кого делать? Как делать? Кому делать? Когда делать? Он должен уметь организовывать работу и координировать ее выполнение;
  • разработаны элементы воспроизводственного подхода к менеджменту, обоснована необходимость применения функционального и нормативного подходов;
  • закон конкуренции рассмотрен как объективный закон неуклонного снижения удельной цены однородных объектов, процесс вымывания с рынка некачественных товаров;
  • впервые к системе менеджмента применено 13 научных подходов, раскрывающих разные аспекты менеджмента и дополняющих друг друга. к ним относятся системный, комплексный, интеграционный, маркетинговый, функциональный, динамический, воспроизводственный, процессный, нормативный, количественный, административный, поведенческий, ситуационный подходы;
  • закон экономии времени рассмотрен как закон экономии суммы прошлого, живого и будущего труда за жизненный цикл объекта на единицу получаемого от него полезного эффекта;
  • методы экономического обоснования управленческих решений впервые в теории и практике выбираются в зависимости от изменения качества “входа”, “процесса”, “выхода” системы;
  • впервые разработана и обоснована проблемно-целевая организационная структура фирмы (предприятия, организации), отличающаяся формированием структуры и органов управления в соответствии с деревом целей фирмы и горизонтальной координацией связей маркетологом по конкретному товару;
  • с применением системного и других подходов разработан понятийный аппарат по производственному менеджменту.

Книга написана на примере машиностроительного предприятия как наиболее сложной социально-экономической производственной системы. На базе сложного нетрудно сформулировать структуру и содержание системы менеджмента других фирм.

В книге сделана попытка охватить 0-й, 1-й и 2-й уровни обобщения (дерева целей, функций, показателей, компонентов структуры). Остальные уровни (3,4, 5-й) разрабатываются специалистами и рассматриваются в специальной литературе.

“Здание” системы менеджмента, представленной на титульном листе, построено впервые. Отдельные его “кирпичики” взяты из многих работ (см. Список литературы). В связи с этим автор выражает сердечную благодарность всем, чьи идеи и разработки были использованы при написании книги.

1. Структура и содержание системы производственного менеджмента

План:

1. Роль и место курса “Производственный менеджмент” в подготовке менеджеров и экономистов.

2. Совокупность научных подходов к менеджменту.

3. Структура системы производственного менеджмента (СПМ).

4. Содержание целевой подсистемы СПМ.

5. Содержание обеспечивающей подсистемы СПМ.

6. Содержание функциональной подсистемы СПМ.

7. Содержание управляющей подсистемы СПМ.

8. Внешняя среда СПМ.

Функциональный подход

Сущность функционального подхода к менеджменту заключается в том, что потребность рассматривается как совокупность функций, которые нужно выполнить для ее удовлетворения. После установления функций создаются несколько альтернативных объектов для выполнения этих функций и выбирается тот из них, который требует минимум совокупных затрат за жизненный цикл объекта на единицу его полезного эффекта. При применении функционального подхода, когда идут от обратного, от потребностей, иногда создают совершенно новые оригинальные объекты.

При альтернативном предметном подходе совершенствуется существующий объект, что не позволяет коренным образом улучшить структуру объекта, принципы его работы и т.д.

Динамический подход

При применении динамического подхода объект управления рассматривается в диалектическом развитии, в причинно-следственных связях и соподчиненности, проводится ретроспективный анализ за 5–10 и более прошлых лет и перспективный анализ (прогноз).

Воспроизводственный подход

Воспроизводственный подход — подход, ориентированный на постоянное возобновление производства товара для удовлетворения потребностей конкретного рынка с меньшими, по сравнению с лучшим аналогичным объектом на данном рынке, совокупными затратами на единицу полезного эффекта. Элементами воспроизводственного подхода являются: 1) применение опережающей базы сравнения при планировании обновления объекта; 2) трактовка закона экономии времени как экономии суммы прошлого, живого и будущего труда за жизненный цикл объекта на единицу его полезного эффекта; 3) рассмотрение во взаимосвязи воспроизводственного цикла выпускаемой, проектируемой и перспективной моделей объекта; 4) пропорциональное по качеству и количеству воспроизводство элементов внешней среды (прежде всего макросреды страны и инфраструктуры региона); 5) интеграция для крупных фирм науки и производства в рамках комплексного объединения.

Процессный подход

Процессный подход рассматривает функции управления как взаимосвязанные. Процесс управления является общей суммой всех функций, серией непрерывных взаимосвязанных действий.

Нормативный подход

Сущность нормативного подхода заключается в установлении нормативов управления по всем подсистемам системы менеджмента. Нормативы должны устанавливаться по важнейшим элементам: а) целевой подсистемы (показатели качества и ресурсоемкости товара, параметры рынка, показатели организационно-технического уровня производства, социального развития коллектива, охраны окружающей среды), б) функциональной подсистемы (нормативы качества планов, организованности системы менеджмента, качества учета и контроля, нормативы стимулирования качественного труда), в) обеспечивающей подсистемы (нормативы обеспеченности работников и подразделений всем необходимым для нормальной работы, выполнения стоящих перед ними целей и задач, нормативы эффективности использования различных видов ресурсов в целом по фирме). Эти нормативы должны отвечать требованиям комплексности, эффективности, обоснованности, перспективности (во времени и по масштабу применения).

Нормативами функционирования элементов внешней среды фирма не управляет, но она должна иметь банк этих нормативов, строго их соблюдать (особенно правовые и экологические нормативы) и принимать участие в развитии системы нормативов внешней среды фирмы. Чем больше обоснованных нормативов по каждому элементу системы менеджмента, тем выше будет ее организованность, уровень автоматизации планирования, учета и контроля на всех уровнях управления.

Количественный подход

Сущность количественного подхода заключается в переходе от качественных оценок к количественным при помощи математических, статистических методов, инженерных расчетов, экспертных оценок, системы баллов и др. Управлять можно цифрами, а не словами.

Административный подход

Сущность административного подхода заключается в регламентации функций, прав, обязанностей, нормативов качества, затрат, продолжительности, элементов системы менеджмента в нормативных актах (приказы, распоряжения, указания, стандарты, инструкции, положения и т.п.).

Поведенческий подход

Целью поведенческого подхода является оказание помощи работнику в осознании своих собственных возможностей, творческих способностей на основе применения концепций поведенческих наук к построению и управлению фирмой. Основной целью этого подхода является повышение эффективности фирмы за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов. Правильное применение науки о поведении всегда будет способствовать повышению эффективности как отдельного работника, так и фирмы в целом.

Ситуационный подход

Ситуационный подход концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется конкретной ситуацией. Поскольку существует такое обилие факторов как в самой фирме, так и во внешней среде, не существует единого лучшего способа управлять объектом. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации, максимально адаптирован к ней.

Рассмотрим подробнее наиболее сложные, на наш взгляд, системный и воспроизводственный подходы.

Системный подход

Системный подход — это направление методологии специально научного познания и социальной практики, в основе которого лежит исследование объектов как систем.

Системный подход способствует адекватной постановке проблем в конкретных науках и выработке эффективной стратегии их изучения.

Важнейшие принципы системного подхода (системного анализа): 1) процесс принятия решений должен начинаться с выявления и четкого формулирования конкретных целей; 2) необходимо рассматривать всю проблему как целое, как единую систему и выявлять все последствия и взаимосвязи каждого частного решения; 3) необходимы выявление и анализ возможных альтернативных путей достижения цели; 4) цели отдельных подсистем не должны вступать в конфликт с целями всей системы (программы); 5) восхождение от абстрактного к конкретному; 6) единство анализа и синтеза, логического и исторического; 7) выявление в объекте разнокачественных связей и их взаимодействия и др.

Система — совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определенную целостность, единство. При определении понятия системы необходимо учитывать теснейшую взаимосвязь его с понятиями целостности, структуры, связи, элемента, отношения, подсистемы и др.

Основные системные принципы: 1) целостности (принципиальная несводимость свойств системы к сумме свойств составляющих ее элементов и невыводимость из последних свойств целого; зависимость каждого от его места, функций и т.д. внутри целого); 2) структурности (возможность описания системы через установление ее структуры, т.е. сети связей и отношений системы; обусловленность поведения системы не только поведением ее отдельных элементов, сколько свойствами ее структуры); 3) взаимозависимости структуры и среды (система формирует и проявляет свои свойства в процессе взаимодействия со средой, являясь при этом ведущим активным компонентом взаимодействия); 4) иерархичности (каждый компонент системы в свою очередь может рассматриваться как система, а исследуемая в данном случае система представляет собой один из компонентов более широкой, глобальной системы); 5) множественности описания каждой системы (в силу принципиальной сложности каждой системы ее адекватное познание требует построения множества различных моделей, каждая из которых описывает лишь определенный аспект системы).

Рассмотрим элементы принципа “черный ящик” системного подхода (рис. 1.1)

Рис. 1.1. Основные элементы принципа
“черный ящик” системного подхода

При применении системного подхода на основе маркетинговых исследований сначала формируются параметры выхода — товара или услуги: что производить, с какими показателями качества, с какими затратами, для кого, в какие сроки, кому продавать и по какой цене. На эти вопросы ответы даются одновременно. Выход должен быть конкурентоспособным по нормативам.

Затем определяются параметры входа: какие нужны ресурсы и информация для процесса. Потребность в ресурсах и информации прогнозируется после изучения организационно-технического уровня производства системы (уровня техники, технологии, организации производства, труда и управления) и параметров внешней среды (политической, экономической, технологической, социально-демографической, культурной среды страны и инфраструктуры данного региона).

Обратная связь является коммуникационным каналом от потребителей системы (“выхода”) к изготовителю товара и поставщикам (“входа”) системы. При изменении требований потребителей к товару, параметров рынка, появлении организационно-технических новинок “вход” системы и сама система должны отреагировать на эти изменения и внести соответствующие изменения в параметры функционирования.

Для обеспечения конкурентоспособности товара необходимо, чтобы: 1) результаты маркетинговых исследований гарантировали высшие мировые достижения к моменту поставки товара потребителю (другими словами — должен быть высококачественный прогноз параметров “выхода” системы; 2) “вход” системы был отличного качества; 3) внешняя среда способствовала нормальному протеканию процессов в системе и 4) организационно-технический уровень системы смог переработать качественный “вход” системы в качественный “выход”.

В данном примере в виде системы может выступать любая фирма, ее подразделение, отдел, машина и т.д. Для обеспечения высокого качества “выхода” системы сначала необходимо обеспечить высокое качество “входа”, а затем высокое качество процесса и внешней среды. Если, например, качество “входа” машиностроительного предприятия удовлетворительное, то какие бы ни были на предприятии технология, оборудование, кадры и т.д., качество “выхода” тоже будет удовлетворительным. Если качество “входа” отличное, а качество процесса удовлетворительное, то и качество “выхода” будет удовлетворительным, то есть оценка качества “выхода” равна низшей оценке предыдущих элементов. При этом сначала формируются требования к “выходу” системы, затем — к “входу” и внешней среде и только потом — к процессу. Другими словами: прежде чем предъявлять требования к коллективу, изучите качество поступающих документов, информации, внешнюю по отношению к коллективу среду, т.е. отработайте “вход” системы, отрегулируйте (если это возможно) отношения с внешней средой и только потом приступайте к повышению качества процесса.

Применяя системный подход, структуру дерева показателей эффективности товара можно изобразить в следующем виде (рис. 1.2).

Дерево показателей эффективности каждого вида товара имеет свои особенности, и его построение представляет огромную трудность.

Вместе с тем построение дерева показателей позволит значительно повысить качество системы менеджмента.

Условные обозначения:

· 0-й уровень показателей — эффективность товара (Е);

  • 1-й уровень:
  • 1 — суммарный полезный эффект товара (Пс);
  • 2 — суммарные затраты за ЖЦТ (Зс);
  • 2-й уровень:
  • 1.1...1.8 — обобщающие показатели качества товара 2-го уровня;
  • 2.1...2.8 — затраты по стадиям ЖЦТ;
  • 3-й уровень:
  • 1.2.1...1.2.4 и далее — обобщающие показатели качества товара, например, долговечность, безотказность, ремонтопригодность, сохраняемость товара;
  • 2.1.1...2.1.3 и далее — комплексные затраты по направлениям работ;
  • 4-й уровень: частные показатели качества товара и элементы затрат;
  • 5-й уровень: факторы, влияющие на частные показатели качества и ресурсоемкости товара.

Рис. 1.2. Структура дерева показателей эффективности товара

Системный подход — главный принцип построения, функционирования и развития любых систем (объектов). Более подробно методологию системного подхода можно изучить в специальной литературе.

Воспроизводственный подход

Воспроизводственный подход — подход, ориентированный на постоянное возобновление производства товара для удовлетворения потребностей конкретного рынка с меньшими, по сравнению с лучшим аналогичным объектом на данном рынке, совокупными затратами на единицу полезного эффекта. Рассмотрим подробнее элементы воспроизводственного подхода.

Применение опережающей базы сравнения при планировании обновления объекта

При планировании обновления объекта в качестве базы сравнения можно применить: 1)лучший мировой образец аналогичного объекта; 2)перспективные показатели, которые будут достигнуты к началу освоения нового объекта и 3)перспективные показатели, которые потребуются потребителю (рис. 1.3).

При планировании обновления (воспроизводства) товара проводятся маркетинговые исследования с целью определения отставания от конкурентов на данном рынке по важнейшим параметрам качества и ресурсоемкости товара. Выпускаемый образец имеет параметр П1, лучший образец — П2. Значит, в момент Т1 отставание выпускаемого образца от лучшего будет равно П2—П1. Однако лучший образец проектировался раньше момента Т1, поэтому его параметры уже отстают от лучших мировых достижений в данной области, зафиксированных в изобретениях, патентах, научных отчетах и других источниках. Еще нужно время для реализации плановых параметров будущего товара в конструкторской документации (Т2), технологической документации (Т3), изготовления (Т4) и внедрения у потребителя (Т5).

При ориентации параметров выпускаемого образца на лучший образец к моменту внедрения нового образца у потребителя (Т5) отставание от лучших мировых достижений будет равно П4—П2. Поэтому ориентация плановых показателей нового образца на показатели лучшего образца на данном рынке не обеспечит конкурентоспособности нового образца. Будет только частичное улучшение выпускаемого образца. В настоящее время в основном применяется этот подход.

Некоторые конструкторские организации при планировании воспроизводства продукции ориентируются на тенденции технического прогресса на период освоения новой продукции в производстве (точка “С”). При таком подходе отставание нового образца от тенденций технического прогресса будет меньше (П4—П3). Этот подход можно применять при отсутствии экспериментальной базы, информации и средств для коренного улучшения конструкции.

Обозначения:

· ВО — выпускаемый образец товара,

  • ЛО — лучший аналогичный образец на данном рынке.

Рис. 1.3. Схема применения опережающей
базы сравнения

Фирмы, ставящие цель опередить конкурентов, должны спрогнозировать тенденции технического прогресса по важнейшим параметрам объекта на период до внедрения у потребителей первых образцов новых товаров, либо всей намечаемой к выпуску программы. При таком подходе по важнейшим параметрам прогнозируется точка “Д” и эти параметры закладываются в техническое задание на проведение научно-исследовательских работ (НИР). Исследователи ищут пути технического и организационно-экономического решения проблем. Конструкторы, технологи, экономисты и менеджеры документально оформляют способы материализации результатов НИР. Производственники изготавливают и внедряют новый образец у потребителей.

Применение опережающей базы сравнения при планировании воспроизводства товаров требует высокой квалификации всех работников, мощной научно-экспериментальной базы, большого объема информации, поэтому этот подход может применяться к воспроизводству только приоритетных товаров.

Трактовка закона экономии времени как экономии суммы прошлого, живого и будущего труда за жизненный цикл объекта на единицу его полезного эффекта

В экономической теории закон экономии времени рассматривается как экономия суммы прошлого и живого труда на единицу продукции или как неуклонное снижение себестоимости продукции на единицу потребительной стоимости.

Этот подход охватывает только затраты в сфере производства товара без увязки их с будущими затратами в сфере потребления и полезным эффектом товара у потребителя. Если применить к проблеме экономии времени совокупность научных подходов, то закон экономии времени будет отражать экономические процессы в динамике, за весь жизненный цикл товара, тогда совокупные затраты будут равны сумме прошлого, живого и будущего труда (который потребуется затратить в будущем для получения от товара полезного эффекта). Математически закон экономии времени будет иметь следующий вид:

, (1.1)

где

· ПТ — затраты прошлого (овеществленного) труда на производство или потребление товара;

  • ЖТ — затраты живого труда, т.е. заработная плата всех работников, приходящаяся на данный товар на данной стадии его жизненного цикла, плюс прибыль на этой стадии (или необходимый и прибавочный труд);
  • БТ — затраты будущего труда, которые будут осуществляться в будущие периоды для производства или потребления товара;
  • Пс — суммарный, за нормативный срок службы, полезный эффект или отдача товара у потребителя.

Сумма прошлого, живого и будущего труда — это совокупный труд за жизненный цикл товара (в конкретной экономике — это совокупные затраты). Доля каждого вида труда в совокупном труде изменяется в динамике. Например, перед началом маркетинговых исследований совокупный труд равен будущему, т.е. к исследованиям еще не приступили, не понесли никаких затрат. После окончательной утилизации товара, наоборот, весь совокупный труд равен прошлому труду, т.е. в будущем уже не надо будет нести по данному товару какие-либо затраты. Будущий труд при наступлении соответствующей стадии раскладывается на обычные прошлый и живой труд.

Для того, чтобы лучше понять динамику изменения структуры совокупного труда, приведем пример (табл. 1.1).

Таблица 1.1

Динамика структуры совокупного труда в среднем по единице автомобиля ГАЗ 53А за 10 лет его использования (цифры ориентировочные)

Стадия жизненного цикла автомобиля Примерная структура затрат к моменту завершения стадии жизненного цикла автомобиля, %
  прошлый труд живой труд будущий труд совокупный труд
1. Маркетинг и НИОКР 2. ОТПП 3. Производство 4. Обращение (включая строительство гаража и ремонтной базы) 5. Эксплуатация 6. Капитальные ремонты 7. Утилизация 0.20 0.85 3.50 9.40 77.80 98.60 99.95 0.10 0.15 0.80 1.20 16.60 1.35 0.05 99.70 99.00 95.70 89.40 6.10 0.05 0.00  

 

Анализ данных, приведенных в табл. 1.1, показывает, что доля затрат на маркетинг и НИОКР в совокупных затратах за жизненный цикл автомобиля составляет 0,3 % (0,20 + 0,10), на организационно-технологическую подготовку производства — 0,7 % (0,85 + 0,15 — 0,30), производство — 3,3, подготовку к функционированию у потребителя — 6,3, эксплуатацию (включая ремонты) — 89,4 %. При расчете долей следует учитывать переход из предыдущей стадии в последующую прошлого и живого труда. Например, на стадии производства из предыдущих стадий в качестве прошлого труда перешел 1 % затрат (0,85 % прошлого труда из стадии ОТПП плюс 0,15 % живого труда, которые для стадии производства являются уже прошлым трудом). Тогда доля прошлого труда на стадии производства равна 3,5 % (1 % + 3,3 % доли цены — 0,8 % доли живого труда).

Результаты анализа динамики структуры совокупного труда могут быть использованы для нахождения узких мест в ресурсоемкости товара. Например, по данному объекту массового производства незначительны затраты на маркетинг и НИОКР (0,3 % от совокупных затрат), что не позволило тщательно отработать показатели качества и ресурсоемкости автомобиля. Вследствие этого затраты на эксплуатацию и ремонт автомобиля примерно в 20 раз больше затрат на его создание (маркетинг, НИР, ОТПП и производство). Такая картина наблюдается по большинству отечественных изделий машиностроения. Надеемся, что жесткая конкуренция в будущем заставит отечественных машиностроителей правильно расставить приоритеты: 1) повышение качества, 2) экономия ресурсов у потребителя, 3) снижение себестоимости продукции.

Рис. 1.4. Структура системы производственного менеджмента

Условные обозначения к рис. 1.4:

· 1.1 — повышение качества выпускаемых товаров и выполняемых услуг;

  • 1.2 — ресурсосбережение;
  • 1.3 — расширение рынка сбыта товара;
  • 1.4 — организационно-техническое развитие производства;
  • 1.5 — социальное развитие коллектива и охрана окружающей среды;
  • 2.1 — методическое обеспечение;
  • 2.2 — ресурсное обеспечение;
  • 2.3 — информационное обеспечение;
  • 2.4 — правовое обеспечение;
  • 3.1 — маркетинг;
  • 3.2 — планирование;
  • 3.3 — организация процессов;
  • 3.4 — учет и контроль;
  • 3.5 — мотивация;
  • 3.6 — регулирование;
  • 4.1 — управление персоналом;
  • 4.2 — социология и психология менеджмента;
  • 4.3 — разработка и реализация управленческого решения;
  • 4.4 — анализ в принятии решений;
  • 4.5 — прогнозирование в принятии решений.

Содержание целевой подсистемы СПМ

Компонентами целевой подсистемы являются: повышение качества выпускаемых товаров и выполняемых услуг; ресурсосбережение; расширение рынка сбыта; организационно-техническое развитие производства; социальное развитие коллектива и охрана окружающей природной среды (см. рис. 1.4.).

Первые три компонента (подцели) напрямую и сразу оказывают влияние на массу прибыли фирмы, например, чем выше качество товара, тем выше его цена, чем больше программа выпуска, тем меньше себестоимость товара и больше масса прибыли (лучше получать по 5 % прибыли с 1000 шт., чем по 10 % с 400 шт.).

Последние два компонента на массу прибыли оказывают влияние как напрямую (например, чем выше организационный уровень производства, тем устойчивее функционирует фирма и больше объем продаж), так и косвенно, в перспективе (например, чем больше инвестиций будет вложено в социальное развитие коллектива, тем выше будет его профессиональный уровень, меньше потерь рабочего времени, ниже текучесть кадров и т.д., что в конечном счете положительно отразится на стабильности и качестве работы фирмы).

В целом реализация всех пяти компонентов целевой подсистемы стратегически и тактически оказывает положительное влияние на достижение конкурентоспособности выпускаемых товаров и выполняемых услуг.

Что такое конкурент







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.