Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Борьба с наркопреступностью в советское время.





 

В первые годы Советской власти для лучшего контроля Декретом СНК от 8 апреля 1918 года «О передаче запасов опия» сырье, которое находилось на фармацевтических заводах России, было передано в распоряжение народного комиссариата финансов.

Предписанием Совета народных комиссаров от 31 июля 1918 года № 7206-7212 «О борьбе со спекуляцией кокаином», направленным для исполнения в структуры ВЧК, Московского Совета, народные комиссариаты юстиции и внутренних дел, здравоохранения, приказывалось: «...беспощадно арестовывать всех этих мерзавцев, наживающих деньги на полном расстройстве жизни и смерти огромного числа людей...». Под спекуляцией понималась любая операция с наркотиками, включая их хранение и перевозку.

Посевы опийного мака и заготовка опия сырца в медицинских целях имелись на территории Киргизии, входившей в Семиреченскую область. В Туркестане и на Дальнем Востоке посевы опийного мака уничтожались. Однако медицинский и полицейский надзор и контроль в годы гражданской войны и после нее был сильно ослаблен.

Запрет на алкоголь, ограничение его производства способствовали переключению части населения на наркотики. Владельцы аптек и фармацевтических предприятий, не желая примириться с экспроприацией собственности, организовали поставки на «черный рынок» большого количества наркотических препаратов, наживая прибыль и рассчитывая вызвать массовые беспорядки.

Принимаемые уголовные меры были достаточно жесткими. К 1926 году за счет местных ресурсов был прекращен импорт опия, его объемы удовлетворяли потребности отечественной медицины. С улучшением социально-бытового положения населения уровень наркотизма снизился. Этому также способствовал жесткий пограничный и таможенный контроль, сведение к минимуму туристического и служебного обмена с зарубежными странами.

Тем не менее, требовалось принятие определенных мер для усиления борьбы с хищением, спекуляцией и контрабандой опия.

Первый Уголовный кодекс РСФСР, принятый в 1922 году, не устанавливал ответственности за незаконные действия с наркотическими веществами. Этот правовой пробел некоторое время восполнялся применением уголовно-правовых норм по аналогии со схожими нормами.

На практике в отношении деяний, предметом которых выступали наркотические средства (хранение, покупка и продажа опия, трубок и других приспособлений для эго курения), применялась статья 215 УК РСФСР, которая устанавливала уголовную ответственность за изготовление, хранение, сбыт ядовитых и сильнодействующих веществ в виде штрафа до 300 рублей золотом или принудительных работ[3].

Чтобы заполнить законодательный пробел, в сфере уголовной ответственности за действия с наркотическими средства в ноябре 1924 года было принято Постановление СНК РСФСР «О мерах регулирования торговли наркотическими средствами», согласно которому запрещалось свободное обращение в РСФСР всех сильнодействующих средств, разрушающих здоровье населения, кокаина и его солей, опия и его производных. Все наркотические вещества, из-за границы и с внутреннего производства, должны были поступать исключительно в Народный комиссариат здравоохранения и распределяться им, его местными органами при строгом учете и контроле.

22 декабря 1924 года ВЦИК и СНК СССР дополнили Уголовный кодекс РСФСР статьёй 140-д, которая предусматривала уголовную ответственность за изготовление и хранение с целью сбыта кокаина, опия, морфия, эфира и других одурманивающих веществ без надлежащего разрешения. Также предусматривалась уголовная ответственность за содержание притонов для сбыта или потребления этих веществ.

Следует отметить, что данная статья была размещена в главе о хозяйственных преступлениях, т. е законодатель связывал общественную опасность этих преступлений с экономическим вредом, с нарушением государственной монополии на производство и отпуск определенных веществ и получением в результате незаконных доходов.

В Уголовном кодексе РСФСР 1926 года уголовная ответственность предусматривалась за незаконные операции с наркотиками по ч. 1 ст. 104, за незаконное изготовление и хранение с целью сбыта и сам сбыт кокаина, опия, эфира, других одурманивающих веществ. Санкцией было наказание в виде лишения свободы или исправительно-трудовыми работами на срок до одного года с конфискацией имущества или без таковой.

Эта статья была помещена в главу о преступлениях против порядка управления. Общественная опасность преступления состояла, по мнению законодателя, в нарушении установленного государством порядка производства и отпуска указанных веществ и препаратов.

В этот период проблема наркомании в нашей стране стала все реже привлекать внимание науки и общественности. Это произошло не вследствие уменьшения масштабов потребления наркотических средств, а в результате наложения официального запрета на проблематику наркомании. 27 октября 1934 года ВЦИК СНК СССР принял постановление «О запрещении посевов опийного мака и индийской конопли», исключая посевы, необходимые для медицинских и научных потребностей.

Соответственно Уголовный кодекс РСФСР был дополнен статьей 179-а, устанавливающей уголовную ответственность за производство посевов опийного мака и индийской конопли без соответствующего разрешения и предусматривающей наказание в виде лишения свободы на срок до двух лет или исправительные работы сроком до одного года с обязательной конфискацией посевов. Эта статья была помещена в главу восьмую «Нарушение правил, охраняющих народное здоровье, общественную безопасность и порядок».

Локальные очаги наркотизма существовали до шестидесятых годов XX века в СССР в ряде районов Средней Азии и Кавказа. Постепенно начинает увеличиваться число наркоманов, стала расширяться география наркотизма, возросли его масштабы и темпы развития. Эти процессы происходили в условиях умолчания, что ослабляло внимание правоохранительных органов, общественности к этой проблеме. Не проводилось и соответствующих научных исследований.

Конвенции ООН по наркотикам составляют единую основу для законодательства по контролю за оборотом наркотиков, способствуют сотрудничеству правоохранительных органов разных стран в борьбе с наркомафией, помогают объединять информационные базы о наркоситуации в разных странах мира.

Началом следующего этапа борьбы с наркопреступностью было принятие Уголовного кодекса РСФСР 1960 года, где в соответствии с положениями Конвенции, предусматривалась уголовная ответственность за действия, связанные с распространением наркотических средств и психотропных веществ. Статьи, предусматривающие уголовную ответственность за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, помещались теперь в главу X «Преступления против общественной безопасности, общественного порядка и здоровья населения».

Уголовные дела возбуждались преимущественно в отношении потребителей, но не за потребление, а за незаконные действия с наркотиками - приобретение, хранение. И гораздо меньшая часть - в отношении распространителей.

К началу 80-х годов проблема наркомании в России обострилась, возросло число лиц, допускающих их немедицинское потребление. Незаконный оборот наркотиков превратился, в серьезную социальную проблему, которую можно было решить лишь на основе принятия и реализации государственной программы, сочетающей различные меры превентивного, социального, организационного, медицинского и правового характера. Но, несмотря на принятие в октябре 1982 года секретного постановления ЦК КПСС об организации борьбы с наркоманией, реальных практических мер не было принято.

Советское общество оказалось неготовым к противодействию массовому потреблению наркотиков, особенно в молодежной среде, репрессивные меры оказались безрезультатными. Принятое 30 января 1986 года постановление ЦК КПССС «О серьезных недостатках в организации борьбы с наркоманией», также не дало желаемого результата. Система образования, и здравоохранения, научные организации в связи с крайне недостаточным финансированием, отсутствием специальных кадров, неразвитой материально-технической базой не смогли быстро разработать и внедрить современные средства профилактики, диагностики, лечения и реабилитации лиц, страдающих наркоманией и токсикоманией.

К началу девяностых годов XX столетия была сформирована группа уголовно-правовых норм, составлявшая основу для борьбы с наркопреступностью. Прослеживается и влияние положений международного права на российское уголовное законодательство. Принимаемые меры по противодействию наркомании осуществлялись без надлежащей ресурсной поддержки со стороны государства и использования возможностей институтов гражданского общества.

 







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.