Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 15.Наследование по закону





Наследование по закону. Обязательная доля в наследстве. Порядок наследования: открытие и принятие наследства; наследственная трансмиссия; отказ от наследства. Легаты и фидеикомиссы. Понятие и виды легатов. Фидеикомиссы. Ограничения свободы назначения легатов и фидеикомиссов.

Методические указания по изучению дисциплины

Учебная дисциплина «Римское право» входит в образовательно-профессиональную программу подготовки бакалавров права по специальности «Юриспруденция» и «Международное право». Римское право является дисциплиной, входящих в учебную программу юридических вузов и факультетов университетов. Ее роль в современных условиях подготовки юристов высшей квалификации обусловлена необходимостью дальнейшего совершенствования действующей системы государственного управления, и в особенности правоохранительных органов, претворения в жизнь Концепции правовой политики РК на период с 2010 до 2020 года, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 24 августа 2009г., а также Послания Президента Республики Казахстан «Стратегия «Казахстан-2050: новый политический курс состоявшегося государства» от 14 декабря 2012 года.

Учебная дисциплина «Римское право» преподается на первых курсах, в связи, с чем студентам необходимо использовать ранее полученные знания по Всеобщей истории государства и права, Основам государства и права.

Кроме того, указанные учебные дисциплины наряду с настоящим курсом помогут приобрести необходимые специальные знания о задачах и целях государственного и правового регулирования.

Основная цель учебной дисциплины – формирование у студентов фундаментальных представлений о важнейших научно-теоретических положениях современного цивильного права, теории государства и теории права, роли и функции государства и общества в процессе строительства демократической, правовой, социальной и светсткой государственности, правовом статусе человека и гражданина, а также системе органов государства и местного самоуправления.

В процессе изучения данной учебной дисциплины студент должн:

иметь представление:

- о римском праве как дисциплины, входящей в учебную программу юридических вузов и факультетов университетов;

- о государственно-правовых институтах и источниках права Древнего Рима, оказавших огромное влияние на современную государственно-правовую действительность;

- об общем содержании, сущности, принципах и функциях государства и права Древнего Рима;

- об основных этапах государственного и правового развития Древнего Рима.

знать:

- основные понятия и категории науки Римского права;

- основные принципы и элементы основ государственного строя Древнего Рима;

- содержание и принципы основ правового положения субъектов права в Древнем Риме;

- виды источников права и основные вехи кодификации права в Древнем Риме;

уметь:

- свободно владеть государственно-правовыми понятиями и категориями;

- логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения по вопросам государственно-правовой проблематики;

- толковать и применять Конституцию и конституционно-правовые акты;

- грамотно оценивать юридически значимые обстоятельства и квалифицировать юридические факты;

- осознанно совершать разнообразные правовые действия в соответствии с действующим законодательством РК.

В основу учебного курса «Римское право» положены учебники для вузов по данной дисциплине, а также памятники римского права:Институции Юстиниана, Законы XII таблиц, Институции Гая, Дигесты Юстиниана.

 

 

Программой курса предусматривается проведение лекционных занятий, семинарских занятий, самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя, а также самостоятельная внеаудиторная работа студентов. Самостоятельная работа студентов включает освоение теоретического материала, подготовку к семинарским занятиям. По окончании изучения дисциплины проводится экзамен. Изучение дисциплины «Римское право» призвано обеспечить усвоение обучающимися нового теоретического и практического материала, а также памятников права Древнего Рима. Существенное значение в изучении дисциплины имеет подготовка обучающихся к занятиям. Поставленные перед занятиями цели могут быть достигнуты лишь при систематической работе над изучением дисциплины. Подготовку к занятиям следует начинать с ознакомления с его планом, подбора рекомендованной литературы, соответствующих статей актов национального законодательства. Затем необходимо вдумчиво прочитать запись лекции, соответствующие разделы учебника, статьи в журналах.

Начиная изучение дисциплины, студенту необходимо:

1. Ознакомиться с программой, изучить список рекомендуемой литературы;

2. Внимательно разобраться в структуре курса, в системе распределения учебного материала по видам занятий, формам контроля, чтобы иметь представление о курсе в целом, о лекционной и семинарской части всего курса изучения;

3. Обратиться к методическим пособиям по дисциплине, позволяющим ориентироваться в последовательности выполнения заданий;

4. Переписать в тетрадь для лекций (на отдельной странице) и прикрепить к внутренней стороне обложки учебно-тематический план дисциплины, а в тетрадь для практических занятий – темы практических (семинарских занятий).

В соответствии с целями и задачами дисциплины «Римское право» студент изучает на занятиях и дома разделы лекционного курса, готовится к практическим (семинарским) занятиям, проходит контрольные точки текущей аттестации, включающие разные формы проверки усвоения материала: контрольный опрос, решение кейса, написание (и защита) реферата.

Освоение курса включает несколько составных элементов учебной деятельности.

- внимательное чтение программы курса (помогает целостно увидеть структуру изучаемых вопросов).

- изучение методических изданий по дисциплине.

Важная роль в планировании и организации времени на изучение дисциплины отводится знакомству с планом-графиком выполнения самостоятельной работы студентов по дисциплине. В нем содержится перечень контрольных испытаний для всех модулей, включая зачёт; указаны сроки сдачи заданий, предусмотренных учебной программой курса.

Важнейшей составной частью освоения курса является посещение лекций (обязательное) и их конспектирование. Глубокому освоению лекционного материала способствует предварительная подготовка, включающая чтение предыдущей лекции, работа с законами и иными нормативными правовыми актами, учебниками.

Регулярная подготовка к семинарским занятиям и активная работа на занятиях, включает:

– повторение материала лекции;

– знакомство с планом занятия и списком основной и дополнительной литературы, с рекомендациями по подготовке к занятию;

– изучение нормативно-правовой базы, научных сведений по данной теме;

выписывание определений основных терминов по теме;

– составление конспекта, текста доклада (написание, защита реферата); составление схем, таблиц;

– посещение консультаций по дисциплине с целью выяснения возникших сложных вопросов при подготовке к семинару.

Приступая к изучению курса, студенту необходимо будет ознакомиться с УМКД, целью которого является повышения качества усвоения содержания учебного материала на уровне требований ГОСО. В составе УМКД для повышения качества усвоения содержания учебного материала по дисциплине разработаны:

1.Типовая учебная программа дисциплины (если дисциплина из обязательного компонента) или учебная программа, утвержденная высшим учебным заведением (если дисциплина из компонента по выбору).

2.Программа обучения по дисциплине – SYLLABUS

3.Лекционный комплекс (тезисы лекций, иллюстративный и раздаточный материал, список рекомендуемой литературы).

4.Методические указания по изучению дисциплины

5.Методические рекомендации и указания по типовым расчетам, выполнению расчетно-графических, лабораторных работ, курсовых проектов (работ).

6.Материалы для самостоятельной работы обучающегося: наборы текстов домашних заданий, материалы самоконтроля по каждой теме, задания по выполнению текущих видов работ, рефератов и других домашних заданий с указанием трудоемкости и литературы.

7.Методические указания по прохождению учебной, производственной и преддипломных практик, формы отчетной документации (если требует специфика дисциплины).

8.Материалы по контролю и оценке учебных достижений обучающихся (письменные контрольные задания, тестовые задания, перечень вопросов для самоподготовки, экзаменационные билеты и т.п.).

9.Программное и мультимедийное сопровождение учебных занятий (в зависимости от содержания дисциплины).

10.Перечень специализированных аудиторий, кабинетов и лабораторий.

Приступая к изучению дисциплины, студенты должны не только ознакомиться с учебной программой, учебной, научной и методической литературой, имеющейся в библиотеке нашего вуза, но и получить в библиотеке рекомендованные учебники и учебно-методические пособия, завести тетрадь для конспектирования лекций. Самостоятельная работа с учебниками и книгами – это важнейшее условие формирования у студента научного способа познания.

При работе студентов с литературой следует ознакомиться с планом и методическими рекомендациями; необходимо проработать конспект лекций, основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях, а также дополнительно использовать интернет-ресурсы; статьи, первоисточники, указанные в списке основной литературы, следует законспектировать. Законспектированный материал поможет проанализировать различные точки зрения по спорным вопросам и аргументировать собственную позицию, будет способствовать выработке собственного мнения по данной проблеме.

Тестирование является важнейшим дополнением к традиционной системе контроля уровня обучения. Студенту предстоит выполнить тестовые задания тогда, когда осуществляются контрольные опросы, проводятся контрольные работы.

 

 

Материалы самостоятельной работы обучающегося

СРСП

Задача 1.

Сильный ветер, сорвав с крыши дома черепицу, увлек ее на соседский двор, где ею была убита овца. А) возможен ли иск к хозяину черепицы? Б) если возможен, то какой - вещный или персональный? В) о чем иск? г) каким образом будет исчислена его сумма? Составьте формулу иска, выделив его части (самое главное выделив интенцию и кондемнацию).

Решение задачи 1.

Вещный иск в римском праве был направлен на признание права в отношении определенной вещи. Личный иск был направлен на выполнение обязательства определенным должником, должник – ответчик. Институции Гая уточняют, что «личным будет тот иск, который мы вчиняем против того, кто ответствует или по договору, или из преступления…» В тоже время выделяется понятие казуса – случай, случайное событие, причинившее вред. Это высшая непреодолимая сила, непредвиденное и неотвратимое событие, не зависящее от воли должника, за которое он не отвечал. В уголовном праве казус означал непреднамеренное повреждение имущества, защищаемое правом. Учитывая изложенное, речь идет скорее всего о казусе, но если выбирать между вещным и личном иске, то следует остановиться на последнем, а именно иске, возмещающем убытки и наказании ответчика (при этом за повреждение вещей взыскивалась не их стоимость, а высшая цена, которую они имели в течение последнего года или месяца).

Формула начиналась с назначения судьи. Остальные части формулы делились на обязательные и факультативные. Обязательные части формулы: 1. Intentio – суть требований и возражений сторон (В данном случае – требование возместить стоимость убитой овцы). 2. Condemnatio – правовая квалификация дела (Признать произошедшее казусом и отказать в удовлетворении иска). Факультативные части формулы: 1. Demonsratio – дополнительное пояснение пожеланий сторон (в сложных делах). 2. Adiudicatio – предоставление претором судье дополнительных правовых возможностей (например, раздел наследства). 3. Exceptio – в этом разделе претор отмечает возражения, которые ответчик мог сделать против иска (например, exceptio doli – ссылка на умысел истца, например, при заключении договора). 4. Prescriptio – оговорка на то, что цена иска точно не установлена.

 

Задача 2.

В чем наиболее существенное отличие физического лица от юридического, и что их сближало?

Решение задачи 2.

Понятие юридического лица не было известно в римском праве. По римскому праву было принято называть юридическим лицом все то, что, не будучи лицом физическим, признается способным иметь права. Главным отличием от физических лиц являлось отсутствие у юридических дееспособности, так как, будучи искусственными, фиктивными субъектами права, они не могли иметь воли и самостоятельно ее выражать. Например, они должны были все свои сделки совершать через своих представителей. В тоже время римские юристы уравнивали юридические организации с человеком, с лицом физическим. В римском праве обычно складывались объединения хозяев или собственников (физических лиц). Юридические лица – это совокупность лиц или вещей, понимавшаяся как особая юридическая единица с некоторыми чертами современного юридического лица, если такая совокупность имеет также самостоятельное юридическое существование, не зависящее от отдельных компонентов. Обычно отличались от существования лиц или вещей, из которых они состояли. Объединения могли быть созданы с хозяйственной и с нехозяйственной целью. Юридические лица подразделялись: на городские и местные общины; церковные учреждения; учреждения с благотворительными целями; корпорации.

Юридическое лицо являлось не только носителем имущественных, но и личных прав. Правоспособность юридических лиц ограничивалась сообразно их природе, исключительно имущественными правами. Корпорации (как юридические лица) могли рассматриваться в сфере частного права, как физическое лицо. Таким образом, несмотря на существенное отличие между юридическим и физическим лицом в римском праве, фактического разделения, аналогичного современному не было, поэтому связь между ними была нераздельной и фактически физические лица являлись составной частью юридических.

Понятие юридического лица не было известно в римском праве. По римскому праву было принято называть юридическим лицом все то, что, не будучи лицом физическим, признается способным иметь права. Главным отличием от физических лиц являлось отсутствие у юридических дееспособности, так как, будучи искусственными, фиктивными субъектами права, они не могли иметь воли и самостоятельно ее выражать. Например, они должны были все свои сделки совершать через своих представителей. В тоже время римские юристы уравнивали юридические организации с человеком, с лицом физическим. В римском праве обычно складывались объединения хозяев или собственников (физических лиц). Юридические лица – это совокупность лиц или вещей, понимавшаяся как особая юридическая единица с некоторыми чертами современного юридического лица, если такая совокупность имеет также самостоятельное юридическое существование, не зависящее от отдельных компонентов. Обычно отличались от существования лиц или вещей, из которых они состояли. Объединения могли быть созданы с хозяйственной и с нехозяйственной целью. Юридические лица подразделялись: на городские и местные общины; церковные учреждения; учреждения с благотворительными целями; корпорации.

Юридическое лицо являлось не только носителем имущественных, но и личных прав. Правоспособность юридических лиц ограничивалась сообразно их природе, исключительно имущественными правами. Корпорации (как юридические лица) могли рассматриваться в сфере частного права, как физическое лицо. Таким образом, несмотря на существенное отличие между юридическим и физическим лицом в римском праве, фактического разделения, аналогичного современному не было, поэтому связь между ними была нераздельной и фактически физические лица являлись составной частью юридических.

 

Задача 3.

Взрослые сыновья потребовали у отца раздела имущества семьи на том основании, что оно является их общей собственностью. Отец ответил отказом, ссылаясь на то, что дети, находясь в его власти, являются объектами права, но не субъектами его, что их положение определяется только одним: обязанности - да, права – нет. Так ли это?

Решение задачи 3.

Согласно частному праву семью образует совокупность лиц, естественно или юридически подчиненных одному лицу. Согласно общему праву семью образовывали все агнаты. Фамилия в римском праве – совокупность всего принадлежащего семье. Глава семьи обладал широкой личной и имущественной властью в отношении жены и детей. Против его воли никто ни мог не войти в семью, ни выйти из нее. Власть главы семьи над личностью жены и детей соотносилась с имущественными отношениями, так как все являлось достоянием главы семьи и никто не имел право иметь самостоятельное имущество.

Власть домовладыки прекращалась только его смертью. Таким образом, отец прав.

Задача 4.

У римского гражданина Тиверия было три внука. Один родился от сына, жившего вместе с отцом. Другой родился в семье эманципированного сына. Третий был рожден дочерью, состоявшей в «правильном браке». Какой из внуков находится под властью деда?

Решение задачи 4.

Отеческая власть – это власть над детьми, произведенными отцом на свет в законном браке, которая начинается с момента их рождения. Также отцовская власть может распространяться и на посторонних лиц, которые оказываются ему подчинены, - например, в качестве сына под отцовской властью посредством юридического действия. Под эту власть подпадали не только дети, но и внуки, рожденные от сыновей, а также правнуки.

Таким образом, в данном случае, под властью деда находился внук, который родился от сына, жившего вместе с отцом.

 

Задача 5.

Чужая меченая овца приблудилась к чужому стаду и паслась на чужом лугу все лето. В конце концов, она была отыскана хозяином. Вправе ли он набросить на нее веревку и увести к себе, невзирая на протест владельца? Имеет ли значение тот факт, что владение овцой было насильственным и открытым (не тайным)? Может ли быть принято во внимание встречное требование об убытке, связанном с прокормом овцы, ее охраной и пр.?

Решение задачи 5.

Владение – это фактическое обладание вещью, создающее для обладателя возможность непосредственного воздействия на вещь. Это самостоятельное вещное право, фактическое обладание вещью. Хозяин овцы был не вправе набросить на нее веревку и увести к себе, невзирая на протест владельца стада. Хозяин стада, к которому приблудилась овца, являлся фактическим владельцем овцы и имел посессорную защиту своих прав владения в виде интердиктов. Хозяин овцы в случае спора должен был защищать свое право в судебном порядке, например путем виндикационного иска. Интердикт utrubi охранял владение движимыми вещами.

Тот факт, что владение было ненасильственным и открытым, означает, что указанный хозяин стада является добросовестным владельцем. Однако, поскольку он владел спорным имуществом (овцой) менее года (одно лето), он не приобрел в силу давности владения право собственности на него. В то же время он имеет право на возмещение своих издержек по содержанию имущества, т.е. прокорм и охрану овцы.

 

Задача 6.

Добросовестный приобретатель купил по незнанию краденую вещь. Может ли он ссылаться на истечение срока приобретательной давности?

Решение задачи 6.

Римское право в вопросе, поставленном в условии задачи, исходило из той посылки, что приобретенное на основании доброй совести положение давностного владельца образует незыблемое юридическое состояние, и оно не изменяется с наступлением тех обстоятельств, которые, если бы они существовали налицо при приобретении владения, не дали бы возможность возникнуть этому юридическому положению.

Понятие добросовестности владения тесным образом связано с понятием правомерного основания приобретения владения, которое римляне называли “титул владения” (justus titulus possessionis). Изначально justus titulus рассматривался как самостоятельный реквизит приобретательной давности, независимый от добросовестности. Даже при наличии добросовестности приобретателя невозможно было приобретение в собственность по давности владения вещи, приобретенной в результате сделки, которая, помимо отсутствия у отчуждателя права собственности, еще и совершена была при отсутствии одного из условий, необходимых для ее действительности, например, дееспособности отчуждателя. Таким образом, под justus titulus понималось такое основание приобретения, которое само по себе могло бы привести к приобретению владельцем права собственности, если бы последнее имелось у отчуждателя. Впоследствии многие римские юристы отказались от такого строгого толкования понятия justus titulus, признав достаточным для приобретательной давности того, что приобретатель имел объективные основания предположить, что тот способ, которым он приобрел владение вещью, дает ему и право собственности на нее. То есть, достаточным для приобретательной давности был признан и мнимый титул(titulus putativus), который, по сути, может быть признан составной частью такого реквизита приобретательной давности, как добросовестность владения, хотя некоторые различия между давностным владельцем, владеющим вещью на основании justus titulus, и владельцем на основании titulus putativus все же остались.

Поскольку допущение titulus putativus как основания приобретательной давности являлось хотя и распространенной, но партикулярной точкой зрения, не получившей всеобщего одобрения в среде римских юристов, Юстиниану пришлось законодательно закрепить два вида давности - ординарную, для которой justus titulus possessionis рассматривался как необходимый реквизит, и экстраординарную, для которой достаточным условием являлось наличие добросовестности при завладении, но сам срок приобретательной давности был увеличен.

Таким образом, в данном случае возможно ссылаться на истечение срока приобретательской давности.

 

Задача 7.

Скульптору некто заказал портрет своей жены и предоставил для этой цели мрамор. Между тем скульптор получил более выгодный заказ изваять скульптурный портрет императора. Не имея под рукой материала, он использовал мрамор первого заказчика. Тот, увидев результат, согласился принять и оплатить скульптуру императора. Скульптор возражал, упирая на то, что собственником изделия должно считать мастера, «вдохнувшего в безжизненный камень душу». Заказчик настаивал на том, что собственность должна принадлежать тому, кто предоставил материал, ибо в основе всякой духовной деятельности лежит «грубая материя». Как решали этот спор римские юристы? Что думаете об этом вы? Существенно для решения спора то, что материалом, переданным скульптором, мог быть не мрамор, а медь, золото, серебро? Как решался данный вопрос в праве Юстиниана?

Решение задачи 7.

Понятие спецификации (изготовление новой вещи (nova species) из одной или нескольких других) было известно римскому праву. Юридическое затруднение, когда создатель новой вещи воспользовался материалом, принадлежавшим другому лицу римские юристы разрешали по-разному. Юристы-сабинианцы, последователи стоиков, по учению которых материал (materia) доминирует над формой, держались воззрения, что собственник материала оставался собственником вещи и в ее новом виде. Прокулианцы, следуя Аристотелю и перипатетикам, считали форму доминирующей и существенной, тогда как материя была вещью побочной, придаточной и несуществующей, пока не получит формы. Поэтому новая вещь принадлежит на правах собственности своему создателю, собственник же материала имеет к последнему actio furti (иск из воровства об уплате штрафа) и condictio furtiva(о возвращении владения), а при невозможности возврата об уплате вознаграждения. В праве Юстиниана возобладало среднее мнение, по которому новая вещь принадлежит собственнику материала или спецификатору, в зависимости от того, может ли она быть обращена в прежнюю форму или нет. Таким образом, вопрос о материале является существенным. Если статуя, изготовленная из меди, золота или серебра могла быть переплавлена, то мрамор не подлежит восстановлению в прежней форме. Таким образом, в данном случае статуя останется у скульптора, а собственник материала вправе претендовать на возмещение его стоимости. По праву Юстиниана спецификатор становился всегда собственником новой вещи, если он к чужому материалу прибавил частично и свой собственный. Разумеется, и при таком решении спецификатор обязан возместить собственнику стоимость переработанного материала. Являлась ли добросовестность спецификатора условием приобретения права собственности, источники не указывают.

 

Задача 8.

Может ли случиться, что исполнение законно, но противоречит добрым нравам? Как должен поступить мудрый судья?

Решение задачи 8.

Ответственность за умышленное неисполнение обязательства наступает всегда; это положение носит императивный, принудительный характер, и оно не может быть устранено предварительным соглашением сторон. Celsus putat non vaiere, si convenerit ne dolus praestetur (D. 50. 17. 23). (По мнению Цельза, недействительно (предварительное) соглашение об устранении ответственности за умысел.)

А потому, если продавец заведомо продал заложенного чужого (раба), то хотя бы было оговорено, что продавец не принимает на себя ответственности по этому поводу (neve eo nomine quid praestaret), тем не менее следует оценить убытки, причиненные его умыслом (D. 19. 1. 6. 9. Помпоний). Последующие поколения юристов основывали это положение на том, что – haec conventio contra bonam fidem contraque bonos mores est et ideo nec sequenda est (D. 16. 3. 1. 7). (такое соглашение противоречит доброй совести и добрым нравам и потому не имеет силы.)
Если основное обязательство недействительно, как противоречащее добрым нравам, то и условие о неустойке недействительно. Невозможное условие влекло за собой недействительность договора: в отношении завещания большинство юристов склонялось к тому, чтобы такое условие считать ненаписанным.

Условие, далее, не должно противоречить закону и добрым нравам. Как пример Павлом приводится договор обручения, в котором обусловлена неустойка на случай, если от вступления в брак откажется та или другая сторона. Inhonestum visum est vinculo poenae matrimonia obstringi (D. 45. 1. 134. pr.) (Показалось недобропорядочным связывать брак узами неустойки.)

Учитывая изложенное, исполнение противоречащее добрым нравам, считается неисполнимым.

 

Задача 9.

По смерти наследодателя, не оставившего завещания, не оказалось законных наследников, и на наследство стали претендовать дальний родственник умершего и его эманципированный сын. Кому отдаст предпочтение претор?

Решение задачи 9.

Преторская bonorum possessio, отражавшая в ходе своего развития постепенный распад старой земледельческой семьи и последовательное вытеснение агнатического родства родством когнатическим, построенным на кровной связи, была закреплена edictum perpetuum. Преторский эдикт устанавливал четыре разряда наследников.

Первый разряд unde liberi - все дети умершего и лица, приравнивавшиеся к детям. В этот разряд входили: sui, emancipati, т.е. эманципированные дети умершего, а также in adoptionem dati, т.е. дети, отданные им в усыновление, если к моменту смерти наследодателя они были освобождены от patria potestas усыновителя. Таким образом, уже в этом разряде наряду с агнатами наследодателя наследуют его когнаты. Наследники более близкие по степени родства и здесь устраняли наследников дальнейших степеней родства. Внуки и другие нисходящие детей наследовали и здесь по праву представления.

Призвание к наследованию эманципированных детей вызвало к жизни ряд специальных положений: эманципированные дети обязаны были при наследовании вносить в наследственную массу все свое имущество (collatio bonorum emancipati), которое и поступало в распределение между всеми наследниками в составе наследственной массы. Таким способом устранялась несправедливость, которую создавало бы уравнение в наследственных правах эманципированных детей, обладателей собственного имущества, с неэманципированными, весь продукт труда и все приобретения которых поступали при жизни paterfamilias в состав имущества последнего, т.е. в состав наследственной массы.

В то же время призвание к наследованию эманципированных сыновей ухудшало положение детей этих сыновей, остававшихся in patria potestate деда: пока эманципированные не наследовали, внуки наследодателя были его sui heredas, теперь их устранял от наследования их отец, как более близкий родственник paterfamilias. Между тем труд внуков также содействовал образованию имущества умершего. Ввиду этого Юлиан при пересмотре эдикта включил туда новое постановление - nova clausula luliani или edictum de coniungendis cum emancipato liberis, в силу которого эманципированный сын обязан был разделить свою наследственную долю пополам со своими детьми.

Таким образом, претор отдаст предпочтение эмансипированному сыну.

 

Задача 10.

Некто отказал часть своего наследственного имущества казне (фиску) на сооружение общественных зданий, часть- погребальной коллегии и часть финансовой корпорации, к которой принадлежал. Какая из названных организаций не может быть отказополучателем?

Решение задачи 10.

Наряду с назначением наследника в завещании могли содержаться отказы: распоряжения о выдаче наследником известных сумм или вещей определенным лицам, о выполнении наследником определенных действий в пользу третьих лиц. Таким образом, создавалось сингулярное преемство, т.е. преемство в отдельных правах наследодателя без возложения на преемника каких бы то ни было обязанностей. Отказ действителен, только если наследственные долги покрыты.

Древнейшей формой отказов были так называемые легаты. В старом цивильном праве легаты были подчинены целому ряду формальностей: они могли быть установлены только в завещании; исполнение их возлагалось на назначенного в завещании наследника. Возложить легаты на наследника ad intestato было невозможно, ибо завещание было недействительно без heredis institutio.

Виды легатов.

Легат должен был быть установлен в одной из определенных четырех форм, каждая из которых создавала и особое правовое положение легатария:

(1) Legatum per vindicationem, который устанавливался обыкновенно словами "do, lego", напр.:

"Lucio Titio hominem Stichum do, lego". В такой форме устанавливалось в пользу легатария право собственности на определенную вещь или сервитут, которые возникали для легатария непосредственно в момент принятия наследства наследником, так что легатарий мог немедленно предъявить rei vindicatio (при установлении сервитута - actio confessoria), откуда и название легата.

(2) Legatum per damnationem, который устанавливался словами: "Heres meus Lucio Titio centum dare damnas esto" и возлагал на наследника обязанность исполнить то, что было отказано. Легатарий мог осуществить свое право при помощи manus iniectio, позднее при помощи actio ex testamento.

(3) Legatum sinendi modo, по-видимому, разновидность legatum per damnationem: наследник обязан был не мешать легатарию взять то, что последнему было отказано.

(4) Legatum per praeceptionem, природа которого не ясна, но который чаще всего считают разновидностью legatum per vindicationem.

В императорское время формализм установления легатов был ослаблен. Senatusconsultum Neronianum (I в. н.э.) установил, что в случае ошибки в выборе формы легат будет иметь силу legatum per damnationem. Наконец, после того, как отпали установленные выражения для institutio heredis, были отменены и перечисленные выше формы установления легатов.
Таким образом, финансовая корпорация, в которой состоял некто, не может быть отказополучателем.

 







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.