Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







КЛАССИФИКАЦИЯ ЦЕН И ИХ СИСТЕМА





КЛАССИФИКАЦИЯ ЦЕН И ИХ СИСТЕМА

Соотношение цены и количества проданного товараА на рынке

Цена (Price) за единицу товара А в денежном выражении Спрос (Quantity)-количество проданного товара А

Используя данные, приведенные в табл. 1, можно построить кривую спроса DD (рис. 1)*. По оси ОХ отложены объемы продаж некоторого товара X, по оси OY— цены на единицу данного товара.

Кривая спроса DD раскрывает связь между ценой (Р) и количеством товара (0, которое будет приобретено покупателем по данной цене. Кривая спроса показывает, что между ценой товара и его количеством устанавливается обратно пропорциональная зависимость. Чем выше цена, тем меньше товаров по этой цене может быть куплено. Увеличение количества товара в продаже вызывает снижение цены на него.

Если изменяется цена товара (Рх), то при прочих равных условиях изменяется величина спроса на него и движение идет по кривой спроса.

Если допустить, что в какой-то период времени все факторы, кроме первого, в выражении (1) неизменны, то объем спроса реально будет зависеть только от изменения цены. Таким образом осуществляется переход от общей функции спроса к функции спроса от цены Qdx =f(Рх)

 

В случае изменения других факторов (кроме цены) изменяется сам спрос и, следовательно, положение кривой спроса: при падении спроса кривая спроса сдвигается вниз и влево (DD), а при его повышении — вверх и вправо (D1D1).

Таким образом, «изменение в спросе» нельзя смешивать с «изменением объема спроса». Изменение объема спроса означает движение по кривой спроса, тогда как изменение в спросе выражается в смещении всей кривой спроса влево или вправо.

На изменение спроса влияют многие неценовые факторы. Наиболее существенное воздействие на поведение покупателей оказывают следующие из них.

Цены взаимосвязанных товаров

Объем спроса на любой конкретный товар будет зависеть от изменения цен на взаимосвязанные товары. Конечный результат влияния изменения цены одного товара на объем спроса на другой товар зависит от того, являются ли эти товары взаимозаменяемыми или взаимодополняемыми.

Если увеличение цены одного товара влечет за собой рост объема спроса на другой при каждом значении цены, такие товары являются взаимозаменяемыми (товары-субституты). Повышение цены натовар-субститут сдвигает кривую спроса данного товара вправо.

Если увеличение цены одного товара вызывает снижение объема спроса на другой, такие товары являются взаимодополняемыми (комплиментарными). Увеличение цен на дополняющий товар сдвигает кривую спроса на данный товар влево.

Уровень денежных доходов покупателей

Когда доход потребителя растет, он начинает больше тратить денег на потребление товаров. Его спрос повышается на многие товары, но не на все.



Нормальный (полноценный) товар—этотакойтовар, объемспросанакоторыйувеличиваетсясростомдоходаприкаждомзначениицены.

Низший (малоценный) товар — это такой товар, объем спроса на который падает с ростом дохода. Низшими являются товары (или блага), для которых существуют альтернативы, обладающие более высоким качеством или большими удобствами. Так, по мере того как доходы растут, семьи отказываются от потребления макарон, картофеля, хлеба и получают необходимые калории из более полноценных продуктов питания, таких как рыба дорогих видов, мясо и др. С приростом доходов потребителей возрастает объем спроса при каждом значении цены, что графически изображается как сдвиг кривой спроса на нормальный товар вправо, а кривой спроса на низшие товары — влево.

Вкусы и предпочтенияпокупателей

Это важнейший фактор, определяющий объем спроса на любой товар, который формируется под воздействием общества с его культурным и образовательным уровнем и рекламы. Например, борьба общества с курением или усиление антиалкогольной пропаганды вызовет определенное снижение спроса на эти социально опасные товары. Однако привычки и традиции в обществе меняются довольно меделенно, а мода — достаточно быстро. Но независимо от причины, вызвавшей изменение вкусов, кривая спроса сдвигается.

Потребительские ожидания

Ожидания потребителей будущего повышения цен, увеличения доходов и дефицита товаров на рынке вызывают увеличение объема спроса в данный период. И наоборот, ожидание будущей распродажи товаров, снижения доходов или появления большего разнообразия товаров-субститутов приводит к сокращению текущего спроса. Я

Количество покупателей

Увеличение на рынке числа покупателей с постоянным средним доходом сопровождается ростом объема спроса на любой товар при всякой цене. Кривая спроса при этом переместится вправо.

Вопросы для самопроверки

1. Сформулируйте закон спроса.

2. Какие факторы влияют на изменение спроса?

3. Объясните понятия «изменение в спросе» и «изменение объема спроса».

4. Сформулируйте закон предложения.

5. Назовите неценовые факторы, воздействующие на изменение предложения.

6. Что показывает равновесная (рыночная) цена?

7. Дайте определение понятию эластичность.

8. Что дает предпринимателю знание эластичности спроса?

9. Как ценовая эластичность влияет на общую выручку фирмы?

10. Назовите факторы, воздействующие на цены.

11. Охарактеризуйте влияние финансово-кредитной сферы на уровень и динамику цен.

12. Какое влияние оказывают потребители товаров на принятие фирмой ценовых решений?

13. В чем сущность горизонтального и вертикального фиксирования цен?

14. Рассмотрите влияние конкуренции на уровень цен.

15. Охарактеризуйте среду, цены в которой контролируются рынком, фирмой, правительством.

Сущность риска

В имеющейся литературе неоднозначно трактуется понятие рис­ка, его элементов и черт. В результате дискуссий в экономической науке сложились, в основном, две теории риска: классическая и неоклассическая.

Классическая теория, виднейшими представителями которой являются Миль и Сениор, при исследовании предпринимательской прибыли различают в структуре предпринимательского дохода две составляющие: а) процент как доля на вложенный капитал, б) плата за риск как возмещение возможного риска, связанного с предпринимательской деятельностью. Согласно этой теории, риск отождеств­ляется с ожиданием потерь, которые могут произойти в результате реализации того или иного решения. С экономической точки зрения, риск в этой теории — ничто иное, как возможный материальный ущерб, который может быть нанесен выполнением того или иного решения.

Такое толкование риска является односторонним. Оно повлекло за собой разработку другой теории, которая была названа неоклас­сической. Эта теория возникла в 20—30-е годы нынешнего столетия в Англии и Франции. Ее представителями являются ученые Найт, Мар­шалл (Англия) и Лигу (Франция).

Эта теория основана на следующих положениях: предприятие (или фирма), которое работает в условиях неопределенности и прибыль которого является случайной переменной величиной, должно руководствоваться в своей деятельности двумя критериями: размером ожидаемой прибыли и величиной ее возможных колебаний. Согласно этой теории, поведение предпринимателя обусловлива­ется концепцией так называемой предельной полезности. Это озна­чает, что если нужно выбрать один из двух вариантов инвестирова­ния капитала, дающего одинаковую предпринимательскую прибыль, то следует выбирать тот из вариантов, в котором колебания прибы­ли будут меньшими.

Из этой теории риска следует, что верная прибыль всегда имеет большую полезность, чем прибыль того же ожидаемого размера, но связанная с возможными колебаниями.

В настоящее время в своем первоначальном виде ни одна из этих теорий не используется. Наиболее признаваемой является неокласси­ческая теория риска, но с определенными дополнениями, внесенными в нее Кейнсом, который:

1)впервые систематизировал существовавшие теории риска и дал подробную классификацию предпринимательских рисков;

2)дополнил неоклассическую теорию фактором «удовольствия», который состоит в том, что предприниматель в ожидании большей прибыли скорее всего пойдет на больший риск.

В экономической литературе риск рассматривается с точки зрения возможного материального ущерба, связанного с реализацией хозяй­ственных, организационных, технических решений, с авариями, сти­хийными бедствиями, банкротством, уменьшением ценности акций, денежной единицы и т.д., а также — с точки зрения принятия реше­ний, связанных с извлечением прибыли или дохода.

Существуют два противоположных взгляда на природу риска. Во-первых, риск понимается как неудача, опасность материальных финансовых потерь, которые могут наступить в результате реализации выбранного решения. Во-вторых, риск отождествляется с предполагаемой удачей и извлечением прибыли.

Впервые наиболее общее определение риска дал Найт: риск — это образ действий в неясной, неопределенной обстановке.

Риск — это ситуативная характеристика деятельности, которая может иметь неопределенный исход и неблагоприятные последствия в случае неуспеха.

Эти определения в большей мере относятся к понятию риск в целом. Об экономическом же риске следует говорить как о процесс принятия решений в условиях неопределенности с учетом как экономических, так и политических, нравственных, психологических и других последствий, главным образом неблагоприятных.

Ситуации риска — ситуации, которые не имеют однозначного исхода или решения, но обязательно требуют выбора одного из нескольких вариантов.

Экономический риск — это деятельность субъектов хозяйственной жизни, связанная с преодолением неопределенности ситуации неизбежного выбора, в процессе которой имеются возможности оценить вероятности достижения желаемого результата, неудачии отклоне­ний от них по всем рассматриваемым вариантам.

В процессе хозяйственной деятельности при принятии решений следует: 1) учитывать степень вероятности достижения нужного результата и вероятность отклонения от него; 2) пытаться выявлять возможности реализации своих решений, чтобы предотвращать неблагоприятные последствия.

Различают двефункции риска — стимулирующую, защитную.

Стимулирующая функция имеет два аспекта: конструктивный и деструктивный. Первый аспект проявляется в том, что риск при реше­нии экономических задач выполняет роль своеобразного катализато­ра, особенно при принятии инновационных инвестиционных решений. Второй аспект проявляется в том, что принятие и реализация решений с необоснованным риском ведут к авантюризму. Авантюра — разно­видность риска, объективно содержащая значительную вероятность невозможности осуществления задуманной цели, хотя лица, принимающие такие решения, этого не осознают.

Защитная функция также имеет два аспекта: историко-генетический и социально-правовой.

Содержание первого аспекта состоит в том, что люди всегда сти­хийно ищут формы и средства защиты от возможных нежелательных последствий. На практике это проявляется в создании страховых, резервных фондов, страховании предпринимательских рисков. Сущ­ность второго аспекта заключается в необходимости внедрения в хо­зяйственное, трудовое, уголовное законодательство категорий пра­вомерности риска. Впервые нечто похожее было в уголовном законодательстве СССР и союзных республик, где предусматривалось понятие хозяйственного и профессионального рисков и регламенти­ровалось освобождение от уголовной ответственности в связи с ними.

В российском законодательстве не содержится информации об экономическом риске. В результате представление об ответственности несколько размыто в случаях, когда отрицательные последствия про­исходят, с одной стороны, вследствие обоснованного риска, а с дру­гой — вследствие некомпетентности хозяйственного руководителя.

Оценка риска. Процесс оценки риска включает в себя три этапа:

1)выявление возможных вариантов решения проблемы;

2)определение возможных экономических, политических, мораль­ных и других последствий, главным образом негативных, которые могут наступить в результате реализации решения;

3)интегральная сторона риска, которая в свою очередь состоит из двух взаимосвязанных аспектов — качественного и количественного.

Основным является количественный аспект оценки риска. Тем не менее принято считать, что нецелесообразно осуществление решений, которые при их соответствии количественным параметрам оценки не отвечают качественным параметрам риска. Такой подход принято считать технократическим.

Существуют три основных критерия количественной оценки риска.

Суть первого состоит в том, что решения, выбираемые в ситуации риска, должны прежде всего оцениваться с позиции вероятности достижения предполагаемого результата и возможного отклонения от поставленной цели.

С математической точки зрения, риск будет равен разности между ожидаемым результатом действия при наличии точных данных обстановки и результатом, который может быть достигнут, если эти данные не определены. По общему правилу считается нецелесообраз­ным принятие решений, вероятность реализации которых составляет 0,4—0,5, т.е. решений, риск которых измеряется вероятностью 0,5— 0,6 и выше.

С финансовой точки зрения, риск может быть трех степеней: 1) допустимый риск, связанный с потерей прибыли в случае нереали­зации решений; 2) критический риск, связанный с возможностью не­получения (потери) выручки или дохода; 3) катастрофический риск влияющий на ликвидацию позиций фирмы, на возможность ее платежеспособности; такой риск является прямой предпосылкой банкротства фирмы.

Второй критерий количественной оценки риска состоит в том, что лучшим будет то решение, которое в существующих условиях обеспечивает достижение нужного результата при меньших затратах по сравнению с другими вариантами.

Суть третьего критерия заключается в том, что лучшим будет то решение, на реализацию которого затрачивается меньше всего времени.

Степень риска определяется как произведение ожидаемого ущерба и вероятности того, что этот ущерб произойдет. В этом случае степень риска выразится формулой:

R = Y1 • B1 + (Y1+Y2) *B2,

где Y1 и Y2 — величины возможного ущерба в случае нереализациирешения в абсолютном выражении соответственно для I и II вариантов;

B1 и B2 — вероятности того, что ущерб произойдет, и того, что решение не будет реализовано, соответственно для I и II вариантов.

Экономический риск состоит из двух слагаемых — суммы возможного ущерба, понесенного вследствие неверного решения, и расходов, связанных с реализацией этого решения.

Покажем это на примере.

Требуется выбрать лучший из вариантов, связанных с производством продукции.

Показатели I вариант II вариант
1.Предлагаемая себестоимость единицы изделия 2.Объем выпуска изделий 3.Возможная неполученная прибыль 4.Расходы по доставке продукции   5 млн руб. 900 млн руб. 150 млн руб.   5,3 млн руб. 375 млн руб. 50 млн руб.

 

I вариант

R1= 5 • 900 = 4500 млн руб.

R2 = 900 +150 = 1050 млн руб.

_________________________

5550 млн руб.

 

II вариант

R1 =5,3 • 950 = 5035 млн руб.

R2 = 375 + 50 = 425 млн руб.

________________________

5460 млн руб.

Как видно, экономически более выгодным является II вариант. Фактор риска является важным стимулятором активных действий фирмы в области изучения рынка, повышения эффективности ее дея­тельности, изыскания производственных резервов.

Принятие любого решения, в том числе и экономического, без эле­ментов риска не обходится.

 

 

КЛАССИФИКАЦИЯ ЦЕН И ИХ СИСТЕМА









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.