Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 7. . Культура средних веков.





Цель и задачи лекции: Выявить особенные черты средневекой культуры и доказать насостоятельность оценки времени средних веков как времени мракобесия и темноты.

План:

7.1. Истоки средневековой западноевропейской культуры. Мировоззрение человека в Западной Европе в средние века.

7.2. Христианский храм –модель мира.

Литература:

1. Культурология: учебник для студентов ВУЗов. Под ред. Г.В.Драча. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2009.

2. Культурология. История мировой культуры. Под ред. Марковой А.Н. – Москва, ЮНИТИ, 2002.

3. Багдасарьян Н.Г. Культурология. – М., Высшее образование, 2007. Габитов 4. Т.Х. Введение в культурологию (на каз.яз.) Алматы. 1995 г.

5. Габитов Т.Х., Муталипов Ж.М., Кульсариева А. Культурология. Алматы, Раритет, 2001.

6. Габитов Т.Х., Байтенова Н.Ж., Кульсариева А. и др. Культура и цивилизация. Алматы, 2006.

7. Костина А.В. Культурология. – М., КНОРУС, 2008.

8. Кравченко А.И. Культурология. – М., Проспект: 2007.

 

Ключевые слова: религия, ересь, институт монашества, рыцарская культура.

1.Средневековая эпоха – это период не имеет общепринятых хронологических рамок. Во многом это определяется различными взглядами и место данной эпохи в истории западной Европы, культуру их народов.

До настоящего времени существует точка зрения на средние века как на период некоего провала в культурном развитии между античностью и Новым временем. Этот взгляд был сформирован еще в эпоху Возрождения и получил более полное обоснование в творчестве просветителей. Лишь в условиях кризисных явлений, поразивших западную цивилизацию на рубеже 19-20 столетий, ученые – культурологи стали постепенно отходить от господствовавшей в науке оценки на основе более всестороннего изучения несомненно противоречивой и многообразной культуры средневекового мира.

Сегодня можно с известной долей вероятности считать, что период Культуры раннего и классического средневековья охватывает по меньшей мере 10 веков, с 5-поконец 14 веков, с момента падения Западной Римской империи до момента активного формирования культуры Возрождения. Период раннего Средневековья занимает период с 5 – 11 м вв., а классического 12- 14 вв.

Основными чертами данного периода являются процесс формирования европейской общности народов, складывание феномена западно – европейского христианского типа культуры на основе повсеместного распространения христианства.

Христианство возникло в условиях тяжелого социально-экономического кризиса, охватившего рабовладельческие устои Римской империи и на ее излете в 4 в. становится гос. религией в Риме. Первоначально в 1 в. н.э. христианство еще не знало церковной организации. Институт священства заменяли пророки, учителя, апостолы, проповедники, которые выходили из числа рядовых верующих и отличались в общей их массе харизмой.

Харизма – от греческого харизма – милость, божественный дар - понималась как способность, дарованная духом, к пророчеству, учительству, совершению чудес, исцелению и т.п.

Искусство и архитектура: художественное творчество средневековья также испытало сильное влияние церкви. Средневековый художник был призван отображать лишь совершенство миропорядка, строго следуя все более ужесточавшимся церковным канонам. Характерно в этой связи распространенное название художника – геометр, которое лишь в 14 в. было заменено на аджест (художник). И, тем не менее, универсальные каноны церкви накладывались на специфику национальных культур, что выражалось в особенностях архитектурных форм в разнообразии приемов изобразительного искусства. Подтверждение этого следует считать применение нескольких стилей, характеризующих архитектуру средневековья.

Для западной Европы периода раннего средневековья был характерен романский стиль, особенно получивший развитие с конца 10 в. Светские постройки романского стиля отличаются массивностью форм, узкими оконными проемами, значительной высот башен, так как они выполняли функции фортификационных сооружений. Те же черты массивности характерны для храмовых сооружений, которые изнутри покрывали настенные росписи- фрески, а с наружи - ярко раскрашенные рельефы. Рыцарский замок, монастырский ансамбль, церковь – вот основные виды романских сооружений, дошедшие до наших времен. Характерными образцами романской архитектуры являются собор Нотр- Дам в Пуатье, соборы в Тулузе, Орсинвале, Велезе, Арне(Франция), соборы в Оксфорде, Вичестере, Нориче (Англия), в Лунде (Щвеция) и.т.д.

Для росписи и скульптуры романского типа характерно плоскостное двухмерное изображение, обобщенность форм, нарушение пропорций в изображении фигур, отсутствие портретного сходства с оригиналом, напряженная выразительность. Изображения исполнены строгостью, зачастую крайне наивны.

К концу Х11 в. романский стиль сменяется готическим.

Расцвет его относится к Х11-ХУвв. Эпоха готики совпала со временем становления и развития городских центров в период Классического Средневековья. Первые храмовые постройки готического стиля, ставшие образцом для более поздних сооружений, характеризуются уносящимися ввысь стройными колоннами, собранными как бы в пучки и раскрывающимися на каменном своде; огромными вытянутыми вверх окнами, украшенными витражами и непременной «розой» над входом в храм. В основе общего плана готического храма лежит форма латинского креста.

Снаружи и изнутри сборы украшались статуями, рельефами, витражами, живописью, подчеркивавшими наиболее характерную черту готики – устремленность ввысь. Таковы были готические соборы в Париже, Шартре, Бурже, Бове, Аменье, Реймсе (Франция).

Несколько отличались соборы Англии, для которых были характерны большая протяженность и своеобразное пересечение стрельчатых арок сводов. Наиболее яркими образцами готического стиля Англии являются Вестминстерского аббатство в Лондоне, соборы в Солсбери, Йорке, Кентербери и др.

Переход от романского стиля к готике в Германии был более медленным, чем во Франции и Англии. Этим объясняется наличие большого количества сооружений электрического стиля. Недостаток строительного камня, особенно в северных районах Германии, вызвал к жизни кирпичную готику, распространившуюся достаточно быстро по всей Европе. Первым кирпичным готическим храмом была церковь в Любеке (Х111в.)

В Х1Ув. Возникает новая техника – пламенеющая готика, для которой было характерно украшение здания каменным кружевом, т.е. тончайшей резьба по камню. К шедеврам пламенеющей готики можно отнести соборы в городах Амбере, Амьене, Аласоне, Конше, Корби (Франция).

Готическая архитектура выдвинула новые требования к скульптуре и живописи. Появляются круглая скульптура, изображение становится более реалистичным, богаче палитра красок.

Литература: в ажным элементом художественной культуры Средневековья было литературное творчество. Высокого развития достигает устная поэзия. Лучшими образцами ее являются произведения героического эпоса Англии и Скандинавии. Крупнейшее произведение героического эпоса Англии «Поэма о Беовульфе», созданная около 700г. и повествующая о ратных подвигах мужественного, справедливого и бесстрашного витязя Беовульфа.

Памятник скандинавского эпоса – «Старшая Эда» представляет сборник древненорвежских и древнеисландских песен и сказаний о героях. Эти произведения исполнялись певцами-музыкантамию.

Весьма важный элемент устного творчества – саги, сохранившие память народа о действительных исторических событиях («Сага о Ньяле», «Сага об Эгиле», «Сага об Эрике Рыжем» и др.)

Еще одно крупное направление художественного творчества – рыцарская литература, получившая повсеместное развитие в период Классического Средневековья, в условиях феодальной раздробленности. Героем ее был воин-феодал, совершающий подвиги. Наиболее известны «Песнь о Роланде» (Франция), рыцарский стихотворный роман «Тристан и Изольда» (Германия), «Песнь о Нибелунгах» (Германия), «Песнь о моем Сиде» и «Родриго» (Испания) и др.

К западноевропейской рыцарской литературе относится и распространена рыцарская лирическая поэзия, воспевшая образцы верности даме сердца, ради которой рыцари подвергли себя всевозможным испытаниям с риском для жизни. Поэты-певцы, прославившие в своих песнях рыцарскую любовь, в Германии назывались миннезингерами (певцы высокой любви), на юге Франции – трубадурами, а на севере страны – труверами.

Весьма значительными явлениями в литературном творчестве средневековой Европы была поэзия вагантов (от лат. – бродить), родиной которой считается Франция. Вместе с появлением не церковных школ в Х11в. и возникает данная субкультура – в форме поэтического творчества учащихся этих школ, бродивших по городам и весям. Особенностью творчества вагантов была его яркая антиклерикальная направленность, что безусловно вызывало ответные репрессивные меры со стороны церкви.

2.Влияние религии на культурную жизнь. Для характеристики состояния средневековой культуры необходимы комплексное рассмотрение и оценка достижений различных ее отраслей. Религиозное миропонимание, как уже отмечалось, было основано на требовании подавления плоти и освобождения духа (философия аскетизма). На практике не представлялось возможным полное устранение рациональной человеческой деятельности, в силу чего церковь создает достаточно прочную систему регламентации общественной жизни путем ограничения ее проявления различными правилами, предписаниями, обычаями и т.п.

Так постепенно вместе с распространением и укреплением позиций христианства и католической церкви религия становилась в центре всего социокультурного процесса, подчиняя и регламентируя основные его сферы. Расцвет данного типа культуры пришелся на период Классического Средневековья.

Неудивительно, что в период иерархии сфер средневековой культуры бесспорное лидерство имело богословие (теология), в рамках которого осуществлялось распространение идеи христианства, воспитание священнослужителей, разработка эффективных методов воздействия на человека.

Остальные сферы культуры так или иначе призваны были служить богословию, существовать в рамках выдвигаемых теологией доктрин и постулатов. Теология сыграла последнюю роль в защите официальной церковной доктрины в области догматики и культа от многочисленных ересей (особое вероучение) возникновение которых относится ко времени раннего средневековья и без учета которых нельзя представить социокультурную ситуацию этого времени.

Среди наиболее распространенных ранних ересей можно выделить монофизитство (отрицало учение о двойственной, богочеловеческой природе Христа), нестроианство (доказывало положение о самостоятельно существующей человеческой природе Христа) и.т.д. Еретические движения классического средневековья носили достаточно ярко выраженный сословный характер, отражали интересы в основном малоимущих сословий, выступали против церковного землевладения, церковной десятины и. т п., проповедовали философию аскетизма.

Римско–католическая церковь с момента своего оформления активно боролась с распространением ересей. Среди различных методов борьбы сними в период классического средневековья наибольшее распространение получила инквизиция (от лат. Ingusitio – розыск), действовавшая с 13 века как регулярный церковный суд. Террор был направлен инквизицией не только против еретиков, но и против различных проявлений вольнодумства, колдовства, знахарства и т.п.

Не менее устрашающими были публичные казни, сожжения еретиков

Институт монашества: монастыри были превращены в подлинные центры средневековой культурной жизни, образования, воспитания, науки. Так в 529 г. в период раннего средневековья Бенедикт Нурсийский основал католический монашеский орден в Монтекассино (Италия) по образцу монастырей на Востоке, поставив задачу накопления знаний и развития науки. Монахи этого монастыря вскоре стали известными врачевателями, и фармацевтами, научившие выращивать лекарственные растения и изготавливать лекарственные средства.

Главную роль в становлении системы образования сыграли школы, находившиеся в 5-9 вв. в руках церкви. Цель школы была подготовка служителей церкви, которая составляла программы обучения и осуществляла отбор учащихся. Наряду с изучение богословских наук в церковных школах в наследство от античности остались предметы светского образования- грамматика, риторика, диалектика с элементами логики, арифметика, геометрия, астрономия, музыка.

1088 г. на основе Болонской юридической школы был открыт первый университет (с лат. universitas –совокупность, общность).

В 12 – 13 вв. возникают университеты в других странах Западной Европы. В Англии первым был университет в Оксфорде 1167 г. вторым университет в Кембридже 1209 г. Первый университет Франции был основан в Париже 1160г. Это был типичный средневековый университет где преподавание велось на латинском языке, поэтому здесь могли обучаться студенты всей Европы. Церковь достаточно успешно осуществляла контроль за преподаванием в университетах. Так по ее требованию из университетов изгонялись неугодные ей преподаватели, а богословы занимали привилегированное положение среди коллег.







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.