Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Из военной истории российской психологической науки: 1941-1945





О.Е. Серова

(ФГБНУ «Психологический институт Российской академии образования»)

В статье представлены результаты историко-психологической реконструкции научной деятельности в годы Великой отечественной войны Психологического института – ведущего научно-образовательного центра России тех лет.

На базе материалов архивных фондов РАО, МГУ и коллекции документов ПИ РАО с возможной полнотой восстановлена подлинная история научно-практических разработок отечественных психологов периода 1941-1945 годов в их преемственном отношении к фундаментальным направлениям научной психологии довоенного времени.

Научная деятельность Психологического института (до 1943 года) представлена в классификации по 6 направлениям: разработка общих проблем военной психологии (1), специфики восприятия в боевых условиях (2), психологических основ формирования навыков военного дела (3), психофизиологических условий восстановления функций, нарушенных в результате ранений (4), влияния мозговых травм на высшие психические процессы (5), проведение просветительской и консультативной работы (6). Показано, что научные и прикладные аспекты исследований ученых института в русле военной психологии отличали качественный общепсихологический фундамент и личностно ориентированный подход. Воин как средоточие духовных сил – вот суть того понимания, в котором виделся ученым-психологам ключ к объяснению и преодолению экстремальных военно-психологических явлений.

По итогам многолетней историко-психологической реконструкции были сделаны выводы, констатирующие, что отечественные психологи защищали Родину не только на фронте с оружием в руках, но сражались с врагом и силой научной мысли: повышали боеспособность советских солдат путем совершенствования психологических методов ведения боя; создали научную систему маскировки советских городов, промышленных объектов, боевого личного состава, военной техники; разработали средства нейропсихологической и личностно ориентированной реабилитации раненых; создали систему методов информационного противостояния антигуманной идеологии фашизма; сформировали комплекс психологических средств нравственно-патриотического воспитания военнослужащих, руководящих работников, рабочих предприятий разного профиля, сотрудников научных учреждений, педагогов, учащихся вузов и школ; осуществляли консультативную и научно-методическую помощь представителям различных регионов психологического сообщества; проводили образовательную и просветительскую работу, направленную на распространение и популяризацию научно-психологических знаний.

Установление тесной взаимосвязи и непосредственной преемственности психологических исследований военного и довоенного времени развенчивает миф о неготовности советской психологической науки к войне и недостаточности арсенала разработанных ими эффективных военно-психологических средств и методов.

Ключевые слова: московские ополченцы, академическая психология, военная психология, сила духа воина, восприятие в боевых условиях, психология маскировки, восстановление нарушенных функций, личностно-ориентированный подход, просветительская деятельность, нравственное самосознание современного общества.

 

 

Проведениепсихолого-реконструктивных исследований, направленных на восстановление подлинной истории научных изысканий и научной жизни в Психологическом институте в разные периоды его более, чем вековой жизни, являются важным направлением научно-исследовательской деятельности сотрудников группы истории отечественной психологии «Научный архив Психологического института». По глубокому убеждению сотрудников группы,восстановление подлинной истории отечественной науки по своему значению намного превышает задачи собственно научного исследования, выступая важным и актуальным методом формирования нравственного самосознания современного российского общества.

Результаты многолетней историко-психологической реконструкции, осуществленной на базе документальных источников научных архивов РАО, МГУ и ПИ РАО, итоги которой были подведены в юбилейном 2015 году, позволили в достаточно полном объеме восстановить канву значимых событий научной деятельности Психологического института в годы Великой Отечественной войны и имена ученых, сумевших защитить, сохранить и преумножить достижения отечественной психологической науки в годину страшных испытаний.

Среди героев-фронтовиков, научных сотрудников Института, были и кадровые военные, такие как С.Н. Ермишкин и Г.В. Сапрыкин, и совсем неопытные молодые люди; одни из них отслужили от первого до последнего дня войны – А.З. Редько, М.Ф. Морозов, В.Н. Колбановский, Ф.Н. Гоноболин, С.Ф. Жуйков, Д.Б. Эльконин, И.Н. Ицков, другие попали на линию фронта позже по достижении призывного возраста – Н.И. Крылов, А.М. Матюшкин, Т.А. Репина, И.П. Рыбаков, К.М. Шоломий.

Сотрудники Института, не подлежавшие воинскому призыву в силу возраста, состояния здоровья, наличия высоких ученых степеней, добровольно встали в ряды ополченцев. Было установлено, что первым записался и затем организовал запись коллег в ополчение старший научный сотрудник И.И. Волков. Теперь мы знаем, что в 8-ой дивизии ополченцев Краснопресненского района Москвы (на территории которого находился Психологический институт) воевали не только рабочие промышленных предприятий центра столицы, профессоры и студенты ГИТИСА, Московской консерватории, актеры Театра Революции (о чем можно прочитать в распространенных источниках), но и ученые Психологического института: Ф.Н. Шемякин (был назначен начальником одного из батальонов дивизии), Л.М. Шварц (заместитель директора по науке, молодой талантливый ученый), выдающиеся российские психологи, профессоры Б.М. Теплов, А.А. Смирнов, А.И. Богословский, А.В. Веденов, П.И. Размыслов, старшие научные сотрудники Ф.И. Музылев, И.И. Волков, А.Л. Малиованов, аспиранты И.Н. Массарский и М.П. Борисов.

К октябрю 1941 года планы НИР были скорректированы: в новых экстремальных условиях в ряду психологических дисциплин доминирующее положение заняла военная психология, приобрели иной целевой ракурс продолжающиеся научные работы. Так, в ходе работ, до войны направленных на исследование феномена утомления, теперь изучались результаты воздействия различных средств по борьбе с утомлением в условиях военных действий.

Методологический анализ рукописных материалов архива Н.А. Рыбникова (руководившего работой института в Москве до 1942 года (Приказ, 1942) показал: научный подход отечественных психологов основывался на убеждении, что, несмотря на огромную роль техники в условиях ведения современной войны, решающее значение в плане успешности боевых действий принадлежит человеку, силе его духа, силе его сопротивления. Потому в первую очередь в исследованиях по военной психологии предполагалось раскрыть психологическую природу «морального фактора» и выявить стимулы к его формированию, изучать личность человека и его поведение в бою, выработать систему методов, направленных на воспитание нравственных качеств, необходимых воину (Рыбников,1942). Воин как средоточие духовных сил – вот суть того понимания, в котором виделся ученым-психологам ключ к объяснению экстремальных военно-психологических явлений.

В целом исследовательскую деятельность Психологического института 1941–1943 гг. возможно классифицировать по 6 направлениям: разработка общих проблем военной психологии (1), проблемы восприятия в боевых условиях (2), психологических основ формирования навыков военного дела (3), психофизиологических условий восстановления функций, нарушенных в результате ранений (4), влияния мозговых травм на высшие психические процессы (5), проведение просветительской и консультативной работы (6).







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.