Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







From the military history of Russian psychological science: 1941-1945





 

O.E.Serova

(FSSI "Psychological Institute of the Russian Academy of Education")

 

The article presents the results of historical psychological reconstruction of scientific activity of Psychological Institute (the leading scientific-educational center of Russia of those years) during the Great Patriotic War.

Based on document collections and materials of archival funds of Psychological Institute of Russian Academy of Education and Moscow State University the true story of the scientific-practical development of native psychologists in the 1941-1945 years period in their succession attitude to the fundamental directions of the pre-war time scientific psychology was restored with possible plenitude.

The scientific activity of the Psychological Institute (till 1943 year) was presented by 6 directions: development of common problems of military psychology (1), the specificity of the perception in combat conditions (2), psychological foundations of military skills (3), psychophysiological conditions of restoration of functions discorded as a result of injuries (4), the impact of brain injuries on a higher mental processes (5), educational and consultative work (6). It is shown that scientific and applied aspects of scientists’ research of the Institute in the course of military psychology featured the quantitative general psychological foundation and the personality oriented approach. A warrior as a locus of spiritual energies is the essence of the understanding, in which scientists psychologists saw the key to explain and overcome extreme military psychological appearances.

According to the results of the many years historical psychological reconstruction, following conclusions were done: native psychologists defended the Motherland not only at the front with weapons in their hands, but fought with the enemy by the power of a scientific thought. They enhanced the combat capability of the Soviet soldiers through improvement of psychological methods of combat. The scientific system of masking the Soviet cities, industrial establishments, military crew, and military equipment was created. The psychologist developed the means of neuropsychological and personality-oriented restoration for injured men and the system of information confrontation anti-human ideology of fascism as well. They formed the complex of psychological means the moral and patriotic education of military crew, managers, workers of different factories, scientists, teachers, students. Also they carried out advisory and scientific-methodical assistance to representatives of different regions of the psychological community and conducted educational work directed at disseminating and popularizing scientific psychological knowledge.

The establishment of a close relationship and the immediate continuity of psychological studies in the war and pre-war time deflates the myth about the unviability of the Soviet psychological science to the war and about the insufficiency of the arsenal of effective military psychological means and methods developed by them.

Keywords: Moscow militiamen, academic psychology, military psychology, strength of mind of a warrior, perception in combat conditions, psychology of camouflage, restoration of disturbed functions, personality-oriented approach, educational work, moral self-consciousness of modern society.

 

 


 

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОПАГАНДЫ И ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (1941 – 1945 гг.)

Деятельность студенческого психологического добровольческого

Отряда Северо-Кавказского филиала ФКУ ЦЭПП МЧС России в рамках всероссийского проекта «Психологи в годы ВОВ 1941-1945 гг.»

З. Х. Буздова

(Студенческий психологический добровольческий отряд

Северо-Кавказского филиала ФКУ ЦЭПП МЧС России)

В данной статье представлены материалы, найденные в архивном отделе г. Пятигорск и собранные посредством интервьюирования ветеранов Великой Отечественной Войны (далее – ВОВ) в рамках Всероссийского проекта «Психологи в годы ВОВ (1941-1945 гг.)». Проект направлен на выявление ранее неизвестных фактов об отечественной психологии в годы ВОВ.

Изучение деятельности психологов в годы ВОВ на территории Северного Кавказа ранее не проводилось. Также не найдено исследований

«житейской психологии», которая играла важную роль во взаимодействии между людьми, в оказании поддержки, что и определило актуальность работы.

Изучение ранее не опубликованных архивных документов и интервьюрование непосредственных участников событий 1941-1945 гг. на Северном Кавказе показало, что, несмотря на тот факт, что психология не была популярна в те годы, и не все знали, что это такое, тем не менее люди, сами того не подозревая, с большим успехом пользовались ей. Они поддерживали и восстанавливали дух патриотизма, проводили высокоэффективные агитационные мероприятия, тем самым оказывая поддержку, не только самим военным, но и их родным и близким.

Ключевые слова: интервьюирование, анализ архивных данных, агитмассовая работа, житейская психология.

Введение

Студенческий психологический добровольческий отряд Северо-Кавказского филиала Центра экстренной психологической помощи МЧС России принимает участие в исследовательской деятельности, в рамках проекта «Психологи в годы ВОВ 1941 - 1945 гг.». Целью данной работы стало выявление ранее неизвестных фактов об отечественной психологии в годы ВОВ. Психологи в годы войны решали довольно обширный спектр проблем. На территории Северного Кавказа в военные годы никто целенаправленно не исследовал «житейскую психологию», игравшую важную роль во взаимодействии между людьми. Это большой и значимый пласт в изучении психологии военных лет, требующий особого внимания.

Материалы и методы

Работа осуществлялась с использованием двух методов: анализ архивных данных и интервьюирование.

Работа осуществлялась добровольческим отрядом в Архивном отделе г. Пятигорска, психологами главных управлений МЧС России в республиках Северного Кавказа, а также студенческим и преподавательским составом «Института человековедения» Пятигорского государственного лингвистического университета. Большое количество информации содержится в книге «Ставрополье: правда военных лет. Великая Отечественная в документах и исследованиях» (Белоконь В.В., 2005). В книге содержатся не публиковавшиеся ранее документы из фондов Государственного архива Ставропольского края и Государственного архива новейшей истории Ставропольского края, а также научные исследования по истории Ставрополья в годы ВОВ.

Члены студенческого психологического добровольческого отряда совместно со специалистами Северо-Кавказского филиала ЦЭПП брали интервью у ветеранов ВОВ, большинство из которых, являлись сотрудниками эвакогоспиталей на территории Северного Кавказа. Всего было взято 11 интервью. С одной частью ветеранов беседа была проведена в телефонном режиме, с другой частью при личной встрече в домашних условиях.

 

Результаты

В ходе анализа архивных данных были найдены приказы, информационные отчёты, в которых содержится информация о психологической поддержке родственников погибших: «получаемые извещения на погибших военнослужащих необходимо вручить их семье через члена райисполкома или сельсовета после предварительной беседы и знакомства с членами семей погибшего, в практике прежней формальной техники вручения извещения имели место случаи тяжёлого заболевания или даже внезапной смерти жены или матери погибшего военнослужащего в момент отсутствия посторонней помощи (Белоконь В.В., 2005), «Правильно поняли свою роль колхозники колхоза им. Молотова Дмитриевского района, они окружили вниманием и заботой семьи военнослужащих своего колхоза, оказывая им материальную и моральную поддержку. Их примеры последовали все соседние колхозы района. … От семей военнослужащих в разные адреса поступают сотни писем с благодарностью за повседневную заботу и чуткое отношение к ним» (Белоконь В.В., 2005); о поддержании морального духа солдат и офицеров: «В первый же день бригада артистов приступила к своей работе по работе с раненными (больными). Несмотря на стеснённость условий работы в вагонах, концерты артистов вызвали чувство радости и благодарности у больных» (Белоконь, 2005), «…вы проявили к нам особую чуткость, посетив все палаты для лежачих больных и повторив там свои номера…» (Белоконь, 2005); о развёрнутой библиотеками агитмассовой работе: «Большое внимание уделялось организации библиотек в госпиталях, обслуживании призывных пунктов и части народного ополчения. Пропаганда военных знаний (поддержание духа патриотизма) проводилось, с помощью выставок военно-оборонной литературы, плакатов и монтажей на оборонные темы, и где возможно, лекций и докладов. Значительное число библиотек широко развернули агитмассовую работу. В Будённовской городской библиотеке была выделена специальная комната, оборудованная плакатами, портретами и лозунгами. Была сделана выставка с разделами: «У нас есть, что защищать», «У нас есть, кому защищать», «У нас есть, чем защищать». В центре города организовано агитокно, которое раз в неделю обновляется соответствующими плакатами и лозунгами. Минераловодская библиотека работала по обслуживанию детей эвакуированных детских домов. С первых же дней прибытия дети были окружены вниманием, снабжены новыми журналами, книгами» (Белоконь В.В., 2005), пропаганде военных знаний и поддержании духа патриотизма, которые поднимали трудящихся на священную борьбу с гитлеризмом, на самоотверженный труд во имя победы: «В общем деле помощи трудящихся Красной Армии работники искусства честно несут свою вахту. На передовой линии фронта, рабочим заводам, в шахту, и колхозный полевой стан - всюду они несут эмоциональное заострённое слово большевистской правды, высокими средствами искусства поднимая трудящихся на священную борьбу с гитлеризмом, на самоотверженный труд во имя нашей победы» (Белоконь В.В., 2005).

Следующим направлением исследования является - интервьюирование. Все ветераны, проявляли приветливость и были открытыми для диалога. В некоторых моментах интервью возникали сложности, связанные с возрастными изменениями. В ходе общения с ветеранами, был сделан вывод о том, что с психологами они не встречались и даже не слышали о них, роль «психологов» исполняли сослуживцы и близкие люди. В качестве реабилитационных процедур использовались лечебные грязи и минеральная вода.

Значимую роль в жизни людей занимал культ Сталина, с именем которого шли в бой, дынный факт, свидетельствует о том, что у людей в то время был высокий уровень идеологии: «… Да шли в бой, только за Родину и за Сталина! И вот вы знаете дух Сталина, как-то помогал нам…» (Самонова О.И., 2015). Патриотизм в сердцах людей формировали фронтовые песни: «А вы знаете, несмотря на то, что была война, у нас был организован ансамбль. Мы пели и плясали, развлекали раненных, не давали им грустить. У нас как-то была поддержка. Мы все поддерживали друг друга. И вот так мы всё время… Всё-таки концерты поднимали настроение у бойцов. У них после концерта, даже лица совсем другие были, такие весёлые все. Когда мы уезжали они грустили. Так что человек остаётся человеком.» (Самонова О.И., 2015), «Ну, у нас всякие мероприятия в госпиталях, несмотря на фронт, мероприятия были, красные уголки или как их там. Выступали, приезжали артисты, приезжала самодеятельность, поднимали дух бойцам. И отношения, родственные отношения, мы относились к ним как к родному брату, родной сестре, они не чувствовали чуждость, выздоравливали и опять в часть направляли» (Горлатова Е.П., 2015), чувство единства: «Дело в том, что она всегда говорила: была одна цель – изгнание фашиста! Все были в едином кулаке! Не было сплетен, раздоров, скандалов. Все были объединены одной целью - целью победы» (Горлатова Е.П., 2015), «Вы знаете, что у нас был очень хороший коллектив... очень хороший и нам делить было нечего... У нас была одна задача. Вместе мы были, вместе мы ходили, вместе воевали... Все дружно жили...» (Сизинцева М.Т., 2015) и любви к Родине: «С собой не считались, только работали – это основное, это всё для нас было. Тогда и поколение такое, мне кажется было. Всё для страны и страна – это основное, для нее всё делали» (Горбанева М.И., 2015), к людям: «Но я считаю, что я по натуре сильная, так что это, наверное, мне и помогало. Потому что я очень люблю людей, до сих пор люблю, ведь я до сих пор хожу в академический хор и пою» (Самонова О.И., 2015), «боевой дух восстанавливали только разговорами. Собирались… говорили. Со мной, часто беседовали» (Скилевая Н.М., 2015). Это и помогало им не сдаваться!

В ходе беседы эмоциональное состояние ветеранов динамично изменялось, при рассказе о событиях тех лет, в мимике, жестах, интонации прослеживалось переживание, боль от утрат и лишений которые несла с собой война. Некоторые из них улыбались и даже смеялись, рассказывая самые тяжёлые для них моменты войны, возможно, это выработанные с годами механизмы защиты.

Ветераны - это люди, жаждущие общения, и для них не составляет труда в тысячный раз рассказывать одно и то же. Они хотят поделиться тем, что пережили, тем, что чувствовали и тем, что чувствуют по сей день. Здесь действует не что иное, как закон, что: «Горе, разделенное с кем-то половина горя, а радость, разделённая с кем-то, радость вдвойне». При работе с этой категорией людей, можно получить высокую эмоциональную отдачу.

 

Выводы

Можно сделать вывод, что ни в одном архивном документе не было найдено упоминаний, свидетельствующих о работе психологов на территории Северного Кавказа. В ходе интервьюирования ветеранов войны упоминаний о деятельности психологов также обнаружено не было, поэтому внимание в данной статье акцентируется не на научной, а на «житейской психологии», играющей важную роль во взаимодействии между людьми. Ведь именно она помогала им поддерживать и восстанавливать дух патриотизма, проводить высокоэффективные агитационные мероприятия, тем самым поддерживая, не только самих военных, но и их родных и близких.

При обсуждении проделанной работы, члены студенческого психологического добровольческого отряда озвучили мнение, что нельзя просто так оставлять ветеранов. Было принято решение об их ежемесячном посещении для оказания посильной помощи и психологической поддержки.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Белоконь В.В. Ставрополье: правда военных лет. Великая Отечественная в документах и исследованиях» / В.В. Белоконь // Комитет Ставропольского края по делам архивов. Ставрополь: Изд-во СГУ, 2005. – 608 с.

Текст интервью ветерана войны, труженика тыла Горбаневой Марии Ивановны/ архив СКФ ФКУ ЦЭПП МЧС России, 2015. – 11 л.

Текст интервью дочери ветерана войны, труженика тыла Горлатовой Евгении Прокопьевны/ архив СКФ ФКУ ЦЭПП МЧС России, 2015. – 4 л.

Текст интервью ветерана войны, труженика тыла Самоновой Ольги Ивановны/ архив СКФ ФКУ ЦЭПП МЧС России, 2015. - 10 л.

Текст интервью ветерана войны, труженика тыла Сизинцевой Марии Трофимовны/ архив СКФ ФКУ ЦЭПП МЧС России, 2015. - 8 л.

Текст интервью ветерана войны, труженика тыла Скилевой Неониллы Михайловны/ архив СКФ ФКУ ЦЭПП МЧС России, 2015. - 7 л.

 







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.