Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Идеологическое и психологическое воздействие





В своей статьеИ.А. Каиров говорит о нравственном закаливании, то есть, приучении молодых людей с детства переносить трудности. Для этого необходимо развивать у молодежи стойкость по отношению к любым трудностям и способность отказаться от удовольствий для достижения цели. И.А. Каиров рекомендует не создавать для детей слишком безопасный «вакуум», в котором они не постигнут ни лишений, ни трудностей. «Ребенок, с детства испытавший жизненные трудности, не только сможет мужественно их перенести и бороться с ними вместе со взрослыми, но и понимать тяжелые переживания других людей» (Каиров, 1942). Кроме того, родителям необходимо быть честными с ребенком, никогда не скрывать от него правду. Если ребенок совершил дурной поступок, нужно осудить его, не боясь, что от наказания ему будет плохо.

И.А. Каиров (1942) указывает следующие методы для выработки привычки к мужеству: разъяснение, пример, поощрение и побуждение. Для того, чтобы человек стал мужественным, ему необходимо уметь понимать суть происходящего, свои задачи и пути достижения поставленной цели. Задача воспитателя – развить мышление ребенка и выработать у него твердые убеждения. Развивая в ребенке культуру ума, помогая ему постичь мир вокруг, воспитатель готовит почву для формирования сильной воли будущего взрослого. Смелость, отвага и воля воспитывались также на примерах благородной смелости, самоотверженности и мужества вождей коммунистической партии, Красной Армии, санитаров, а также простых людей (Коновалов, 1943; Яковлев, 1942, Феофанов, 1941). В школах проводились беседы, рассказы о деятельности выдающихся личностей, их подвигах, храбрости и отваге. Они вызывали чувство восхищения и удивления самоотверженным поступком бойца, а также гнев за смерть героя и желание дать отпор врагу. Кроме того, такие примеры вызывали потребность в самоуважении за счет уподобления герою. «Мужественные люди станут для молодежи живыми образцами для собственной жизни. Воспитание мужества надо проводить путем раскрытия (их) черт характера» (Каиров, 1942). На примерах бойцов также показывали, что их воля не была результатом совершения героических подвигов, но воспитывалась настойчиво и упорно с детских лет в учебе, труде, житейской борьбе. Не менее важно было родителям и учителям олицетворять пример мужества и бесстрашия.

Важнейшим фактором в победе над врагом стало чувство товарищества, воспитанию которого уделялось огромное внимание. Дети активно привлекались к общему труду, выполнению групповой работы. Интересна статья «Из опыта работы Харьковского детдома №1 имени Ф.Э. Дзержинского» Р.Г. Кириловского (Советская педагогика, 1949), в которой раскрывается представление о коммунистическом воспитании подрастающего поколения. Воспитанникам этого детского дома прививали важность дисциплины в качестве необходимого условия для достижения целей коллектива. Кроме того, именно коллектив считался той инстанцией, которая может и должна воспитывать отдельных нарушителей, поэтому дети очень дорожили авторитетом коллектива и боялись его осуждения. От воспитанников добивались выполнения любого задания, связанного с интересами группы, поэтому дети росли с чувством того, что интересы коллектива всегда выше интересов личных. В детских домах старшие ребята брали шефство над младшими и являлись помощниками воспитателей. Если с малышом что-то случалось и его вызывали на педсовет, то одновременно интересовались, кто являлся его наставником. Старший ребенок брал вину на себя и исправлял младшего. Таким образом, создавалась здоровая дружба старших и младших, а также прививалось чувство ответственности за другого.

Физическая подготовка

В статье «Мужество и его воспитание в наши дни» И.А. Каиров утверждает, что физическое закаливание ведет к укреплению организма и нервной системы в целом, делая человека более стойким и мужественным. И. А. Каиров предлагает приучать ребенка к физическим лишениям с раннего детства, закаливать его организм водой и холодом, следить за правильностью его питания, не изнеживать его и приобщать к физическому коллективному труду. Ребенок должен жить в простой обстановке, имея только необходимые вещи и ничего лишнего.

Военизированные игры являлись одним из лучших средств военно-физкультурной подготовки школьников. Мы нашли богатый материал по данному вопросу в статье Н. Озолина «Военизированные игры на местности» (Советская педагогика, 1943). Школьники перевоплощались в бойцов Красной Армии и со всей серьезностью отдавались игре. Благодаря подобным играм, ребята знакомились с основами военного дела, одновременно закаляясь и развиваясь физически. Во время военизированных игр школьники осваивали правила маскировки, бесшумного передвижения, преодоления естественных препятствий, учились сигнализировать, ориентироваться на местности, вести наблюдение. Такие игры способствовали воспитанию морально-волевых качеств, подготавливали будущих воинов. На экскурсиях, походах или прогулках, школьники знакомились с основами ориентирования на местности, развивали навыки следопытов. Руководитель старался донести до детей важность этих знаний, рассказывая, какое значение они имеют на фронте. Помимо этого, ребята обучались тому, как найти еду в лесу и в поле. После каждой игры обязательно проводился разбор – что было сделано хорошо, а что можно было бы сделать по-другому.

Военизированные игры делились на три категории: игры в походе, разведческие и боевые игры. Они имели большое значение для воспитания, развития и обучения человека. Кроме того, мы полагаем, что такие игры давали своего рода эмоционально-психологическую разрядку детям, так как они создавали ощущение причастности детей к победе над врагом.

Выводы

Таким образом, читая источники того времени, мы увидели несколько важных, актуальных и сегодня идей.

В Советском Союзе дети получали жесткое воспитание, дозволяющее лишения и трудности. Многие родители сегодня в воспитании ребенка проявляют повышенную опеку, ограждая его от проблем. Можно предположить, что чрезмерная забота о ребенке делает его несамостоятельным, безынициативным, тревожным, у него отсутствует самоконтроль. Часто именно с такими жалобами приходят к психологам.

Советские дети воспитывались посредством мощного воздействия положительных примеров. Мы сошлись во мнении, что сегодня нам не хватает критики «отрицательных героев». У современного подрастающего поколения слишком много свободы в мыслях и действиях. Сегодня важность пропаганды «положительных героев», имеющая широкое распространение во время Великой Отечественной войны, осознается далеко не всеми.

В Советском Союзе существовала мощная критика и враждебность по отношению к «чужакам». Таким образом, у человека не оставалось выбора – за кем ему следовать и кого считать образцом для подражания. Мы полагаем, что в наше время необходима пропаганда отечественной культуры для формирования любви к своему народу и своей Родине, одновременно с сохранением уважения к другим культурам и их традициям.

Также мы познакомились с военизированными играми, которые были распространены в воспитании советских школьников. Такие игры, по нашему мнению, развивают наблюдательность, ловкость, интеллект ребенка. Их актуальность очевидна в любое время, военное или мирное.

В целом, источники советского периода нашей истории предоставляют нам ценный материал о том, как воспитать смелого человека, преданного своей стране. Обилие пропаганды коммунизма в советской литературе, не должно стать препятствием к использованию этих ценных идей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Занков Л.В. Пути психологического исследования и преодоление буржуазных влияний// Советская педагогика. - №5. - 1949. - С. 62-71.

Каиров И.А. Мужество и его воспитание в наши дни// Советская педагогика. - №8-9. - 1942. - С. 6-15.

Кириловский Р.Г. Из опыта работы Харьковского детдома №1 имени Ф.Э. Дзержинского// Советская педагогика. - 1949. - №3. - С. 88-94.

Коновалов Н.А. Роль эмоций в боевом действии, воинская доблесть// Советская педагогика. - №7. – 1943. - С. 35-39.

Озолин Н.Г. Военизированные игры на местности// Советская педагогика. - №5 - 1943. - С. 33-37.

Рубинштейн М.М. Рождение героя (психологический очерк)// Советская педагогика. - №10. - 1943. - С. 43-48.

Феофанов М.П. Воспитание смелости и мужества// Советская педагогика. - №10. - 1941. - С. 60-65.

Яковлев В.А. Воспитание воли// Советская педагогика. - №3-4. - 1941. - С. 99-108.

 







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.