Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Анатолий Константинович Перов





Одним из таких ученых является Анатолий Константинович Перов – кандидат педагогических наук, основатель кафедры психологии в Свердловском государственном педагогическом институте (на данный момент Уральский государственный педагогический университет).

Анатолий Константинович Перов, ветеран Великой Отечественной войны, Отличник народного просвещения, проработал в СГПИ – УрГПУ около 30 лет, в том числе и проректором по научной работе, являлся одним из основателей кафедры психологии СГПИ, которой заведовал в течение 26 лет.

Путь педагога, ученого А. К. Перова начиналсяв 1928 году, когда он 19-летним юношей после окончания рязанского педагогического техникума был назначен инспектором рязанского УОНО (Отдел народного образования уисполкомов). После он поступил в Московский педагогический институт имени В.И. Ленина на педагогический факультет, который окончил в 1933 г.. С 1933 по 1936 годы работал в Уральском научно-исследовательском институте деткомдвижения в качестве научного сотрудника, преподавателя психологии и педагогики, в 1936-1938 годах – заместителем директора в Свердловском обкоме Ленинского коммунистического союза молодежи, завучем средней школы г. Свердловска, одновременно преподавал в пединституте. Осенью 1938г. Анатолий Константинович перешел на постоянную работу в Свердловский учительский институт иностранных языков (в 1941 году СУИИЯ вошел в состав Свердловского государственного педагогического института). В 1939 году зачислен аспирантом заочной формы обучения при кафедре психологии пединститута имени А. С. Герцена (г. Москва). Начал работу над диссертацией, определил общее направление темы – личность советского человека, мотивы его поведения.

В 1942 году, прервав работу над диссертацией, Анатолий Константинович Перов, добровольцем, как многие преподаватели и студенты СГПИ, ушел на фронт. Воевал в составе 1045 СП 79-й гвардейской дивизии 62-й армии, был командиром взвода и заместителем комбата. В Сталинграде получил ранение. Пуля прошла в миллиметре от нерва. За полтора фронтовых года дважды был ранен и контужен, демобилизован из армии осенью 1943 года.

Боевое крещение А. К. Перов принял в Сталинграде. Вчерашнему преподавателю, несколько месяцев проучившемуся на краткосрочных офицерских курсах, дали минометный взвод.

Позже Анатолий Константинович делился своими наблюдениями и воспоминаниями: «Мы в Сталинграде – о подвигах не думайте. Подвиг у нас – это труд. Так что работайте, ребята!». Работали без пересменки и «перерывов на обед» – один сплошной бой. И лишь отдельные эпизоды вспоминались более ярко. Перов вспоминал одну из первых атак на Мамаевом кургане: «Сигнал «вперед!»… Тело будто одеревенело, прилипло к земле. Кажется, никакая сила не оторвет. Вдруг – четкая мысль: «Я же не трус»… И злость: другие-то могут встать. И неожиданная решимость – словно пружиной вскинуло… После боя почувствовал: больше такое не повторится» (Игошев, 2011).

Наверное, каждый фронтовик ощущал, когда во что бы, то ни стало нужно преодолеть себя. Это касается и страха, и трудностей. Перов видел массу случаев, много записал в своих тетрадках во время пребывания в госпитале (просил раненых подробно описать свои ощущения во время атаки). Бои порой шли несколько суток подряд. Казалось бы, все силы на исходе – и физические, и моральные. И все-таки в нужный момент бойцы поднимались и шли в атаку, шли неудержимо, будто и не было предыдущих изнурительных дней. Или потом: спали на снегу, шинель промерзала и примерзала, а простудившихся не было. Когда Перов думал о причинах этой неимоверной стойкости, вспоминал слова замполита Потанина, который любил говорить, что, если в человеке нет идейного стержня, все его качества, даже самые лучшие, будут случайными и при первых трудностях улетучатся, как дым (Игошев, 2011).

На фронте Анатолий Константинович еще раз понял: не бывает унаследованной абсолютной смелости, как и врожденной законченной трусости. Эти чувства в той или иной мере присущи каждому человеку, так же, как и временные состояния отваги или испуга. Все дело в том, каким образом одни временные ощущения превратить в постоянные, а другие – изжить совсем. Об этом А. К. Перов и написал в диссертации, которую защитил в 1946 году в Московском институте психологии, определив и психологический механизм преодоления страха, и механизм воспитания боевого состояния у солдата. Тема диссертации звучала так – «Психология смелости и страха в связи с проблемой характера». Научным руководителем Анатолия Константиновича являлся Н.Д. Левитов. Левитов Николай Дмитриевич (17.04.1890 – 17.02.1972) – российский психолог, доктор психологических наук (1944), профессор, заслуженный деятель науки РСФСР, специалист в области педагогической и возрастной психологии, психологии труда и дифференциальной психологии. Николай Дмитриевич в своих работах отмечает важность постановки проблемы психических состояний, прежде всего с точки зрения изучения формирования черт характера. Попытку конкретно рассмотреть вопрос о развитии черт характера через временные психические состояния предпринял аспирант Левитова – А.К. Перов. Анатолий Константинович в своей диссертации исследовал возможность процесса формирования черт характера из психических состояний (Купрейченко, Штроо, 2012). Им подчеркивалось одно непременное условие, а именно: значимость состояния. Только в том случае состояние может закрепляться в системе поведения, если оно «существенно значимо» для человека. А.К. Перов прослеживает образование одной характерологической черты – мужественности из временного состояния. По мнению автора, во временном состоянии мужественности проявляются, прежде всего, процессы осознания необходимости поступать мужественно (Герасимова, 2001). Это интеллектуальная сторона состояния. Но в ходе рассуждений человек неизбежно переживает какое-то отношение к окружающему, и это составляет эмоциональную сторону состояния. Конкретные действия, направленные в сторону разрешения внутренних и внешних противоречий, а также осуществление самоконтроля составляет третью сторону психического состояния – волевую.

Анатолий Перов много времени, физических и душевных сил отдавал своему детищу – кафедре психологии. Со времени создания кафедры в 1946 г. и на протяжении 26 лет он руководил её работой. Большая эрудиция, неиссякаемая энергия, организаторский талант помогли ему создать творческий, сплоченный, работоспособный коллектив.

С января 1956 г. по октябрь 1962 г. Анатолий Константинович Перов работал проректором по научной работе, оставаясь на общественных началах заведующим кафедрой. Он много времени уделял учебно-методической и воспитательной работе со студентами. Лекции и практические занятия вел на высоком научном уровне с учетом специфики факультета, и они всегда вызывали интерес у студентов. А.К. Перов руководил дипломными и курсовыми работами, им были разработаны программы семинаров для студентов географо-биологического и педагогического факультетов по актуальным вопросам детской и педагогической психологии.

Работая в институте, Анатолий Константинович постоянно занимался научными исследованиями, в основном – изучением закономерностей процесса формирования у личности устойчивых качеств и мотивов деятельности, анализом взаимосвязи между психологическими процессами, состояниями и свойствами личности. Им написано по этой теме 66 работ, из них большинство опубликовано в центральных печатных изданиях, ученых записках и журналах (Журнал «Культфронт Урала», «Ученые записки» СГПИ, «Вопросы психологии»). А. К. Перов участвовал в работе 18-го Международного конгресса психологов, в четырех съездах психологов, всесоюзных совещаниях, межвузовских конференциях, вел большую общественную работу. С 1957г. он был заместителем председателя Уральского отделения Всесоюзного общества психологов; в течение многих лет являлся членом Совета ОБЛОНО (Отдел народного образования исполнительного комитета), Института усовершенствования учителей, членом областного бюро педагогической секции общества «Знание».

А. К. Перов награжден орденом Великой Отечественной войны II степени, орденом «Знак Почета»; медалями «За оборону Сталинграда», «За победу над Германией», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.», «25 лет Победы», «50 лет Советской Армии». За неутомимый труд в области народного просвещения (педагогический стаж – 40 лет) награжден знаком «Отличник народного просвещения» (Игошев, 2011).

Для того, чтобы узнать больше о личности Перова, мы связались с Рассоловой Татьяной Ивановной, которая работала в послевоенное время ассистентом кафедры совместно с Перовым. Судя по рассказу Татьяны Ивановны, Анатолий Константинович был добрым и отзывчивым человеком, проводил дополнительные занятия для студентов совместно с сотрудниками кафедры, сотрудничал с различными заводами в качестве консультанта.

Анатолием Константиновичем Перовым совместно с группой свердловских психологов (Ю. Г. Алексеев, Г. Я. Габов, Г. В. Ватолин, Т. И. Рассолова, Е. И. Семененко) изучалась взаимосвязь состояний и свойств личности в мотивах деятельности. Решая вопрос о целости духовного мира человека, А. К. Перов и его сотрудники пришли к необходимости изучения структуры духовной жизни личности и процесса изменения этой структуры (Воронова, 2008).

А.К. Перов занимался изучением формирования у личности устойчивых качеств и мотивов деятельности, взаимосвязи между психическими процессами, состояниями и свойствами личности. Многие исследователи в своих диссертациях ссылаются на кандидатскую работу Анатолия Константиновича.

В дальнейшем кафедра психологии, которой заведовал А.К. Перов, вошла в состав факультета психологии Уральского государственного педагогического университета – УрГПУ (в прошлом СГПИ).

В настоящее время научно-исследовательская работа в Институте психологии ведется в соответствии с комплексной темой «Психологические особенности и условия социализации личности». В рамках темы проанализирована научная литература, систематизированы научные сведения по проблеме социализации личности. Данная тема во многом соотносится с исследованиями А.К. Перова.

 

Выводы

Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что Анатолий Константинович Перов является ключевой фигурой в становлении психологической школы в Уральском государственном педагогическом университете. Период существенного подъема психологической науки наблюдается в послевоенные годы, после создания в 1946 году кафедры психологии в Свердловском государственном педагогическом институте. Глубина и широта познаний А.К. Перова, его военный опыт и наблюдения обусловили его продуктивный вклад в разработку различных отраслей психологии: военной, педагогической, социальной.

 

Список литературы

Воронова Е.Ю. Из истории психологических исследований индивидуальности человека на Урале // «Образование и наука» Известия Уральского отделения Российской Академии образования. Журнал теоретических и прикладных исследований. - №9 (57). - 2008. – С.83-92.

Педагогические династии: избр.очерки / Под ред. Б.М. Игошева – Екатеринбург УРГПУ, 2011. – С.88.

Перов А. К. Структура личности и диалектика взаимосвязи между психическими процессами, состояниями и свойствами // Вопр. психол. личности и труда. Мат. науч. конф. психологов Урала. – Свердловск.: - 1973. С. 79-89.

Психические состояния как общепсихологическая проблема: Хрестоматия // Сост. И. В. Герасимова – Владивосток: ДВГМА. - 2001. – С.53.

Психология индивидуальности: материалы IV Всероссийской научной конференции, г. Москва, 22–24 ноября 2012 г. / отв. ред. А.Б. Купрейченко, В.А. Штроо; Нац. иссл. ун-т «Высшая школа экономики»; Росс. гуманит. науч. фонд. – М.: Логос. - 2012. – С.22.

 

 







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.