Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Методы производственного обучения





РЕФЕРАТ

«Методы обучения в профессиональной школе»

 

 

ВЫПОЛНИЛ:

студент 2 курса ТФ

отделения «Профессиональное обучение»

Брандин В. М.

 

ПРОВЕРИЛ:

канд.пед.н., доцент

Мухорина Н.Б.

 

К О Л О М Н А 2012

Введение

Методы производственного обучения

Общие требования к методам производственного обучения

Словесные методы производственного обучения

Рассказ и объяснение

Письменное инструктирование

Инструктаж и беседа

Наглядные методы производственного обучения

Демонстрация объектов и наглядных пособий

Практический показ мастером трудовых процессов

Наблюдение учащихся

Практические методы производственного обучения

Метод упражнений

Лабораторно-практические работы и решение производственно-технических задач

Применение методов производственного обучения на занятиях

Заключение

Список использованной литературы


Введение

Современное профессиональное начальное образование отражает увеличивающееся требование общества и работодателей к уровню компетенции рабочих кадров, их нравственности, культуре, способности успешно строить свое будущее, и фактическим уровнем образования и развития выпускников образовательных учреждений профессионального начального образования. Политика России в области образования уделяет особое значение проблемам качества профессионального начального образования.

Это отражается в Программе модернизации российского образования. Суть состоит в том, чтобы "существенно актуализировать содержание и обеспечить качество профессиональной подготовки с ориентацией на международные стандарты качества, активизировать деятельность по укрупнению, интеграции профессий, решительно повернуть образовательные учреждения начального профессионального образования к потребностям рынка труда".

Учебные заведения системы профтехобразования остаются основными учебными заведениями, где готовят рабочих, массовых профессией. Правильный выбор и применение эффективных методов дидактических средств производственного обучения являются решающими, в осуществлении этой задачи. Необходимо, чтобы современный рабочий был подготовлен, обладал глубокими знаниями по профессии и умениями в производственной деятельности. В связи с быстрыми темпами развития технологий и существующей неопределенностью рынка труда человек встает перед необходимостью приобретать новые умения и квалификации в течение всей свой жизни. Во главе ставится формирование у человека умения и желания учиться. Таким образом, базовое образование - всего лишь необходимый минимальный фундамент, позволяющий перейти к более широкому образованию, которое будет способствовать в дальнейшем успешному трудоустройству и социальной активности человека. Сочетание знаний, умений и способностей должны позволить человеку выполнять профессиональную деятельность в современной трудовой среде и адаптироваться в изменившейся ситуации. Я хочу глубже разобраться в структуре методов профессионального обучения. Изучая этот вопрос, я постараюсь проанализировать как взаимодействует каждый метод с профессиональной педагогической деятельностью и сделать для себя выводы по правильному выбору метода в профессиональном обучении.

 

 

Методы производственного обучения

Общие требования к методам производственного обучения

Успешное проведение занятий с учащимися зависят от методов обучения, применяемых мастером производственного обучения.

Методы производственного обучения должны отвечать следующим требованиям:

1) Воспитывающий характер производственного обучении; политехническая направленность производственного обучения; 2) проведение обучения на основе производительного труда учащихся; 3) доступность и посильность обучения, учёт возрастных и индивидуальных особенностей учащихся; 4) сочетание наглядности и познавательно - творческим, развивающими, характером обучения; 5) систематичность и прочность усвоения знаний, навыков и умений в производственном обучении. Под методом производственного обучения следует понимать основные способы совместной взаимосвязанной деятельности мастера и учащихся, с целью достижения учащимися профессионального мастерства, воспитания у них добросовестного отношения к труду, развития творческих способностей.

Методы производственного обучения имеют свои особенности, отличающие их от методов теоретического обучения. Определяется, содержанием и организацией учебно-производственной деятельности учащихся в мастерских, на рабочих местах предприятиях. Это зависит и от разнообразия форм организации производственного обучения, характер профессий и других условий.

Если на уроках теоретического обучения преобладают фронтальные формы, когда преподаватель сообщает более или менее законченный учебный материал всем учащимся, то в процессе производственного обучения чаще всего приходится проводить занятия с отдельными подгруппами, звеньями и индивидуально. При выборе методов обучения следует исходить из того, что основными источниками информации учебного процесса является слово, устная и письменная речь, наглядность, и практическая деятельность. Можно выделить три группы методов производственного обучения: словесные, наглядные и практические.

К словесным методам относятся рассказ и объяснение, беседа, работа с технической литературой. Устное и письменное инструктирование. Производственные семинары.

Наглядные методы - показ мастером трудового процесса, приема, демонстрация различных объектов, пособий и средств, самостоятельные наблюдения учащихся.

Практические методы - упражнения в выполнении трудовых действий. Трудовых заданий, работ. В основе которых лежит самостоятельная практическая деятельность учащихся. Можно выделить в особую группу такие методы, как решение производственно - технических задач, лабораторно - практические работы, самострельное выполнение производственных заданий проблемного характера, а также обучение на стендах. Специалисты выделяют группу методов проверки и контроля знаний, умений и навыков в производственном обучении. С использованием таких приемов, как подготовка учащихся к наблюдению, расчленение трудового процесса. Изолированный показ отдельных элементов, замедление темпа рабочих движений, словесное описание и объяснение показываемого, демонстрация наглядных пособий, проверка восприятия с помощью вопросов, пробное выполнение действий отдельными учащимися.

Словесные методы производственного обучения

Рассказ и объяснение

Применение мастером словесных методов и методических приемов воздействия словом способствует полноценному усвоению учащимся производственно - технических знаний, развитию у них способности правильно воспринимать и осмысливать окружающую производственную действительность.

Рассказ, как словесный метод представляет собой изложение в форме повествования и описания изменений в ходе технологических процессов. Для эффективности рассказа применяют приёмы, поддерживающих внимание обучаемых: записи в тетрадях, выполнение схем, чертежей, графиков. При этом желательно, чтобы записи выполнялись учащимся не под диктовку, а самостоятельно. Во время рассказа возможно использование наглядных пособий, учащимся могут задавать вопросы для проверки понимания, ими сообщаемого материала.

Объяснение - это изложение, имеющее характер рассуждений и доказательств, обоснований тех или иных признаков, свойств предметов, а также явлений и процессов.

В ходе объяснения особенностей трудовой операции мастер дает анализ ее состава и структуры. Связывает новое с уже имеющимися у учащихся опытом. При этом объясняется особенности той или иной операции. Правила безопасности труда. Характер использования оборудования и другие вопросы, относящиеся непосредственно к практической деятельности учащихся.

Если учащийся не до конца понял суть основного объяснения, мастер прибегает к дополнительному разъяснению.

В ходе обучения редко приходится использовать разъяснения, относящегося к отдельным частым вопросам.

 

Письменное инструктирование

Наиболее распространенный вид работы с печатным текстом в ходе выполнения практических заданий и работ. Особенно широкого распространены такие варианты письменного инструктирования, как инструкционные карты, карты - задания, информационные карты.

При разработке инструкционных материалов следует учитывать. Что они не являются простой памяткой. А служат средством организации познавательной деятельности. При этом чисто текстовые, т.е. словесные инструкции лучше заменить картами со схематическими рисунком. Схемами, условными (кодовыми) обозначениями. Это не только сокращает размеры карт, но и способствует большой четкости в обозначении и запоминании последовательности действий.

Кроме письменных инструкций широко используются различные виды производственно - технической документации -чертежи, схемы. технические условия, технологические карты, инструкции по настройке наладке оборудования. В этом случае учащиеся должны уметь пользоваться дополнительной литературой, в частности техническими справочниками. В связи с этим необходимо объяснить правила пользования справочниками, показать, как находить в них требуемые данные. Как делать необходимые записи их расчеты по формулам и таблицам.

 

Инструктаж и беседа

Беседа - как самостоятельный метод обучения, применяется очень широко. Беседа позволяет легче. Чем путем устного изложения, научить учащихся правильно применять их знания и практический опыт, правильно применять их знания и практический опыт предоставляет большие возможности для развития внимания, любознательности, интереса к учебе. Условно различают 3 вида бесед.

Беседы по изучению нового материала. В таких беседах мастер, опираясь на знания, практический опыт и наблюдение учащихся. Подводит их к пониманию нового, к самостоятельным правильным выводам и обобщениям. Все основные положения мастер формулирует сам, но иногда они достаточно полно и правильно могут быть сформулированы в ответах учащихся, что обеспечивает не только усвоение новых знаний, но и способность самостоятельного решения производственно - технических задач.

Второй вид беседы. Проводимых для обобщающих повторений, решаются вопросы закрепления, углубления и систематизации знаний учащихся по определенной теме. По наиболее сложным вопросам специальные беседы проводятся для текущего повторения.

Третий вид беседы, проводимый для проверки знаний учащихся, используется при контроле и оценке результатов производственного обучения. Такие беседы нужно проводить в развернутой форме, когда все учащиеся вовлекаются в работу, задавая вопросы отвечающему. Исправляя и добавляя его ответы.

Беседы всех видов должны отвечать таким требованиям, как правильная организация вызов учащихся (необязательно в алфавитном порядке), побуждение учащихся к активному участию в обсуждении вопросов, Дифференцированный подход к более сильным, средним и отстающим учащимся при постановке вопросов соответствующей сложности.

Инструктаж -важнейшая форма методического руководства обучением в ПУ. В инструктаже сочетается различные методы обучения, но преобладает словесное изложение в виде объяснения, указаний и предостережений от ошибочных действий, вместе с тем широкого применяются показ приемов и средств наглядности. Натуральных объектов.

Инструктаж проводится как правило, для тех учащихся, которые уже имеют первоначальные знаний и навыки. Мастер инструктирует учащихся для того. Чтобы дать указания, как использовать имеющийся у них опыт и зеваний в новых связях и сочетаниях, обычно приближающихся к производственными условиям. Инструктаж должен иметь указания о возможных неполадках в работе оборудования, ошибках в выполнении действий, нарушениях правил технической эксплуатации, правил безопасности труда.

По мере обучения инструктаж становиться основной формой методического руководства учащимся со стороны мастера и становится все более кратким: даются лишь основные указания, все большее значение приобретает письменный инструктаж, т.е. письменные инструкции, побуждающие учащихся к самостоятельному принятию решений.

При использовании в ходе инструктажа приемов показа и демонстрации, не следует злоупотреблять наглядностью, чтобы инструктаж не превратился в занимательное зрелище.

Нельзя также превращать инструктаж в сплошные предостережения, вторые зачастую делаются "на всякий случай" Когда в информации о почти невероятных случаях последствий ошибок и нарушений могут потеряется действительно возможные в реальных условиях ошибки и неполадки.

 

Наблюдение учащихся

Развитие у учащихся способности правильно воспринимать производственно - технические явления и объекты можно только при умении самостоятельного наблюдения. Проведение самостоятельных наблюдений в ходе обучения требует от учащихся целенаправленного внимания, настойчивости и терпения, т.е. усилия воли. Опыт показывает, что даже при хорошей подготовки к проведению наблюдений. При наличии исчерпывающего инструктажа. Учащиеся. Тем не менее, допускают немало ошибок в ходе наблюдений. Чаще всего они обращают внимание, прежде всего на то, что бросается в глаза, проявляют нетерпение и непоследовательность. Делают необоснованные выводы из своих наблюдений

Задача мастера в этом случае учить их культуре наблюдения, проводя специальные упражнения с использованием наглядных пособий и тренировочных устройств.

Метод упражнений

Среди практических методов производственного обучения первостепенное значение имеют упражнения. Основа упражнений - целенаправленное и многократно проводимое под руководством мастера повторение изучаемых трудовых действий и приемов, цель которого последовательное их совершенствование в ходе овладения профессиональными навыками и умениями.

Практические упражнения приводят к постепенному формированию профессионального мастерства.

Упражнение в производственном обучении проводятся по определенной системе, когда каждое предыдущие упражнение подготавливает выполнение следующего, а следующие способствует усвоению нового и одновременно закрепляет предыдущие. Практика показывает, что начальные шаги в овладении навыком и умением, как правило, сопряжены со значительной затратой энергии, повышенной утомляемостью, поэтому результаты первых упражнений бывают очень неустойчивыми. Чем дальше, тем более согласованными и экономными становятся движения, снижается утомляемость. Прочнее закрепляются усвоенные навыки.

Для успешного выполнения упражнений, связанных с управлением механизмами и машинами, необходимо использовать теоретическое знания и приемы, которые требуют прочного овладения двигательными навыками. Поэтому целесообразно разно использование специальных тренировочных устройств. Типа тренажера для выработки таких элементарных двигательных навыков и умений.

Упражнения в выполнении трудовых процессов направлены на овладение сложными навыками и умениями, необходимыми для изучаемой профессии. Важное преимущество тренажерных устройств заключается в возможности воспроизводить различные производственные ситуации. При этом не исключаются возможности несчастных случаев, аварий и связанных с этим производственных потерь.

Тренажеры, применяемые для подготовки рабочих водительских профессий, позволяют не только формировать первоначальные навыки вождения. И но имитировать действия в сложных, порой опасных ситуациях, условиях уличного движения. Специальные приборы фиксируют на пульте все действия обучаемого что дает тому возможность реагировать на сигналы и вносить поправки и изменения в процессе выполнения приемов. А мастеру в зависимости от характера отклонений использовать соответствующие методические приемы: делать устные замечания, предупреждение, а иногда и останавливать упражнений и проводить дополнительный инструктаж.

Заключение

Выработать оптимальные методы обучения можно, исходя из глубокого анализа и уже имеющегося в памяти опыта построения занятий различных типов с использованием всевозможных вариантов применения всех групп методов.
Всегда важно помнить и учитывать возрастные особенности психологического и умственного развития учащихся. Проблема выбора методов обучения всегда будет актуальной, т.к. мир не стоит на месте, все совершенствуется, использование и развитие современных методов в обучении только облегчит труд преподавателя и поднимет уровень получаемого образования.

Раскрыв полностью тему методов профессионального обучения, я усвоил для себя, что является методом обучения. Акцентируя внимание на характере учебно-познавательной деятельности, на способах усвоения разных видов содержания, можно четко различить сущность каждого метода.

Любой метод обучения имеет ЦЕЛЬ, на которую он ориентирован, СОДЕРЖАНИЕ, которое можно рассматривать как совокупность приемов из которых метод состоит, вполне определенную ФОРМУ, в которой он реализуется наиболее эффективно. Все эти компоненты должны соотносится с дидактическими принципами и закономерностями обучения.

Ознакомившись со всеми методами, четко складывается структура выбора метода производственного обучения, а так же возможность ориентироваться и правильно определять каждый метод.

 

Литература

1)Э.Г. Скибицкий, И.Э. Толстова, В.Г. Шефель

МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

2)Никитина, Железнякова Основы проф. пед. деят-ти

Профессиональная педагогика

Новиков А.М. Под ред. С.Я. Батышева, А.М. Новикова.

4) http://www.anovikov.ru/books/prof_ped.pdf

РЕФЕРАТ

«Методы обучения в профессиональной школе»

 

 

ВЫПОЛНИЛ:

студент 2 курса ТФ

отделения «Профессиональное обучение»

Брандин В. М.

 

ПРОВЕРИЛ:

канд.пед.н., доцент

Мухорина Н.Б.

 

К О Л О М Н А 2012

Введение

Методы производственного обучения







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.