Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ДИНАМИКА ПОТРЕБЛЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ И ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ЦЕН





Динамика потребления населения и потребительских цен изучается с помощьюиндексного метода. Об индивидуальных индексах потребления населением отдельных товаров и услуг, в целом и надушу населения, упоминалось ранее (см. п. 6.4 данной главы).

Индексы общего физического объема потребления товаров и услуг по населению в целом и на душу населения в среднем рассчитываются в агрегатной форме следующим образом:

по товарам в целом по населению

на душу населения

по услугам в целом по населению

на душу населения

Вместе по товарам и услугам:

Долгое время считалось, что агрегатные индексы являются лучшей формой индексов. Действительно, а определенном смысле они более аналитичны: помимо оценки динамики интересующих нас показателей по ним легко определяется абсолютное изменение физического объема потребляемых населением товаров и услуг в стоимостном выражении - по населению в целом и в среднем на душу. Для этого находится разница между стоимостями продаж товаров и услуг в числителе и знаменателе индексов. Но применение агрегатного индекса предполагает наличие сопоставимых цен и тарифов и расчета стоимости всех продаж населению товаров и услуг отчетного периода в этих ценах и тарифах ( и ), что является проблематичным.

Наша практика вслед за международной статистикой решает эту проблему, применяя метод дефлятирования. Суть его заключается в пересчете стоимости продаж населению товаров и услуг отчетного периода в цены и тарифы базисного с помощью сводного текуще-взвешенного индекса потребительских цен как составного индекса дефлятора ВВП (дефлятор ВВП будет рассмотрен далее):

поскольку

Только потом становится возможным расчет агрегатного индекса:

Можно обойтись без сводного индекса потребительских цен, ограничившись индивидуальными индексами по отдельным товарам и услугам. Тогда применяется средний гармонический индекс физического объема в форме:

где - стоимость продаж отдельных товаров и услуг в отчетном периоде, нетрудно представить, что этот индекс тождествен агрегатному и отличается от него лишь формой.

Агрегатные индексы дают общую оценку динамики физического объема потребления населения, не выделяя значение индивидуальных индексов объема ( и ) и не показывая их роли в общем индексе. Эту задачу решают средние арифметические взвешенные индексы, а именно:

где

 

Именно данному индексу и отдается предпочтение в международной и зарубежной статистике (а теперь и в отечественной) при изучении динамики физического объема потребления. В них показатель структуры в качестве веса (d) определяется по материалам текущей статистики бюджетов домашних хозяйств и розничного товарооборота.

Одним из важнейших компонентов рыночной экономики выступает цена. Ее изменение служит бесспорным показателем изменения конъюнктуры рынка. Цена - отпускная стоимость товара, для определения услуг более приемлем тариф. Стоимость товаров и услуг в денежном выражении зависит от многих факторов: величины затрат (издержек), средней нормы прибыли и рентабельности, соотношения спроса и предложения на них, покупательной способности денег. В статистике потребления населения объектом исследования выступают потребительские цены - розничные цены на приобретаемые населением продовольственные и непродовольственные товары и тарифы на оказываемые услуги. Все в большей степени они приобретают рыночный характер, становятся свободными по мере укрепления рыночных отношений.

Основной задачей статистики цен и тарифов являются их наблюдение и регистрация изменений во времени. Статистикой наблюдаются цены и тарифы фактических продаж, т. е. рыночные цены и тарифы, всех видов и всех каналов реализации продукции (работ, услуг) как средств производства (оптовые цены), так и потребительских товаров и платных услуг (потребительские цены) отечественного производства и импортных.

В качестве инструмента для сбора первичной информации о потребительских ценах применяется Бланк регистрации цен и тарифов на товары народного потребления и платные услуги населению. Их регистрация проводится еженедельно на базовых предприятиях торговли и сферы услуг 400 выбранных городов России (всего же выбрано 800 населенных пунктов страны, где статистикой наблюдаются цены и тарифы на потребительском рынке непосредственно по месту продажи соответствующих товаров и услуг).

В их состав входят предприятия различных форм собственности и типов торговли, т. е. государственные предприятия и муниципальные, акционерные, частные, арендные, коммерческие и кооперативные, а также городские, в том числе и неформальные, рынки, По общему правилу информация о цене каждого товара (услуги) должна регистрироваться по понедельникам. На одном бланке записывается информация об одном товаре (услуге). Указываются также название и код товара (услуги), название и адрес торговой точки, страна производства, количество и единица исчисления объема товара, а также котировки цен в текущей и предыдущей неделях.

Регистрации подлежит фактическая цена конкретных товаров (услуг), имеющихся в свободной реализации, оплаченных наличными деньгами, которые включены в набор потребительских товаров и услуг.

Регистрация цен проводится по товарам (услугам) - представителям:

в столицах республик в составе России, краев, областей

еженедельно - по 288,

ежемесячно - по 559;

в районных центрах

еженедельно - по 49.

Отбор конкретных товаров (услуг) осуществляется с учетом регулярности их реализации и массового спроса. В случае исчезновения выбранного товара к следующему визиту регистратора он должен быть заменен на наиболее сходный товар, имеющийся в торговой точке или найденный на другом предприятии, но той же формы собственности. В целом замещение должно делаться через исключение данного товара из расчетов текущей недели и включение заменителя в индекс для использования в расчетах последующих недель.

По данным еженедельной регистрации цен в пределах каждой формы собственности рассчитываются средние цены на выбранные для наблюдения товары ( ), а соотношение средних цен отчетного и базисного периодов определяет динамику этих цен ( ). В целом по всем формам собственности (по государственным и муниципальным предприятиям торговли и сферы услуг; по предприятиям частной и смешанной форм собственности, включая коммерческие и кооперативные; по рынкам, включая неформальные) средний индекс цен товара (услуги) определяется с учетом индекса средних цен по каждой форме собственности. Если их значения по каждой форме собственности различаются несущественно, то сводный индекс исчисляется как средняя арифметическая путем деления простой суммы индексов средних цен на их количество. При значительном их различии средний индекс цен по товару (услуге) рекомендуется определять как средневзвешенный, с учетом доли каждой формы собственности в общем объеме продажи данного товара (услуги).

Состав наблюдаемого потребительского набора товаров (услуг) представителей и организация самого наблюдения определены Госкомстатом России (Положение о порядке наблюдения за изменением цен и тарифов на товары и услуги, определения индекса потребительских цен. - М., 1995).

Основные концепции построения индексов цен изложены в издании Международного валютного фонда "Международная финансовая статистика. Приложение по статистике цен" (Серия приложений №12. - Вашингтон: МВФ, 1986). Конкретная методология исчисления этих индексов рассмотрена в следующих работах: "Индексы потребительских цен. Источники и методы" (Париж, 1984. Департамент информации и статистики организации экономического сотрудничества и развития), "Индексы потребительских цен Европейского сообщества" (Люксембург: Евростат, 1989); Р. Торвей "Индексы потребительских цен: Методологическое руководство" / Международная организация труда (Пер- с англ. - М.: Финансы и статистика, 1993).

Мировая практика применения индекса цен руководствуется резолюцией XV сессии Международного статистического института (Брюссель, 1923 г.): "Индекс должен представлять движение стоимости набора определенных покупаемых или продаваемых предметов в определенном количестве в зависимости исключительно от изменения цен. В этом случае индекс есть относительная стоимость этого набора по отношению к величине его, исчисленной по ценам определенного основания".

В резолюции XIV Международной конференции статистиков труда по вопросам индексов потребительских цен (Женева, 1987 г.) его назначение определяется тем, чтобы измерять динамику общего уровня цен на товары и услуги, которые приобретает, использует или оплачивает базисное население для целей непроизводственного потребления. Он представляет собой последовательность оценок изменения в последующем периоде по отношению к предшествующему периоду цен фиксированного набора потребительских товаров и услуг постоянного качества и свойств, приобретенных, использованных или оплаченных базисным населением,

Отечественная статистика цен практически началась с 20-х гг. Широко использовались разнообразные индексы розничных цен с охватом государственной, кооперативной и рыночной торговли. Прежде всего это были индексы Конъюнктурного института, который возглавлял ученый-статистик Н. Д, Кондратьев (1892- 1893 гг.). Кроме того, индексы цен строились Госпланом, ЦСУ, ВСНХ, ВЦСПС и Центросоюзом. Эти индексы объективно и корректировали, и дополняли друг друга. Считалось и вполне обоснованно, что чем больше индексов, тем лучше. Это позволяло "внести больше света в тот мрак неизвестности, которым окутано движение товарных цен".

По форме эти индексы были преимущественно средними (арифметическими и геометрическими) с фиксированными весами в виде структуры товарооборота в различных отраслях торговли и определенными по материалам разных переписей тех лет. Были и агрегатные индексы цен. Таким, например, был бюджетный индекс цен Центрального бюро статистики труда, фиксировавший динамику цен бюджетного набора товаров рабочего. Поначалу и этот индекс был средним арифметическим взвешенным, причем вес каждого товара устанавливался пропорционально той доле, какую этот товар занимал по своей ценности в довоенном бюджете рабочего.

В целом отечественные индексы цен того времени мало чем отличались от индексов цен ведущих стран с развитой статистикой, что признавалось международным статистическим сообществом.

В конце 20-х гг. меняется общее отношение к цене. Из важнейшего показателя экономической конъюнктуры она превращается в инструмент, подчиненный плану ("плану диктатуры пролетариата"). В 1929 г. была ликвидирована на местах выборочная сеть регистраторов цен финансовых органов, что сделало невозможным дальнейшее исчисление индексов розничных цен Конъюнктурного института, и на некоторое время были вообще прекращены расчеты индексов розничных цен в стране.

Вскоре они появились вновь, но в агрегатной форме. Эта форма была объявлена всеобщей. С тех пор в нашей статистике индекс цен вычислялся по агрегатной форме с весами текущего периода, а именно

Текуще-взвешенный индекс вошел в историю статистики под именем его автора - Г. Пааше, предложившего его в 1874 г. У него ясный экономический смысл: индекс Пааше фиксирует не только динамику цен, но и абсолютное изменение стоимости товаров от изменения этих цен, а по сути, изменение суммы расходов у населения в силу этого (достаточно найти разность ). Поскольку расчет условного агрегата в знаменателе индекса ( ) не всегда возможен, применяется средняя гармоническая взвешенная форма индекса

которая до последнего времени и была у нас основной в статистических расчетах всех индексов цен, в том числе и розничных.

В основу расчета этого индекса бралась отчетная структура оборота и поставок в розничную и оптовую торговлю. В течение многих лет он охватывал около 1000 потребительских товаров, продававшихся в государственных и кооперативных магазинах и на колхозных рынках, а также около 300 различных видов потребительских услуг. Но до этого был период (с 30-хгг.), когда отечественная статистика цен отказалась от системы товаров (услуг) - представителей (что было характерным для 20-х гг., равно как и для всей мировой статистики и тогда, и потом) и перешла к их сплошному наблюдению.

Это было объявлено важным преимуществом советской статистики. Такое стало возможным, поскольку все розничные (и вообще все) цены были, по сути, государственными (прейскурантными), и любое их изменение происходило только в результате официального пересмотра действующего прейскуранта и установления новой цены, что оформлялось распоряжением соответствующего директивного органа (исключение составили лишь цены на колхозных рынках).

Цены и тарифы на платные услуги устанавливались республиканскими и местными органами. Индексы, следовательно, отражали государственную политику в ценообразовании, процесс жесткого регулирования цен. Сама же система наблюдения за потребительскими ценами строилась в основном на отчетах торговых предприятий о прейскурантных ценах. Как известно, 2 января 1992 г. в России была осуществлена либерализация цен, и в этих условиях метод наблюдения за прейскурантными ценами оказался неприемлемым.

Против текуще-взвешенного индекса цен нет принципиальных возражений, если не считать того, что приходится ограничиваться сопоставимым кругом товаров, используемых в качестве весов индекса. В условиях непрерывно происходящего обновления и расширения ассортимента товаров, изменений в структуре производства и потребления, в соотношении цен на отдельные товары, изменений их качества, что объективно присуще развивающейся рыночной экономике, круг сопоставимых товаров может сузиться до минимума, и тогда расчет его в такой форме теряет смысл. Кроме того, индекс розничных цен по формуле Пааше отражает не только фактическое изменение цен, но и весов, которые согласно данной формуле должны обновляться от периода к периоду. Следовательно, для сопоставления между собой различных периодов требуется постоянный их пересчет (или всего динамического ряда) в постоянных текущих ценах.

Эти особенности были присущи и первоначальному варианту комплексного индекса потребительских цен (ИПЦ) Госкомстата России (как показателя инфляции), основанному на 140 подиндексах розничных цен с весами, полученными по данным бюджетного обследования семей в 1991 г.

Оба индекса цен (розничных и потребительских) близки, особенно если в индекс розничных цен включены цены и тарифы на все платные услуги. В них применяются единая динамика цен на отдельные товары и услуги и (для первоначального варианта ИПЦ) одинаковые по своему характеру переменные, т. е. отчетные веса (коль скоро речьшла об индексе Пааше). Различия в их исчислении были связаны с различной системой взвешивания отдельных индексов. В индексах розничных цен - это отчетная структура розничного товарооборота, а в индексе потребительских цен в качестве весов на том этапе бралась тоже отчетная структура, но потребительских расходов семей по материалам бюджетных обследований. Тем не менее оба индекса количественно близки по своему значению, особенно если в обществе не происходят ценовые потрясения.

С "отпуском" цен отечественная статистика перешла на международную практику исчисления сводного индекса потребительских цен: основным стал базисно-взвешенный индекс цен Э. Ласпейреса, предложенный им в 1871 г. В агрегатной форме он имеет вид:

в форме среднего арифметического:

где - вес отдельного товара, т. е. доля потребительских расходов на него в общих расходах семей; очевидно, что .

В этом индексе в отличие от текуще-вэвешенного структура потребительских расходов населения по товарам, или уровень потребления в виде потребительской корзины, остается прежней - базисной, что позволяет оценить динамику потребительских цен в чистом виде. В целом результат, полученный по приведенной Формуле индекса, показывает, как изменились потребительские расходы населения на покупку товаров и услуг в зависимости от измененияцен на них при прежнем уровне их потребления. Его особенность и в том, что он позволяет выявить индивидуальную Динамику цен на включенные в набор товары-представители и через фактор доли ( ) определить количественное влияние каждого индивидуального индекса на общий индекс.

Такой метод расчета индекса корректен только за непродолжительный период времени, и если за это время не происходит существенных количественных и качественных изменений в структуре потребительских расходов. Поэтому применяется вариант формулы Ласпейреса с использованием расчетов индивидуальных индексов цен за два смежных периода (отчетного и предыдущего), что не меняет приведенной его формулы, а лишь уточняет базисный ее элемент (оговаривается, что и - цена и стоимость определенного товара за предыдущий период по отношению к отчетному). В таком виде он является основным индексом потребительских цен в России,

Индекс цен за длительный период определяется цепным методом, т. е. смыканием последовательных цепных индексов цен, что позволяет ввести новые товары или их заменить, когда появляется необходимость. Этот метод известен давно, он широко применялся и в отечественной статистике в 20-х гг. В нем используется подвижная, а не фиксированная база.

Идея цепного метода в индексных расчетах была выдвинута А. Маршаллом в 1887г., а само цепное правило изложено А. Флексом двадцать лет спустя. Метод элиминирует влияние расхождений между индексами и устраняет несовпадения при пересчетах индексов по другим основаниям (какие неизбежны при неподвижной базе). В свое время этот метод поддержал И. Фишер, но потом отмежевался от него, считая, что цепной метод подвержен постепенно накапливающейся погрешности, так как цепные индексы строятся по весам и ценам смежных периодов, и потому не должен применяться иначе, как в качестве возможного дополнения к системе с фиксированной базой.

Это замечание справедливо. Данная погрешность особенно влияет на длительные динамические ряды. Но альтернативы этому методу в подобных рядах нет, и речь может идти лишь о способах его применения для решения конкретных задач. Частая сменяемость товаров и их моделей в потребительском наборе вынуждает к использованию цепного метода в индексных расчетах. Нужна регистрация "живых" цен продаж. При замене товара на эквивалентный цены на него проходят двойную регистрацию по старому и новому товарам, что приводит к цепному методу. Двойная регистрация при перемене товара обеспечивает возможность закончить старое звено и начать новое, предохраняя цепь динамики от разрыва. Звено вычисляется делением последующей цены нового звена на предыдущую цену старого.

И. Фишер по-своему решил проблему различий в структуре потребительских расходов населения отчетного и базисного периодов, оказывающих существенное влияние на значение текуще- и базисно-взвешенных индексов потребительских цен. Он предложил "идеальный" индекс цен, вошедший в историю под его именем - индекс Фишера. Это средний геометрический индекс из индексов цен Пааше и Ласпейреса:

Очевидно, этот индекс лишен реального экономического содержания и представляет собой чисто математическую модель-Расчет его в нашем примере возможен лишь в тех случаях, когда структура потребительских расходов населения за два сравниваемых периода претерпела принципиальные, качественные изменения, что делает невозможным использование в качестве весов ни текущую, ни базисную структуры расходов. В практике международной статистики цен индекс Фишера применяется при оценке динамики цен внешней торговли и в двусторонних межгосударственных сопоставлениях.

Более чем 100-летняя дискуссия в статистике относительно применения базисно- и текуще-взвешенных индексов продолжается, только она больше перешла в русло практической применимости того и другого индекса при решении конкретных задач. При этом учитывается, что индекс Ласпейреса имеет тенденцию завышать увеличение цен, поскольку в течение периода, когда цены растут, потребители заменяют дорогие товары дешевыми. Индекс Пааше, наоборот, занижает реальные расходы потребителя в текущем периоде и потому имеет тенденцию занижать и динамику цен.

Расчет ИПЦ на федеральном и региональном уровнях производится по единой методологии в несколько этапов. Сначала определяются индивидуальные индексы цен по товару (услуге) по городу как частное отделения средних цен (отчетной и предыдущей недель). Затем на базе городских индивидуальных индексов цен и территориальных весов (удельного веса численности населения обследуемой территории в общей численности населения страны) определяются агрегатные индексы цен отдельных товаров, товарных групп и услуг в целом по региону, экономическому району, стране. Наконец, исходя из полученных агрегатных индексов по товарам и услугам и доли расходов на их приобретение в потребительских расходах населения находятся сводные индексы цен в целом по группам продовольственных, непродовольственных товаров и услуг, а также ИПЦ по региону, экономическому району, стране в целом. Как уже отмечалось ранее, расчет ИПЦ осуществляется по формуле среднего арифметического взвешенного индекса в варианте Ласпейреса.

Периодичность расчета ИПЦ - недельная, месячная, квартальная, а также нарастающим итогом за период с начала года: недельная - к предыдущей неделе, к последней неделе предыдущего месяца, к последней неделе декабря предыдущего года; месячная - к предыдущему месяцу, к соответствующему месяцу предыдущего года. нарастающим итогом с начала года, к базисному году (до 25- го числа текущего месяца на базе еженедельных ИПЦ производится оценка ИПЦ за месяц); квартальная - к предыдущему кварталу, к соответствующему кварталу предыдущего года, нарастающим итогом с начала года.

Окончательное значение ИПЦ за месяц, квартал, год определяется до 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. Расчет за месяц, квартал, период с начала года производится цепным методом, т. е. путем перемножения недельных (месячных, квартальных) индексов потребительскихцен.

По опубликованным данным, сводный индекс потребительских цен в стране показал их рост в 1995 г. по сравнению с 1990 г. в 4675 раз (рост среднемесячной заработной платы работающих в экономике составил за этот же период лишь 1433 раза).

ИПЦ составлял (%):

1996г. 1997г. 1998г. 1999г. (к декабрю)
    184,4 136,5

 

Сводный индекс потребительских цен нередко продолжают называть также индексом стоимости жизни. В этом качестве он и появился, так официально назывался в международной статистике. Действительно, индекс показывает, насколько изменились расходы населения на приобретение им фиксированного набора благ и услуг (потребительские расходы, или стоимость жизни) в отчетном периоде по сравнению с базисным при неизменном, базисном, уровне потребления. При таком подходе изменения базисно-взвешенного индекса цен могут вызываться только изменениями цен, но не переменами в структуре потребления в результате изменения доходов населения или появления новых товаров.

Первыми такими индексами у нас в 20-х гг. были, как отмечалось ранее, бюджетные индексы, разрабатываемые Центральным бюро статистики труда и Госпланом (были аналогичными зарубежным индексам стоимости жизни).Они назывались бюджетными, поскольку опирались на бюджетные обследования семей (семейных потребительских расходов), которые в большинстве стран проводятся в целях получения данных для оценки весов индекса стоимости жизни (это положение было записано еще в 1925 г в резолюции Международной конференции статистиков труда). В нашей стране бюджетный индекс исчислялся до сентября 1931 г. (дольше не смог выдержать "критики"), когда официальная статистика перешла к расчету индексов физического объема потребления, характеризующих уровень потребления населения в натуральном выражении.

Индекс потребительских цен (в том числе и бюджетный в прежней редакции) не является индексом стоимости жизни. Еще в 1924г, А. Конюс (1895-1990 гг.) отмечал неточность индекса для оценки стоимости жизни, поскольку он предполагает неизменность потребления благ при изменении цен на них, а это не соответствует действительности. Вследствие повышения или понижения отдельных цен потребление соответствующих товаров сокращается или увеличивается, не всегда изменяя общий уровень жизни. Отсюда и возникает вопрос: какие, базисные или отчетные, средние нормы потребления принимать за нормы взвешивания индекса?

При базисных весах индекс всегда несколько преувеличивает изменение стоимости жизни, так как в нем более вздорожавшие товары приобретают большее влияние на изменение индекса, нежели товары, менее подорожавшие или подешевевшие. В действительности же происходит обратное: потребление подорожавших товаров снижает индекс, а потребление подешевевших повышает его. По мнению А. Конюса, чтобы построить "истинный индекс стоимости жизни", необходимо установить функциональную зависимость между потреблением и ценами. Он считал, искомый показатель находится между бюджетным и индексами, взвешенными по нормам потребления базисного и отчетного периодов.

У других авторов позднее это звучало так: интересующий нас индекс должен измерять динамику стоимости жизни не как изменение стоимости фиксированной потребительской корзины, а как динамику затрат на покупку товаров и услуг некоторого гипотетического фиксированного уровня удовлетворения потребностей (постоянной полезности). Верхняя граница изменения такого индекса стоимости жизни устанавливается базисно-взвешенным индексом цен (формула Ласпейреса), нижняя его граница - текуще-взвешенным индексом (формула Пааше). В этом свете понятным становится предложение Фишером своего "идеального индекса", полученного в результате геометрического скрещивания обоих этих индексов.

Тем не менее оба индекса показывают лишь степень изменения общего уровня потребительских цен на тот или иной набор товаров и услуг, а это только один из аспектов многогранного процесса изменения стоимости жизни. Чтобы исключить возможное неправильное толкование исчисленных индексов, в конце 50-х - начале 60-х гг. в большинстве стран, исчисляющих индекс стоимости, произошло переименование этого показателя на более узкое по своему значению - сначала "индекс розничных цен", а потом "индекс потребительских цен". Новое название индекса стало официальным в методических и статистических публикациях Международной организации труда (МОТ). Методология же исчисления индексов осталась прежней - та же концепция фиксированного набора товаров и услуг (потребительской корзины) исходя из того положения, что характер потребления населения не претерпел каких-либо серьезных изменений. Отечественная статистика, освоив международную практику изучения динамики цен, также перешла к такому названию индексов, хотя в исследованиях они нередко используются и как индексы стоимости жизни.

Во многих странах изучение динамики потребительских цен и расчет их индексов проводятся с начала века. Координирующая роль в этих исследованиях принадлежит МОТ (при ней создан Консультативный комитет по расчетам ИПЦ). С интервалом примерно 20 лет проводятся международные конференции статистиков труда, где принимаются рекомендации по исчислению ИПЦ. О XIV Международной конференции в Женеве в 1987 г. уже упоминалось ранее.

В США ИПЦ, т. е. Consumer Price Index (CPI), исчисляется Бюро статистики труда, и это один из самых важных статистических показателей, публикуемых правительством. Он считается экономическим барометром, за показаниями которого следят пристальнее всего. Он появился в 1917 г., с 1921 г. началась регулярная публикация общенационального индекса цен и первоначальная рыночная корзина ИПЦ уже включала 145 наименований товаров и услуг. В послевоенный период пересмотры устаревающей корзины осуществлялись с интервалом около 10 лет, Индекс всегда был и остается индексом с фиксированной системой весов базисного года, которая пересматривается лишь тогда, когда перестает соответствовать изменившейся структуре потребления. Иными словами, ИПЦ в США не является цепным индексом.

Перечень товаров и услуг, цены которых наблюдаются и участвуют в построении ИПЦ, очень широк. Семь потребительских комплексов (продукты питания, одежда и др.) дезагрегированы в 69 классов, а они, в свою очередь, объединяют 207 товарных групп и 364 подгруппы, представленные одним или более наименованием товара или услуги. Имеются 4 набора потребительской корзины, с учетом региональных особенностей потребления. Всего ежемесячно оценивается около 95 тыс. наименований товаров и услуг в 25 тыс. магазинов. Выборка магазинов и товаров-представителей - скользящая; чтобы возможно точнее учитывать изменения рыночной конъюнктуры, ежегодно выборка обновляется на 20%, так что ее максимальный "возраст" не превышает 5 лет. С учетом наблюдаемых цен территория страны разбита на 1088 однородных малых регионов. Они агрегированы в 94 первичные выборочные единицы, в которых и проводится оценивание для ИПЦ. Цены на все товары и услуги наблюдаются ежемесячно в 5 крупнейших городах-регионах (Нью-Йорк, Лос-Анджелес, Чикаго, Филадельфия, Сан-Франциско). Во всех остальных регионах - раз в 2 мес., причем половина территорий участвует в обследовании в четные, другая половина - в нечетные месяцы.

Весами ИПЦ выступает средняя структура расходов домашних хозяйств по каждой товарной группе и каждому классу расходов для каждой первичной территориальной единицы. Выборка домохозяйств проведена по территориальному признаку, для чего территория страны разделена на 216 первичных территорий. Опрашиваемая единица (респондент) - потребительская единица (чаще всего-домохозяйство, группа из двух и более человек, обычно проживающих совместно и объединяющих все получаемые доходы для осуществления основных потребительских расходов), или один человек, являющийся финансово независимым. Каждое домохозяйство, участвующее в обследовании, является представителем целой их группы, и ему присваивается свой "вес", чтобы данные по выборке домохозяйств отражали адекватно генеральную совокупность. Обследуется ежеквартально 20% всей совокупности выборочных домохозяйств (первые 20%, потом другие 20% и т. д.). Выборка их осуществлялась вероятностными методами, тогда как все остальные выборки здесь были организованными.

В Великобритании индекс цен на потребляемые товары официально называется "индекс розничных цен" (RPI - retail price index). С 1962 г. он рассчитывается по цепной формуле Ласпейреса с меняющимися в начале каждого года весами (структурой расходов домашних хозяйств). Ежемесячно индекс первоначально рассчитывается по отношению к уровню цен января текущего года. Окончательно же он оценивается путем смыкания через январь с общим индексным рядом, отражающим изменение уровня потребительских цен по сравнению с базисным годом. Сейчас база - январь 1987 г. (равна 100). В структуре потребительской корзины. Для расчетов ИРЦ выделены основные потребительские комплексы, в составе которых вычленено 80-90 классов расходов, а они, в свою очередь, расшифрованы в статьях. В каждой статье выделено несколько товаров-представителей. Всего в потребительском наборе значится около 600 наименований товаров-представителей. По ним ежемесячно собирается около 130 тыс. сведений о ценах. Наблюдение цен ведется в один и тот же день по всей стране, обычно это вторник в середине месяца.

Отбор магазинов для наблюдения за ценами производится с учетом структуры различных видов торговли, величины магазинов, и процедура эта ежемесячная (равно, как и выбор товаров-представителей), как и все обследование. При определении средней цены на товар по совокупности отдельных магазинов берутся веса пропорционально величине продажи этого товара в различных типах магазинов, в разных районах страны.

Первоначально (1957 - 1966 гг.) ежегодно опрашивалось 3 - 3,5 тыс. домохозяйств, а затем их стало 7 тыс. Форма опроса - анкета на основе дневника всех потребительских расходов за две недели. Выборка домохозяйств следующая: на первом этапе выбираются первичные выборочные районы (территории), объединенные в 168 однотипных групп - страт. Каждый квартал случайной выборкой в обследование включается один первичный район из каждой страты. На втором этапе производится выбор (тоже случайно) территории для проведения опроса внутри первичного выборочного района на основе имеющихся избирательных списков округов. В каждом избирательном округе случайным методом выбирается 16 адресов из списка избирателей - так формируется общий список адресов. Уровень охвата населения расчетами ИРЦ высок - 82% всех домохозяйств страны.

В Северной Ирландии выборка осуществляется несколько иначе: выборка состоит из тысячи адресов, выбранных по налоговому списку, и из них случайным методом отбирается 280 адресов для включения в обследование.

Индекс потребительских цен нередко фигурирует в сочетании с индексом-дефлятором, являющимся относительно новым показателем для отечественной статистики, но широко применяемым в других странах. Дефлятор-тот же индекс цен, но он шире, чем ИПЦ, поскольку включает не только цены потребительских товаров и услуг, но также цены инвестиционных товаров и услуг, т. е. оптовые цены. Следовательно, он характеризует общую динамику цен и тарифов для всей экономики страны.

Индексы оптовых цен в России рассчитываются по той же методологии, что и потребительских, с использованием выборочного наблюдения за ними. Для регистрации оптовых цен в промышленности отобрано около 600 укрупненных товарных позиций, 105 отраслей и подотраслей промышленности, в том числе более 60 наименований - в металлургии, около 160 - в отраслях лесохимии и более 200 - в отраслях машиностроения. Наблюдение за ценами производителей осуществляется на базовых (4000) предприятиях промышленности, примерно 15 тыс. сельскохозяйственных предприятий, в 240 подрядных строительных организациях, на 150 предприятиях транспорта. В их число входят крупные, средние и небольшие предпри







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.