Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







России поданным микропереписи 1994 г.





  Возраст населения, лет Численность населения России в % к итогу Регион 1 Регион 2
численность населения в % к итогу обобщающий показатель у ровня образования численность населения в % к итогу обобщающий показатель уровня образования
15-24 17,7 20,2   15,3  
25-34 18,5 20,6   17,0  
35-44 20,6 23,5   18,9  
45-54 13.4 15,5   12,9  
55-64 14,8 11,4   16,5  
65 и более 15,0 8,8   19,4  
Итого 100,0 100,0   100,0  
Источник. Образование населения России (поданным микропереписи населения 1994 г.). - М.: Госкомстат России, 1995. - С. 7, 102,265.

Возможны два варианта сравнительного анализа, Первый заключается в стандартизации повозрастных показателей образования на единую (стандартную) возрастную структуру населения. Второй состоит в разложении обобщающего показателя уровня образования на индексы переменного, постоянного состава и структурных сдвигов.

В соответствии с первым вариантом расчета проанализируем различия в уровне образования населения, проживающего в регионе 2, по сравнению с уровнем образования населения, проживающего в регионе 1. Пересчитав обобщающий показатель на базе единой стандартной (общероссийской) структуры населения, получим

т. е. уровень образования населения региона 2 ниже соответствующего показателя для населения региона 1 на 2,4%.

По второму варианту сопоставления данных различия в уровне образования населения региона 2 по сравнению с регионом 1 составляют:

Этот результат свидетельствует о том, что средний уровень образования населения в регионе 2 ниже, чем уровень образования населения в регионе 1, на 13,5%. Однако такой вывод не совсем корректен, так как это изменение вызвано одновременно двумя причинами:

различиями в уровне образования населения сравниваемых регионов по каждой возрастной группе (при постоянной возрастной структуре):

В результате оказалось, что уровень образования в регионе 2 лишь на 1,4% ниже уровня образования населения региона 1 - в основном за счет различий уровней образования в старших возрастных группах;

несоответствием возрастного состава населения в сравниваемых регионах:

Следовательно, более низкий уровень образования населения в регионе 2 на 12,3% объясняется тем, что в нем проживает меньшая доля населения в возрасте моложе 45 лет с более высоким уровнем образования, а также большая часть населения в возрасте старше 45 лет с более низким уровнем образования.

Поэтому именно особенности возрастного состава населения в сравниваемых регионах определили различия в обобщающих показателях уровня образования населения:

Сопоставление двух различных вариантов расчета дает хотя и близкие, но отличающиеся результаты (0,986 и 0,976). Данные расхождения объясняются влиянием отличия возрастного состава населения региона 1 от общероссийского состава на динамику обобщающего показателя уровня образования и требуют введения поправочного коэффициента :

где

Таким образом, при сравнении уровня образования по возрастным группам только в двух регионах может быть использован второй вариант расчетов; при сравнении в нескольких регионах рекомендуется первый вариант расчетов с соответствующей корректировкой.

Тесная взаимосвязь показателей охвата образованием с демографическим составом молодежи также прослеживается, однако она завуалирована различной продолжительностью обучения по ступеням образования. Рассмотрим взаимодействие стадий демографического перехода с объемом и структурой спроса на образовательные услуги различного уровня.

Динамика абсолютной численности родившихся в России за последние 30 лет характеризуется параболическим трендом с повышающейся тенденцией с 1968 по 1987 г. (с 1,8 млн. до 2,5 млн. человек) и с понижающейся тенденций с 1988 г. по настоящее время (с 2,3 млн. до 1,3 млн. человек в 1999 г.). С соответствующим лагом (через 7, 10, 15 лет) аналогичные тенденции наблюдаются в численности поступивших на начальную общую, основную (базовую) и начальную профессиональную ступени обучения. На фоне повышающейся тенденции численности родившихся возрастают численность учащихся и объем спроса на образовательные услуги (рис. 11.1).

Структура детей и молодежи в возрасте от 5 до 19 лет представлена на рис. 11.2.

Наибольшая численность детей формируется в возрасте 5 - 9 лет (усеченная пирамида; фаза I), что определяет приоритетное развитие начального образования в 1985 - 1995 гг. Относительно

 

--- общее число родившихся

- - численность детей в возрасте 5-9 лет

-*-* численность подростков в возрасте 10-14 лет

~~~~~~ численность молодежи в возрасте 15-19 лет

 

Рис. 11.1. Динамика численности родившихся и структура







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.