Электораты основных объединений на выборах 1999 г.
Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Электораты основных объединений на выборах 1999 г.





(по данным опроса ФОМ), %

Возраст, лет КПРФ Единство ОВР СПС Блок Жириновского Яблоко
18-35
35-50
50 и более
Источник. Население и общество // Информационный бюллетень Центра демографии и экологии человека Института народо-хозяйственного прогнозирования РАН. - 1999, - № 42.

По тем же цифрам можно оценить выбор поколений. Молодое поколение (18-35) отдает предпочтение <Единству> (<Медведю>) (29%), активно поддерживает СПС (16%), в равной мере склонно голосовать за КПРФ, ОВР и БЖ (по 11%) и сдержанно относится к <Яблоку> (5%). <Отцы> почти так же активно поддерживают <Медведя> (24%) и ОВР (13%), вдвое более активно - КПРФ (21%), в равной мере СПС и <Яблоко> (по 8%) и слабо Жириновского (5%). Наконец, <деды> (50 и старше) отдают явное предпочтение КПРФ (37%), подозрительно относятся к <Медведю> (17%), СПС (4%), Жириновскому (3%). ОВР <деды> поддерживают так же, как и <отцы> (13%).

Если учесть, что участие выделенных поколений в голосовании варьирует в очень больших пределах (48% - у <детей>, 64% - у <отцов>, 76% - у <дедов>), станет ясно, почему итоговые

1 См.: Население и общество // Информационный бюллетень Центра демографии и экологии человека Института народохозяйственного прогнозирования РАН.- 1999.-№ 42.

электоральные предпочтения оказываются ближе к почти идеально средним <отцовским>. Понятнее будет и борьба правых и отчасти властей за молодого избирателя.

Пол тоже играет определенную роль в поведении избирателей, особенно при голосовании не за партии, а за лидеров или за кандидата в одномандатных округах. Во-первых, женщин просто больше среди голосующих - их больше и в электорате, выше у них и активность. Во-вторых, женская половина избирателей более склонна доверяться чувствам и голосовать не столько за партийную программу, сколько за имидж лидера.



Вторая группа охватывает показатели государственного управления и местного самоуправления, т. е. структуру и деятельность органов управления: число министерств и ведомств, число и перечень комиссий и т. д. Поименное голосование позволяет проводить многомерную классификацию депутатов законодательных органов по занимаемым позициям (например, сторонники социальной защиты всех категорий работающих по контрактам, только тех, у кого контракт досрочно расторгнут, и т. д.). В книге <Факторный, дискриминантный и кластерный анализ>1 описано использование дискриминантного анализа для определения позиции сенаторов США по ряду вопросов и <расстояния>, отделяющего одного сенатора от другого.

Статистика политических и массовых общественных организаций включает третью группу показателей;

число политических партий;

численность членов каждой партии, их распределение по полу, возрасту, образованию, регионам;

состав руководящих органов партий, в том числе количество освобожденных работников;

доходы партий (всего, в том числе от членских взносов, издательской и другой деятельности);

расходы партий (всего, в том числе на содержание партийного аппарата, социально-культурные мероприятия, потребности первичных организаций, благотворительную деятельность и т.д.);

количество фондов, поддерживающих данную партию;

число издаваемых партиями газет, журналов, тиражи изданий;

число демонстраций, проведенных за год;

количество проведенных праздников и т. д. Возможны и другие показатели деятельности партий. Примерно такой же набор показателей может быть использован для

1 См.: Факторный, дискриминантный и кластерный анализ/Пер, с англ.- М. Финансы и статистика. 1989.

характеристики политических и массовых общественных организаций и их деятельности. В нашей стране, кроме профсоюзных организаций, можно назвать в качестве примеров общественных организаций Союз ученых, Вольное экономическое общество, Международную академию информатизации, Ассоциацию бухгалтеров и др.

Специальные показатели предлагаются для исследования деятельности муниципалитетов: Унифицированная система показателей, характеризующих социально-экономическое положение муниципального образования, утверждена Госкомстатом России 1 сентября 1999г. Представление о системе показателей можно составить по названиям разделов этого документа:

I. Общая характеристика муниципального образования и его социально-экономическое положение.

II. Владение, распоряжение муниципальной собственностью и финансовое состояние муниципального образования.

III. Содержание и использование муниципального жилого фонда и нежилых помещений.

IV. Организация содержания и развития муниципальных учреждений дошкольного, основного (общего) и профессионального образования.

V. Организация содержания и развития учреждений здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения.

VI. Охрана общественного порядка, организация и содержание муниципальных органов общественного порядка, контроль за их деятельностью.

VII. Контроль за использованием земель.

VIII. Регулирование, планирование и застройка территории,

IX. Регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также недр для строительства подземных сооружений местного значения.

X. Организация содержания и развития муниципального энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения и канализации.

XI. Организация снабжения населения и муниципальных учреждений топливом.

XII. Дорожное строительство и содержание дорог территориального и федерального значения.

ХШ. Благоустройство и озеленение территории.

XIV. Организация утилизации и переработки бытовых отходов.

XV. Организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

XVI. Организация содержания муниципального архива.

XVII. Транспортное обслуживание и обеспечение услугами связи населения, предприятий, организаций, учреждений.

XVIII. Создание условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания.

XIX. Создание условий для деятельности учреждений культуры.

XX. Сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности.

XXI. Организация содержания муниципальной информационной службы.

XXII. Создание условий для развития физической культуры и спорта.

XXIII. Обеспечение социальной поддержки и содействие занятости населения.

XXIV. Участие в охране окружающей среды.

XXV. Обеспечение противопожарной безопасности в муниципальном образовании, организация муниципальной пожарной службы.

Данная система показателей опирается на информацию, получаемую не только от органов статистики, но и от комитета по труду и занятости, служб МВД, налоговой инспекции и т. д.

К четвертой группе показателейотносятся:

число обращений в органы исполнительной власти с просьбой о проведении митингов, демонстраций;

число разрешенных митингов, демонстраций;

число проведенных несанкционированных митингов, демонстраций;

число участников митингов, демонстраций, задержанных по обвинению в нарушении общественного порядка;

число забастовок (всего, в том числе по секторам и отраслях экономики, по характеру требований, экономические, политические, смешанные);

число участников забастовок (всего, в среднем в одной забастовке, в среднем на одно предприятие), распределение участников забастовок по регионам, секторам и отраслям экономики, характеру требований и мотивам;

количество времени, не отработанного работниками, вовлеченными в забастовки (всего; в среднем на одно предприятие, на котором проходили забастовки; в среднем на одного участника забастовки);

число лиц, подвергшихся политическим репрессиям;

число и состав граждан страны, обратившихся с просьбой о выезде за границу для постоянного жительства, в том числе принадлежащих к репрессированным народам;

число удовлетворенных заявлений;

число граждан других стран, обратившихся с просьбой о переезде на постоянное жительство, в том числе бывших граждан данной страны;

число зарегистрированных преступлений по поводу нарушениятайны переписки, телефонных разговоров, телеграфных сообщений;

число зарегистрированных нарушений неприкосновенности граждан;

число действующих религиозных объединений;

численность действующих религиозных учебных заведений (всего, в том числе по категориям, число учащихся в них);

число действующих монастырей;

число исков в защиту прав и законных интересов граждан, предъявленных в суд;

число обращений граждан в суд с жалобами на неправомерные действия должностных лиц;

количество негосударственных радиостанций;

количество негосударственных телеканалов;

количество негосударственных (непартийных) газет, журналов.

Для отслеживания ситуации по социальной напряженности в обществе и в отдельном регионе разработаны показатели пятой группы, включающей:

оценку осознания определенной группой (общностью) людей своих основных потребностей;

степень удовлетворенности принятыми и доступными способами реализации этой группой своих потребностей;

уровень притязаний (требований) на дополнительные блага;

правооценку деятельности государственных институтов;

требования к государственным институтам по изменению способов реализации потребностей и распределения благ по данной группе или во всем обществе. Методом выявления социальной напряженности является анкетный опрос. Обычно анкета содержит шесть блоков вопросов:

1) степень удовлетворенности потребностей и реализации интересов;

2) выявление уровня притязаний на дополнительные блага;

3) оценка деятельности социальных институтов и требования к ним;

4) характеристика чувств, настроений опрашиваемых;

5) готовность групп населения к защите своих интересов;

6) данные о респонденте.

При ответе респондента на вопрос <Готовы ли Вы лично к протесту в случае ущемления Ваших прав и интересов?>, предусматривающий такие варианты ответов: безусловно, да; скорее да; скорее нет; безусловно, нет; трудно сказать, выделяются четыре степени готовности населения к отстаиванию своих интересов.

Кроме того, выявляются следующие формы защиты интересов: обращаться в СМИ; подписываться под коллективным протестом; участвовать в митингах, демонстрациях, забастовках, голодовках, в акциях саботажа; призывать к насильственным действиям; прибегать к насильственным действиям. В этих ответах отсутствуют формы отстаивания своих интересов, подобные обращению в суд или общественные организации.

Для обнаружения тенденций общественно-политической активности граждан, осуществления политических и гражданских прав необходимо рассматривать значения каждого из показателей в динамике.

Перечисленные показатели способны дать основную информацию в данной области. С развитием демократии усиливается вовлеченность граждан в политическую и общественную жизнь, что должно отразиться в системе показателей.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.