Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Правописание суффиксов, вносящих в существительные добавочные оттенки значения





Некоторые суффиксы служат для образования от имён существительных существительных с уменьшительным, ласкательным, пренебрежительным, усилительным оттен­ками значения, например: носносик (уменын.), глазаглазки (ласкат.), избаизбёнка (пренебреж.), морозмо­розище^ жаражарища (усилит.). Для соблюдения норм правописания следует запомнить следующие суффиксы.

 

Суффиксы правило Примеры
1) -ек, -ик (■ник), ок Если гласный при скло­ нении слова выпадает, пишется -ек; если не вы­ падает -------- ик(-чик) Под ударением после шипящих вместо суф­фикса -ек пишется -ок кусочек (кусочка), горо­шек (горошка), но: ключик (ключика), столик (столика), бара­банчик (барабанчика) звоночеккрючок, горошекпетушок
2) -ец-, -иц- В словах мужского рода пишется е, в словах жен­ского рода — и братег^, лужица
3) -ечк, -ичк- -ичк- пишется в словах, образованных от существи­ тельных на -иц-у в осталь­ ных случаях----------- ечк- синичка (синица), луковичка (лукови­ца), но: времечко, Сонечка
4) -ец-6, ■иц-е -ец-д пишется тогда, ког­да ударение падает на окончание; когда ударение на основе, пишется -иц-е ружьецо, писъмщо, но: крёсл(ще
5) -оньк ■-, -еньк-у -ёнк- (онк-)у ис- Суффиксы -оньк-, -еньк- имеют уменьшительно-ласкательное значение и пишутся С 6. берёзонька, тётенька

Окончание

 

Суффиксы Правило Примеры
  Суффикс -ёнк- имеет шубёнка, клячонка
  пренебрежительное зна-  
  чение и пишется без ь  
  (после шипящих под  
  ударением пишется  
  -ОНК-).  
  От слов на -ня уменьши- пашняпашен
  тельные существитель- пашенка, песняпе-
  ные образуются от осно- сенпесенка, дерев-
  вы род. п. мн. ч. посред- нядеревеньдере-
  ством суффикса -к- венька
6) -инка Пишется в словах, обра- телятинка (теля-
  зованных от существи- тина), горошинка
  тельных на -ин-а при (горошина)
  помощи суффикса -к-  
7) -ышк-у В словах среднего рода перышко, донышко,
-ушк-, пишется -ышк-, в словах но: голубушка, хле-
-ЮШК-, мужского и женского бушко
ишк- рода--------- ушк- Исключение: колы­шек, клинышек
  -юшк- пишется в словах полюшко, волюшка,
  всех трёх родов. батюшка
  После этих суффиксов и  
  суффикса -ишк- в окон-  
  чании пишется о: 1) в солнышк\о\, городиш-
  словах среднего рода и ке
  2) в словах мужского  
  рода неодушевлённых;  
  пишется а: 1) в словах матушк\а\, батюшк\а\,
  женского рода и 2) в сынишк^а]
  словах мужского рода  
  одушевлённых  
8) -ищ- После ~ищ- пишется е в бревнищ[ё] (бревно),
  словах мужского и сред- столбищ[ё\ (столб),
  него рода и а в словах пылищ[а~\ (пыль)
  женского рода  

217. От данных слов образуйте имена существительные с умень­
шительными суффиксами -ек, -ик, -чик или -ок. Запишите эти
существительные в форме именительного падежа единственно­
го и множественного числа. Обозначьте суффиксы существи­
тельных. Составьте четыре словосочетания, используя существи­
тельные с каждым из названных выше суффиксов.

Листлистик, листики; орехорешек, орешки. Бант, мост, ящик, карман, флигель, платок, горох, друг, сапог, огурец, станок, поясок, шкаф, каблук, узор, пид­жак, земляк, дубок, стих, пастух, сад, листок, дождь, жук, кирпич, футляр, костюм, ножик, червяк, цветок.

218. Образуйте от данных слов существительные, используя ука­
занные уменьшительные суффиксы. Запишите их, обозначая эти
суффиксы.

1) -ец- или -иц-: хлеб, каша, мороз, книга, сюжет, метель.

2) -ечк- или -ичк-: блюдо, Ваня, Соня, семя, пуговица, мельница, Феня.

3) -ец- или -иц-: серебро, платье, пальто, строение, здо­ровье.

4) -оньк- или -еньк-: лиса, река, полоса, дорога, Лиза, заря,

5) -ёнк-j -ОНК-, (-ин-)-к- или -к-: изба, река, черешня, яб­лоня, нога, басня, смородина, трещина, глаза, жемчужина, баранина, кухня, вишня.

219. От данных слов образуйте существительные с помощью сле­
дующих суффиксов: 1) -ушк-, юшк- или -ышк-\ 2) -ищ-;
3) -ыьик-. Обозначьте суффиксы и окончания. Обратите внимание
на зависимость окончания -о, -а или -е от рода существительного,
а иногда от одушевлённости или неодушевлённости.

1) Доля, горе, стекло, воля, борода, зерно, трава, поля­на, няня, поле, дед, соловей, солнце, перо, голова, Ваня, море, дно, детина, беседа, дядя, горло, ядро;

2) парень, сила, гора, нос, борода, голос, дом, человек, холод, жара, скука, волк, нога, рука, бас, великан, грязь;

3) город, нос, мужик, сын, пальто, вор, амбар, человек, земля, шалун, платье, забор, здоровье, ружьё, плут, завод.

220. Выпишите слова с пропущенными буквами. Обозначьте суф­
фиксы, объясните их написание.

1) Тарантас взвизгнул, тронулся, колокольч..ки запла­кали, бубенч..ки засмеялись. (Ч.) 2) Мушка была малень-


кая облезлая собачонка. (Ч.) 3) Из прихожей во второй этаж вела узкая деревянная лестн..чка. 4) Штабс-капитан Полянский держал перед ней [Варей] блюд..чко с мороже­ным, а она кушала лож..чкой. (Ч.) 5) В течение нескольких секунд паступь.нок и Метел..ца смотрели прямо в глаза друг друга. (Ф.) 6) Вдруг к машине подбежал парнишк... (Твард.) 7) Пальтишк.. надень да одеяло возьми, а то к утру холодно станет. (М. Г.) 8) Резко отделялись от тёмной зеле­ни деревьев красноватые баше..ки и беседки, кое-где разбро­санные по саду. (Т.) 9) Как осторожно бы вода моя текла и мимо хижи..ки, и каждого кусточка! (Кр.) 10) Я вам доло­жу, каков был Михеев, так вы таких людей не сыщете; ма-хинищ.. такая, что в эту комнату не войдёт. А в плечищах у него была такая силищ.., какой нет у лошади. (Г.) 11) Дело под вечер зимой и мороз..ц знатный, по дороге столбовой едет парень молодой — ямщич..к обратный. (Н.) 12) Если сын чернее ночи, грязь лежит на рож..це, ясно, это плохо очень для ребячьей кож..цы. (Маяк.) 13) В каком году — рассчи­тывай, в какой земле — угадывай, на столбовой дорож..ке со­шлись семь мужиков. (Н.) 14) Вечно тёплая шапч..нка вся в пуху на нём, туго стянут сюртуч..нко узким ремешком. (Н.)

221. Спишите. Обозначьте суффиксы существительных с пропу­
щенными буквами.

1) Каждый куст..к, каждая берёзка радовались нам. (Исак.) 2) Темна ноч..нька, не спится. (Ее.) 3) Топот двор­ника доносился то справа, то слева, и мальч..к бросался то вперёд, то назад. (Купр.) 4) Ой ты, песня, пес.нка деви­чья. (Исак.) 5) Ты не плачь, мой лебедёноч..к, не сетуй. (Ее.) 6) Спи, мой воробыш..к, спи, мой сыноч.-к, спи, мой звоноч..к родной. (Исак.) 7) И играет зайч..к солнца в ры­жеватой бороде. (Ее.) 8) Он [Ваня] выставил своё свежее лич..ко из-под рогожи, опёрся на кулач..к и медленно под­нял кверху свои большие тихие глаза. (Т.)

222. Прочитайте. Определите стилистическую принадлежность
текста и его тему. Выразите своё отношение к проблемам, подня­
тым автором. Спишите, расставляя недостающие знаки препина­
ния. Сделайте морфологический разбор выделенных существи­
тельных.

Память — одно из важнейших свойств любого бытия: материального духовного человеческого...


Памятью обладают отдельные р..стения камень на кото­ром остаются сл..ды его пр..исх..ждения и движения в лед­никовый п..риод ст..кло в..да.

Память вовсе не механична. Это важнейший творческий проце... Запоминается то что нужно путём памяти накап­ливается добрый опыт образуется традиция создаются тру­довые навыки.

Память противостоит уничтожающей силе времени. При­нято делить время на прошедшее настоящее и будущее. Бла­годаря памяти прошедшее входит в настоящее а будущее как бы предугадывается настоящим соединённым с прошедшим. Память — пр..од..ление времени смерти. В этом величайшее нравственное значение памяти. «Беспамятный» это прежде всего человек неблагодарный безответственный а следова­тельно и неспособный на добрые бескорыстные п..ступки.

Безответственн..сть рождается отсутствием сознания то­го, что ничто не проходит бесследно. Человек совершаю­щий недобрый п..ступок думает что п..ступок этот не со­хранится в памяти его и в памяти окружающих. Сов..сть это память к которой присоединяется моральная оценка со­вершённого...

Память основа сов..сти и нравственности основа культу­ры, память одна из основ п..эзии эстетического понимания культурных це..остей. (Д. Лихачёв)







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.