Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Факторы, обусловившие возникновение коммуникации





Глава 1

Доисторическое общество

«По преданию одного из африканских племен, Бог при сотворении обитателей континента создал сначала барабанщика и только потом охотника и кузнеца. Мудрый африканский Бог понимал: племя выживет не столько благодаря меткому охотнику или ловкому кузнецу, сколько при наличии умелого барабанщика, который в минуту опасности мгновенно соберет суетящихся по хижинам или разбредшихся по окрестным зарослям соплеменников». Такими словами начинается первая глава известного пособия для менеджеров по СО, автор которого дает понять, что коммуникация зародилась так же давно, как и человечество, и представляет одну из важнейших социальных функций.

И первое и второе — несомненно. Но если тезис о важности коммуникации следует принять безусловно, то по поводу «первичности» коммуникации можно сделать оговорку. Безусловно, коммуникация как общение возникает и развивается одновременно с человеком, но можно ли то же самое сказать о коммуникации как об особой деятельности, направленной на решение конкретных задач? Полагаем, что нет. Прежде всего потому, что подобных задач первобытные люди поначалу не ставили.

Примитивность существования и восприятия, полная идентичность членов человеческих стад друг с другом, коллективные добыча пищи и отражение нападений врагов — вот основные характеристики древнейших людей. Коммуникации у них просто-напросто не могло существовать, потому что не было информации, которую следовало бы передавать. Во-первых, деятельность во всех сферах была настолько примитивной, что взаимодействие происходило на чисто инстинктивном уровне подражания и не требовало целенаправленного общения. Во-вторых, у древнейших людей отсутствовала индивидуализация, что красноречиво подтверждают даже первые произведения искусства, так называемые венеры эпохи палеолита: у фигурок, изображающих женщин, отчетливо выражены женские признаки, но полностью отсутствуют какие-либо индивидуальные черты. Отсутствие индивидуализации также препятствовало появлению коммуникации, которая предполагает определенную «адресность» обращения.

Соответственно отсутствовали и инструменты, способы коммуникации, в первую очередь язык: древнейшие человекообразные общались с помощью звуков, мимики, жестов, уподобляясь в этом другим животным, каковыми в то время и являлись.

Факторы, обусловившие возникновение коммуникации

Только когда стихийно создававшиеся человеческие стада стали трансформироваться сначала в родовые, а затем и родоплеменные общины — т. е. когда люди стали воспринимать друг друга как членов одного рода, — появилась предпосылка для создания коммуникации как направленного процесса.

Другой не менее важной предпосылкой зарождения коммуникации (а по мнению классиков марксизма, — и вообще причиной появления человека) стало развитие трудовой деятельности первобытных людей, усложнение процессов создания продуктов жизнедеятельности. В эпоху неолита (VI–II тыс. до н. э.) произошел переход от потребительского образа жизни к созидательному: началось одомашнивание животных, осваивание земледелия и ремесла. Это способствовало появлению у людей определенного жизненного опыта, который было необходимо передавать более молодым членам рода или племени. Например, как можно было передать успешный опыт, скажем, создания нового орудия труда, открытия нового способа приготовления пищи? Поскольку примитивные способы общения, привычные для животного мира, уже не могли вместить все многообразие осваиваемых форм деятельности и новых взаимоотношений среди людей, возникла необходимость в создании языка — определенного кода, обозначающего не каждый конкретный предмет или явление, а целые категории таковых. Еще больше развитию языка способствовала возникшая в связи с появляющимся разделением труда потребность договариваться о совместной деятельности охотников-скотоводов, земледельцев и производителей орудий труда. Собственно, эта необходимость способствовала развитию у людей мышления и появлению первых идей.

С появлением языка, единицы которого (слова) обозначали определенные категории — предметы, явления, действия, — человек предпринимал попытки освоить взаимосвязь событий, начав мыслить не только в настоящем, но также в прошедшем и будущем времени. Все глубже проникая в тайны природы, человек все чаще сталкивался с явлениями и процессами, которые пока еще был не в силах объяснить рациональными причинами. Невозможность объяснения приводит к зарождению веры в сверхъестественное, магии, зачатков религии, которая в довольно скором времени станет играть весьма существенную роль в развитии коммуникационной деятельности.

Таким образом, возникновению первооснов коммуникации способствовала необходимость реализовать первую и, пожалуй, базовую функцию этой деятельности — передачу информации. Помимо языка получила развитие и еще одна неотъемлемая характеристика коммуникации — направленность общения. Люди начали не просто воспринимать друг друга как членов одного рода или племени, но и выделять определенные категории лиц: охотников и земледельцев, появилась дифференциация по половозрастному признаку, причем представители различных групп осуществляли разные функции. Коммуникация приобрела новое значение: представители разных «профессий» получили возможность договариваться между собой об обмене производимыми продуктами труда, например охотник и ремесленник, первому из которых было нужно новое копье, а второму — добытое на охоте мясо.

Именно в это время начали зарождаться мужские союзы — охотничьи, а впоследствии и воинские. Прежнее всеобщее равенство сменилось наличием групп с различным социальным статусом. Об их существовании в доисторический период можно было бы только строить предположения, если бы они не сохранялись у ряда народов и в более поздние времена. Так, например, у монгольских племен еще в XII в. н. э. существовали мужские союзы, занимавшиеся охотой и войной. Их члены вели особый образ жизни, создавали собственные формы коммуникации, которые, с одной стороны, подчеркивали их обособленность от других членов племени, с другой — затрудняли возможность понимания их «непосвященными». Таким образом, в рамках кода, каковым являлся язык, появлялись и своего рода внутренние коды, свойственные определенным категориям членов племени, стремившимся выделиться среди остальных; эти коды смело можно считать, выражаясь современным языком, профессиональными сленгами. Впоследствии такие союзы превращались в профессиональные военные корпорации, но это уже явление, относящееся к истории Древнего мира…

Литература к главе 1

  1. Алексеев В. П. Историческая антропология. — М.: Высшая школа, 1979.
  2. Васильев С. А. Свидетельства ритуального поведения у древнейших обитателей Северной Америки // Святилища: археология ритуала и вопросы семантики: Материалы тематической научной конференции. Санкт-Петербург. 14–17 ноября 2000 г. — СПб., 2000.
  3. Вохменцев М. П. Энеолитические святилища Зауралья // Святилища: археология ритуала и вопросы семантики: Материалы тематической научной конференции. Санкт-Петербург. 14–17 ноября 2000 г. — СПб., 2000.
  4. Дашибалов Б. Б. Истоки: от древних хори-монголов к бурятам. — Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2003.
  5. Дашковский П. К., Тишкин А. А. Социальная структура населения Горного Алтая в скифскую эпоху // Монгольская империя и кочевой мир. — Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2004.
  6. Дашковский П. К., Тишкин А. А. Лошадь в мировоззрении кочевых народов Южной Сибири // VI Конгресс этнографов и антропологов России. Санкт-Петербург. 29 июня — 2 июля 2005 г. Тезисы. — СПб., 2005.
  7. Житенев В. С. Археозоологические критерии «ритуальных медвежьих комплексов» верхнего палеолита // Святилища: археология ритуала и вопросы семантики: Материалы тематической научной конференции. Санкт-Петербург. 14–17 ноября 2000 г. — СПб., 2000.
  8. Зверинцев А. Б. Коммуникационный менеджмент. Рабочая книга менеджера PR. — СПб.: Изд-во Буковского, 1995.
  9. История древнего мира: В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 1985.
  10. История зарубежного искусства. — М.: Изобразительное искусство, 1984.
  11. Казанков А. А. Особенности адаптации охотников-собирателей в полупустынных зонах: эгалитаризм как эволюционная альтернатива // Альтернативные пути к цивилизации. — М.: Логос, 2000.
  12. Кляшторный С. Г. Каган, беги и народ в памятниках тюркской рунической письменности // Востоковедение. 1984. Вып. 9.
  13. Котов В. Г. Палеолитическое святилище со следами культа пещерного медведя на Южном Урале // Святилища: археология ритуала и вопросы семантики: Материалы тематической научной конференции. Санкт-Петербург. 14–17 ноября 2000 г. — СПб., 2000.
  14. Крадин Н. Н. Политическая антропология. — М.: Логос, 2004.
  15. Мэн Г. С. Древнее право, его связь с древней историей общества и его отношение к новейшим идеям. — СПб.: Изд. Д. Е. Кожанчикова, 1873.
  16. Павлинская Л. Р. Миф в погребальном ритуале народов Сибири // VI Конгресс этнографов и антропологов России. Санкт-Петербург. 29 июня — 2 июля 2005 г. Тезисы. — СПб., 2005.
  17. Рулан Н. Юридическая антропология. — М.: Норма, 2000.
  18. Семенов Вл. А. Святилище — священная территория — мифологизированное пространство // Святилища: археология ритуала и вопросы семантики: Материалы тематической научной конференции. Санкт-Петербург. 14–17 ноября 2000 г. — СПб., 2000.
  19. Уасон П., Балдиа М. Религия, коммуникация и генезис сложной социальной организации в неолитической Европе // Альтернативные пути к цивилизации. — М.: Логос, 2000.
  20. Филиппов А. К. Святилище пещеры Труа Фрэр // Святилища: археология ритуала и вопросы семантики: Материалы тематической научной конференции. Санкт-Петербург. 14–17 ноября 2000 г. — СПб., 2000.
  21. Фрэзер Д. Д. Золотая ветвь. — М.: Изд-во политической литературы, 1986.
  22. Цвек Е. В. Некоторые аспекты мировоззрения племен восточнотрипольской культуры // Святилища: археология ритуала и вопросы семантики: Материалы тематической научной конференции. Санкт-Петербург. 14–17 ноября 2000 г. — СПб., 2000.
  23. Цыбикдоржиев Д. В. Мужской союз, дружина и гвардия у монголов: преемственность и конфликты // Монгольская империя и кочевой мир. — Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2004.

Глава 2

Античный мир

Традиционно изучение истории Древнего мира начинается с истории восточных деспотий: Месопотамии, Египта, Индии, Китая. Но история коммуникации на Востоке будет рассмотрена в отдельной главе (см. гл. 7). Поэтому предметом настоящей главы является социальная коммуникация в Древней Греции и Риме.

Главной отличительной чертой античного общества был гораздо более высокий уровень индивидуализации, чем в первобытный период или в древневосточных деспотиях, и это имело большое значение для развития коммуникации, способствовало достаточно четкому разграничению ее приемов и методов в разных сферах: политической (в том числе государственной), религиозной, торговой.

Глава 1

Доисторическое общество

«По преданию одного из африканских племен, Бог при сотворении обитателей континента создал сначала барабанщика и только потом охотника и кузнеца. Мудрый африканский Бог понимал: племя выживет не столько благодаря меткому охотнику или ловкому кузнецу, сколько при наличии умелого барабанщика, который в минуту опасности мгновенно соберет суетящихся по хижинам или разбредшихся по окрестным зарослям соплеменников». Такими словами начинается первая глава известного пособия для менеджеров по СО, автор которого дает понять, что коммуникация зародилась так же давно, как и человечество, и представляет одну из важнейших социальных функций.

И первое и второе — несомненно. Но если тезис о важности коммуникации следует принять безусловно, то по поводу «первичности» коммуникации можно сделать оговорку. Безусловно, коммуникация как общение возникает и развивается одновременно с человеком, но можно ли то же самое сказать о коммуникации как об особой деятельности, направленной на решение конкретных задач? Полагаем, что нет. Прежде всего потому, что подобных задач первобытные люди поначалу не ставили.

Примитивность существования и восприятия, полная идентичность членов человеческих стад друг с другом, коллективные добыча пищи и отражение нападений врагов — вот основные характеристики древнейших людей. Коммуникации у них просто-напросто не могло существовать, потому что не было информации, которую следовало бы передавать. Во-первых, деятельность во всех сферах была настолько примитивной, что взаимодействие происходило на чисто инстинктивном уровне подражания и не требовало целенаправленного общения. Во-вторых, у древнейших людей отсутствовала индивидуализация, что красноречиво подтверждают даже первые произведения искусства, так называемые венеры эпохи палеолита: у фигурок, изображающих женщин, отчетливо выражены женские признаки, но полностью отсутствуют какие-либо индивидуальные черты. Отсутствие индивидуализации также препятствовало появлению коммуникации, которая предполагает определенную «адресность» обращения.

Соответственно отсутствовали и инструменты, способы коммуникации, в первую очередь язык: древнейшие человекообразные общались с помощью звуков, мимики, жестов, уподобляясь в этом другим животным, каковыми в то время и являлись.

Факторы, обусловившие возникновение коммуникации

Только когда стихийно создававшиеся человеческие стада стали трансформироваться сначала в родовые, а затем и родоплеменные общины — т. е. когда люди стали воспринимать друг друга как членов одного рода, — появилась предпосылка для создания коммуникации как направленного процесса.

Другой не менее важной предпосылкой зарождения коммуникации (а по мнению классиков марксизма, — и вообще причиной появления человека) стало развитие трудовой деятельности первобытных людей, усложнение процессов создания продуктов жизнедеятельности. В эпоху неолита (VI–II тыс. до н. э.) произошел переход от потребительского образа жизни к созидательному: началось одомашнивание животных, осваивание земледелия и ремесла. Это способствовало появлению у людей определенного жизненного опыта, который было необходимо передавать более молодым членам рода или племени. Например, как можно было передать успешный опыт, скажем, создания нового орудия труда, открытия нового способа приготовления пищи? Поскольку примитивные способы общения, привычные для животного мира, уже не могли вместить все многообразие осваиваемых форм деятельности и новых взаимоотношений среди людей, возникла необходимость в создании языка — определенного кода, обозначающего не каждый конкретный предмет или явление, а целые категории таковых. Еще больше развитию языка способствовала возникшая в связи с появляющимся разделением труда потребность договариваться о совместной деятельности охотников-скотоводов, земледельцев и производителей орудий труда. Собственно, эта необходимость способствовала развитию у людей мышления и появлению первых идей.

С появлением языка, единицы которого (слова) обозначали определенные категории — предметы, явления, действия, — человек предпринимал попытки освоить взаимосвязь событий, начав мыслить не только в настоящем, но также в прошедшем и будущем времени. Все глубже проникая в тайны природы, человек все чаще сталкивался с явлениями и процессами, которые пока еще был не в силах объяснить рациональными причинами. Невозможность объяснения приводит к зарождению веры в сверхъестественное, магии, зачатков религии, которая в довольно скором времени станет играть весьма существенную роль в развитии коммуникационной деятельности.

Таким образом, возникновению первооснов коммуникации способствовала необходимость реализовать первую и, пожалуй, базовую функцию этой деятельности — передачу информации. Помимо языка получила развитие и еще одна неотъемлемая характеристика коммуникации — направленность общения. Люди начали не просто воспринимать друг друга как членов одного рода или племени, но и выделять определенные категории лиц: охотников и земледельцев, появилась дифференциация по половозрастному признаку, причем представители различных групп осуществляли разные функции. Коммуникация приобрела новое значение: представители разных «профессий» получили возможность договариваться между собой об обмене производимыми продуктами труда, например охотник и ремесленник, первому из которых было нужно новое копье, а второму — добытое на охоте мясо.

Именно в это время начали зарождаться мужские союзы — охотничьи, а впоследствии и воинские. Прежнее всеобщее равенство сменилось наличием групп с различным социальным статусом. Об их существовании в доисторический период можно было бы только строить предположения, если бы они не сохранялись у ряда народов и в более поздние времена. Так, например, у монгольских племен еще в XII в. н. э. существовали мужские союзы, занимавшиеся охотой и войной. Их члены вели особый образ жизни, создавали собственные формы коммуникации, которые, с одной стороны, подчеркивали их обособленность от других членов племени, с другой — затрудняли возможность понимания их «непосвященными». Таким образом, в рамках кода, каковым являлся язык, появлялись и своего рода внутренние коды, свойственные определенным категориям членов племени, стремившимся выделиться среди остальных; эти коды смело можно считать, выражаясь современным языком, профессиональными сленгами. Впоследствии такие союзы превращались в профессиональные военные корпорации, но это уже явление, относящееся к истории Древнего мира…







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.