|
МОДУЛЬ 1. БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИИ ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА Тема 1.1. Окружающая среда и здоровье человека Здоровье населения в Российской Федерации. Биологические, химические, физические факторы риска. Информационные загрязнения. Влияние загрязнений атмосферы на здоровье человека и природу. Парниковый эффект, разрушение озонового слоя, кислотные дожди, смог. Энергетические загрязнения воздушной среды. Источники, масштабы загрязнения водной среды. Загрязнение поверхностных и грунтовых вод. Способы и средства очистки питьевой воды. Очистка сточных вод. Источники, виды, масштабы загрязнения почв. Причины деградации. Самоочищение почв. Тема 1.2. Безопасность продовольственных и непродовольственных товаров Классификация вредных веществ, загрязняющих продукты. Источники и пути их проникновения в организм человека. Понятие безопасности продовольственных товаров. Понятие безопасности непродовольственных товаров. Технические регламенты. Сертификация товаров. Экспертиза товаров. Проблемы и способы утилизации отходов. МОДУЛЬ 2. БЕЗОПАСНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ Тема 2.1. Единая государственная система предупреждения и Ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12. 1994 г. №68-ФЗ. Постановление Правительства «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» от 30.12. 1995 года №794. Цели, задачи и структура Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Органы управления РСЧС. Силы и средства РСЧС. Комиссии по ЧС и пожарной безопасности. Тема 2.2. Безопасность населения и территорий в чрезвычайных Ситуациях Чрезвычайные ситуации, их классификация и причины возникновения. Аварии, катастрофы, стихийные бедствия. Понятие риска. Приемлемый, индивидуальный, групповой и социальный риски. Причины и профилактика чрезвычайных ситуаций. Организация работы комиссии по ЧС объекта. Осуществление мероприятий по защите персонала объекта при угрозе и возникновении ЧС. Постановление Правительства Российской Федерации «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21 мая 2007 года №304 по числу жертв населения, величине материального ущерба и размеру территории, охваченной ЧС. МОДУЛЬ 3. ХАРАКТЕРИСТИКА И КЛАССИФИКАЦИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ Тема 3.1. Характеристика и классификация чрезвычайных ситуаций Техногенного происхождения и защита от них Классификация ЧС техногенного характера. Основные причины аварий на производствах. Аварии на химически опасных объектах (ХОО), коллективные и индивидуальные средства защиты. Аварии на радиационно опасных объектах (РОО), коллективные и индивидуальные средства защиты. Йодная профилактика. Нормы радиационной безопасности НРБ- 99/2009. Аварии на пожароопасных и взрывоопасных объектах. Способы защиты от опасных факторов пожара. Аварии на транспорте. Аварии на гидротехнических сооружениях. Аварии на объектах коммунального хозяйства (ЖКХ). Мероприятия по сокращению аварийности на транспорте, гидротехнических сооружениях и объектах ЖКХ.
Тема 3.2. Характеристика и классификация чрезвычайных ситуаций Природного происхождения и защита от них Понятие о стихийном бедствии. Классификация ЧС природного происхождения. Антисейсмические мероприятия. Действия населения при землетрясении. ЧС геофизического и геологического характера, профилактические мероприятия, действия населения. ЧС метеорологического и гидрологического характера, защитные действия населения. Природные пожары. ЧС космического происхождения. Биологические ЧС. Меры защитного характера. Постановление Правительства РФ «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21 мая 2007 года № 304 по масштабу.
МОДУЛЬ 4. УПРАВЛЕНИЕ И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ Тема 4.1. Вредные производственные факторы и их нормирование Законодательство по охране труда. Влияние на организм неблагоприятного производственного микроклимата и меры профилактики. Регулирование температуры, влажности и чистоты воздуха. Оптимизация освещения. Производственная вибрация, ее воздействие на человека и документы, нормирующие ее. Производственный шум, его влияние на организм человека, нормирование его. Производственная пыль и ее влияние на организм человека. Способы и средства защиты. Вредные вещества и профилактика профессиональных заболеваний. Влияние на организм неионизирующих электромагнитных излучений и способы их снижения. Тема 4.2. Основы обеспечения безопасности труда и пожарной Безопасности на предприятиях (в таможенных органах) Организация и функции служб охраны труда на предприятии. Государственный надзор и общественный контроль соблюдения законодательства о труде. Производственный травматизм и меры по его предупреждению. Ответственность работодателя за нанесение ущерба здоровью работника. Инструкция по охране труда (технике безопасности). Нормативные документы по пожарной безопасности. Инструкция о пожарной безопасности. Первичные средства пожаротушения.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Реализация компетентного подхода предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (разбор конкретных ситуаций, тренировки и учения по гражданской обороне, защите от чрезвычайных ситуаций, инструктажи по использованию средств спасения и индивидуальной защиты) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития у студентов профессиональных навыков. В частности, с целью приобретения навыков по использованию средств индивидуальной защиты по темам 3.1, 3.2 проводятся тренинги: -одевание противогазов (2 часа); -правила пользования канатно-спусковыми устройствами (2 часа); -правила пользования огнетушителями (2часа); По теме 4.1 с целью знакомства с измерительными приборами некоторых физических факторов окружающей среды проводятся тренинги: -измерение освещенности в помещениях с помощью специального прибора (2 часа); -измерение шума с помощью специального прибора (2 часа); -измерение радиационного фона с помощью специального прибора (2 часа). По теме 2.1 проводится выездное занятие с посещением защитного укрытия по рассматриваемому вопросу «Коллективные средства защиты» (2 часа). Задания для самостоятельной работы студентов и методические рекомендации по их выполнению приведены в Учебно-методических указаниях по самостоятельной работе студентов и проведению семинарских (практических) занятий. Способы контроля самостоятельной работы приведены в разделе «Контроль знаний студентов. Оценочные средства» настоящей программы. Примечание: Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, и занятий лекционного типа в целом в учебном процессе установлен ФГОС по направлению подготовки (специальности). КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА В процессе изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» студентами заочной формы обучения текущий контроль знаний осуществляется на практических занятиях путем опроса по всем изучаемым темам, заслушивания докладов и презентаций. Кроме того, используются такие формы контроля, как написание контрольных работ, подготовка и сдача рефератов. Темы рефератов, контрольных работ приведены в учебно-методических указаниях по самостоятельной работе студентов и проведению семинарских (практических) занятий. Для контроля знаний и оценки успеваемости студентов очной формы используется балльно-рейтинговая система. Качество усвоения учебного материала оценивается по 100 – балльной шкале. При этом максимальная рейтинговая оценка успеваемости студента за семестр по результатам текущего контроля знаний составляет 70 баллов, а максимальная оценка по результатам промежуточного контроля (зачет) – 30 баллов. Распределение рейтинговых баллов по модулям учебного курса приведено в таблице 1.Таблица 1. Распределение рейтинговых баллов по модулям учебного курса
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|