|
МАТЕРИНСКАЯ ДЕПРИВАЦИЯ И ЕЕ ПОСЛЕДСТВИЯОпределение, классификация. Под психической депривацией в широком смысле понимается состояние, при котором отсутствует возможность удовлетворения основных жизненных потребностей в достаточной мере и в течение продолжительного времени. Это состояние также можно определить как биологически полноценную, но психически недостаточную среду. Депривация бывает следующих видов: Г) аффективная (эмоциональная) - отсутствие заботы, ласки, понимания: 2) сенсорная — недостаточность внешних стимулов (зрительных, слуховых, тактильных); 3) социальная (безнадзорность, бродяжничество). Материнская депривация — это, в первую очередь, эмоциональное лишение ребенка, но в происхождении этого состояния немаловажную роль играет и сенсорный компонент. Известно, что мать для ребенка первых лет жизни источник многочисленных сенсорных стимулов (тактильных, зрительных, слуховых), необходимых для нормального развития психических функций. Границы же социальной депривации достаточно широки, так как последняя включает в себя также педагогический дефицит. Первые описания неблагоприятных последствий ранней родительской депривации относятся к началу прошлого века. Так, Л. Ф. Мейер в монографии «Госпитализм» среди причин младенческой смертности наряду с острыми респираторными заболеваниями и кишечными инфекциями упоминает тяжелое психофизическое истощение. Гипотрофии обычно предшествовал отказ от пищи, рвота, а также полная потеря интереса к чему-либо, вялость, пассивность, бессонница, отставание в физическом и психическом развитии. Автор связал причину смерти младенцев с отсутствием «стимулирующего» влияния матери. Депривация может быть полной или частичной. Выделяют 2 варианта полной депривации — изоляцию и сепарацию. В первом случае речь идет о полном отстранении ребенка от социального окружения, что создает ситуацию «умственного голодания». Крайней степенью изоляции являются примеры т, н. «волчьих» детей («дети-Маугли»). Сепарация представляет собой разрыв специфической детска-материнской связи, что наблюдается при отрыве ребенка от семьи, длительной госпитализации, отказе от ребенка, воспитании его в закрытом детском учреждении. Частичной депривацией называется состояние, когда отношения между матерью и ребенком эмоционально обеднены, что обозначается также термином «скрытая» или «маскированная» депривация. Психическая патология, возникающая под влиянием полной материнской депривации. В условиях полной материнской депривации наблюдаются следующие варианты психической патологии: 1) нарушение формирования личности; 2) нарушение психического и интеллектуального развития; 3) психические расстройства. Общая характеристика депривационной патологии. Психические нарушения, возникшие в условиях материнской депривации. во многом зависят от времени воздействия депрнвационного фактора (чем раньше возникла депривация, тем тяжелее психическая патология). Для раннего возраста характерно преобладание расстройств эмоционально-волевой сферы, неравномерность отставания интеллекта с преимущественным нарушением развития речи ('экспрессивной). Отмечаются патологические привычные действия (сосание одежды пальцев рук, яктация, трихотилломания, мастурбация, онихофагия), депривационная депрессия, депривационный псевдоаутизм. После 3 лет психическая патология в основном представлена характерологическими нарушениями и задержками интеллектуального развития. Во всех возрастных группах отмечается малая дифференцированность и поверхностность общения, недостаточность развития высших эмоций — чувства жалости, сочувствия, соучастия, вины стыда, а также низкая работоспособность, расстройства внимания, памяти рентные установки. С возрастом к 4-7 годам характерна трансформация депри-вационных психических расстройств в виде редукции ранней патологии. Устойчивыми оказываются изменения эмоционально-волевой сферы. В частности у подростков, переживших раннюю денривацию до 3 лет, выявляются патохарактерологические изменения дефицитарного типа. Характерный для депривированных детей симптомокомплекс в виде недостаточности развития эмоциональной стороны личности, задержки формирования психических функций, парааутистических проявлений носит название синдром «сиротства». Нарушение формирования личности. В литературе, посвященной влиянию депрпвации на развитие ребенка, до сих пор не существует единой точки зрения относительно возможных последствий этого состояния для формирования личности ребенка и подростка. Среди западных психологов материнская депривация традиционно рассматривается как тяжелое и необратимое состояние, приводящее к «аффективной бесчувственности», способствующее формированию специфического типа личности, отличающего воспитанника детского заведения. Дети, лишенные материнства, описывались как «потенциальные преступники», отличающиеся повышенной жестокостью и агрессивностью, отсутствием социально-этических норм в поведении (Дж. Боулби). Считается, что последствия ранней материнской депривации, имевшей место до 3 лет, в дальнейшем невосполнимы. Признано, что общение с матерью в первые годы жизни является главным условием полноценного психического развития. Дети из семьи уже в 3 мес. лучше выделяют взрослого и используют более разнообразные средства общения, чем их сверстники из домов ребенка. У депривированных младенцев значительно задерживается развитие самосознания (образа «Я»). Основным отличием детей, воспитывающихся вне семьи, является недостаточность развития внутреннего плана личности. Воспитанники детских домов реже смеются, их движения скованны и маловыразительны, беднее словарный запас, проще и однообразнее грамматический состав речи, гораздо меньше оценочных суждений. Считается, что у детей, растущих в детских учреждениях, не просто задерживается формирование характерных для их возраста форм общения, но и развиваются принципиально иные механизмы, с помощью которых ребенок приспосабливается к окружающим условиям. Это происходит как вследствие утраты ранних эмоциональных связей с родителями, гак и вследствие того, что жизнь в детском закрытом учреждении не требует от ребенка выполнения тех функций, которыми наделены дети в обычной жизни. Дети из домов ребенка испытывают потребность в повышенном внимании и доброжелательности, которая доминирует вплоть до конца дошкольною возраста. Для их сверстников из семьи характерны уже более сложные формы общения, включающие познавательные интересы, стремление к сотрудничеству с взрослыми, потребность в уважении и взаимопонимании. Поведение семейных детей более свободно и эмоционально насыщено. Основными отличиями семейного воспитания от общественного являются следующие: 1) семейные дети со стороны взрослого испытывают больше внимания, которое адресовано индивидуально (личностная обращенность): 2) наличие в домах ребенка (частая смена ухаживающего персонала) множественной привязанности; 3) контакты со взрослыми в семье эмоционально более разнообразны и насыщенны; 4) мягкое, терпеливое отношение к ребенку в семье наряду с жестко регламентированным детским поведением в учреждении. В условиях полной материнской депривации отмечается очень раннее возникновение общения между детьми — уже на первом году жизни. Для семейных детей не характерен столь ранний интерес к сверстникам. В то же время общение у депривированных младенцев имеет специфику. Отношения между сверстниками складываются не как приятельские, дружеские, а но типу родственных. Это может производить впечатление видимой стабильности, защищенности, когда группа сверстников выступает в качестве своеобразного аналога семьи. В то же время это мешает формированию равноправных отношений. Прогноз компенсации депривационных нарушений формирования личности зависиг от продолжительности нахождения в условиях депривации. Дети, депривация которых длилась 3 г. и больше, демонстрируют социальные, эмоциональные и интеллектуальные трудности даже после того, как они провели несколько лет в стабильной домашней обстановке (были усыновлены). Они с трудом формируют привязанность к приемным родителям, Нарушение психического и интеллектуального развития. Около 76% воспитанников домов ребенка имеют отклонения в психическом развитии. Среди них 52% — это парциальные задержки. 24% — олигофрении легкой и среднетяжелой степени. В первые 6 мес у соматически и неврологически здоровых младенцев домов ребенка, как правило, наблюдается своевременное (или с незначительным запаздыванием) возникновение зрительных, слуховых, двигательных реакций. Однако в последующем, после полугода, развитие резко замедляется (так называемый феномен «угасания» развития). Выявляется задержка в развитии зрительных и слуховых дифференцировок, навыков действий с предметами. Па фоне общей задержки двигательного развития преобладает отставание развития пассивной и активной речи. Голосовые проявления отличаются редкостью и бедностью артикуляций, рудиментарностью гуления и лепета, недостаточностью интонационной выразительности речи. Первых слова появляются достаточно поздно - после 1.5-2 лет. В целом поведенческие реакции младенцев, воспитывающихся в условиях полной материнской депривации, характеризуются трудностью возникновения, транзиторностью и рудиментарностью проявлений, слабой выраженностью, недостаточной развернутостью и длительностью. V детей, находящихся в условиях полной материнской депривации, отчетливые признаки «дизонтогенеза отмечаются начиная с 2-х лет жизни. В поведении преобладает выраженная пассивность, пониженный аффективный резонанс бездеятельность. Характерна стереотипность в двигательной сфере — однотипное потирание рук, верчение головой. Выявляются особенности игровой деятельности — отсутствие тематических и ролевых игр. В большинстве случаев дети беспричинно перекладывают игрушки с места на место. Отмечается недостаточность развития манипулятивной деятельности (тонкой моторики). Задержка развития речи проявляется преобладанием однословных высказываний и рудиментарных речевых форм — лепета. Наблюдается отсутствие фразовой речи. У детей недостаточно сформирован навык артикуляции, звукопроизношение отличается неточностью и бедностью используемых фонем и слогов. Недостаточно развита интонационная выразительность речи. На 3-ем году жизни обращают на себя внимание такие особенности развития детей, как отсутствие каких-либо зачатков высших эмоций - радости, горя, сопереживания. В поведении детей и их общении с взрослыми преобладают примитивные проявления — реакции захвата, протеста, отказа, немотивированой агрессии. Психические расстройства, возникающие под влиянием полной материнской депривации. Депрессивные состояния. Впервые депрессивное состояние, возникшее в связи с отрывом ребенка от матери, описали R.A. Spitz и K.M. WolfАвторы назвали расстройство «аналитическая депрессия» (термин «анаклинный» означает связь с человеком, обеспечивающим ребенку максимальное удовлетворение витальных потребностей). Состояние характеризуется прогрессирующей потерей интереса к окружающему миру, исчезновением аппетита, снижением массы тела, замедлением темпа развития. В клинической картине выявляется бедность мимики младенца, вялая реакция на звуковые раздражители, двигательная заторможенность, крик-плач по ночам в сочетании с нарушением сна. Аналитическая депрессия обычно возникает у младенцев в возрасте 6-11 мес спустя 4-6 нед после внезапного ухода матери. Возвращение матери в течение первых 3 мес приводит к быстрой редукции симптоматики. Однако разлука сроком более трех месяцев способствует закреплению описанных выше нарушений. Фаза сопротивления сменяется фазой истощения. Состояние становится необратимым. Двигательная активность резко сокращается, появляется бессонница. Ребенок прогрессивно теряет в весе, наблюдается склонность к респираторным инфекциям и экземе. Характерна выраженная задержка и регресс психического развития. Выраженность расстройства во многом зависит от того, какими были отношения между матерью и ребенком до ее ухода. Аналитическая депрессия чаще развивается у детей, матери которых до разлуки с ребенком были внимательными и заботливыми. Выраженность депрессии зависит также от того, насколько отсутствие матери могут компенсировать находящиеся рядом с ребенком взрослые. Пассивность и полное безразличие к окружающему миру при анаклитичсской депрессии может быть приняты за проявление олигофрении, тяжелою органического поражения мозга, раннего детского аутизма, что делает необходимой дифференциальную диагностику расстройства с указанными состояниями. Анаклитическую депрессию следует также отличать от наблюдающихся в норме «страхов 8 мес жизни» как возрастной фазы развития младенцев. Последние при правильном подходе могут быть преодолены. Нозологическая принадлежность анаклитической депрессии до конца не ясна. Согласно описавшим ее авторам, это состояние можно приравнять к меланхолии взрослых. Однако анаклитическая депрессия является психогенным состоянием, а не аффективным колебанием настроения. Различают 3 разновидности депривационных депрессивных расстройств: вегетативную, соматизированную и регрессивно-апатическую. Вегетативная депрессия проявляется относительно неглубоким снижением настроения в виде грусти, печали, особенностями мимики (серьезное выражение лица, отсутствие улыбки), плаксивостью. Характерны вегетативные расстройства в виде нарушений сна, затрудненного засыпания, беспокойства во время дневного и ночного сна с частыми пробуждениями. Расстройства питания включают частые срыгивания, отсутствие прибавки массы тела при нормальном и даже повышенном аппетите, утрату чувства насыщения при приеме пищи. Вегетативная депрессия чаще наблюдается при прерываемой депривации, когда бросившая ребенка мать эпизодически его навещает. Быстрое возвращение матери приводит к редукции вышеописанной симптоматики, в связи с чем вегетативная депрессия относится к начальному этапу депривационной депрессии. Соматизированная депрессия проявляется психосоматическими расстройствами (экзема, нейродермит, бронхиальная астма и др.), оттесняющими на второй план собственно депрессивную симптоматику. Течение заболевания затяжное или волнообразное. Этапу соматизированной депрессии часто предшествует депрессия вегетативная, но в ряде случаев она может отсутствовать. Характерным для настроения детей является оттенок равнодушия. Поведение при этом необычно спокойное с повышенной послушаемостью, молчаливостью, отстраненностью. Младенцы, как правило, перестают плакать и требовать к себе внимания, не ищут зрительного контакта с взрослыми, выглядят заторможенными, мало перемещаются по манежу, не замечают игрушек и не понимают условий предлагаемой им игры. При тщательном наблюдении за детьми выявляется классическая депрессивная триада в виде сниженного настроения, речевой я двигательной (игровой) заторможенности, в ряде случаев доходящей до ступора с мутизмом. На фоне этого достаточно часты явления яктапии. сосания пальцев, частей тела и одежды. Состояние может осложниться сопутствующими респираторными заболеваниями, снижением массы тела, регрессом психомоторного развития. Регрессивно-апатической депрессии, как правило, предшествует вегетативная и соматизированная. Характерным является редукция соматического заболевания и усиление регрессивной симптоматики. Тяжесть расстройства определяется состоянием ступора. Дети выглядят неподвижными, безучастными, беспомощными, брошенными. Отсутствует прибавка роста и массы тела. Могут возникать аутоагрессивные тенденции, а также кататонорегрессивные симптомы — ходьба на цыпочках, манежный бег; манерность позы. Дети резко отстают в развитии. Различаю; 3 фазы поведения детей в возрасте от 18 до 24 месяцев в ответ на разлучение с матерью и помещение в детское закрытое учреждение: 1. Фаза протеста — ребенок плачет и мечется, зовет мать и на основе своего прежнего опыта полагает, что она будет реагировать на его призывы. В эту фазу отмечаются выраженные реакции протеста и отказа. Ребенок отказывается от нищи, игрушек, общения с кем-либо из взрослых. Отмечается бессонница. Таким образом он протестует против ухода матери. Постоянный крик-плач являемся средством, с помощью которого ребенок пытается привлечь внимание матери и вернуть ее. 2. Фаза истощения — ребенок примиряется с разлукой с матерью и перестает ее к себе призывать. 3. Фаза адаптации — ребенок приспосабливается к жизни без матери и пытается привязаться к кому-либо из ближайших ему взрослых. Таким образом, депрессии в раннем детском возрасте имеют выраженную тенденцию к маскированности. В их клинической картине преобладают не столько аффективные нарушения, сколько соматовегетативные проявления, расстройства поведения, отклонения в развитии. Раптоидные состояния проявляются стереотипной двигательной активностью. Наблюдается бесцельный бег по комнате, множество мелких лишних движений, метание из стороны в сторону, сопровождающиеся криком. У детей от 1 до 3 лет в структуре реактивной депривационной депрессии могут наблюдаться психомоторные и соматоневрологические расстройства регрессивного характера. Наблюдаются периоды расторможенности регрессивного феномена «длительно сохраненной позы», особая осанка, полусогнутые колени, общая заторможенность до степени аффективного ступора, симптом Робинсона (сильный обхват предмета, вместе с которым можно поднять ребенка), феномен «кручения» и бега по кругу, мутизм. При длительной депрессии наблюдаются: ограничение речевой активности, замедленный темп роста словаря, задержка развития тонкой моторики. Регресс эмоционально-волевой сферы проявляется феноменом «тождества» (нежелание расставаться с привычными игрушками, предметами, симптом «стула»). Регрессивные соматовегетативные расстройства проявляются снижением реакции на дискомфорт, склонностью к запорам. погере массы тела, ситуационно обусловленной задержкой мочеиспускания (элективная аффектогенная анурия), нарушением ритма сон-бодрствование, патологическими привычными действиями. Страхи. У младенцев, воспитывающихся в условиях полной материнской депривации. отмечается повышенная склонность к возникновению страхов. Наиболее распространенные из них связаны с гиперчувствительностью к новизне, изменчивости окружающей обстановки, появлению новых людей, необычных игрушек, предъявлению новых стимулов — тактильных, голосовых, зрительных. У денривированных младенцев не наблюдаются характерные для семейных детей страхи чужих взрослых. Но усилен страх изменения окружающей обстановки, страх тактильного контакта (поглаживания, прикосновения. взятии на руки — ребенок съеживается, напрягается), страх визуальною контакта (ребенок избегает взгляда глаза в глаза), страх громкого голоса. Характерен также страх игрушек, выполняющих функцию «переходных объектов» (мягкие игрушки, куклы). Последние заменяются твердыми игрушками, которые применяются, как правило, для неигровых целей {перемещение с помощью игрушек, стереотипные манипуляции). Страхи депривированных детей имею! некоторое феноменологическое сходство со страхами детей, страдающих ранним детским аутизмом. Однако у них отсутствует типичный для аутистических детей сверхценный уровень переживаний. Кроме того, страхи депривированных младенцев, являются психологически понятными (компенсация -эмоционального одиночества).
ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|