Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Особенности познавательной деятельности.





По результатам обследования с помощью методики Векслера выявлено, что общий интеллектуальный показатель ниже, чем у детей с нормальным развити­ем, но выше, чем при олигофрении. Средний уровень невербальных показате­лей в одной трети случаев соответствует показателям при олигофрении, и пре­жде всего таким показателям, как выделение последовательности событий, пространственных отношений, способности переключения внимания на пред­метном уровне. Отмечается неравномерность показателей вербально-интеллектуалыюй функции. Общий объем знаний, понимание общественных норм жизни и способность оперировать числами ниже нормы. Активный запас слов и механическая память — выше нормы. Мышление носит конкретный, «регистрирующий», «фотографический» характер. Отмечается достаточный уровень развития отдельных способностей, например, значительный запас све­дений в области ботаники, энтомологии, астрономии и пр. При этом дети упот­ребляют латинские обозначения, приводят классификацию и, вместе с тем. они не владеют пространственными понятиям и навыками, например, право—лево, при письме неровная строчка с корявыми и прыгающими буквами и зеркаль­ным изображением. Таким образом, структура интеллектуального дефекта у детей с раннего детского аутизма качественно иная, чем при олигофрении. Собст­венно интеллектуальная недостаточность «перекрывается» нарушениями лич­ности и поведения.

Нарушение двигательных навыков,

В период младенчества обращают на себя внимание различные двигательные стереотипии: раскачивание в колыбели, однообразные повороты головы, рит­мичные сгибания и разгибания пальцев рук, упорное длительное раскачивание стенок манежа, на игрушечной лошадке, качалке, кружение вокруг своей оси. машущие движения пальцами либо всей кистью.

На первом году жизни также отмечается задержка развития навыков само­стоятельного сидения, ползанья, вставания. Их особенностью является отсутст­вие ускорения развития при активной помощи со стороны взрослого. Характер­на «внезапность» перехода к ходьбе и практически одновременное появление навыка бега с навыком ходьбы. К особенностям бега относятся: импульсив­ность возникновения, особый ритм (стереотипное перемещение с застывания­ми), бег с широко расставленными руками, на цыпочках. Особенностью поход­ки является: «деревянность» (ходьба на несгибаемых ногах), порывистость, некоординированностъ, ходьба по типу «заводной игрушки». С раннего возраста могут отмечаться такие особенности движений, как медлительность, углова­тость, порывистость, неуклюжесть, «мешковатость», «марионеточность». В ряде случаев необычная грациозность, плавность движений, ловкость при лазанье и балансировании.

Значительно запаздывает освоение указательных жестов, отрицательно-утвердитсльных движений головой, жестов «согласие—несогласие», «приветвие -прощание» (например, помахал рукой, стоя спиной к врачу). Характер­ны затруднения в имитации движений и жестов взрослых и сопротивление по­мощи при обучении двигательным навыкам.

К особенностям мимики относятся ее бедность, напряженность, иногда не­адекватные гримасы. Часто наблюдается неподвижный, застывший, «испуган­ный» взгляд. В ряде случаев отмечаются красивые лица с «прорисованными» чертами («лицо принца»).

В целом относительно специфическими симптомами нарушения движений при раннем детском аутизме являются: а) атетозоподобные движения пальцев рук стереотипные движения в виде перебирания, складывания, сгибания и разпюания пальцев; б) стереотипные движения в форме потряхиваний, взмахи­ваний, вращений кистями рук, подпрыгивание в виде отталкивания кончиками пальцев, бег на цыпочках, кружение, раскачивание головой и туловищем. Дви­гательные стереотипии полностью исчезают после 6-8 лет, реже наблюдаются до 12 лет.

Особенности игровой деятельности.

С раннего возраста для игровой деятельности характерны 'элементарные формы. Отмечается либо полное игнорирование игрушек, либо их рассматри­вание без стремления манипулировать. В основном наблюдаются кратковре­менные или б^олее длительные стереотипные действия с такими предметами обихода, как веревочки, ключи, гайки, бутылки и т. д. Реже встречается интерес к игрушкам, но и при этом преобладают такие стереотипии, как верчение иг­рушками перед пазами, перекладывание с места на место, постукивание о иол или касание игрушками лица, обнюхивание, облизывание. В игре отсутствуют игровые сюжеты. Характерны игры со струей воды, переливание жидкости из одной посуды в другую. Отмечен интерес к старым ржавым трубам, велосипед­ным колесам. Попытки родителей прервать стереотипные действия вызывают выраженные эмоциональные реакции протеста, истошные крики, плач.

Особенности восприятия.

1. Зрительное восприятие. В младенческом возрасте может отсутствовать слежение за движущимся предметом. Длительно не формируется навык узнава­ния близких (матери, отца, родственников).

Специфическими являются такие особенности зрительного поведения, как непереносимость взгляда в глаза, преобладание периферического зрения, взгляд мимо или «сквозь людей», «бегающий взгляд», поиск необычных зрительных впечатлений (перелистывание страниц), явление «псевдослепоты», длительная сосредоточенность взгляда на «беспредметном» объекте - свето­вом пятне, блестящей поверхности, узоре обоев, ковра, мелькании теней. При этом отмечается особое, «завороженное» их созерцание. Характерна гиперчувстельность к зрительным стимулам, например, испуг при включении света, раздвигании штор. Как следствие, ребенок стремиться находиться в темноте

2. Слуховое восприятие. В младенчестве отмечается длительное отсутствие
реакции на звук, в дальнейшем сменяющееся гиперчувствительностью, пред­
почтением тихих звуков. Ребенок не привыкает к характерным звукам домаш­ней обстановки (звонку, пылесосу), но длительно прислушивается к звуку раз­рывания бумаги, шуршания целлофановых пакетов, раскачивания створок две­ри. Отсутствует реакция на словесные обращения, оклик ребенка по имени, из­бирательность ответных реакций на речь. Рано возникает интерес к прослуши­ванию музыке.

3. Тактильная, вкусовая, обонятельная и пропршщептивная чувствитель­ность. Вначале с раннего возраста наблюдается слабость или отсутствие ре­акции на мокрые пеленки, холод, голод, прикосновение. В дальнейшем появ­ляется гиперсензитивность к тактильным раздражителям, ребенок противится пеленанию, купанию, причесыванию, стрижке ногтей и волос. Его стесняет одежда, обувь, он стремится раздеться донага. Характерны необычные вкусо­вые предпочтения в виде тяги к несъедобному. Отмечается гиперсензитив­ность к запахам и вкусам. Знакомство с новыми предметами и игрушками ре­бенок начинает предварительно длительно ощупывая, обнюхивания и облизы­вая их. Находясь одни, дети часто «стимулируют» себя, напрягая тело и конечности, ударяя себя по ушам, зажимая их при зевании, ударяя головой о ко­ляску, спинку кроватки.

8. Пищевое поведение и сон. Отмечаются нарушение ритма «сон-—бодрст­вование», засыпание лишь в определенных условиях (на улице, на балконе, при
укачивании), поверхностность, прерывистость сна днем, «спокойная бессонни­ца», вялость при сосании груди, задержка появления сроков сосания, избира­тельность в еде (чрезмерная чувствительность к твердой пище, употребление
только протертой, предпочтение одного вида пищи и отвергание новых, труд­ность введения прикорма), жесткое следование усвоенному пищевому режиму
и болезненная реакция на его изменение. Кормление возможно лишь в особых
условиях (например, ночью, в просоночном состоянии). Нередки явления срыгивания, привычные рвоты, запоры.

8. Нарушение влечений. Может наблюдаться жестокость к родителям, дру­гим детям, животным. Агрессивные действия возникают как способ привлечь
внимание окружающих, вступить в игру, а также как проявление радости, Аутоагрессивные действия носят спонтанный характер или возникают при неуда­
чах. Инстинкт самосохранения может значительно снижаться. Дети часто вы­
падают из коляски, окон, стремятся выбраться из манежа, выбегают на проез­жую часть улицы, убегают от матерей на прогулке.

Прогноз. С возрастом уровень адаптации детей с синдромом раннего дет­ского аутизма повышается, однако отмеченные выше качества полностью не исчезают. Более тяжелый прогноз в виде выраженного интеллектуального де­фекта обычно возникает при резидуально-органическом аутизме, атоническом варианте олигофрении.

Диагностика. Как правило, родители не замечают психических нарушений ребенка до 3 месяцев, т.е. до того времени, когда ребенок должен вступить в полноценные отношения с окружающими. Этому способствует отсутствие родительского опыта и характерологические особенности родителей. Реакция родителей на открытие «аномальности» ребенка проявляются подавленностью, растерянностью, тревожным опасением за будущее.

Наибольшее диагностическое значение имеют: выраженный протодиакризис -- одинаковое отношение к одушевленным и неодушевленным предметам; патологическое содержание переживаний — патологические фантазии; навяз­чивые состояния; регресс речи и поведения; психическая ригидность,

Ранняя диагностика детского аутизма. На первом году жизни диагностика раннего детского аутизма основывается на следующих критериях: 1) наруше­ние взаимоотношения мать-дитя в форме безразличного отношения к матери и отсутствия эмоциональной реакции при ее уходе; 2) отсутствие дифферен­цированных типов крика-плача и предречевых вокализаций в возрасте 0-6 месяцев, звуко- и слогоподражания, снижение или полное отсутствие голосо­вых проявлений; 3) однообразность поведенческих актов; 4) низкий уровень моги ваий и.

Общие принципы терапии.

Терапия синдрома раннего детского аутизма складывается из использования психофармакотерапии, психотерапии (индивидуальной, семейной и др.), коррекционно-педагогической работы. Психофармакотерапия направлена на купи­рование психопатологических проявлений, вегето-сосудистой дистонни, на ак­тивацию ребенка и снижение психического напряжения.

Терапевтический подход к раннему детскому аутизму, прежде всего, пред­полагает постоянное сотрудничество специалистов различного профиля — психиатров, психологов, педагогов, логопедов, музыкальных работников и др. с родителями. Совместно отрабатываются способы обучения родителей игре с аутнстичными детьми, привитие навыков самообслуживания. Родителям разъ­ясняется характер имеющихся у ребенка трудностей и способы преодоления нежелательных форм поведения.

Комплексное лечение синдрома включает в себя 3 основных направления: I) применение методик специального обучения и воспитания (коррекционно-педагогическая работа); 2) психотерапевтическая работа с больным ребенком; 3) семейная психотерапия.

Методики специального воспитания и обучения включают: а) обучение по­вседневным навыкам (поведение в трудных для больного ситуациях застеги­вание пуговиц, стрижка волос, выход на улицу и др.); б) обучение навыкам ре­чевого общения, жестам (в первую очередь языковым шаблонам приветствия, прощания, обращения, просьбы); в) обучение движениям, пластике (танцы пол мушку, занятия в группах ЛФК, обучение плаванью, ходьбе на лыжах); г) при выраженной задержке развития используются обучающие игры («надень коль­цо», «цветное лото», «разложи по форме, цвету», «игры по правилам», «игры, создающие зрительные аналоги языка»).

Психотерапевтическая работа проводится в небольших группах детей по 45 человек. Занятия проводят врачи или психологи: на каждого ребенка необходим один взрослый. Вначале — активное вовлечение детей в действия с игрушками, последствии — расширение диапазона игр и переход к речевым контактам.

Для более старших детей применимы практически все методы психотерапии, в том числе диагностические полиморфные группы (пациенты с различными психическими заболеваниями).

Семейную психотерапию следует проводить в 3 этапа: 1) индивидуальная психотерапия каждого из членов семьи (помощь родителям в осознании неце­лесообразности полного отказа от себя во имя ребенка и смирении с мыслью о его заболевании); 2) коррекция внутрисемейных отношений в целом (совмест­ное наблюдение и обсуждение поведения ребенка с целью достижения понима­ния его потребностей); 3) привлечение родителей к медико-педагогической ра­боте.

Вариантом индивидуальной психотерапевтической работы родителей с ре­бенком является холдинг-терапия. Методика включает в себя повторяющиеся процедуры удержания ребенка на руках родителей до полного его расслабле­ния. Психологическим обоснованием холдинга (удержание на руках, тесный телесный контакт с матерью) является то, что он противопоставлен типичному аутистическому поведению, направленному на избегание контактов с близки­ми.







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.