Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ДИАГНОСТИКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ





1. Шкалы развития младенца Вау1е.у

Тест Бэйли является результатом более чем 45-летних исследований разви­тия детей, является высоковалидным и может считаться одним из лучших для раннего детского возраста. Тестирование проводится в возрасте от 1 до 42 ме­сяцев. Тест состоит из 3 шкал: 1) шкала психического развития (ментальная шкала); оценивает ощущение, восприятие, память, доречевые и речевые спо­собности, предпосылки абстрактного мышления; 2) шкала моторного развития; оценивает простые и сложные движения, грубую и тонкую моторику; 3) шкала («протокол») поведения; объективирует социальные взаимодействия, интересы, эмоции, темперамента. Каждый пункт теста оценивается как «выполненный» или «невыполненный». Время тестирования детей младше 15 месяцев — 25-35 минут, старше 15 месяцев — до 60 минут.

Результатом тестирования является вычисление индекса ментального разви­тия (МО1) и индекса психомоторного развития (PDI). Шкалы психическою и моторного развития содержат 274 пункта, протокол поведения ребенка — 30. Тест признан высоковалидным и стандартизированным. Первоначально стан­дартизация шкал проводилась на 1262 детях, а поведенческого протокола - на 791 ребенке. В 90-е годы была проведена повторная стандартизация теста.

2. Денверский скрининг-тест развития (DDST)

Тест разработан Frankenburg W.K., J.B. Dodds для выявления детей, стра­дающих задержкой психического развития в возрасте от рождения до 6 лет. Он содержит 4 шкалы: 1) грубая моторика; 2) тонкой моторика; 3) речь; 4) соци­альная адаптация. Из 105 пунктов 75 предназначены для детей до 3 лет. Обыч­но ребенок тестируется по 20 пунктам. Каждый пункт оцениваются как «вы­полненный», «невыполненный», «отказ от выполнения», «не было возможно­стей для выполнения». Тестирование проводится как в условиях прямого на­блюдения, так и на основании сведений, полученных от родителей. Дети, вы­полнившие все пункты, считаются развивающимися нормально. Если имеется один невыполненный пункт в какой-либо шкале, результат считается сомни­тельным, два невыполненных пункта — задержка развития. Тестирование за­нимает около 30 мин и требует минимальной подготовки исследователя (не­сколько часов). В этом преимущество данного теста по сравнению с гестом Бэйли, который требует высшей психологической квалификации. Денверская оценочная методика была стандартизирована на 1036 нормальных детях в воз­расте от 2-х недель до 6 лет, 816 из которых младше 3 лет. Тест высоко досто­верен и стандартизирован.

3. Порядковые (числовые) шкалы психологического развития

Тест представляет собой психометрическую оценку развития ребенка, разработанную I.Uzgiris, J. McHunt на основании концепции психического раз­вития Ж. Пиаже. Он предназвачен для детей от рождения до 2 лет и содержит 6 шкал: 1) развитие зрительного слежения и сосредоточения на объекте; 2) уме­ние ребенка использовать разные средства для получения желаемого предмета; 3) вокальная и жестовая имитация (2 субшкалы); 4) причинные действия; 5) по­строение объектных связей в пространстве; 6) развитие отношений к объектам (при смене игрушки или роли в игре).

Тест состоит из 64 пунктов. Экспериментальные ситуации располагаются по мере усложнения. Психическое развитие изучается в следующих возрастных промежутках: 0-3 мес, 4-7 мес, 8-11 мес, 12-17 мес и 18-24 мес. Тест состоит из 64 пунктов.

4. Профиль психического развития G. D. А1реrп-Воll

Методика предназначена для детей от рождения до 9 лет, содержит 186 пунктов и 5 шкал: 1) физическое развитие, 2) «социальная» шкала, 3) шкала коммуникации, 4) способность к обучению, 5) шкала «самопомощи». В резуль­тате тестирования определяется, какому возрасту соответствует психическое развитие ребенка.

5. Шкала ментального развития R. Griffths

Тест рассчитан на младенцев от 0 до 24 мес, содержит 260 пунктов, объеди­ненных в 5 субшкал: 1) локомоторная активность (глаза-руки, слух-рука); 2) развитие речи; 3) тонкая моторика; 4) «персональная» шкала; 5) «социальная» шкала. После выполнения заданий рассчитывается интеллектуальный коэффи­циент ребенка и определяется, какому возрасту соответствует психическое раз­витие ребенка.

6. KID-шкапа

Разработана J.reuter. Представляет собой субъективную оценку взрослыми психического развития ребенка (мать в домашних условиях заполняет регист­рационный лит теста). Исследуются дети в возрасте 0-15 мес. Тест содержит 252 пункта и 5 шкал: 1) познание; 2) движения; 3) самообслуживание; 4) обще­ние; 5) языковая шкала. По каждой из шкал определяется условный возраст ре­бенка, который сравнивается с паспортным.

7. Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни
Один из первых отечественных тестов психического развития, разработан­
ный Г. В. Пантюхиной, К. Л. Печора, Э. Л. Фрухт. Методика представляет со­
бой качественную оценку развития ребенка без использования баллов. Состоит
из 3 возрастных шкал для 1, 2 и 3 года жизни. На 1 году исследуется: 1) 10 дней

- 2,5-3 месяца — развитие зрительных и слуховых ориентировочных и эмоционально положительных реакций: 2) 1,5-3 -- 5-6 месяца -- развитие зри­тельных и слуховых ориентировочных реакций, движений руки, гуления; 3) 5-6 — 9-10 месяца — развитие общих движений, действий с предметами, подгото­вительных этапов пассивной и активной речи;

4) 9-10 — 12 месяца — развитие общих движений, действий с предметами, понимания и активной речи.

На 2 году: развитие понимания речи, развитие активной речи, сенсорное раз­витие, развитие игры и действий с предметами, развитие движений, формиро­вание навыков.

На 3 году в первом полугодии: активная речь, игра, конструктивная

полугодии: активная речь, игра, изобразительная деятельность, конструктивная деятельность, сенсорное развитие, навыки, движения.

Нормой считается выполнение навыками в пределах +15 дней от проверяе­мою возраста. Тест стандартизирован на 630 детях 1-го года жизни, 730 — 2-го года и 360 детях 3-го года жизни.

8. Тест развития детей первого года жизни О, В, Баженовой
Разработан О. В. Баженовой. Тест включает 98 диагностических проб, разде­ленных на 6 шкал: двигательное, эмоциональное, сенсорное развитие, действий с предметами, взаимодействия со взрослыми, голосовая активность. Каждая из проб позволяет оценить уровень развития той или иной поведенческой реакции. Согласно методике теста, определяется 4 степени выраженности поведенческой реакции: 0 баллов — отсутствие, 1 балл — намеченность, 2 балла — несовер­шенная форма проявления, 3 балла — совершенная форма проявления. Пробы, выполнение которых требует достаточно высокого уровня психической актив­ности ребенка, имеют значительно больший удельный вес при их оценке. Ко­личество баллов, набранное за их выполнение, умножается на 5 (качественно-количественная оценка). Количество баллов, набранное за выполнения всех проб данной шкалы, суммируется. Набранная сумма баллов представляет собой актуальную оценку (АО), которая сравнивается с контрольной оценкой (КО),
являющейся нормативным показателем для данного возраста. Итоговый ре­зультат —индекс развития — представляет собой отношение АО к КО. На ос­новании данных ИР по 6 шкалам строится диаграмма (профиль психического развития). Развитие оценивается в возрасте 2, 3,5, 4,5, 6, 8, 10 и 12 мес.

9. Оценка уровня психомоторного развития ребенка

Разработан Л. Т. Журбой, Е. М. Масткжовой. Развитие оценивается по 7 нервно-психическим показателям (динамическим функциям): коммуникабель­ность, голосовые реакции, безусловные рефлексы, мышечный тонус, асиммет­ричный шейный тонический рефлекс, цепной симметричный рефлекс, сенсор­ные реакции. Оцениваются также уровень стигматизации, черепно-мозговая иннервация и патологические движения, которые помогают выявить группу де­тей с повышенным риском задержки развития. Помесячная количественная оценка у ребенка до года проводится на основе показателей, оцениваемых по 4-бальной системе с учетом динамики нормального возрастного развития. Опти­мальная оценка по шкале возрастного развития соответствует 30 баллам. 27-29 баллов в большинстве случаев можно расценивать как вариант возрастной нор­мы. При оценке 23-26 баллов детей относят к безусловной группе риска. 13-22 балла свидетельствуют о задержке развитии. Ниже 13 баллов составляют боль­ные с тяжелой задержкой развития вследствие органического поражения мозга. Ю. Тест «ГНОМ» (график нервно-психического обследования младенцев) Разработан Г. В. Козловской с соавтр. Тест состоит из 12 возрастных субтес­тов. Психическое развитие исследуется на 1 году каждый месяц, после года ка­ждые три месяца жизни, от 2 до 3 лет 1 раз в полгода. Субтесты состоят из 20 Опросов (заданий), позволяющих тестировать развитие сенсорных, моторных, эмоционально-волевых, познавательных и поведенческих функций. Для исследования уровня развития каждой функции предлагается 4 задания. Для исследования

дования сенсорной функции тестируется зрительная, слуховая и тактильная чувствительности. Для определения состояния моторики - статика, кинетика, тонкая моторика и мимика. В эмоционально-волевой сфере исследуются: фор­мирование и дифференцировка эмоциональных реакций, появление и характер эмоционального резонанса (способности воспринимать эмоциональное состоя­ние других людей и адекватно на него реагировать). Для оценки волевых функ­ций исследуются активная и пассивная произвольная деятельность. Познава­тельные функции тестируются по четырем показателям: речь, мышление, игра и внимание. Поведенческие функции состоят из двух разделов: биологического (пищевого поведения, формирование навыков опрятности) и социального пове­дения, в каждом из которых по два задания. Тест позволяет распределить об­следуемых детей по трем группам: 3) здоровые дети - показатель коэффициен­та психического развития (КПР) от 110 до 90 баллов; 2) группа риска — КПР 89-80 или выше 111 баллов; 3) группа нарушения развития — КПР ниже 80.

11. Шкала поведения новорожденных (NBAS), Разработана Т. Вгаzelton.
Предназначена для новорожденных и детей первых месяцев жизни. Оценивает­
ся поведение и неврологический статус детей от 2 дней до 6 недель жизни. Ме­
тодика состоит из 20 вызываемых рефлексов и движений, оцениваемых по 4-х
бальной шкале. Имеется также 27 заданий для квалификации движений, взаи­
модействия со взрослыми, статического контроля, реагирования на стресс.
Оценка проводится по 9-бальной шкале, указывающей на 5 возможных типов
поведения. Дополнительно отмечается, требовалась ли стимуляция для того
или иного типа поведения. Результатом исследования является отнесение детей
либо к группе риска, либо к норме.

Для новорожденных и детей первых месяцев жизни используют:

12. Поведенческий тест новорожденных Graham

Тест оценивает детей от 1-14 дн. по 6 субшкалам: двигательная с оценкой моторики, мышечный тонус, тактильная, слуховая сенсорная, зрительная сен­сорная шкалы, шкала реактивности.

13. Тестовая методика Prechtl, Веintema.. Оцениваются дети от 1-9 дней по
шкалам внешнего вида, позы, движений, дыхания и неврологического статуса.

14. Опросник младенческого темперамента. Используется для оценки тем­
перамента. Разработан W. Carey, S.McDevit. Методика выявляет индивидуаль­
ные различия между младенцами вне зависимости от их темпа психомоторного
развития. Тест предназначен для скрининговых исследований младенцев от 4
до 8 мес. Он состоит из 95 пунктов, оценивающих поведение по 6-бальной
шкале, содержит 9 категорий: активность, синхронность, доступность, приспо­
собляемость, сензитивность, настроение, постоянство, отвлекаемость, агрессия.
При анализе результатов младенцы могут быть расценены как «довольно труд­
ные» (асинхронные, игнорирующие общение), низкоадаптивные (сенситивные),
«легкие» (синхронные, доступные, адаптивные), «медленно реагирующие» (не­
активные, тихие) и дети, относящиеся к промежуточному типу.

 







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.