Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ОСОБЕННОСТИ СЕМАНТИКИ ЖЕНСКИХ ОБРАЗОВ В ПОЗДНЕМ ТВОРЧЕСТВЕ Н.С. ГУМИЛЕВА





В последние годы жизни Н. Гумилева преобразилось его Слово, обрело глубину и значимость. «Слово, уподобленное евангельскому Логосу, становилось все более сложным, многозначным, не равным самому себе»[13]. В начале его творческого пути, в рецензии на сборник «Жемчуга», В.И. Иванов предсказал поэту Путь внутреннего углубления.

«Глубокие в философско–художественном отношении взгляды поэта приведут его к особым космогоническим прозрениям», – пишет О. Щеголькова[14]. О. Клинг считает, что особенности мифопоэтики и специфика символических образов в позднем творчестве поэта близки символизму, «не школы, но миросозерцания», «синтезу символизма идеалистического и реалистического»[15]. В смысле книг перекликаются элементы библейско–христианских, масонских, теософских, антропософских, ницшеанских и иных религиозных философских учений, образы и мотивы различных мифологий — слагаемые особой лирико–философской концепции бытия поэта. Потому «расшифровать порой трудные для восприятия поэтические произведения Н. Гумилева возможно в результате осмысления содержания и функционирования значимых образов–символов»[16]. Лирический герой позднего Гумилева стремится к тайновидению мира, в последнем сборнике «Огненный столп» «выстраданная космичность и духовный путь лирического героя, как постижение великих тайн мира, сплетены в лейтмотиве духовного очищения». Лейтмотив духовного очищения проявляется системой мотивов, включает мотив всеразрешающей женской любви, поэта и поэзии, космоса и хаоса. Теургическое восприятие сущности любви, сакральность объектного ряда красота–чистота–божественность отличают стихотворения Гумилева периода «Огненного столпа».

К осознанию духовного и жизненного Пути стремится герой Гумилева, с верой в возрождение России путем духовного и личностного подвига. Сердце героя будет «пламенем палимо» до светлого, святого, радостного и победного дня, когда в России взойдут стены Града Божия — Нового Иерусалима. Гумилев конструирует миф, поэт призван превратить в целое открывшуюся часть мира, способствуя восстановлению гармонии[17].

Решая главную проблему — выбор ценностей, герой выходит в сакральное время, исследует события, происшедшие в сакральном времени и пространстве, выстраивает систему оппозиций, раскрывающих универсальную мифологическую концепцию мира. Но, проникая в мифологическое время и пространство, герой « открывает» божественную природу мира и его структуру. От выбора ценностей зависит судьба человека и человечества в целом[18]. «Это какое–то бытие–небытие», – сказал О. Клинг об «Огненном столпе». Вместо оппозиции бытия–небытия мифологическое сознание рассматривает две гомогенные части бытия – пишет Э. Кассирер[19]. Путь лирического героя переходит в миф, он стремится к духовному очищению разными способами: с помощью перерождений, огненной маски и её снятия, прохождения ступеней инициации. Путь героя в мифопоэтическом пространстве близится к завершению, единству, «крайние точки мифопоэтического пути» совпадают. Путь героя представляет спираль, «уходящую в звездное небо», подобно пути Вселенной.

Чувственный опыт являет стремление к максимальной объективации бытия символа. Женские образы проявляются в «космическом, сакральном» масштабе в лирике последних лет. Пытаясь преодолеть смерть, лирический герой должен вспомнить свои «жизни», чтобы вернуться в начальное, «зародышевое» состояние, очиститься любовью.

Любовь становится божественной, в ней – сила Богини–матери, Девы Марии, Святой Софии Премудрости Божией, в этом символическая значимость художественно–эстетического бытия образа–объекта. Своеобразие лирики Гумилева последних лет отмечает Ю. Верховский. Онтологизмом проникнуты мотивы любви целого ряда «песнопений, объединенных названием «Канцоны»», который идет через «Колчан», «Костер» и «Огненный столп»[20].

С. Маковский указывает на романтическую тоску Гумилева, «всю жизнь влюбленного в свою Музу и ждавшего чуда, всеразрешающей женской любви». Чувственный огонь из стихотворения «Много есть людей, что полюбив...» имеет отношение к названию сборника.

Контекст «Огненного столпа», связанный с толкованием огненного столпа в индийской религии, переосмысленным и совмещенном Гумилевым с библейским огненным столпом. Бог Шива явился Вишну и Брахме в образе огненного «столпа», Творец открыл ранее непроявленное мужское начало в мире. До этого Бога можно было постигнуть только через Шакти — женское начало, которое проявляло силу Шивы, так как Шакти и Шива слиты[21]. Знание Гумилевым элементов индийской философии, ее разных школ проявляется в стихотворениях сборника. Герой стремится достичь сокровенной «Индии Духа».

В «пророческих стихотворениях» «Огненного столпа» ощутимо нарастание энтропии по мере развертывания Пути. Сакральные ценности предстают явно, приближая битву воина–странника духа. В стихотворении «Мой час»,«Леопард»пространство и время неотделимы, образуют уровень высшей реальности, что происходит в сакральных ситуациях, когда «время длительности» и «время мига», Хронос и Кайрос[22], соединяются в точке выбора.

Сам Н. Гумилев родился в грозовой вечер, когда за окном шумела буря[23]. Трансформированный в «лунный ветер» символ женского сопутствует герою в Начале и Конце, в пределах эволюции, на что указывает сакральность женских образов в поздней лирике. Это соответствует общей тенденции русской культуры и духовной мысли «серебряного века», когда «характерным для русской ментальности и культуры образом идея Богосыновства и солнечная идея Богочеловечества перешла в интуицию женской ипостаси Софии и софийности, оригинально отразившуюся в образах Матери, Невесты, Жены, России, родной земли»[24].

С.Н. Степин

Саранск, Мордовский ГПИ имени М.Е. Евсевьева

ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ В ЛИРИКЕ АЛЕКСЕЯ ГРОМЫХИНА:

ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСТВО

В современном отечественном литературоведении и критике подчеркивалось, что наибольшее влияние художественных традиций испытала любовная лирика. Чувственность, проникновенность, романтичность, являющиеся атрибутами описания образа любимой, полно раскрывались в поэтике символизма, традиции сохранили свою актуальность в интимной лирике. Мордовские поэты, следуя тенденциям современного литературного процесса, при изображении женских образов нередко прибегают к традициям русской литературы.

Особенно ярко это проявляется в лирике А. Громыхина, в обращении к символистической эстетике. Символичность – отличительная черта громыхинской поэзии. По тематике и образности она созвучна с соловьевской. У него, как у В.С. Соловьева, изображается не женщина, а подобие «Девы Радужных Ворот», символ вечной любви и женственности.

В описании женских образов А. Громыхина наблюдается колебание символа и аллегории. Примечательно то, что образ женщины у А. Громыхина вмещает в себя элементы знаковости, личностные чувства и переживания. Образ соответствует различным формам понимания символа. Следуя мысли А.Ф. Лосева, что символ – «субъективное отражение, которое несет в себе силу реальной действительности»[25], А. Громыхин, творя женский образ, опирается на осмысление бытия, смысловая глубина которого заключена в жизненных реалиях. Следуя такому принципу, можно создать идеальный образ–символ, способный сосредоточить силы и энергию бытия. В отличие от других типов лирики, любовная исторически являлась подчеркнуто символичной, символ в ней понимался как глубокое чувствование объективной реальности. Реальная жизнь как источник символического чувствования встречаются в лирике А. Громыхина наиболее часто. Женский образ у А. Громыхина – всегда актуализированный культурный знак с бесконечным значением, отвечающий семиотическому пониманию символа.

Образ любимой воспринимается как реальное явление, но осмысленное через вселенскую значимость и как образ «Вечной Женственности», воплотившейся в облике земной женщины. Обогащенный глубоким символическим смыслом, женский образ А. Громыхина способен включить лирического героя в систему отношений «поэт–земной человек» и «небесная женщина–мечта».

Благодаря этому приему, символическая природа женских образов в лирике А. Громыхина легко угадывается. Большинство произведений приводят читателя к «духовному туману», сердечной тайне, призраку девственной прелести, которому не суждено обрести себя в мире хаоса и суеты. Но этот образ неоднороден, ему свойственна характерная для поэта амбивалентность, проявляющаяся на примере отдельного стихотворения, в творчестве поэта в целом.

Автором представлены два магистральных знака символизма – ощущение безнадежности и отчаяния и женственность мира, которые в рамках лирического произведения переосмыслены автором и включены в новую систему отношений. Традиция символизма последовательно продолжена, но финал произведения говорит об обратном. Женский образ здесь представлен как знак культуры, бессмертие интерпретируется поэтом как бессмертие искусства.

Гармоничное взаимопереплетение символического и аллегорического начал в лирике А. Громыхина объясняется не только лишь коренным переосмыслением поэтом символистических явлений. Подобное явление в большей степени связано с общими закономерностями художественного мира А. Громыхина в целом. Символ и аллегория у поэта тяготеют к определенной форме творческого мышления: символической и аллегорической, каждая из которых создается автором при помощи различных средств.

Понимание женского образа как чего–то серьезного и одновременно игрушечного, также характерно для целого ряда лирических произведений А. Громыхина. Концентрация подобных образов и примет не является основанием для применения к анализу подобных стихотворений символистического инструментария. Подчеркнутая экспрессия и искусственность говорят о преднамеренном снижении автором символической значимости своих женских образов.

Говоря о специфике изображения женских образов в лирике А. Громыхина, можно отметить, что присутствующие в ней традиционные черты зачастую приобретают у поэта свое особое наполнение. Символ, разумеется, так же воплощается в образе, знаке, но это воплощение имеет уже некий особый характер. Поэтом художественно переосмысливается не значимость символа как такового, а его реальная сторона. А. Громыхин пытается аллегорически переосмыслить символ, создать свой поэтический мир. Следуя своей знаковой системе, творя женский образ, автор является продолжателем традиций символизма, без которых существенная составляющая его женского образа теряется. Символам в лирике А. Громыхина придается новое понимание, автором предпринимается попытка возвратить их к сложившейся общекультурной парадигме знаков.

Е.И. Трофимова

Москва, Московский государственный университет

«ВОЙНА И МИР ОЛЬГИ ЗОТОВОЙ» (ГЕНДЕРНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В ПОВЕСТИ АЛЕКСЕЯ ТОЛСТОГО «ГАДЮКА»)

Повесть Толстого – рассказ о революциях: внешней социальной и внутренней, затронувшей систему ценностей. А. Толстой выбрал частный аспект, связанный с феноменом «революционного трансвестизма». Тип – женщина, переодетая в мужчину, – распространён в периоды социальных катаклизмов, войн и революций. Женщины стремились облачаться в мужскую одежду, доспехи, подражать мужским поступкам, играть доступные мужчинам роли. В годы русской революции и гражданской войны тысячи женщин переодевались в военную форму, вели «мужской» образ жизни. Причин много: от психофизических отклонений, стремления выжить и сохраниться в чудовищных условиях разрухи и насилия до претворения в собственной жизни типа «новой женщины».

Героиня повести «Гадюка» из буржуазной семьи, жизнь планировала соответствующе. Гражданская война перевернула всё. Потеряв «социальную одежду», Зотова встала перед выбором нового положения и облика, новой роли в мире.

Под влиянием обстоятельств она выбирает путь «революционного трансвестизма», вступая в конный эскадрон Красной армии. Походы, жизнь среди солдат, постепенное подчинение коллективистской идеологии – это способствовало превращению барышни в красного кавалериста товарища Зотову. Ольга Вячеславовна свой «слабый» пол переделала в «сильный», «за женщину её мало, кто признавал»: она «обстригла волосы», носила «кавалерийский полушубок, синие с красным кантом штаны», «могла пить автомобильный спирт, курила махорку и, когда надо, ругалась не хуже других» и для всех была «только братишкой».

О.В. достигла уровня мужчины и «стала человеком» в понимании Аристотеля, когда мужчина – мера вещей, а женский – материал, коему придаёт форму мужской ум и воля[26].

Война – высшая степень проявления агрессивного характера человеческой цивилизации. Женщина наименее защищена и подвергается всякого рода насилию и влиянию. Жизнь Зотовой в эскадроне, стремление слиться с солдатской массой, трансформация имиджа под товарища–бойца – результат маскулинистской идеологии, усиливавшейся культом насилия, царившего кругом. Подлинная драма произошла позже, когда военный коммунизм сменился нэпом.

С середины XVIII в. аристотелевская трактовка женщины–недочеловека представляется несостоятельной, «слабый пол» объявляется «противоположным», возникает бинарная оппозиция. Женская роль определяется специфическим, «природным».

О.В., переиначив себя и став «новой женщиной», не смогла изменить главного: женской сущности, анатомии и судьбы. В повести постоянна мысль, что женщине надо получить мужчину и подчиниться ему, уничтожать соперниц, других женщин. Когда её соседка, выйдя замуж за директора Махорочного треста, которого полюбила О.В., устраивает ей по наущению соседей скандал, взбешённая Зотова убивает её. Со «знакомой дикой» ненавистью «выстрелила и – продолжала стрелять в это белое, заметавшееся перед ней лицо...».

О.В. попадает в другой мир, где восстановлены принципы отношений полов, доминирование мужского закамуфлировано. Общество, манипулируя женской сексуальностью, восстанавливает в правах «куртуазность», кокетство, игру. На смену прямому насилию мужчины над женщиной приходит административное и бытовое. В 20–е гг. в Советской России наблюдались противоположные тенденции. Формально–правовое и политическое равноправие сочеталось с бытовой репрессией женщин. Зотовой трудно примириться с этим, её «мужская прямота» не уживается с необходимостью лгать. Трансформация внешнего облика, облачение в женскую одежду дается ей с психологическим надрывом. Драма, в том, что она не принимает фальшивых правил игры. Окружающий мир отвергает её качества, взращенные «революционным трансвестизмом». Её не называют ласково «братишка», а – «стервой со взведённым курком».

Толстой отмечает черту времени: манипуляцию женской сексуальностью в годы войны и мира. Сначала требовался «братишка», готовый положить жизнь за мировую революцию, спустя несколько лет востребованы стали фильдеперсовые чулки, кудряшки и щебетанье. Цельный, бескомпромиссный характер Зотовой, поверившей в освобождающее влияние революционных перемен, не позволил ей стать обывательницей.

Основой трагедии и «потерь» изменившейся женщины являются её природа, биологическое предназначение и отсутствие рядом мужчины, который выше природы и женщины. Мужчина представляет высшую власть и «всецело объемлет <...> женский мир, он – источник существования»[27]. Неспособность преодолеть комплекс «мужского» типа поведения, пойти женским путём для владения любимым мужчиной, приводит Зотову к драме: ей предпочли Сонечку, обладавшую женственностью в полном объёме.

Толстой – талантливый и проницательный писатель, человек, знакомый с идеями З. Фрейда, О. Вейнингера, освещал «женский вопрос», проводя мысль биологической детерминированности жизни женщины о том, что чем больше разведены жизни мужчины и женщины, тем лучше для полов. Идея повести: сближение и смешение полов в общении свидетельствует об упадке и катастрофе, приводит к несостоявшейся жизни и краху. Через драму героини писатель демонстрирует тупиковый путь эмансипации через маскулинистскую систему ценностей, когда личность отказывается от суверенных прав, жизнь женщины конструируется по мужскому типу и происходит полная трансформация «своего» в «другое».

С нэпом возрождались черты буржуазной семьи, были востребованы символические, семантические и эстетические ценности женского тела. Женщина отождествляется с телом и его функциями. Дамы стали пробиваться в сферы высокооплачиваемых профессий, доступным стало образование, изменялись отношения в семье. Они могли работать и стали меньше зависеть от мужей, менее нуждаться в семье. В это время увеличивается количество разводов, женщины позже вступают в брак, предпочитая сначала получить образование, что связано с экономической и юридической самостоятельностью женщин. Корни женской дискриминации уходят глубже, женщина репрезентируется биологически детерминированно.

Героиня Толстого не смогла переродиться в «сильный» пол, обществом подчёркиваются женские отличия, основной идейной конструкцией становится «противоположность» женского мужскому, выстраивается иная концепция женственности, социум манипулирует женской сексуальностью. Идея сексуальности – результат воздействия внешней среды, формирующей язык и понятия. Героиня повести оказалась в своеобразной ситуации. Лексикон сексуальности, приобретённый в дореволюционной жизни, был дезавуирован, не нужен её новому бытию. Оказавшись в ситуации лингвистического вакуума, лишённая сексуального нарратива, она не умеет формулировать представления о своей индивидуальности. Скудость вокабулария делает личность ущербной, «несформулированной», уводит сексуальность из области интеллектуально–психической в область инстинкта.

Загнав в бессознательное культуру сексуальности, Зотова не может воспринимать сексуальную культуру, развившуюся в послереволюционном советском обществе. Попытки реализовать инстинкты представляются окружающим прямолинейными, грубыми, нелепыми, «неженственными», и она не находит выхода из мучительнейшей ситуации, поскольку не имеет опыта конструирования своего поведения.

И.А. Манкевич

СанктПетербург, СанктПетербургский ГУ профсоюзов







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.