Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







КРИТИКА СОЮЗА НЕМЕЦКИХ ДЕВУШЕК В РОМАНЕ МАРИИ ЛЯЙТНЕР «ЭЛИЗАБЕТ»





Взгляды национал–социалистов на место женщины в обществе, государстве, экономике, семье подвергались критике немецкими антифашистами с первых лет существования партии[142]. После прихода нацистов к власти разоблачение антифемининной политики стало направлением борьбы против гитлеровской диктатуры. Противниками Гитлера были немецкие коммунисты, по которым нацистская диктатура нанесла первый удар. Среди них, вынужденных была писательница Мария Ляйтнер. Она стала известна как автор социально–критических репортажей для нескольких левых немецких газет. Ее произведение роман–репортаж «Отель «Америка»» национал–социалисты включили в первый список запрещенных книг[143].

М. Ляйтнер писала в «новом» реализме – художественном методе, возникшем после Первой мировой войны и противопоставлявшем себя экспрессионизму и «старому» реализму. «Новый» реализм отличался ясностью и простотой стиля, деловой манерой изложения, включением в текст фрагментов документов. Ляйтнер собирала материал для репортажей, сменив 80 рабочих мест в США и Южной Америке. В 1932 г. репортажи были изданы в Германии книгой «Женщина путешествует по свету», – единственном произведении Ляйтнер, частично переведенном в СССР как пособие для изучающих немецкий язык[144].

В эмиграции Ляйтнер выезжала в Германию с фальшивым паспортом, став родоначальницей жанра «подпольного репортажа». Она изучала положение женщин из рабочей среды. До прихода нацистов ее статьи публиковались в журнале «Путь женщины». В апреле—июне 1937 г. орган леволиберальной немецкой эмиграции «Ежедневная парижская газета» опубликовал ее роман «Элизабет, гитлермедхен»[145], рассматривавшийся как вклад в борьбу с фашизмом.

Элизабет, главная героиня, вступила в Союз немецких девушек (БДМ) добровольно, столкнулась с повседневностью девушек и женщин в Третьем рейхе и изменила убеждения. М. Ляйтнер рассказывает историю разочарования Элизабет в национал–социализме с классовой точки зрения. Функционеры нацистской партии, нацистской женской организации и Союза немецких девушек представлены в романе как выходцы из городского среднего сословия, сочетающие карьеризм и прагматизм с фанатизмом. Автор изображает их без интеллекта и профессиональных знаний, в Веймарской республике они не смогли продвинуться и улучшили статус благодаря гитлеровской «революции». В пролетарской среде сохранились элементы неприятия, критики режима, пассивного сопротивления. Ляйтнер преувеличивала оппозиционность немцев и немок гитлеровскому режиму, принимала недовольство отдельными частными аспектами нацистской политики за антифашизм. Поддержка национал–социализма слоями населения в романе преуменьшена.

Писательница проводит мысль, что нацисты не уничтожили классовых противоречий, пропаганда «народного сообщества» не соответствует действительности: в Германии открыты универсальные магазины, капиталисты сохранили банки и предприятия, трудящееся население получает мизерную зарплату, плохо питается и одевается, вынуждено экономить.

Национал–социализм завоевал часть девушек: в отличие от старшего поколения, они воодушевлены, готовы убеждать скептиков, доносить на коллег, подруг и родителей. Элизабет и участницы БДМ преданы фюреру, верят, что нацисты обеспечат молодежи и народу лучшее будущее, готовы на жертвы ради идеи. Национал–социализм использует идеализм немецких девушек в своих интересах, уничтожает и нивелирует индивидуальность, унифицирует внешний облик и внутренний мир. Ляйтнер не пытается разобраться, что привлекло в ряды гитлеровской девичьей организации миллионы немок, сосредотачивается на негативной стороне нацистского воспитания: культивировании расизма, антисемитизма, реваншизма, преклонения перед силой, привычки беспрекословно выполнять приказы, презрения к интеллекту. В миниатюрном «народном сообществе» лагеря БДМ господствуют грубость, ограниченность, необразованность.

Ляйтнер описала методы воспитательного воздействия в лагере БДМ: казарменную дисциплину, муштру, ношение одинаковой формы, необходимость прятать личные вещи, невозможность побыть в одиночестве. Границы милитаризации и маскулинизации участниц нацистского девичьего союза поставлены гендерной идеологией Третьего рейха. На занятиях по стрельбе девушкам ставят в пример эпическую воительницу Брунхильду, на политзанятиях внушают, что главное предназначение немецкой женщины – быть «хранительницей расы».

Политзанятия не увлекали участниц БДМ, тезисы нацистской идеологии о неравенстве рас и недопустимости сострадания к слабым и «неполноценным» вызывали несогласие религиозно настроенных слушательниц. Начальница лагеря, проводившая занятия и готовая искоренять слабых, больных и «вредителей», ужасается, когда инструктор по стрельбе предлагает набирать в армию детей – они стреляют лучше взрослых. Руководительница представляет, что противник откроет огонь и будет убивать детей – цвет нации. В этом эпизоде проявилась прозорливость М. Ляйтнер, предсказавшей безнадежную оборону Берлина в 1945 г. силами детей и подростков из Гитлерюгенда.

Идеологическая обработка в БДМ не достигла целей. Девушки руководствуются обывательскими представлениями. Ширах не пользуется авторитетом, т.к. «слишком толстый», имперский референт БДМ Труда Мор вызывает больше доверия благодаря «приятному голосу».

Ляйтнер не ограничивает социально–критический роман рассмотрением положения дел в БДМ. Нарисованная картина шире – картина гендерного неравенства в Третьем рейхе, предстающем как враждебное женщине мужское государство, вынуждающее немок трудиться на тяжелых и вредных производствах за мизерную оплату, где рабочее место можно потерять, когда нацистам потребуется трудоустроить мужчин – старых партийцев и ветеранов войны. Женские профессии в романе, вписываются в нацистскую схему распределения гендерных ролей – молочницы, служанки, продавщицы, фабричные работницы, медсестры, учителя, разносчицы газет, крестьянки. Возможности карьерного роста невелики, способные амбициозные немки вынуждены терпеть начальников–мужчин. Национал–социализм принес для женщин личную трагедию: одни вынуждены делать аборт, т.к. не смогут содержать ребенка или он является плодом связи с евреем, других, признанных «неполноценными» или «асоциальными», стерилизуют, лишая радости материнства.

М. Ляйтнер рассматривала средние слои как массовую опору нацистского режима, а пролетариат – как его последовательного противника. Она преувеличивала оппозиционность рабочего класса национал–социализму и недооценивала привлекательность гитлеровской социальной демагогии и политики для населения. Социально–критический взгляд писательницы на положение женщин в Третьем рейхе выходил за рамки марксистской теории классовой борьбы. В романе Ляйтнер удалось показать антигуманистическую сущность нацистского воспитания в БДМ, изобразить нацизм как идеологию и политику, враждебную немецким женщинам. Нацистская диктатура предстает как господство буржуазии над трудящимися и мужчины над женщиной.

Е.С. Колесова

Ярославль, Ярославский ГПУ им. К.Д. Ушинского

«ЧТО ДОЛЖНА ЗНАТЬ КАЖДАЯ ДЕВУШКА»: ПРЕДПИСАНИЯ ДЛЯ ЖЕНЩИН КОНЦА 1940–х – НАЧАЛА 1960–х ГОДОВ В США

Важным для изучения сексуальности является использование предписывающих источников знаний о сексуальности, потому что именно в них находят отражение общественные нормы. К комплексу поучительной литературы относится широкий спектр источников: книги, буклеты и брошюры по сексуальному образованию, а также периодическая печать. В данной работе были использованы материалы, целью которых являлось сексуальное образование для девушек–подростков и их родителей.

С 1948 года в печати начинается бурное обсуждение сексуального образования, доказывается его необходимость как средства борьбы с «сексуальными проступками». Его главной задачей должно стать развитие эмоционально здорового отношения к сексуальности, которое даст возможность ученику в дальнейшем создать успешные и гармоничные семейные отношения. В то же время требовалось избежать ситуации, когда подросток получал слишком много информации. Больше всего осуждался упор в преподавании исключительно на биологию и физиологию, утверждалось, что необходимо изучать только основы, пропуская физиологические подробности. Еще одной темой было изучение отклонений от нормы в сексуальном поведении. Эксперты пришли к выводу, что необходимо «ограничить изучение перверсий только краткой лекцией о гомосексуальности»[146]. Одной из причин неправильного сексуального поведения называлось получение информации из неправильных источников – бесед с друзьями, дешевой литературы, рекламы и т.д. В противовес этому подчеркивалось важность осведомленности о «фактах жизни».

В первой половине 50–х годов выходит очень большое количество различных книг, брошюр, статей. Самыми обсуждаемыми темами в них стали поведение на свиданиях и целомудренность. В обсуждении сексуальности начинает появляться врачебный дискурс, так как авторами статей чаще всего были врачи–психиатры или семейные психологи. Для этого периода характерна и особая стилистика текста, которая определяет способ воздействия на читателя, а также выбранная автором стратегия убеждения. Самым предпочитаемым был «доверительный разговор с читателем», в ходе которого автор статьи представляется как доброжелательный старший друг. Еще одним способом был «спор с предполагаемым оппонентом», в роли которого обычно выступала девушка, которая придумывала себе оправдания. Характерной чертой этих текстов является включение нравоучительных историй: они в изобилии содержат рассказы о несчастных судьбах девушек, которые не знали того, что требуется знать девушке, или знали и умышленно вели себя неправильно[147]. Для описания нормальной или правильной сексуальности часто использовалось слово «ответственность». Именно на женщину возлагается обязанность быть в ответе за каждый свой поступок, вся жизнь девочки и девушки – это постоянная ответственность за будущих детей[148]. Идея рациональной заботы о будущем ребенка связана с представлениями о замужестве как единственной цели всех отношений для девушки. Отсюда следуют такие запреты, как отношения с человеком другой веры из–за возможных разногласий при воспитании будущего ребенка[149].

Причин для объяснения, почему именно девушки должны нести такую ответственность, – множество. Самой распространенной является упоминание об особом инстинкте: «У каждой девушки есть такое укоренившееся понимание запретного, которое отсутствует у любого юноши. Этот инстинкт произошел из–за того, что именно женщина вынашивает ребенка»[150].

Такая разница мужской и женской сексуальности настолько велика, что они находятся в конфликте, и традиционный брак является единственной возможностью гармоничного сосуществования. Именно для девушек брак является главной жизненной целью[151]. В статье «Как стать женщиной» журнал «Севентин» рассказывает молодой женщине, что она является «партнером мужчины… не его соперницей, врагом или игрушкой. Ваше партнерство в большинстве случаев выражается в деторождении, и вы совместно с мужчиной создадите убежище, домашний очаг, способ жизни для себя и детей»[152]. Главной помехой ожидаемому будущему виделся добрачный секс.

Сексуальные отношения для незамужней девушки описывались как чрезвычайно опасные и нежелательные, как переход границы, нарушение закона, преступление, характерное для всей нации[153]. Но в тоже время подчеркивалось, что к сексу не стоит относиться негативно, так как при правильном использовании своего сексуального потенциала секс может стать источником счастья и удовлетворения[154].

В качестве еще одной причины называется опасность беременности. Внебрачная беременность означает не только финансовые и социальные трудности, как, например, сложности с окончанием школы, но и моральную несостоятельность. Мнение психиатра Маринии Фарнхэм, соавтора книги «Современная женщина – потерянный пол»: «Незамужняя мать уже не удалась как женщина. Во–первых, потому что она вступила в сексуальные отношения с кем–то, кого она не знала; потому что она была в отношениях с мужчиной без получения гарантий, что он будет отцом для возможного ребенка. В–третьих, потому что, как правило, она не получила никакого удовлетворения, чувственного или какого–либо другого от ее сексуальной сделки». Розалинд Печески описывает отношение к абортам в этот период следующим образом: «Во времена моей молодости в Тулсе, штат Оклахома, в конце 50–х – начале 60–х годов аборт, конечно же, был позором, но он не имел ничего общего с вредом, наносимым зародышу. Мое поколение женщин из среднего класса представления не имели об эмбрионе. Так же, как «внебрачное» материнство и страх беременности, аборт обозначал стыд, ибо подразумевал секс до брака»[155]. И беременность, и аборт здесь рассматрены как символы несостоятельности женщины.

Девиации в сексуальном поведении должны были привести к другим отклонениям, таким как алкоголизм, проституция и другие социальные болезни[156]. Свидание описывалась как ситуация, которая содержит в себе множество опасностей, и поэтому девушкам предписывалось быть постоянно настороженными. Читать книги, слушать совета старших оказывается важным для того, чтобы свидание не было «антагонистичным», «битвой, которую никто не может выиграть», «ночным кошмаром»[157].

В США 1950–х гг. тревогу вызывала девичья сексуальность вообще. Основными экспертами в этой области были врачи, которые описывали сексуальность на основе морально–этических категорий «целомудренности», «ответственности», связывая эти термины с процессом деторождения. Конструирование сексуальности молодой девушки включало предупреждение об опасности, четкую регламентацию поведения, метафоричность при описании, а также постоянное обсуждение последствий и невыгодности для девушки любых отношений, не ведущих к замужеству.

Д.Б. Вершинина

Пермь, Пермский государственный университет

«ЛИЧНОЕ ЕСТЬ ПОЛИТИЧЕСКОЕ»







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.