Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ПРИВАТНОЕ И ПУБЛИЧНОЕ, ЛИЧНОЕ ИЛИ ПОЛИТИЧЕСКОЕ





Международное усыновление является социальной проблемой, которая постоянно выигрывает «конкурентную борьбу»[542] в информационном пространстве. Столь пристальное внимание может быть продиктовано с одной стороны, интересом к личному, частному, а с другой стороны, тем, что оно становится, во–первых, из личного политическим, во–вторых, из приватного публичным, в–третьих, из частного общественным. Гендерное измерение международного усыновления задает рамки дихотомии приватное–публичное. Рассмотрим, почему международное усыновление из личного становится политическим. Отметим, что это достаточно новое явление в современном российском обществе. Усыновление детей иностранными гражданами в России появилось в 1991 году во время перестройки, как результат снятия «железного занавеса» и трудной экономической ситуации в стране. В период с 1991 по 1992 г. 578 из 25000 сирот были усыновлены иностранцами. Согласно статистике, приведенной Министерством образования и науки РФ, число международных усыновлений возросло с 5647 чел в 1998 году до 9419 в 2004 году. На первое января 2009 года иностранные семьи усыновили 4,1 тыс. российских детей, 1870 из которых усыновлены гражданами США [543]. Падение железного занавеса, демократизация, либерализация отношений приводят к популяризации международного усыновления как части международных политических связей. Как видим, международное усыновление не только связано с политическим контекстом, оно становится из приватного дела публичным. Известные актеры, певцы, политики открыто усыновляют детей во всем мире: «Анджелина Джоли хочет усыновить Глеба из Москвы»[544]; «Шредер обзаводится русскими детьми»[545].

Рассмотрим, в каком смысле международное усыновление становится из приватного дела публичным. Увеличение количества усыновлений иностранными гражданами находит отражение в общественном дискурсе. В России представления об усыновлении и, особенно, о международном усыновлении можно условно разделить на основные направления: жестокое обращение с детьми; убийство детей; дебаты о потере генофонда. В период с 2000 по 2005 гг. в СМИ озвучены два–три случая убийства усыновленных детей ежегодно, из которых восемь мальчиков и четыре девочки были возрастом от одного до восьми лет. Российские медиа фокусируют внимание читателей на выявлении ярких, драматичных случаев, тогда как о счастливом устройстве детей в иностранные семьи зачастую умалчивается, но все–таки подобные статьи встречаются.

Зарубежный дискурс наряду с негативными аспектами международного усыновления представляет устройство российских детей в иностранные семьи как освобождение, новую жизнь. Примером могут послужить издание многочисленных историй счастливого устройства детей: «Мальчик из детского дома №10: от кошмара российского приюта к новой жизни в Америке» [546] – история про судьбу мальчика Ваню с диагнозом ДЦП, которого усыновила американская семья; «Мишка: история усыновления»[547] – эти и многие другие истории переведены на разные языки, кроме русского.

Российские СМИ трактуют международное усыновление с негативной стороны, как «криминальное действие», окруженное людьми, заинтересованными в получении прибыли. Согласно таким репрезентациям, судьбы детей остаются неизвестными, они могут быть проданы на органы, над ними могут издеваться. Обращение к истории ребенка, его судьбе и деталях усыновления происходит только после освещения СМИ драматичных подробностей жизни ребенка в семье усыновителей, а порой и после его смерти.

В связи с этим интересны результаты исследования фонда «Общественного мнения» «Детские дома и проблема усыновления», которое иллюстрирует влияние преобладания негативной репрезентации международного усыновления в СМИ: «по мнению 40% опрошенных, в иностранных семьях с усыновленными детьми из России часто обращаются жестоко, 32% – полагают, что такие случаи редки, 1% – что такого не бывает вообще. На аналогичный вопрос о ситуации в российских семьях респонденты ответили иначе: 22% полагают, что с усыновленными детьми часто обращаются жестоко, 38% – что это происходит редко, 5% – что такого не бывает. На вопрос о распространенности практики жестокого обращения с этими детьми в России затруднились ответить 36% респондентов, в семьях иностранных усыновителей – 26%»[548]. Что касается потенциальных усыновителей, специализированный сайт министерства образования и науки РФ департамента воспитания и социализации детей содержит информацию о лицах, не имеющих права усыновления[549]. Анализируя данные, представленные на сайте, следует отметить, что основные ограничения связаны с возрастом усыновителей, состоянием их здоровья, материальным благополучием и согласием каждого из усыновителей, в российском законодательстве указывается, что усыновителями могут стать совершеннолетние лица обоего пола. Тем не менее, в общественном дискурсе усыновление рассматривается в неразрывной связи с материнством. Особую, почти мистическую роль в жизни женщины приписывают этой социальной роли. При этом редко можно встретить истории об усыновлении одинокими отцами, а общественные стереотипы нередко недооценивают вклад мужчин в воспитание детей. И. Кон указывает, что отцы сегодня посвящают детям значительно больше времени, чем прежние поколения, «особенно в нетрадиционных семьях, основанных на принципе равенства полов, где мужчины берут на себя гораздо больший круг таких обязанностей, которые раньше считались исключительно женскими»[550].

В современном обществе намечаются сдвиги в признании права однополых пар на усыновление детей. В большинстве стран это запрещено законом. Однако в феврале 2002 г. авторитетная Американская академия педиатрии опубликовала доклад, одобряющий усыновление и удочерение детей семьями, где оба партнера – представители сексуальных меньшинств. По заключению Академии, подобные семьи способны обеспечить детям мирное, здоровое и эмоционально стабильное детство. Этот вывод основан на результатах специального исследования, которое показало, что жизнь в однополых семьях не наносит никакого ущерба детям [551]. Несмотря на то, что в российском законодательстве нет прямого указания на сексуальную ориентацию родителей, на практике такие заявления получают отказ. Оппоненты подобной практики усыновления и воспитания утверждают, что благополучие ребенка в таких союзах находится под угрозой, так как, по их мнению, существует связь между гомосексуальностью и педофилией, а также из–за того, что в семьях отсутствует ролевая модель противоположного пола.

Таким образом, международное усыновление – многогранный вопрос, который включает в себя меняющееся в последнее время представление о частном и общественном, приватном и публичном, традиционные представления о социальных ролях родителей, современные тенденции родительства среди однополых пар. Все эти и многие другие вопросы требуют детального рассмотрения и должны быть изучены с целью более эффективной реализации прав и интересов детей.

Т.Ю. Забелина

Москва, Московский гуманитарный университет

ДОМАШНЕЕ НАСИЛИЕ В ОТНОШЕНИИ ЖЕНЩИН:







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.