Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Раздел 17. Женщины и мужчины на рынке труда





С.В. Шишкина

Балашов, Филиал Поволжской академии гос. службы им. П.А.Столыпина

ЖЕНСКАЯ ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ

Вопрос женской трудовой миграции явно мало исследуется в отечественной науке, не позиционируется в российском обществе как злободневная социально–политическая проблема. В ежегоднике Госкомстата «Численность и миграция населения Российской Федерации» в таблицах не представлена разбивка по полу; данный показатель учтен статистикой, собираемой Федеральной миграционной службой через вертикальную структуру региональных отделений и публикуемой в отдельных выпусках или в виде составной части ежегодных бюллетеней[592].

Так как проблемы трудовой миграции женщин и мужчин сегодня рассматриваются в ракурсе глобализации, исследование гендерных особенностей миграционных процессов в малом российском городе целесообразно проводить во взаимосвязи с характеристикой ситуации в зарубежных странах. В Италии женщины–иммигранты имеют уровень образования выше, чем мужчины: более 9% мигранток – дипломированные специалисты, около 4% из них заканчивали магистратуру или аспирантуру. Для мужчин процентные показатели составляют соответственно 8,6% и 2,3%. В Германии среди иммигрировавших мужчин и женщин с высшим образованием наблюдается разница в 21%. Но у второго поколения иммигрантов (или совместных пар иммигрантов и местных жителей) разница по полу составляет лишь 4%. В Германии процентное соотношение женщин, имеющих степень PhD, выше у иммигранток (42%), чем у местных женщин (41%). По данным социологов, профессиональная структура опрошенных мигранток – бывших жительниц Бишкека трудоспособного возраста – выглядела следующим образом: 10,3% являлись бухгалтерами и экономистами; 8,5% – врачами и медсестрами; 12,4% – педагогами и воспитателями; 17,6% – инженерами; 12,1% – работниками культуры[593].

По данным Европейского Союза, в профессиональной сфере гендерный дисбаланс наблюдается следующим образом: женщины, представляющие около половины студентов, в последствии занимают в академических учреждениях лишь 15% должностей[594]. Проявляются интернациональные различия в моделях женской роли в профессиях: например, пропорция женщин в области физики в Германии и Австрии значительно ниже, чем общее соотношение женщин и мужчин в обществе. Для контраста, процент женщин среди физиков в Турции, Боснии и Герцеговине равен проценту мужчин–физиков или даже незначительно превышает в процентном соотношении количество женщин. Это распространяется на местных жителей и мигрантов[595].

В исследовании, предпринятом Британским компьютерным обществом, отмечается, что женщины в возрасте до 29 лет в среднем получают зарплату на 14% меньше мужчин, а в возрасте от 40 до 49 лет – на 30%[596]. Распределение мужчин и женщин по статусу занятости является гендерно–асимметричным: женщины концентрируются на нижних ступенях профессиональной иерархии, и среди руководителей всех уровней преобладают мужчины (61,9%)[597]. В группе низкооплачиваемых трудовых мигрантов (до 500 долларов в месяц) соотношение женщин и мужчин составляет 3:1, в то время как среди высокооплачиваемых мигрантов (свыше 1000 долларов в месяц) эта пропорция изменяется на противоположную – 1:3[598]. Вследствие этого в высших учебных заведениях средняя заработная плата по признаку пола разнится: базовый средний оклад преподавателей–мужчин на 35% выше, чем преподавателей–женщин[599]. Миграционные ориентации и установки по отношению к принимающей общности зависят от гендерного фактора. Более высокого уровня жизни, по сравнению со страной исхода, достигают 34% мужчин и 23% женщин. Уровень образования трудовых мигрантов–мужчин ниже, чем у мигрантов–женщин, уровень же жизни ниже[600].

По данным Всемирного банка, появляется все больше показателей, свидетельствующих о том, что улучшение благосостояния женщин ведет к повышению их производительности труда в будущем[601]. Гендерное неравенство снижает производительность труда следующего поколения. Пропорциональная занятость мужчин и женщин является одной из предпосылок формирования устойчивого и нормального воспроизводства населения. Современные социологи отмечают, что труд мигранток, в особенности высококвалифицированных, способствует сокращению масштабов нищеты в слаборазвитых экономиках своих стран.

До недавнего времени женская трудовая миграция являлась маргинальной сферой трудовых отношений. По утверждению Ф. Паркина, несмотря на то, что женщины обладали некоторыми собственными статусными характеристиками, их претензии на доступ к ресурсам определялись не столько их занятием, сколько профессиональной деятельностью их отцов и мужей.

Гендерный баланс в сфере занятости стал меняться под воздействием комплекса факторов: нормативно–правовых документов в области миграции; гендерных требований, предъявляемых к качеству иностранной рабочей силы; меняющихся гендерных отношений в странах–донорах. Аксиома того, что трудовыми мигрантами в основном являются молодые мужчины, соответствовала действительности до 70–х гг. XX в. И до сих пор даже в семейных парах ученых женщины все еще склонны переезжать на другое место из–за работы мужа, оставляя собственную карьеру на второй план («tied–movers» or «trailing wives»)[602].

Социальный процесс получал свое развитие, и в социологии появился специальный термин, обозначающий женщин–мигрантов – «unattached migrants» (самостоятельные – «не прикрепленные» к мужьям или к семье). Здесь дополнительным фактором карьерного роста является разрыв первичных связей и несформированность новых взаимоотношений. Многие из высококвалифицированных специалистов в адаптационный период географической удаленности от семьи реализуют перспективу карьерного роста.

А.В. Толстокорова

Киев (Украина), независимый эксперт по гендерным исследованиям

ВЛИЯНИЕ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МИГРАЦИИ УКРАИНСКИХ ЖЕНЩИН НА ИХ РОЛЬ В ПУБЛИЧНОМ ПРОСТРАНСТВЕ: ГЕНДЕРНОИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Каким образом получение женщинами доступа к высшему образованию, в частности, в западноевропейских университетах, способствовало активизации их участия в публичном пространстве украинского общества и их социальной организации? Какое влияние этот процесс имел на приватную сферу, гендерные роли, идентичности и перцепции украинских женщин и мужчин? Каков вклад украинских женских элит, поучивших образование в Западной Европе, в социальный прогресс и демократические преобразования украинского общества во второй половине XIX – начале XX вв.? Данная работа ставит целью дать ответы на эти вопросы, рассматривая их в исторической ретроспективе и с точки зрения гендерного анализа.

Вторая половина XIX столетия была важным периодом в украинской женской истории, поскольку его можно характеризовать как этап активных гендерных преобразований и формирования новых гендерных идентичностей, способствовавших визуализации женщин в публичной сфере. Украинская историография свидетельствует о том, в отличие от гендерной культуры многих Западноевропейских стран, гендерное конструирование в Украине основывалось прежде всего на само–репрезентации женщин публичном пространстве и было сосредоточено в области реформирования социальной сферы общества. Хотя на этом этапе эмансипация женщин еще не имела достаточного потенциала для изменения гендерного порядка общества в целом, она уже смогла внести существенные гендерные изменения в стили поведения женщин и мужчин, их социальные роли, формы социального взаимодействия и таким образом, привела к пересмотру «гендерного контракта». Начало процессу положило движение женщин за получение доступа к высшему образованию и сфере квалифицированного оплачиваемого труда.

Специфика вклада украинских женщин в историю формирования социального и интеллектуального капитала общества пока еще не получила достаточно отражения ни в социально–исторических, ни в педагогических исследованиях. Социальное значение академической миграции женщин в западно–европейские университеты для их интеграции в отечественный рынок труда квалифицированных профессий, в частности, после отмены крепостного права, еще не стало предметом специального анализа. Таким образом, актуальность данной работы обусловлена потребностью в исследовании социальной истории формирования украинской профессиональной элиты в гендерной перспективе. Центральным концептом данной работы является понятие «профессионализации», которая понимается как процесс, благодаря которому некая деятельность или занятие приобретают характер квалифицированной профессии благодаря получению высшего образования и который предполагает формирование коллективного сознания и организации, а также коллективной репрезентации интересов и одобрения стратегий.

Данная работа преследует две основные задачи: с одной стороны, она ставит целью цель выявление украинской специфики вхождения женской элиты в публичное пространство общества в конце XIX – начале XX в. С другой стороны, данная статья исследует роль академической миграции в изменении гендерных идентичностей, социальных и семейных ролей украинских женщин, их социальной организации как образованного класса.







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.