Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ГЕНДЕРНЫЕ АСПЕКТЫ СОДЕРЖАНИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ УКРАИНЕ





Человек всегда стремился быть счастливым. За всю историю человечества методов достижения счастья накопилось немало. Были правдивые пути, были ложные, которые заставляли человека страдать от полученных разочарований. Однако современное общество пришло к выводу, что важным принципом достижения счастья является равенство возможностей и выбора. В данном контексте важным компонентом равенства является равенство людей независимо от пола. Целью данной работы является анализ существующих школьных программ по истории для общеобразовательных учебных заведений Украины с точки зрения определения места исторического портрета женщины и мужчины в школьном курсе истории.

Почему исторический портрет? Исторический портрет – характеристика личности в контексте биографических данных. Изучение учащимися биографии исторических деятелей позволяет определиться с положительными и отрицательными чертами личности, с отрицательными и положительными поступками с целью формирования собственной личности.

Почему школьная программа? Школьная программа является основополагающим документом учебного курса, где четко определяется содержание и требования к учебным компетенций, которые должен приобрести учащийся/ученица при изучении данного курса. Так, на основе программы строятся школьные учебники, пособия, сам учебный процесс.

В 2005 году к учебному процессу была утверждена новая редакция школьной программы по истории, которая была подвергнута определенным изменениям в 2009 и 2010 году. Как в ней отражен пол? Результаты статистической обработки данных указано в таблице, где цифры отражают память в программе исторического лица того или иного пола, знак вопроса в колонке «женщины» означает попытку авторов программы гендерно уравновесить программу путем выделения вопрос «положение женщины» или «изменения в положении женщины», многоточие – требование называть исторические фигуры без упоминания имен (данные требования касаются только мужских отраслей деятельности).

курс Исторический портрет
Женщины мужчины
ИСТОРИЯ УКРАИНЫ
1. 5 класс. Введение в историю [3] 1 (Леся Украинка)  
2. 7 класс. История Украины [3] 1 (княгиня Ольга)  
3. 8 класс. История Украины [3]    
4. 9 класс. История Украины [3] 0 (в темах о культуре: судьба украинской женщины (І пол. ХIХ в.) и изменения в жизни женщин (ІІ пол. ХIХ в.))  
    уровень стандарта [6] академический уровень [4] профильный уровень [5] уровень стандарта [6] академический уровень [4] профильный уровень [5]
5. 10 класс. Новейшая история Украины 0 (также: судьба женщины) 0 (также: судьба женщины) 0 (также: положение женщины в обществе) 7 (и более – есть размытые формулировки) 21 (и более – есть размытые формулировки) 23 (и более – есть размытые формулировки)
6. 11 класс. Новейшая история Украины       1 (и более – есть размытые формулировки) 1 (и более – есть размытые формулировки) 16 (и более – есть размытые формулировки)
  Вместе            
ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ
7. 6 класс. История древнего мира [3]    
8. 7 класс. История средних веков [3] 3 (Феодора, Жанна Д’Арк, Изабелла Кастильская; также: положение женщины в средневековье)  
9. 8 класс. Новая история [3] 3 (Елизавета І Английская, Мария Терезия, Екатерина II; также: положение женщины в раннее новое время) 24 (и более – есть размытые формулировки)
10. 9 класс. Новая история [3] 1 (Виктория Английская; также: феминизм) 24 (и более – есть размытые формулировки)
    уровень стандарта / академический уровень [1] профильный уровень [2] уровень стандарта / академический уровень [1] профильный уровень [2]
11. 10 класс. Новейшая история 0 (также: феминизм, международные женские движения) 0 (также: изменение статуса женщины во время войны)   33 (и более – есть размытые формулировки)
12. 11 класс. Новейшая история 2 (Маргарет Тетчер, Индира Ганди; также: Изменение роли мужчины и женщины в повседневной жизни в условиях войны) 3 (Маргарет Тетчер, Ангела Меркель, Индира Ганди; также: Изменение роли мужчины и женщины в повседневной жизни в условиях войны)   43 (и более – есть размытые формулировки)
  Вместе        
ВМЕСТЕ 11 (12) 258/272 (301)
                   

С точки зрения изучения истории как дисциплины ценной для обоих полов, считаю необходимым сделать несколько ряд выводов:

1. Школьный курс истории Украины требует знания о 2 женщинах (княгиня Ольга и Леся Украинка) и о 93/107 (124) мужчинах (соответственно, женщины составляют 2–1,6% исторических лиц). Отметим, что в контексте содержания курса, для логической связи перед детьми встанут новые дополнительные фигуры мужчин. В частности, это очевидно и того, что в одиннадцатом классе, когда изучается период истории с 1939 по наше время упомянуто лишь одно историческое имя, а без этого данный материал качественно усвоить невозможно. Так, в реальности, женщины составляют 1% среди историчских деятелей истории Украины.

2. Школьный курс истории Украины требует знать положение женщин и изменения в положении женщин от конца 18–го века, до 1928 годы, а также во время Второй мировой войны. Возникает вопрос о причинах такого узского выбора: дань моде, логичность, бессистемность?

3. Обзор содержания школьного курса всемирной истории позволяет утверждать, что ученики должны знать о 11 (12) женщинах и о 258/272 (301) мужчинах (соответственно, женщины составляют 4,3–3 % исторических лиц). В нескольких местах в контексте конкретных событий требуется знание других исторических фигур. Зная эти события, становится очевидным, что это тоже мужчины. Так, в реальности, женщины составляют менее 3 % среди историчских деятелей всемирной истории.

4. Школьный курс всемирной истории требует знать положение женщин и изменения в положении женщин со времен средневековья и до конца Второй мировой войны. Снова видим определенную бессистемность.

Итак, в курсе истории историческому портрету женщины не уделено должного внимания. В содержании курса преобладает мужская доминанта: за редким исключением указываются отдельные исторические фигуры имеющие черты характера, присущие преимущественно мужскому полу. Мужчина в истории предстает как конкретная историческая личность с присущими ей личностными чертами, а женщина как безликий обобщенный образ второстепенного существа. Так, школьный курс истории программирует место женщины в обществе.

Как изменить гендерную дисгармонию школьной программы по истории? На данный момент существует три подхода к данному вопросу: (1) Оставить ситуацию так, как она есть, считая, что сейчас история освещается наиболее объективно и любые искусственные вмешательства будут данную объективность разрушать. (2) Уравнять количество представителей обоих полов в действующей программе по истории. Однако, по смыслу данной программы уравнение будет искусственным и по определенным параметрам женщины–деятели проигрывать мужчинам–деятелям. (3). Изменить содержание программы – сместив акцент с политической истории на историю простого человека, который позволит понять какими заботы имели люди в древности и использовать их опыт в настоящем. Считаю, что третий подход к гендерному гармонизации школьной исторической программы является наиболее оптимальным, ведь взвешенное освещение истории позволит приблизить общество к всеобщей гармонии.

Е.С. Лазаричева

Ижевск, Ижевский государственный технический университет

ГЕНДЕРНЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ: ПРОБЛЕМЫ И ВАРИАНТЫ РЕШЕНИЙ

Опыт работы со студентами 1–3 курсов показывает насколько слабо они, в массе своей, осведомлены о современной социальной структуре, тенденциях и возможностях общественного развития, гражданском обществе, политической системе и своей вписанности в окружающую социальную действительность. Во многом их взгляды отражают влияние стереотипов и штампов (советских, российских, западных), и зачастую такой же стереотипной выглядит и выстроенная ими модель собственной жизни. Рассмотрение в рамках ряда гуманитарных и социальных дисциплин вопросов, касающихся современных общественных реалий и гендера, несомненно, позитивным образом влияет на мировоззрение многих студентов, изучающих данные дисциплины.

Гуманитарные и общественные дисциплины в техническом ВУЗе вообще имеют свою специфику: начиная от небольшого (по сравнению с классическими университетами) количества часов заканчивая особенностями студенческой аудитории. Преподавание гендерных аспектов социально–гуманитарных дисциплин специфично вдвойне. В данной статье будут представлены некоторые проблемы и особенности, связанные с содержанием и организацией гендерных разделов/блоков/тем социально–гуманитарных дисциплин, и варианты их решения.

Проблема 1 – Организационная. На текущий момент учебные планы и рабочие программы специальностей ИжГТУ не предусматривают наличие отдельного курса по гендерной проблематике, однако есть возможность рассматривать некоторые аспекты гендерной тематики в рамках таких дисциплин, например, как философия, культурология, социология, относящихся к базовым дисциплинам гуманитарного, социального и экономического цикла.

Несмотря на то, что общее количество часов, отводимое на освоение дисциплины, в частности, философии, с 2011 года уменьшено почти в 2 раза, в тематическом плане курса есть возможности поэтапного рассмотрения таких гендерных аспектов как 1) история положения женщины в обществе в целом, и в науке и политике, в частности, 2) некоторые гендерные теории, 3) гендер и тенденции дальнейшего общественного развития. Например, можно упомянуть Пифагорейскую школу с ее системой отбора учеников (в том числе, женщин), или теорию идеального государства Платона, допускающую женщин к управлению через систему обучения и отбора наиболее способных (Философов). Философия Просвещения распространялась, в том числе, через светские салоны, хозяйками которых были женщины. А Великая французская революция послужила мощным толчком к дальнейшему развитию общественного самосознания и самосознанию женщин как отдельной социальной группы. Изучая глобальные проблемы современности можно более подробно остановиться на социальных проблемах (в т.ч. связанных с гендером), затронуть гендерные аспекты устойчивого развития и т.д. Подобным образом некоторые ключевые моменты действия, содействия и взаимодействия мужчин и женщин в обществе легко могут быть вплетены в общую систему изучения философии и других дисциплин без ущерба в содержательном и временном плане основной программе.

Кроме того, рабочие программы по ряду специальностей предполагают наличие элективного или спецкурса по философии. В частности, в рамках элективного курса «Проблемы гражданского общества в современном мире» мной читаются лекции по темам «Гендерные отношения в современном обществе: исторические и теоретические аспекты» и «Гендерные отношения в современном обществе: власть и политика».

Проблема 2 – Проблема отношения. Суть данной проблемы тесно связана с особенностями студенческой аудитории ИжГТУ: в целом, поскольку ВУЗ технический, то чаще встречаются группы на 2/3 состоящие из юношей. Этим обуславливается сложность преподнесения и восприятия материала гендерной тематики. Среди студентов фиксируется приверженность гендерным стереотипам в распределении функций и ролей в обществе. И это не смотря на то, что, например, многие точные и сложные дисциплины квалифицированно читают женщины–преподаватели. В связи с этим, часто изначально присутствует скептическое отношение к теме, нежелание обсуждать проблемы с предлагаемой точки зрения, активная оппозиция и т.д.

На изменение изначальной установки могут повлиять такие приемы как «вызов» – с предложением аргументировать свою позицию, «апелляция к эмоциям» – с переносом стереотипизированных представлений на реальные семейные, дружеские и деловые отношения студентов, «объяснение» – с описанием закономерностей развития общества и экономики и соответственного распределения ролей в обществе, в том числе, и современного состояния, «метод от противного», и так далее. Кроме того, важную роль в изменении изначальной негативной установки играет отбор информации для лекции, темы, способов подачи материала – т.е. содержательный аспект.

Проблема 3 – Содержательная. Подбор тем и отбор информации во многом зависит от возможностей дисциплины, содержания базовых тем и организации учебного процесса. Несмотря на широкие возможности включения гендерных аспектов в непрофильные дисциплины и свободу выбора тематики, у преподавателя всегда есть существенные содержательные ограничения. Определение содержания лекций остается за конкретным преподавателем. Тем не менее, в силу того, что любая гуманитарная дисциплина, так или иначе, включает исторические и теоретические аспекты, возможно унифицировать и в любой ситуации осветить следующие моменты: 1) краткая история развития женского движения и/или современное состояние, и 2) мужчины, женщины и наука.

Важным компонентом реализации гендерного компонента является четкость, точность, логичность и аргументированность материала и его подачи. Практика показала, что ссылки на документы, цифры и логическая аргументация повышают уровень доверия студентов к материалу, позволяют им легче запомнить ключевые положения, и, самое главное, меняют отношение к теме в сторону более позитивного.

Преподаваемые мной темы в рамках курса «Проблемы гражданского общества в современном мире» концентрируют внимание на вопросах хронологии феминизма и женского движения, объяснения базовых понятий, сравнительного анализа положения дел в Европе и России и привязке к особенностям развития и функционирования гражданского общества, властных отношений в теоретическом и прикладном аспектах, и на вопросах правового регулирования проблем лидерства и полит. представительства женщин.

Проблема 4 – Проблема оценки и контроля. Вариантами контроля может служить написание рефератов и самостоятельных работ в рамках основного курса с учетом гендерно–чувствительной проблематики. Например, по разделу философии «Антропология» может быть предложена тема «Биологическое и социальное в человеке (с учетом гендерного фактора)», или по разделу «Социальная философия» – «Демографическая структура общества и ее отражение в распределении социальных ролей».

Несмотря на ряд описанных проблем, у непрофильных гуманитарных дисциплин есть преимущество перед курсами чисто гендерной тематики – их универсальный межфакультетский характер, чем достигается больший охват аудитории и повышается их просветительская значимость.

С.А. Колобова

Нижний Новгород, Нижегородский гос. универ. им. Н. И. Лобачевского







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.