Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Метод устной истории в исследовании научного сообщества: гендерный аспект





Интервьюирование свидетелей прошлого, создание коллекций устной истории, включение данных устной истории в число равноправных исторических источников, несмотря на голоса категорических противников и конструктивных критиков, завоевывает все большую популярность. Выпускаются специализированные периодические издания, ежегодники, хрестоматии, отдельные труды, основанные на материалах устной истории. Историки, работающие в области устной истории, объединены в национальные и международные ассоциации.

Определенные традиции целенаправленного интервьюирования ученых сложились в нашей стране еще в советскую эпоху. Исследователь и практик создания архивов устной истории науки М.В. Мокрова упоминает в своей диссертации («Устная история науки: от историографических традиций к комплексному источниковедению»(2004)) о нескольких проектах советского периода. Так, анкетирование интеллигенции в 1969–1973 гг. было осуществлено сотрудниками Отдела истории советского общества Института истории, филологии и философии Сибирского отделения АН СССР. В отличие от осуществлявшихся ранее опросов деятелей науки, круг вопросов, предложенных респондентам, был значительно расширен: помимо формальной кадровой, была собрана развернутая информация о коллегах, семье, привычках и личных пристрастиях, бытовых условиях. С 1967 г. в Московском университете старшим научным сотрудником В.Д. Дувакиным осуществлялась работа по созданию фонда фонодокументов по истории русской культуры и науки XX века. Беседы с учеными проводились с 1970 г. до года смерти Дувакина (1982 г.). Он записал на магнитную пленку беседы с более чем 800 респондентами о профессорах МГУ, их работе в университете, научной жизни. В 1991 году в структуре Научной библиотеки МГУ организован Отдел устной истории, фонд которого был сформирован на базе коллекции, созданной В.Д. Дувакиным.

В постсоветской России инициатором создания баз данных устной истории науки является Центр «Архив науки и техники» в Институте истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова (руководитель центра – С.С. Илизаров). С 2000 г. ведется паспортизация кассет, опись аудио документов.

Метод устной истории эффективен для реконструкции гендерных практик в сфере науки. В ряде зарубежных университетов реализованы архивные проекты «Women in Science and Engineering» (WISE). Один из первых осуществлен в 1976–77 гг., когда было интервьюировано 10 женщин–ученых Массачусетского технологического института. Проект концентрировался на формировании личности в науке, развитии интересов в науке, образовании, карьере, проблемах половой дискриминации[663].

Архивные проекты «Женщины в науке и технике» и, как результат их реализации, архивные коллекции активно формировались в зарубежных университетах в последние тридцать лет. Крупный архив WISE был создан в 1994 г. в университете штата Айова (Iowa State University). Не желая растворения женских коллекций в историко–научных собраниях, инициаторы проекта создали архив, сфокусированный на документах, раскрывающих разнообразный жизненный опыт женщин 20 века[664]. В Висконсинском университете (Мэдисон) также сформирована богатая коллекция интервью с женщинами–учеными[665], выделено четыре основных направления «говорения» женщин о себе[666]. Гендерный подход к истории андроцентричного научного сообщества позволяет понять не только особенности социально–профессионального сосуществования мужчин и женщин в научной среде, но также вскрыть технологию воспроизводства властных отношений в науке[667].

Справедлив ли «эффект Матфея–Матильды» в отношении научного сообщества страны Советов и ее преемницы России? Ответить на эти и другие вопросы я попыталась в процессе реализации проекта «Метод устной истории в исследовании регионального научного сообщества», проводившегося в 2006–2008 гг.[668] Опыт показал, что в рамках подобных обширных проектов анализ гендерной составляющей истории научного сообщества малоэффективен. Респонденты неохотно отвечали на вопросы, связанные с их полом, считая их второстепенными по отношению к вопросам, касавшимся собственно научной деятельности. Вероятно, более плодотворны специальные исследования, посвященные женщинам–ученым, опыт проведения которых уже имеется.

Среди последних проектов по устной истории женщин–ученых – исследование Н.Л. Пушкаревой[669] и совместный проект «Женщины–ученые Беларуси и России в постсоветский период», выполненный под руководством И.Р. Чикаловой и Н.Л. Пушкаревой. В его рамках изучались взаимосвязь и взаимозависимость историко–культурных факторов и гендерных стереотипов, их влияние на профессиональный рост женщин в науке[670].

Е.М. Варданян

Гюмри (Армения), Гюмрийский государственный педагогический институт

ГЕНДЕРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ОБЩЕСТВЕННОПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ АРМЕНИИ

Большинство исследований современных общественных отношений касаются темы демократии. Пересмотр привычных представлений в социальных, политических, гуманитарных знаниях с включением в них гендерного дискурса стал результатом взаимодействия ряда факторов исторического, политического, социологического и социокультурного характера. Новый подход основан на признании истории человеческой цивилизации историей взаимоотношений мужчин и женщин. Предмет исследований – гендерные отношения с присущими им асимметрией, стереотипами или гармонией.

Логика гендерного подхода к исследованию общественных отношений привела к структурированию гендерных исследований в соответствии с областью знаний. Речь идет о характеристике положения женщин в обществе, их правовых, экономических и социальных статусов, политического участия и возможностей влияния на общественное развитие. В Армении гендерные исследования получили распространение с конца ХХ века, когда гендерный подход стал применяться в социально–политических, экономических, этнографических и исторических исследованиях. Авторы этих исследований не только по–новому, в гендерном измерении, представляют важнейшие проблемы развития страны, но применением новых методических подходов способствуют модернизации общественно–политической мысли.

В армянской историографии интерес к гендерной проблематике трудно оценить однозначно[671]. Часто в основе исследований находится проблема востребованности и допустимости «гендера» как теоретического и политического подхода с точки зрения армянской культуры и менталитета. В последние годы наблюдаются обращения к «истории женщин» и «женского вопроса» в армянском обществе XIX века[672]. Интерес к данному периоду армянской истории не случаен, ибо в этот период происходит не только подъем освободительного движения, активными участниками которого становятся женщины, но и рост женского образования[673]. В историческом знании интерес представляют публикации по армянской женской и гендерной истории[674].

Гендерный анализ политических процессов – одно из приоритетных направлений деятельности Центра гендерных исследований Ассоциации женщин с университетским образованием и Центра гендерных исследований «Циацан» при Гюмрийском ГПИ. В статьях и исследованиях[675] осуществляется анализ гендерных отношений и проблем установления гендерного равенства, представлены философские, социокультурные, этнологические и политические обоснования восприятий и интерпретаций гендерных проблем в армянском обществе. Для выработки стратегии гендерного равенства особое значение имеют исследования женского движения в прошлом и настоящем[676], а также исследования, осуществленные по материалам социологических опросов (начиная с 1998 года)[677].

Результаты опросов стали существенными аргументами при обосновании гендерного содержания общественных и политических процессов. Ценности и нормы демократии, которые лежат в основе процесса демократизации, предстали вопросами установления социальной справедливости и равенства в отношении женщин. Гендерные исследования политических отношений, проблем трансформации и демократизации общества привели к аналитическим исследованиям конкретных ситуаций, связанных с представленностью женщин в органах власти, на уровнях принятия решений. В связи с этим подготовлены и изданы «Гендерная ситуация в Армении», «Политическое участие женщин в парламентских выборах 2007 года в Республике Армения», основанные на результатах мониторингов процесса расширения права и возможностей участия женщин в политической жизни в контексте международных обязательств, целей тысячелетия и проблем внутреннего развития страны[678].

Использование гендерного подхода в исследовании общественных процессов становится востребованным в аспекте разработки политических стратегий демографического развития страны, национальной безопасности, здравоохранения и т.п. Сегодня власти Армении в рамках международных обязательств пытаются реализовать конкретные шаги по установлению гендерного равенства. Важным шагом в этом направлении считаем принятие Концепции государственной гендерной политики. В Армении накоплен значительный опыт организации гендерного образования, изданы учебные и методические пособия[679]. Важное значение имеют работы посвященные концептуальному обоснованию гендерного образования и содержащие государственные стандарты гендерного подхода в разных областях знаний[680].

Гендерные исследования в Армении имеют несколько ракурсов: гендерный фактор в политике и общественно–политическом дискурсе, в международной политической теории и практике, в политической демократизации Армении. Применение гендерного подхода как инновационного позволило признать «гендер» в качестве объекта научных исследований, определить гендерную суть политического участия и политической культуры и последствия социально–экономической и образовательных политик в отношении женщин в различных обществах, обосновать востребованность политики гендерного равенства как наиболее актуального направления политического развития идей прав человека, равноправия и свободы, использовать гендерный подход в исследовании политических отношений в Армении с целью выявления соответствия гендерных принципов задачам политического развития Армении, ее историческому опыту и традициям.

Гендерные исследования в современной Армении реальность, которая достаточно гармонично дополняет общественно–политический дискурс.

С.Н. Некрасов

Екатеринбург, Уральский федеральный университет имени первого президента России Б.Н. Ельцина







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.