Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Сущность, особенности, взаимосвязь





В экономике и социологии, а, следовательно, и в менеджменте долгое время использовались только т.н. «количественные исследования». Такие исследования проводятся путем определения количественных характеристик, а затем их статистической обработки. Объект исследования в них – большие группы, макроявления и процессы. Пример: совершенствование системы ЕГЭ на основе анализа зависимости от них успеваемости студентов. Т.е. «взгляд с позиций горца» (Л. Ионин).

Достоинства:

- возможность исключения маргинальных явлений;

- объективность, независимость от личности исследователя.

 

Качественные исследования – анализ проблемы через призму единичного случая, но с детальным его рассмотрением. Одной из главных задач таких исследований является обнаружение, интерпретация и составление детального описания каких-либо способов функционирования, развития и взаимодействия.

Достоинства:

- возможность глубокого анализа;

- возможность объяснения причинно-следственных связей.

 

Качественные и количественные исследования взаимно дополняют друг друга. Варианты их сочетания:

1. Параллельное использование, характерное в основном для масштабных исследований (Т. Шанин – трансформации в российской деревне, 1990-1996 гг., бюджетные обследования домохозяйств и качественные данные о жизни, материальном обеспечении и т.д.);

2. Последовательное использование «количественное - качественное», т.е. вначале общие закономерности, затем их объяснение, в частности, интерпретация аномалий (пример, необходимость исследования «а-типичных» вузов);

3. Последовательное использование «качественное - количественное», в частности, для выработки гипотез, которые могут быть проверены статистически.

 

Причины роста распространенности качественных исследований

1) Ускорение темпов развития экономики и общества. Примеры: возникновение принципиально новых технологий, прохождение человечеством второго информационного барьера, взаимопроникновение культур, качественный рост конкуренции, кризисные процессы в экономике и т.д. В российском обществе это сопровождается переходным процессом и масштабными структурными изменениями;

2) Одновременно проявляющимися как процессами стандартизации и копирования (в поведении как физических, так и юридических лиц) в связи с т.н. «диффузией инноваций», так и приобретением «ключевых факторов успеха»;

3) Появление развитого аппарата качественных методов исследований, модой на них, признания их научными, а также возникновение групп квалифицированных исследователей.

 

Пример взаимосвязи качественных и количественных исследований

Пример приводится на основе авторских исследований последних лет (см. Приложение 1).

 

Практическое занятие 1.1

Симуляция «Хватит разговоров».

Домашние задания 1.1 и 1.2

A. Подготовка к деловой игре «Хватит разговоров»

А) прочитать и проанализировать предоставленные материалы;

Б) разработать (мини-группой из 5-6 человек) план действий

- для руководителей - достижения корпорации, имеющиеся проблемы и способы их преодоления, задания для отдельных подразделений корпорации, в частности, для ОПК;

- для сотрудников ОПК – составить прогноз возможных заданий для своего отдела и разработать план их реализации.

В) разработать описание своей программы (текст) и презентацию (не более 5 минут).

Подготовка к практическому занятию по теме 2

Группами по 5-6 человек собрать информацию о деятельности какого-либо промышленного предприятия, разработать структурированное текстовое описание его деятельности с указанием использованных источников информации, а также презентацию (не более 5 минут).

Список литературы

Основная литература.

Кузнецов И.Н. Научное исследование. Методика проведения и оформление. М.: «Дашков и К», 2008.

Масалков И.К., Семина М.В. Стратегия кейс стадии: методология исследования и преподавания. М.: Академический проект; Альма Матер, 2011.

Ядов В. А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М.: Изд-во «Омега-Л», 2011.

Титова Н.Л. Ридер по курсу «Методы научных исследований в менеджменте, часть 1».

 

Дополнительная литература

Титова Н.Л. Путь успеха и неудач. М.: МАКС Пресс, 2008.

Вопросы для оценки качества освоения темы

Что является основными результатами научных исследований?

На каком этапе развития находится сейчас менеджмент как особая научная дисциплина, и какие последствия это имеет?

Каковы важнейшие проблемы практического менеджмента?

Каковы основные принципы научной деятельности?

В чем состоят различия научной и научно-практической деятельности?

В чем состоят особенности количественных исследований и их достоинства?

В чем состоят особенности качественных исследований и их достоинства?

Каковы варианты совместного использования количественных и качественных исследований, и в каких ситуациях они рекомендуются?

 


Приложение 1.1

Н.Л. Титова

 

Стратегическое развитие вузов в условиях экономического роста страны [1]

 

Статья основана на результатах трех научно-исследовательских проектов последних лет, посвященных проблемам стратегического управления в отечественных вузах. В каждом из проектов была построена типология вузов в зависимости от преимущественного направления и результатов их развития. Это дало возможность определить степень соответствия деятельности организаций системы ВПО, а также их отдельных групп, выделенных в зависимости от профиля деятельности, региона и базового положения, тем задачам, которые вызваны Концепцией социально-экономического развития России до 2020г.

Описание проблемы

Концепция социально-экономического развития России до 2020 года, определяющая способы восстановления Россией статуса мировой экономической державы, еще не принята. Однако уже сейчас очевидно, что будет выбран инновационный путь развития, прежде всего, в наукоемких направлениях. Это требует от государства значительных инвестиций, в том числе, на НИОКР и образование. По прогнозам МЭРТ, государственные расходы на образование увеличатся с 1,2 трлн руб. в 2007 году до 5,8 трлн руб. в 2020-м [ Васильева, 2007].

Для вузов такое направление развития страны означает не только увеличение объемов бюджетного финансирования, но и необходимость быстрого решения ряда чрезвычайно сложных задач. Это инновационный характер самого образования, его интеграция с наукой, высокое, на уровне международных стандартов, качество услуг, опережающее развитие направлений, соответствующих приоритетным направлениям развития страны и регионов, высокая адаптивность к изменениям ситуации и стабильное развитие вузов.

В успешной реализации поставленных задач в значительной степени заинтересованы и сами вузы. Однако хозяйственная самостоятельность приводит к тому, что при выборе направления своего развития высшие учебные заведения ориентируются не только на собственные интересы и интересы страны, но и на требования других категорий контрагентов, приносящих им финансовые, материальные, репутационные и другие выгоды (т.н. «стейкхолдеров»). К ним могут относиться субъекты национального и регионального рынка абитуриентов, труда, научно-исследовательских и пр. услуг, академического сообщества, органы местной власти и т.д.

Квалификация некоторых категорий стейкхолдеров, как потребителей услуг, в ряде случаев недостаточно высока. Имеется в виду, что они ориентируются на сиюминутные выгоды, а также отстают от быстро меняющейся ситуации, в частности, на рынке труда. Таким образом, есть основание предполагать, что хозяйственная самостоятельность вузов приводит не только к их большей активности и, в результате, к снижению нагрузки на государственный бюджет. Учет интересов всех категорий стейкхолдеров ведет к частичному удовлетворению интересов страны. Это, с нашей точки зрения, является первой важной проблемой развития системы ВПО РФ на современном этапе.

Есть и другая проблема. Для успешного развития вузы должны учитывать принципиально новые вызовы нашего времени. К таким вызовам принято относить следующие: высокую динамичность ситуации, рост конкуренции, изменение системы требований к высшему образованию со стороны потребителей, дефицит квалифицированных кадров, рост конфликтов внутри вузов и т.д. [Таверньи, 2002; Филиппов, 2006; Волков, Ливанов, Фурсенко, 2007].

Такие условия делают необходимым использование принципов и методов стратегического управления. Однако сложное положение, до сих пор характерное для части российских университетов, ориентирует их на решение текущих проблем. Кроме того, недостаточный управленческий опыт часто приводит к излишнему тиражированию собственных и чужих управленческих решений, доказавших ранее свою успешность. В результате можно ожидать, что развитие вузов несколько запаздывает по отношению к изменениям ситуации, а также не всегда адекватно им.

Целью данной статьи является определение соответствия стратегического развития вузов тем требованиям, которые вызваны инновационным курсом страны.







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.