Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Описание видов стратегического развития вузов





Вид страт. развития Р Ф Н М Дополнительное условие Число вариантов
  АМКР +1   "[7] "    
  АФР " +1 "      
  Диверсификаторы +1 " +1 "    
  Экспансеры " "   +1    
  Консерваторы   " " " " Значений характеристик «0» не менее 3  
  Аутсайдеры   " " " " Значений характеристик «0» менее 3  
  Лидеры         Значений характеристик «+1» не менее 2  
  «Нетипичные» виды развития           Варианты 1¸4, для которых не выполняется второе по важности условие  
  ИТОГО  

 

Типология вузов в зависимости от результатов их развития [8]

С точки зрения цели статьи в этом разделе важно определить, в какой степени вузы способны успешно развиваться за счет собственных усилий, а не исходного положения и конкурентных преимуществ, которые им предоставляет востребованный рынком профиль деятельности и социально-экономический потенциал региона. Кроме того, показательным является то, насколько быстро и успешно они адаптируются к изменениям ситуации.

«Лидеры»

При анализе этого кластера наибольший интерес представляет выяснение того, происходит ли увеличение численности «элиты» российского высшего образования на фоне стабилизации ситуации в стране, а также, какие вузы имеют большие шансы занять лидирующее положение.

В 1999 г. подавляющую часть кластера «Лидеры» (двадцать девять объектов) составляли известные с советских времен технические вузы (восемнадцать), классические (четыре) и архитектурно-строительные университеты (четыре). Несмотря на большой спрос со стороны рынка абитуриентов, к данному кластеру был отнесен только один вуз, выпускающий специалистов в области экономики, управления и юриспруденции. Педагогические и гуманитарные вузы в нем практически отсутствовали. Большую часть кластера составляли столичные (московские и санкт-петербургские) университеты. Таким образом, принципиальными условиями опережающего развития вузов в тот момент являлось их исходное материальное, кадровое и имиджевое положение, а также регион.

В 2000 г. несмотря на рост бюджетного финансирования, при полном сохранении условий моделирования число «лучших» вузов страны даже несколько уменьшилось (двадцать семь). Таким образом, наблюдался парадоксальный результат: при улучшении условий успешно справился с изменением ситуации только крайне ограниченный круг объектов. Абсолютное большинство вузов, отнесенных к этому стратегическому кластеру, являлось столичными (четырнадцать – московских и шесть санкт-петербургских). Хотя профили их деятельности отличались, в кластер не вошел ни один педагогический вуз, а число классических университетов уменьшилось до двух.

В 2005 г., несмотря на значительное улучшение ситуации, численность «элиты» российского образования выросла незначительно – тридцать один вуз. Обращает на себя внимание сокращение числа нестоличных вузов: если в 1999 г. из двадцати девяти их было восемь, то в 2005 г. лишь три из тридцати одного, что дополнительно сопровождалось увеличением доли московских вузов. Это означает, что задача выравнивания положения регионов на уровне ВПО пока не выполняется.

Основную часть данного кластера по-прежнему составляют технические вузы (двадцать один), что соответствует приоритетам, заявленным в проекте концепции развития РФ. Кроме того, в него вошло четыре востребованных абитуриентами финансово-экономических и «управленческих» вуза. Если в 1999 г. на фоне удачного развития строительной индустрии была выделена группа из четырех архитектурно-строительных вузов, то на этот раз можно говорить о появлении группы творческих вузов (архитектурных и художественных) (три объекта), которые из-за растущего уровня жизни стали пользоваться большей популярностью у абитуриентов. Впервые в данный кластер вошло два гуманитарных университета. В целом это свидетельствует о том, что у объектов, работающих на востребованных потребителями сегментах рынка образовательных услуг, появилась возможность ускоренного развития, а при социально-экономическом развитии страны круг таких сегментов расширился.

Не может не настораживать то, что с четырех до одного уменьшилось число классических университетов, причем этот единственный университет расположен в бурно развивающемся за счет добычи нефти регионе. Это можно интерпретировать как низкую востребованность фундаментальной науки и образования, без которой вузам трудно успешно развиваться. В еще большей мере такая ситуация характерна для педагогических университетов, из которых ни один не был отнесен к кластеру «Лидеры».

«Аккумуляторы материальных и кадровых ресурсов»

Привлекательность такого пути развития для общества состоит в том, что он создает основу для предоставления качественных образовательных услуг. Кроме того, как показал анализ последующего развития вузов, отнесенных к нему в 1999 г., в ряде случаев такое стратегическое поведение часто приводит к улучшению и других результатов.

В 1999 г. к этому кластеру было отнесено тринадцать вузов. В основном это уникальные, со сложившейся репутацией столичные вузы, профиль деятельности которых не носил явной рыночной ориентации. Их общим свойством являлось наличие с советских времен хорошей материальной базы и сложившегося кадрового состава. В 2000 г. портрет кластера был полностью сохранен. Однако число объектов в нем сократилось в два раза. Это означает, что исходные преимущества у вошедших в него ранее вузов начали постепенно теряться, а новых, обеспеченных материальными ресурсами университетов практически не возникло. Значительной капитализации полученных государственных средств за один год произойти не могло, да и деньги после длительного финансово сложного периода у большинства вузов пошли на неотложные нужды.

Число объектов, отнесенных к данному кластеру по результатам 2005 г., возросло, но незначительно (шестнадцать вузов). Они разнородны как по профилю деятельности, так и в региональном плане. Например, шесть вузов уже не являются столичными. Объяснить возросшее разнообразие помогает анализ их «истории». Часть из отнесенных в 2005 г. к этому кластеру объектов ранее также имела высокий уровень характеристики «Ресурсное обеспечение», но относилась к более престижному кластеру «Лидеры». Другие вузы, наоборот, сумели за прошедшее время улучшить свою ресурсную базу. В целом это свидетельствует о том, что сейчас к данному кластеру относятся два типа вузов. Во-первых, это объекты, укрепляющие свою ресурсную базу в последние годы несколько больше остальных. Такое развитие соответствует определенному накапливанию «потенциала» вуза, который позволит ему в будущем выполнять требования общества. Во-вторых, это учебные заведения, частично сохранившие свою ресурсную базу с прежних времен и постепенно утрачивающие свое лидирующее положение.

«Аккумуляторы финансовых ресурсов»

Результаты анализа этого кластера позволяют определить, какие вузы имеют максимальные возможности для устойчивого и самостоятельного развития.

В 1999 г. (четырнадцать объектов) к нему были, в первую очередь, отнесены вузы, имеющие управленческий и экономико-финансовый профиль деятельности (шесть), известные технические вузы (четыре), а также классические университеты из промышленных центров страны (четыре).

В 2000 г. этот кластер оказался неустойчивым. Более того, наблюдалась поляризация положения вузов, которые были отнесены к нему в 1999 г. Примерно в равной степени были характерны переходы к «Лидерам» и к «Консерваторам» путям развития. Такое «перемешивание» было вызвано небольшой долей внебюджетных средств у вузов, а также частичным изменением принципов государственного финансирования.

В 2005 г. размер кластера заметно увеличился (двадцать один объект). Определенная зависимость между принадлежностью к нему вузов и рыночной востребованностью их услуг сохранилась и даже усилилась. Так, экономико-финансовый и юридический профиль имеют уже девять объектов, а три вуза являются творческими. В названиях вузов часто встречаются такие популярные слова, как «нефть», «газ», «инновации» и «сервис». Соответственно, на финансовые результаты деятельности вузов и возможность их устойчивого развития все сильнее влияет то, насколько профиль их деятельности соответствует требованиям рынка.

Однако появились и другие возможности финансово успешного развития. Так, к этому кластеру отнесено четыре классических университета из ускоренно развивающихся областных и республиканских центров. В «нетипичном» кластере «АФР», для которого характерно сокращение объемов профильной деятельности, из двенадцати объектов их уже шесть. В целом это дает основание полагать, что в случае, когда классический университет занимает лидирующую позицию в развивающемся регионе с относительно небольшим уровнем конкуренции на рынке образовательных услуг, он может успешно решать проблему своего финансирования.

«Диверсификаторы»

Это вариант развития с активным использованием непрофильной деятельности, в частности, сдача в аренду общежитий и учебных площадей. В 1999 г. половина отнесенных к этому кластеру вузов (восемь из шестнадцати), а в 2000 г. их большая часть (десять из тринадцати) – технические университеты, с советских времен имевшие хорошую инфраструктуру. Необходимость непрофильной деятельности для них, прежде всего, заключалась в кризисном положении отраслей, специалистов для которых они готовили.

В 2005 г., хотя к этому кластеру было отнесено достаточно большое число вузов (двадцать шесть), отличий в значениях характеристик «Финансовое положение» и «Изменение масштабов деятельности» практически нет. Таким образом, формально степень однородности этого кластера достаточно велика.

Об этом же, на первый взгляд, свидетельствует и то, что более половины отнесенных к нему вузов, как и прежде, технические университеты (шестнадцать). Однако произошли и существенные изменения. Так, «новые» объекты в нем – это, как правило, более известные вузы, чем раньше. Следующую по своей величине группу (пять) составляют популярные сейчас архитектурные и творческие вузы из крупных российских городов с опережающим развитием экономики, которых ранее в этом кластере не было. И, наоборот, если в 1999 г. в этом кластере еще было пять педагогических вузов, то в 2005 г. из них остался только один. Таким образом, складывается впечатление, что «обновление» этого кластера происходит за счет иных объектов, чем раньше.

С нашей точки зрения, кластер «Диверсификаторы» в 2005 г. делится на две части – «старую» и «новую». Как правило, те вузы, которые были отнесены к нему раньше (кроме педагогических), остались в нем. Развитие таких объектов по-прежнему носит ситуационный и вынужденный характер, используется для улучшения финансового положения, но, как правило, не приводит к приобретению конкурентных преимуществ.

Большинство новых объектов в этом кластере – крупные и известные университеты, большей частью столичные. Складывается впечатление, что активное использование непрофильной деятельности у них свидетельствует о возросшем умении хозяйствовать в рыночных условиях. Насколько такой путь развития поможет приобрести определенные конкурентные преимущества, можно будет оценить через некоторое время.

«Экспансеры»

К этому кластеру были отнесены вузы, значительно увеличивающие объемы своей профильной деятельности (число филиалов, специальностей, специализаций и т.д.). Достоинством такого варианта развития является высокая устойчивость вуза при различных изменениях среды. Поэтому теоретически такой путь должен в большей степени использоваться в нестабильные периоды и, в меньшей, – в стабильной ситуации. Подтверждение такой закономерности в определенной мере свидетельствует о росте адаптационных способностей вузов.

В 1999 г. к этому кластеру были отнесены технические и классические университеты из крупных и средних российских городов, которые активно занимали все большее число рыночных ниш. Вынужденный и малоэффективный характер такого развития подтверждается тем, что в 2000 г. даже при увеличении государственного финансирования четыре из двенадцати вузов перешли к консервативному варианту, а один был отнесен к кластеру «Аутсайдеры».

В 2005 г. число объектов, имеющих высокие темпы экстенсивного развития, снизилось до четырнадцати объектов, по сравнению с двадцатью пятью и в 1999, и в 2000 гг. Это, с нашей точки зрения, является следствием не только стабилизации ситуации, но и насыщения рынка образовательных услуг. К важнейшим содержательным изменениям относится отсутствие в этом кластере технических вузов, которые практически исчерпали эту возможность. В регионах с высокой конкуренцией на рынке образовательных услуг этот тип поведения не используется, либо используют фрагментарно, в наиболее привлекательных с точки зрения соотношения «спрос – предложение» сегментах.

«Консерваторы»

При анализе этого кластера, означающего некий средний по своим результатам вариант развития, наибольшее значение имеет динамика его численности.

В 1999 г. в нем преимущественно оказались вузы из небольших российских городов. Доминирующим признаком был профиль их деятельности: больше половины вузов из восьмидесяти трех объектов являлись техническими, меньше 20% – классическими университетами, доля педагогических вузов составляла 10%.

Резкое увеличение объемов государственного финансирования в 2000 г. привело к поляризации положения вузов. Это отразилось и на «Консервативном» кластере, число объектов в котором значительно снизилось (сорок семь), причем преимущественно за счет ухудшения значений характеристик у части вузов и их «перехода» к «Стагнации». Так, ухудшило свое положение тридцать шесть объектов, а улучшило только семнадцать.

Подобная «поляризация» ситуации привела к большему разнообразию отнесенных к нему объектов. Произошла поляризация положения технических вузов (в 2000 г. двадцать из сорока семи): часть объектов оказалась в «Стагнации» (двалцать), часть осталась в нем (пятнадцать), но ряд объектов (тринадцать) были отнесены и к более престижным кластерам, чем в 1999 г. У классических университетов, доля которых в этом кластере почти не изменилась, явно преобладали негативные тенденции: сохранило свое положение три объекта, ухудшило – одиннадцать и улучшил только один.

Принципиально новым моментом явилось появление в кластере «Консерваторы» шести финансово-экономических и юридических вузов, ухудшивших по сравнению с 1999 г. свое положение. Их общей чертой явилось то, что они не являются неформальными лидерами. Таким образом, при насыщении определенных сегментов рынка образовательных услуг происходит дифференциация положения вузов в зависимости от качества услуг. Несколько увеличилась в кластере «Консерваторы» доля педагогических вузов (более 15%) причем преимущественно за счет перехода из кластера «Аутсайдеры».

В 2005 г. процесс социально-экономической стабилизации в стране привел к резкому увеличению числа вузов, отнесенных к этому кластеру (185). Преимущественным источником его «пополнения» стал кластер «Аутсайдеры».

Состав вузов принципиально изменился. Так, в нем впервые появилась группа столичных вузов, в частности, шестнадцать московских вузов (почти 29% от общего числа в выборке) были отнесены к этому, а не к более «престижным», как это было раньше, кластерам. Это свидетельствует о том, что в регионах с высоким уровнем конкуренции требования потребителей к качеству предоставляемых услуг растут, и наблюдается дифференциация положения вузов.

Региональная принадлежность при отнесении к этому кластеру является определяющим фактором. Так, появилось почти три десятка городов, в которых все вузы, вне зависимости от профиля деятельности и исходного положения, показали средние и плохие результаты по всем направлениям. Причиной, видимо, является избыточная конкуренция, возникшая в связи с длительным периодом экстенсивного развития большинства организаций системы ВПО и «демографической ямой». В результате в каждом из вузов число коммерческих студентов, размеры помощи городских и региональных властей, а также предпринимательского сообщества уменьшаются, наиболее квалифицированные преподаватели работают всюду, а положение объектов вне зависимости от профиля деятельности нивелируется.

В кластере «Консерваторы» примерно в равной степени представлены технические вузы (пятьдесят четыре, т.е. больше половины всех таких объектов), педагогические и гуманитарные (пятьдесят три – две трети от общего числа) и классические университеты (пятьдесят – также примерно две трети). Вместе они составляют 84.9% этого кластера. Таким образом, большая часть организаций системы ВПО, определяющих развитие фундаментальной науки и высоких технологий, а также общий культурный уровень населения, сейчас находится на нормальном с точки зрения существующих требований уровне. Однако она явно не готова к выполнению стоящих перед системой ВПО амбициозных задач.

На основании имевшихся ранее тенденций можно сделать прогноз о дальнейшем развитии этого кластера. Он оказался наиболее устойчивым: 66.7% объектов, отнесенных к нему в 1999 г., сохранили в 2005 г. свою принадлежность. Т.е. ровно две трети объектов, демонстрировавших шесть лет назад средний уровень результатов по большей части направлений, так и не смогли их улучшить по сравнению с другими объектами. Причем это произошло на фоне стабилизации ситуации, роста государственного финансирования и приобретения вузами хозяйственного опыта. В целом такая закономерность заставляет предположить, что без определенных государственных мер значительное улучшение деятельности таких объектов не произойдет. При рассмотрении отдельных видов вузов акценты несколько меняются. Так, для абсолютного большинства педагогических и гуманитарных вузов отнесение к консервативному кластеру означает улучшение их относительного положения. Однако для классических и технических университетов оно преимущественно ухудшилось, причем весьма ощутимо. При сохранении такой тенденции выводы о несоответствии деятельности их значительной части поставленным перед системой ВПО задачам могут стать еще более актуальными.

Аутсайдеры

То, что самая большая часть объектов в 1999 г. была отнесена к кластеру «Аутсайдеры», говорит о сложности ситуации в системе ВПО. Тем не менее, региональные и профильные отличия проявились достаточно сильно. Так, в этом кластере практически не было столичных вузов и вузов из промышленно развитых городов. В кластере были в разной степени представлены разные типы вузов: больше половины (шестьдесят из 111) – педагогические вузы, около 16% - классические университеты, в основном из небольших городов, примерно такая же доля у мало известных технических университетов. В связи с поставленной целью статьи интерес представляет то, насколько организации системы ВПО сумели нивелировать исходные отличия.

Несмотря на увеличение масштабов государственного финансирования, в 2000 г. объектов в данном кластере стало несколько больше – 117. Этот, парадоксальный на первый взгляд, результат говорит о том, что даже позитивные для развития вузов изменения ситуации в первый момент могут приводить к ухудшению положения части из них, что свидетельствует о низкой адаптационной способности вузов.

Хотя число педагогических вузов несколько снизилось (пятьдесят три вместо шестидесяти), их доля все же составила около 45%. Причем небольшое улучшение их положения практически не затронуло соответствующих учебных заведений из небольших городов. На долю классических университетов, в основном также из небольших городов, по-прежнему приходилось около 16%. Существенно выросла доля технических вузов (с 16% до 26%).

В 2005 г. число отнесенных к этому кластеру объектов снизилось более чем в три раза (тридцать пять), что свидетельствует о значительном улучшении ситуации. Содержательно можно сделать следующие выводы. По-прежнему максимальна доля педагогических вузов, которая, однако, снизилась по сравнению с 1999 г. (четырнадцать, т.е. 40%). Классические (семь) и технические (восемь) университеты вместе составляют столько же. Востребованных рынком творческих, экономико-финансовых и юридических вузов практически нет.

В значительной мере отставание объектов зависит от региона. Так их явно больше в зонах со сложным положением, в частности, в Южном федеральном округе, а также в районах с высоким уровнем конкуренции на рынке образовательных услуг. В частности, последнее проявляется в увеличении доли столичных вузов (четыре, т.е. 11.4%).

Выводы и предложения

1. Результаты развития большинства российских вузов в 2005 г. выровнялись, и лишь их небольшое число сейчас является явными аутсайдерами. Важной проблемой системы ВПО страны, препятствующей решению задач инновационного развития, стало то, что такое выравнивание в основном произошло за счет улучшения деятельности ранее отстававших объектов, но не в связи с принципиальным увеличением группы лидеров.

2. Основными факторами, определяющими результаты развития вузов, сейчас в порядке убывания их относительной важности являются региональная принадлежность, собственная активность вузов и профиль их деятельности. И, наоборот, исходное, на момент получения хозяйственной самостоятельности, положение все больше утрачивает свое значение.

3. Характер развития вузов определяет следующие возможности решения стоящих перед системой ВПО задач:

- принципиальным моментом, определяющим возможность инновационного развития системы ВПО, является увеличение важности собственной активности вузов;

- большое влияние местоположения вузов на результаты их развития, особенно с учетом сохраняющейся тенденции оттока наиболее квалифицированной части специалистов в районы с более высоким уровнем жизни, затрудняет выравнивание социально-экономического положения регионов;

- некоторое улучшение положения педагогических и гуманитарных вузов не ликвидировало их отставания от остальных объектов, что усложняет решение задачи подъема образовательного уровня населения;

- постоянное ухудшение результатов деятельности абсолютного большинства классических университетов ставит под сомнение возможность ускоренного развития фундаментальной и, частично, отраслевой науки.

4. В результате роста конкуренции на рынке образовательных услуг и квалификации их потребителей появились следующие тенденции:

- дифференциация положения вузов одного профиля (технических, экономико-финансовых, «управленческих», юридических, творческих) в зависимости от качества предоставляемых услуг;

- сегментация столичных рынков образования путем использования разных структур конкурентоспособности (качество предоставляемых услуг, имидж, ассортимент, цена);

- затрудненное развитие вузов в регионах с высоким уровнем конкуренции.

5. Выявленные диспропорции в развитии системы ВПО страны и неполное соответствие ее деятельности имеющимся задачам определяют необходимость государственного регулирования. Однако, хотя адаптационная способность и управленческий опыт вузов явно выросли, резкие изменения условий их функционирования, причем даже в позитивную сторону, способны замедлить развитие части объектов. Это определяет необходимость «плавного» регулирования с преобладанием косвенных методов по следующим направлениям:

- нормализация уровня конкуренции, в частности, путем более жестких условий лицензирования и государственной аккредитации, особенно по исходно непрофильным специальностям, стимулирования объединения вузов в регионах с высоким уровнем конкуренции, создания механизма регулирования качества конкуренции в области образовательных услуг и качества самого образования силами профессионального сообщества,например, с помощью профессиональных ассоциаций вузов определенного профиля деятельности;

- дифференцированное отношение государственных органов к организациям системы ВПО в зависимости от их относительного положения и динамики развития.

А. По отношению к наиболее успешно и динамично развивающимся объектам должны последовательно исключаться всяческие помехи для дальнейшего развития, включая упрощенный порядок государственной аттестации и лицензирования, а также на конкурсной основе предоставляться заказы на реализацию наиболее важных программ в области ВПО при условии предоставления результатов широкой общественности.

Б. Для вузов с плохим положением, вызванным внешними обстоятельствами (географическим положением или профилем деятельности), но необходимых для гармоничного развития страны и регионов, а также вузов «второго эшелона» целесообразно использовать

а) увеличенное бюджетное финансирование и предоставление целевых кредитов (при условии их собственного финансового участия) на предварительно разработанные вузами программы;

б) льготное налогообложение предприятиям и организациям при размещении в таких вузах заказов на подготовку специалистов, различные исследования и разработки;

в) бесплатное предоставление современных образовательных технологий, проведение стажировок ППС в лучших университетах страны и мира и т.д.

В. Для вузов со стабильно плохим положением – реструктуризация и при необходимости организация в регионе новых учебных заведений, являющихся конкурентами уже имеющимся.

 

Литература

1. Авен П.О., Киселева Н.Е., Мучник И.Б. Лингвистические методы типологического анализа. - М.: Наука, 1983.

2. Браверманн Э.М., Мучник И.Б. Структурные методы обработки эмпирических данных. - М.: Наука, 1983.

3. Ю. Васильева. Минэкономразвития прогнозирует усиление роли России в качестве ведущей экономической державы. «Российская газета», 27 ноября 2007 года.

4. А.Волков, Д.Ливанов, А.Фурсенко. Высшее образование: повестка 2008-2016. – Эксперт, №32 3, 2007.

5. А.В.Воронин, В.Н.Васильев. Стратегическое планирование развития регионального распределенного университетского комплекса. – Университетское управление: практика и анализ. №2, 2002.

6. А.О.Грудзинский. Стратегическое управление университетом: от плана к инновационной миссии. – Университетское управление: практика и анализ. №1, 2004.

7. А.К.Клюев, А.Е.Балобанов. Стратегическое планирование развития университета. Университетское управление: практика и анализ. - №2, 2002.

8. Е.А.Князев. Управление и организационная адаптация российских университетов в условиях ресурсного дефицита. – Университетское управление: практика и анализ. №1, 2003.

9. А.Н.Костецкий. Маркетинговая концепция развития Кубанского государственного университета. № Университетское управление: практика и анализ. №1, 2003.

10. Минцберг Г. Структура в кулаке: создание эффективной организации: Пер.с англ. / Под ред. Ю.Н. Каптуревского. – СПб: Питер, 2001.

11. В.Ф.Рябов, Д.В.Пузанков, А.Н.Мамонтов. Базисные и индикативные показатели реализации стратегических приоритетов развития университета. Университетское управление: практика и анализ. №4, 2002.

12. Социальная дифференциация высшего образования / Под ред. Шишкина С.В. – Независимый институт социальной политики.

13. Стратегии адаптации высших учебных заведений. Под ред. Клячко Т.Л. – Москва: ГУ-ВШЭ, 2002.

14. К.Д.Таверньи. Стратегический менеджмент и эволюция управления в католическом университете Лювена в 1960–2002 годах. - Университетское управление: практика и анализ. - №2, 2002.

15. Требования работодателей к системе профессионального образования / Под ред. Клячко Т.Л., Красновой Г.А. – М.: МАКС Пресс, 2006.

16. Титова Н.Л. Путь успеха и неудач: стратегическое развитие российских вузов. – Москва: ГУ-ВШЭ, 2008.

17. Управление в высшей школе: опыт, тенденции, перспективы. Руководитель авторского коллектива В.М. Филиппов. – 2-е изд. – М.: Логос. 2006.

18. Ben-Ner A. & Gui B. The Economic Rationale for the “Third Sector” // The Nonprofit Sector in the Mixed Economy. The Univ. of Michigan Press, 1993.

19. Pfeffer J., Salancik G.R. The External Control of Organizations: A Resource Dependence Perspective. N. Y.: Harper & Row, 1978.

20. Mintzberg H., Waters J.A. Of strategies, deliberate and emergent. Strategic Management Journal, 1985, Vol. 6, pp. 257-272.


Приложение 1.2

Симуляция "Хватит разговоров" [9]

Роли:

1. Высшие руководители корпорации "А3-группа предприятий модной одежды"

2. Сотрудники Отдела подготовки кадров (ОПК) в корпорации "А3-группа предприятий модной одежды"

Документы:

1. Выдержки из корпоративной газеты "Новости А3-группа предприятий модной одежды";

2. Выдержки из рекомендаций консалтинговой фирмы "Менеджмент екселенц" по поводу положения и дальнейшего развития корпорации А3 (только для высших руководителей);

3. Записка секретарши президента корпорации Э.Общительной своей ближайшей подруге, секретарю начальника отдела подготовки кадров М.Никчемной (только для ОПК).

Ситуация:

Сегодня день публикации корпоративной газеты "Новости А3-группа предприятий модной одежды". Высшие руководители Корпорации получили заключение и рекомендации консалтинговой фирмы "Менеджмент екселенц" по поводу положения и возможностей дальнейшего развития корпорации А3 и должны разработать решения по следующим направлениям:

- достижения корпорации;

- имеющиеся проблемы;

- способы их преодоления,

и разработать задания для отдельных подразделений корпорации, в частности, для ОПК, детализирующие выработанные элементы стратегии.

Сотрудники ОПК знают о том, что высшие руководители корпорации появятся у них после обеда и, предупрежденные секретаршей президента, стремятся максимально подготовиться к этому визиту, разработав ряд предложений по новым методам и направлениям подготовки персонала.

События:

"Симуляция" начинается с встречи высших руководителей компании на восьмом этаже главного офиса, в то время как преподаватели встречаются в ОПК. Второй этап начинается с появления руководителей в ОПК.

Условия:

Вы должны проявить себя как профессионалы. Это будет означать, что Вы имеете надежды на дальнейшую карьеру в корпорации.

Вы не должны изобретать "факты" для убедительной аргументации, но можете добавлять детали, если они правдоподобны и хорошо соотносятся с фактами, изложенными в документах.

Вы можете делать все, что не было запрещено, но Вы должны действовать в рамках Вашей роли и профессиональной компетенции.

 








ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.