Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Области возможного применения кейс-стади





В первую очередь, область применения КС – науки о человеке и обществе (социология, история, менеджмент, психология, право, медицина и т.д.), особенностью которых является то, что изучаемые ими процессы или явления не обладают четкой предопределенностью (детерминированностью). Следовательно, в жизни может одновременно существовать множество различных вариантов.

Р. Йин выделяет по крайней мере пять возможностей применения КС[11] (цитируется по книге Масалкова И.К., Семина М.В.):

- “ объяснение реальной жизни людей, малоизвестных явлений, комплексных феноменов, которые слишком сложны для опросов и экспериментов …»;

- «описание любого типа интервенций, нововведений в реальный жизненный контекст, того, как это случилось и к чему это привело»;

- иллюстрация определенных тем с некоторой оценкой произошедшего;

- «детальное изучение тех ситуаций, в которых изучаемое явление не имеет достаточно четких и ощутимых результатов;

- мета-оценка – «изучение другого оценочного исследования».

 

Методы улучшения качества кейс стади

А) Основные критерии оценки кейс стади

1) Общая валидность [12]

В связи с неизбежной субъективностью при проведении КС необходимо определить, правильно ли отобраны стороны изучаемого объекта, и все ли они раскрыты. Для этого следует определить

- выделены ли специфические черты изучаемого объекта или явления;

- отражает ли в полной мере собранная информация специфику этих черт.

2) Внутренняя валидность

Используется только применительно к объяснительным кейсам, посвященным выявлению каузальных связей. Проверяется, нет ли других объяснений причинно-следственных связей, влияния иных, неучтенных факторов.

3) Внешняя валидность

На основе качественного анализа определяется, можно ли распространить сделанные выводы на аналогичные объекты.

1) Надежность

Минимизация потенциальных ошибок и неточностей в процессе КС. Надежность существует, если любой другой исследователь, проделав сходную работу, придет к аналогичным выводам. Базовое требование – наличие детального описания процесса исследования.

 

Б) Установление надежности с помощью триангуляции

«Данные, подтвержденные двумя независимыми источниками, более убедительны, чем те, которыевзяты из одного источника (Д. Кемпбелл).

Триангуляция в исследованиях – привлечение при их проведении разной информации, теорий, методов анализа и нескольких независимых исследователей.

Виды триангуляции:

- триангуляция данных – использование различных источников информации и методов их сбора;

- временная триангуляция – проверка неизменности ряда анализируемых процессов во времени;

- пространственная триангуляция – в менеджменте, в первую очередь, это сбор данных на разных уровнях управления, а также во взаимодействующих частях организации;

- исследовательская триангуляция – привлечение ряда независимо работающих исследователей;

- теоретическая триангуляция – использование различных теоретических подходов;

- методологическая триангуляция – использование различных методов анализа;

- множественная триангуляция – одновременное использование нескольких видов триангуляции.

 

В связи с тем, что результаты практических менеджериальных исследований в значительной мере затрагивают интересы всех сотрудников, всегда есть основания предполагать, что многие данные будут намеренно искажены. Это говорит о необходимости широкого использования триангуляции, в частности, одновременного использования и качественных и количественных методов сбора информации.

 

Принципы написания отчета

А. Вид и логика отчета

Больше всего вид отчета по кейс стади зависит от его назначения. Во время обучения его вид максимально приближен к исследовательскому (научному) отчету, для которого характерны описание использованной теории, детальное описание методов исследования, а также применение специальной терминологии. Цель – максимальная доказательность всех выводов и предложений. В период обучения дополнительная цель – демонстрация знаний.

Вид отчета для заказчика, прежде всего, определяется целью работы и квалификацией заказчиков. Главное – быть понятным ему и при этом оправдать размер стоимости заказа.

И в том, и в другом случае обязательны строгая логика изложения и четко выделенная структура. Типичная логика для студенческих работ:

Введение

Это самостоятельный раздел, содержащий краткое описание анализируемой проблемы, цель и задачи работы, описание объекта и предмета исследования, а также краткое описание каждой из частей работы.

Раздел 1

Анализ теоретических аспектов работы. Как правило, он содержит обоснование необходимости каждого типов необходимых для решения поставленных задач методов, краткое описание вариантов этих методов с анализом достоинств и недостатков, а затем обоснование выбора конкретного варианта и его более детальное описание.

Раздел 2

Описание объекта и предмета исследования (собственно кейс). Обычно используются следующие принципы:

1) системный и комплексный подход – рассмотрение всей совокупности свойств и функций, внутренней структуры и взаимосвязей, взаимодействия с внешней средой, влияние результатов функционирования на результаты дальнейшего развития. Использование этого подхода приводит к огромному размеру исследования о описания. Поэтому используются следующие два принципа;

2) принцип изменения подробности описания – т.е. чем в меньшей степени приводимая информация касается решаемой проблемы, тем менее подробно ведется изложение;

3) принцип иерархичности рассмотрения и изложения – у исследователя есть право перечислить все или наиболее важные варианты рассматриваемого свойства объекта или предмета исследования, но подробно проанализировать лишь часть из них, а иногда и одно. Про остальные в таком случае можно сказать, что они будут рассмотрены по аналогии. В идеале следует обосновать выбор такого подробно анализируемого или описываемого свойства (наиболее распространенный, важный, мало исследованный и т.д.). Иногда для анализа этого выделенного объекта требуется выделить более мелкие составные части, по отношению к которым также можно применить принцип иерархичности и т.д.

Раздел 3

Описание проделанной работы с подробными выводами и предложениями по каждому фрагменту.

Заключение

Самостоятельный фрагмент, содержащий в форме перечисления краткие формулировки основных выводов и предложений.

 

Для облегчения восприятия текста необходима рубрикация разделов. Лучше вначале писать план, а потом текст.

При раскрытии более крупного раздела более мелкими обычно используются два варианта:

1) в наименовании крупного раздела используется обобщающее понятие, а в подразделах – его основные варианты (например, «Основные функции менеджмента», а для раскрытия – «Планирование», «Организация», «Контроль», «Мотивация»);

2) наименование крупного раздела показывает тот итоговый результат, который будет получен в результате его выполнения («Схема наблюдения за …» может быть раскрыта подразделами «Выбор метода сбора информации», …, «Формирование схемы наблюдения»).

 

Б. Стиль написания отчета

Различаются восточный и западный стили написания отчетов (Масалков И.К., Семина М.В., стр. 184), которые зависят от того, в какой мере используются т.н. «разделенные знания» (Shared knowledge). В восточных странах многое подразумевается, берется на веру, не доказывается, т.е. значительна роль контекста, который понимают только находящиеся в нем люди (высокий контекст).

 

  Высокий контекст Низкий контекст
Страны Восточные страны, Россия Западные страны
Наличие контекста Предполагается, след-но, возможность сокращения и образность Не предполагается, большая доказательность и подробность
Стиль Использование догадок и намеков Все разъясняется и интерпретируется
Структура - Утверждение - Пример - Выводы - Выводы - Утверждение - Объяснение (введение в контекст) - Пример

 

В. Особенности аналитического отчета

1. Выводы исследователя основываются на его анализе и лишь иллюстрируются словами респондентов;

2. Использование не всей, а только надежной информации (отсечение «бреда»);

3. Преимущественно не описание, а анализ;

4. Структуризация информации по определенным типам;

5. Четкая позиция автора.

 


Практические занятия:

- презентация одного из предварительно разработанных в составе мини-групп кейсов;

- оценка его качества по Р. Йину (работа в мини-группах);

- определение, какие виды триангуляции были использованы при его формировании;

- разработка направлений улучшения качества проанализированного кейса (работа в мини-группах);

- обсуждение направлений улучшения качества в проанализированном кейсе.

Домашнее задание: Разработка усовершенствованного варианта своего кейса (текст и презентация).

Список литературы

Основная литература.

Масалков И.К., Семина М.В. Стратегия кейс стадии: методология исследования и преподавания. М.: Академический проект; Альма Матер, 2011.

Титова Н.Л. Ридер по курсу «Методы научных исследований в менеджменте, часть 1».

 

Дополнительная литература

Yin R. Case Methods. London, Sage, 1989.

Yin R. Case study research: design and methods. London, Sage, 1994.

 

Вопросы для оценки качества освоения темы 2

Что такое кейс стади?

Относится ли кейс стади к количественным или качественным исследованиям?

В чем состоят достоинства и недостатки кейс стади как метода исследования?

В каких научных областях используется кейс стади и почему?

Какова типовая схема анализа в рамках обучающих кейс-методов?

В чем состоит цель разведывательных кейс стади и какова их специфика?

В чем состоит цель описательных кейс стади и какова их специфика?

В чем состоит цель объяснительных кейс стади и какова их специфика?

Что такое общая, внешняя и внутренняя валидность кейс стади и как их можно проверить?

На чем основана проверка надежности с помощью триангуляции?

Какие существуют методы триангуляции и в чем их суть?

В чем состоят особенности исследовательского отчета?

Какова типичная структура студенческих работ?

В чем заключается системный и комплексный подход при изложении материала?

Что такое иерархический подход при изложении материала?

В чем заключается принцип изменения подробности описания?

Почему фрагменты «Введение» и «Заключение» называют самостоятельными частями работы?

В чем заключаются различия между восточным и западным стилем написания работы?

 

 

Приложение 2.1

Кейс «Сплоченность фирмы»

Краткие сведения о компании

Компания «TА» занимается продажей оборудования и услуг для автосервисов, автомоек и т.д. и занимает одно из ведущих мест на московском рынке. В месяц фирма поставляет материалы для 300 постоянных клиентов, всего же компания поддерживает торговые взаимоотношения более чем с 700 клиентами. Средний оборот компании в месяц составляет 300000?, при этом динамика продаж показывает, что при сохранении благоприятных условий развития, оборот компании к концу года составит 350000?. Рентабельность продаж на данный момент составляет около 100%, а к концу – приблизительно 110%, что свидетельствует о весьма эффективной деятельности.

Тем не менее, руководство компании, основываясь на росте числа конфликтов между подразделениями, опасается, что эффективность деятельности фирмы может начать снижаться в результате плохого прохождения информации между подразделениями и конфликтов между их сотрудниками. Этому способствует то, что функции отделов прописаны недостаточно четко, формализованные описания бизнес-процессов не разработаны, а должностные инструкции отсутствуют.

Компания имеет четыре основных отдела:

- продакт-менеджмента и маркетинга – закупка товара для обеспечения его постоянного наличия на складе и продвижение на рынок новых брендов;

- продаж – реализация продукции;

- логистики – организация доставки товара (от поставщиков и клиентам);

- операционный отдел – ведение единой информационной базы фирмы (1С) и документационное сопровождение деятельности фирмы.

 








ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.