Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Дальневосточный экономический район





СОСТАВ: Респ. Саха (Якутия). Приморский и Хабаровский кр. Амурская, Камчатская (в т.ч. Корякский авт.окр.), Магаданская, Сахалинская обл. Еврейская авт. обл. Чукотский авт. окр.

ЭГП ДВ - крайний вост. р-н РФ, омываемый водами Тихого и Сев. Ледовитого океанов. Здесь РФ имеет морские границы с США и Японией. Кроме материковой терр. к ДВ относятся острова: Новосибирские, Врангеля, Сахалин, Курильские и Командорские. Южн. материковую часть, примыкающую к Японскому морю, называют Приморьем.

Потенциал устойчивости развития: Дальневосточный экономический район продолжительное время находится в глубоком кризисе. Попытки реконструировать его хозяйство, переориентировать экономику с учетом постиндустриального типа развития стран «Тихоокеанского кольца» успехом не увенчались. Принимавшиеся неоднократно ранее программы не выполнялись. Экономическая устойчивость этого региона возможна, если удастся провести комплекс неотложных мер по существенному улучшению ситуации: обеспечение региона топливно- энергетическими ресурсами, регулированием энергетических и транспортных тарифов, снятие проблемы неплатежей, оптимизация межбюджетньтх отношений и т.п.

В хоз-м отношении р-н освоен слабее других частей РФ по причине удаленности от центральных и наиболее обжитых р-нов, а также из-за суровости природно-климатических условий. Большие расстояния усложняют развитие эконом. связей с Центром и удорожают стоимость прод. при ее доставке из других ЭР. Транс. связь обеспечивается в основном по Транссибирской магистрали и трассе БАМ (лишь на юге р-на). Приморское положение ДВ обусловливает благоприятные перспективы для развития эконом. связей со странами Тихоокеанского региона.

Природные условия и ресурсы Сев. части терр. огромного и самого большого в РФ по площади ДВ (6,2 млн. км2) расположены в арктическом поясе, а в южной приморской части, на Камчатке и Сахалине (где заметно влияние Тихого океана) - климат умеренный, муссонный. Климат же на большей части терр. резко-континентальный, суровый. Зимой характерна безветренная, ясная, морозная погода (Сибирский антициклон). Лето - жаркое и сухое, но короткое. В Верхоянске и Оймяконе (Якутия) наблюдалась самая низкая в сев. полушарии темп. воздуха (минус 72 град.).

Природные зоны сменяются с севера на юг - зона арктических пустынь, тундра, лесотундра, тайга. В горах ярко выражена высотная поясность. По среднему течению Амура имеются лесостепи с плодородными луговыми почвами. Центр. часть Якутии занята равниной, переходящей в обширную полосу низменностей вдоль побережья морей Сев. Лед. океана. Остальная терр. ДВ по преимуществу гориста - преобладают горы средней высоты (хребты: Становой, Черского, Верхоянский и др.). Вместе со впадинами окраинных морей рельеф вост. части р-на входит в систему молодых складчатых образований. Эта, единственная в РФ терр. активного вулканизма - отличается и высокой сейсмичностью. На п-ове Камчатка и на Курильских о-вах находится более 20 действующих вулканов. Ключевская Сопка (4760 м) - высшая точка ДВ и один из величайших действующих вулканов.

Крупнейшие реки района - Лена и Амур с притоками, Колыма, Индигирка, Яна. Богатыми гидроэнергоресурсами обладают многие реки, но особенно Амур и его притоки. На ДВ много лесов. Большая часть леса растет в горах, поэтому его заготовка затруднена. В тайге много пушного зверя - это одно из природных богатств района. Р-н очень богат полезными ископаемыми. Открыты местор. каменного угля (Ленский, Южно-Якутский бассейны), нефти (Сахалин), природного газа (Якутия), жел. руды (Алданский бассейн), руд цветных и редких металлов, золота, алмазов (Якутия). С приморским положением р-на связано использование ресурсов Мирового океана.

Население Нас. - 7,2 млн. человек. Нас. размещено крайне неравномерно. Р-н заселялся медленно, что объяснялось его удаленностью, бездорожьем, суровыми природными условиями. ДВ до сих пор испытывает недостаток в трудовых ресурсах. Более плотно заселены южн. р-ны Приморья и терр. вдоль трасс ж/д. Особенно редко заселена северная часть района. Ср. плот. нас.- 1,3 чел./км2. Наибольшая плотность, свыше 13 человек, отмечается в Приморском кр., на юге Хабаровского кр., в Сахалинской и Амурской обл., минимальная - в Корякском и Чукотском авт. окр. - 0,1-0,2 чел./ км2). Население ДВ многонационально. Большинство - русские. Кроме них в районе насчитывается около полутора десятков коренных народностей С.. Они принадлежат к сев. ветви монголоидной расы. Чукчи, коряки, ительмены, эскимосы, алеуты - народы, говорящие на языках палеазиатской группы (чукотско-камчатская языковая семья). В басс. Амура и на о-ве Сахалин живут народы, говорящие на языках алтайской семьи, ее тунгусо-манчжурской языковой группы (нанайцы, ульчи, нивхи, удэгейцы). Коренное нас. Якутии - якуты (относятся к народам алтайской языковой семьи, ее тюркской языковой группы). Живут там и другие народы - эвенки, эвены, юкагиры. Все коренные народы, населявшие ДВ, исстари занимались в основном охотой, рыболовством, а на севере - в тундре - оленеводством. ДВ - один из самых "городских" в России. Доля горожан составляет 76%. Крупные города: Владивосток, Хабаровск (более 600 тыс.чел. в каждом), Комсомольск-на-Амуре (ок. 300 тыс. чел.). Сельские жители расселены очагами, большей частью по долинам рек.

Хозяйство Специализация х-ва ДВ – пр-во цв. металлов, добыча алмазов, рыбная, лесная и целл.-бум. пром., пушной, промысел, судостроение и судоремонт.

Металлург. комплекс (цветная и черная металлургия) представлена горно-рудной пром. - добычей олова, ртути, полиметаллических руд, вольфрама, золота и их переработкой. Освоены местор. олова в Якутии и в Чукотском авт. окр. Работают оловянный комбинат (Хрустальный, Приморский край) и ГОК по добыче олова в Хабаровском крае, работают комб-ты вблизи Комсомольска-на-Амуре, Биробиджана, Дальнегорска (Приморский кр.). Осваиваются новые месторождения свинцово-цинковых руд. В Якутии построены ГОКы, а в последние годы и предпр-я по обработке алмазов (Мирный). К старейшим отраслям х-ва относится золотодобыча (в бассейнах рек Зеи, Буреи, Селемджи, в горах Алданского нагорья, Сихотэ-Алиня). В Комсомольске-на-Амуре работают металлургические з-ды (передельная металлургия), выплавляющие сталь. Создание Южно-Якутского ТПК предполагало освоение местных железорудных месторождений с целью дальнейшего развития черной металлургии района.

ТЭК. Из топливных ресурсов на ДВ наибольшее значение имеет кам. и бурый уголь, а также нефть Сахалина. Кам. уголь Южно-Якутского местор. (к которому подошла железная дорога от БАМ до Нерюнгри - так называемый Малый БАМ) - главная статья экспорта Якутии. Развивается добыча нефти и природного газа на Сахалине (используются для нужд самого Дальнего Востока). Большие запасы природного газа обнаружены в устье р.Вилюй в Якутии, они также пока используются только для местных нужд. Нефть добывается на северо-востоке Сахалина и оттуда по двум нефтепроводам поступает на НПЗ Комсомольска-на-Амуре и Хабаровска. Но размеры добычи нефти невелики и не удовлетворяют потребности района. Нефтегазоносный Сахалин связан с материком и газопроводом (Оха-Комсомольск-на-Амуре).

 

Основные эл.-энергетические мощности ДВ сосредоточены в южн. части р-на, где они соединены в единую энергосистему. Энергоузлы сев. терр. действуют изолированно, обеспечивая местные потребности. Преобладают ГРЭС и ТЭЦ. Наиболее крупная - Зейская ГЭС (более 1 млн. кВт). Важное значение имеют: Билибинская АЭС (Чукотский авт. окр.), ГЭС на притоках Амура, на Вилюе и Колыме, Нерюнгринская ГРЭС (на углях Якутии), ТЭС у Якутска (работающие на местном природном газе). На Камчатке действует Паужетская геотермальная электростанция (использующая внутреннюю энергию Земли). Лесная пром. сосредоточена в основном в южной части ДВ (вырубают ценные широколиственные породы деревьев). Основные лесозаготовительные базы сосредоточены на терр., примыкающей к Нижн. и Сред. Амуру и рекам Уссури, Зее, Бурее, а также расположены на Сахалине и в верховьях бассейна Лены. Больше всего древесины заготавливают Хабаровский и Приморский кр. Древесина идет в переработку и на экспорт. Центры лесопиления - Благовещенск, Лесозаводск (Приморский кр.), Хабаровск, Комсомольск-на- Амуре и др. Переработка древесины осуществляется на спичечной фабрике в Благовещенске, пр-во фанеры сконцентрировано во Владивостоке, ЦБК (производство картона) работает в Амурске (Хабаровский кр.). Целл.-бум. пром. развита на юге Сахалина (по выпуску бумаги - лидер во всей Вост. зоне России). Маш-ение р-на производило ранее суда, дизели, мостовые краны, станки, приборы и др. Развиты электротехника, производство энергетического оборудования, станкостроение. В настоящее время в р-не наблюдается очень сложная эконом. ситуация, многие предприятия не работают. Крупные пром. центры района: Хабаровск, Владивосток, Николаевск-на-Амуре, Благовещенск, Комсомольск-на-Амуре. С/х маш-ение представлено заводом в Биробиджане.

 

Одной из очень важных отраслей промышленности района является рыбная пром. По пр-ву продукции этой отрасли р-н занимает первое место среди ЭР РФ. Это ведущая отрасль в структуре пром.) Только здесь осуществляется добыча ценных лососевых рыб, сайры, крабов. Главные центры рыбной пром. находятся в Приморье, на Сахалине и на Камчатке. Это: Петропавловск - Камчатский, Невельск, Корсаков, Находка, Охотск и др. Производится добыча других даров моря - морских водорослей, гребешков. В небольших масштабах ведется промысел морского зверя (морские котики).

 

АПК. Климатические условия большей части р-на сильно ограничивают возможность земледелия вследствие недостатка летнего тепла. С/х развито преимущественно на юге района (муссонный климат), где выращивают сою, рис, овощи, картофель. Жив-во не обеспечивает потребностей района. На юге р-на разводят КРС, а на С. в тундре, развито оленеводство. В тайге большое значение имеют охота и звероводство. Дальневосточные моря являются богатейшей базой рыбной пром.

 

Транспорт. Для ДВ большое значение имеют все виды транспорта. Ж/д транс. важен для южной части региона и на острове Сахалин (который также связан с континентом морским паромом). Здесь, на ДВ, у Комсомольска-на-Амуре заканчивается БАМ (ее восточный учас­ток был построен ранее: от Комсомольска-на-Амуре до порта Ванино), которая дублирует проходящую южнее Транссибирскую магистраль (до Владивостока). Еще до завершения строительства БАМ была введена в действие линия - Малый БАМ (ст. Бам -Тында-Беркакит). Ее намериваются продолжить до Якутска.

 

Автотранс. обеспечивает перевозки на северо-востоке между портами Охотского и Берингова морей и пром. центрами в глубине материка (в Якутии, Магаданской обл.). Но дорог очень мало, часто это сезонные дороги - зимники. Речной транс. также важен, особенно на юге района (судоходен Амур и его притоки). Развитие Дальнего Севера связано с дальнейшим освоением Сев. мор. пути. У устьев крупных северных рек созданы порты, обслуживающие суда, проходящие по сев. и вост. морям РФ. Авиатранс. осуществляет пасс. пере­возки и доставку грузов, в т.ч. в труднодоступные р-ны и на о-ва.

 

Внешнеэкономические связи России осуществляются через морские порты: Владивосток, Находка (Приморский кр.), Ванино (Хабаровский кр.), Южно-Сахалинск, Петропавловск-Камчатский. Приморский кр. и Сахалинская обл. объявлены "зоной свободного предпринимательства". В настоящее время здесь существует три свободные экономические зоны (СЭЗ): “Находка”, “Большой Владивосток”, “Сахалин”.


[1] http://tur-02.narod.ru/sources/articles/id540.htm

 







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.