Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Система библиотечного обслуживания детей в России





 

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О библиотечном деле» дети имеют право пользоваться публичными1, специализированными детскими и школьными библиотеками.

В настоящее время в отрасли культуры сложилась следующая система библиотечного обслуживания детей, которая позволяет организовать систему библиотечного обслуживания детей на всех уровнях: от федерального до уровня сельского поселения:

 

Специализированные детские библиотеки и централизованные библиотечные системы детских библиотек, имеющие статус юридического лица:

 

 государственная детская библиотека федерального уровня

Федеральное государственное учреждение культуры «Российская государственная детская библиотека» формирует, хранит и предоставляет пользователям наиболее полное собрание отечественной и зарубежной литературы для детей; является исследовательским, научно-методическим и информационным центром по проблемам детского чтения и библиотечного обслуживания детей в Российской Федерации. Основные пользователи: дети и руководители детского чтения; детские библиотеки субъектов Российской Федерации; центральные библиотеки муниципальных детских систем; иные библиотеки, обслуживающие детей. Основные задачи: обеспечение российских библиотек, обслуживающих детей, научно-методической помощью; проведение исследований в области детского чтения, информационных потребностей пользователей и библиотечного обслуживания детей; координация работы детских библиотек России; выработка новых форм библиотечного обслуживания детей; участие в формировании распределенного фонда государственных электронных библиотечных ресурсов и единой точки доступа к ним.

Российская государственная детская библиотека является юридическим лицом, действует в соответствии с Уставом, утвержденным учредителем — Правительством Российской Федерации.

 

 государственные детские библиотеки субъектов РФ

Республиканские, краевые и областные детские и детско-юношеские библиотеки. Основные пользователи — дети, руководители чтения, детские и иные библиотеки, обслуживающие детей.

Все детские библиотеки субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральным и региональными законами о библиотечном деле выполняют функции центральных библиотек:

· формирование, хранение и предоставление пользователям наиболее полного собрания литературы для детей и подростков в пределах обслуживаемой территории;

· организация взаимоиспользования библиотечных ресурсов;

· оказание методической помощи всем библиотекам региона, обслуживающим детей, проведение научных исследований в области детского чтения.

Центральные детские библиотеки субъектов Российской Федерации должны позиционировать себя как подлинные научно-исследовательские центры по изучению детского чтения и детской литературы. Осуществлять мониторинг библиотечного обслуживания детей и распространения чтения среди детского населения. Координировать деятельность различных учреждений и организаций, занимающихся проблемами детского чтения. Служить информационной базой для органов власти с целью выработки оптимальной политики в отношении детства.

Основные задачи центральной детской (детско-юношеской) библиотеки субъекта Российской Федерации:

· поиск и апробация новых форм обслуживания пользователей;

· проведение крупных региональных акций по распространению книги и чтения;

· полноценное формирование фонда, включающего издания в различных форматах и на различных носителях информации, его регулярное обновление и предоставление;

· сохранение и развитие единой системы библиотечного обслуживания детского населения, научное и методическое сопровождение;

· проведение исследований в области детского чтения и информационных потребностей пользователей;

· внедрение новых информационных технологий в организацию справочно-библиографического и библиотечно-информационного обслуживания детей в регионе;

· участие в формировании распределенного фонда и предоставления доступа к государственным электронным библиотечным ресурсам;

· укрепление и развитие корпоративных и межведомственных связей.

В целях модернизации и повышения эффективности и качества работы необходимо изменение менеджмента библиотек, их структурных подразделений. Должны быть созданы гибкие структуры, отвечающие современному и будущему развитию потребностей юных пользователей, юридических и физических лиц, связанных с решением проблем детства; налажены горизонтальные и вертикальные связи библиотеки как методического и научно-исследовательского центра со всеми заинтересованными юридическими и физическими лицами.

Для решения этой стратегической задачи необходима поддержка библиотек государственными структурами, увеличение и стабилизация финансирования деятельности центральных детских библиотек, упрочение их статуса, создание соответствующей нормативно-правовой документации. Каждая библиотека должна иметь стратегию своего развития и программы выполнения поставленных целей.

 

 муниципальные централизованные системы детских библиотек; специализированные детские библиотеки муниципального уровня

Муниципальные детские библиотеки, муниципальные системы детских библиотек (МСДБ), муниципальные детско-юношеские библиотеки, объединения детских и школьных библиотек, имеющие статус юридического лица.

 

Основные задачи:

· организация библиотечного обслуживания детей в соответствии с их половозрастными и психологическими особенностями; создание среды развития личности ребенка, способствующей удовлетворению его образовательных потребностей; организация досуга и общения, а также библиотечное обслуживание руководителей чтения;

· формирование фонда литературы для детей и руководителей детского чтения, включающего документы в различных форматах и на различных носителях информации: книги, периодику, аудиовизуальные и электронные документы;

· сохранение и развитие на муниципальном уровне единой системы библиотечного обслуживания детского населения.

Муниципальные детские библиотеки обслуживают детское население территории, имеют возможности для предоставления всех библиотечных услуг, проведения различных мероприятий по пропаганде книги и чтения. Развитие их должно идти по пути укрепления самостоятельности, информатизации всех процессов, включения в формирование распределенного фонда государственных электронных библиотечных ресурсов, в корпоративные и локальные городские межведомственные информационные системы, налаживания межсистемного и межведомственного обмена документами и информацией, координации и кооперации деятельности с публичными и школьными библиотеками города, другими учреждениями и организациями.

По отношению к сельским библиотекам-филиалам муниципальные детские библиотеки осуществляют методические функции по вопросам детского чтения и организации библиотечного обслуживания детей.

 

 Структурные подразделения центральных общедоступных библиотек субъектов РФ, обслуживающие детей.

Структурные подразделения общедоступных библиотек и учреждений культурно­досугового типа, обслуживающие детей.

Структурные подразделения центральных общедоступных библиотек субъектов РФ в отсутствие центральной детской (детско-юношеской) библиотеки региона выполняют ее функции, в том числе:

· формируют, хранят и предоставляют пользователям наиболее полное собрание литературы для детей и подростков в пределах обслуживаемой территории;

· обеспечивают право на специализированное обслуживание детям всей территории региона

· организуют взаимоиспользование библиотечных ресурсов;

· оказывают методическую помощь всем библиотекам региона, обслуживающим детей, обеспечивают проведение научных исследований в области детского чтения.

 

 Структурные подразделения общедоступных библиотек муниципального уровня, обслуживающие детей

В ЦБС (МБС) предусматриваются структурные подразделения с функциями центральных детских библиотек — научно-методические центры по детскому чтению и работе с детьми. В ЦБС (МБС) вводятся должности заместителей директоров по работе с детьми в целях руководства научно-методической, организационной и практической деятельностью библиотеки по приоритетному обслуживанию детей.

Эти подразделения размещаются в отдельных помещениях, в них создается специфическая среда для развития личности ребенка; для них обязательно наличие специально подготовленного персонала.

 

 Структурные подразделения специальных библиотек для слепых и слабовидящих, обслуживающие детей

Требования, предъявляемые к библиотечному обслуживанию данной группы пользователей регламентированы в «Модельном стандарте деятельности специальной библиотеки для слепых субъекта Российской Федерации», принятом РБА.

 

 Структурные подразделения учреждений культурно­досугового типа, обслуживающие детей.

 

 Муниципальные общедоступные библиотеки и учреждения культурно­досугового типа.

Дети имеют право пользоваться любыми муниципальными публичными библиотеками, в том числе библиотеками учреждений культурно-досугового типа.







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.