|
Система библиотечного обслуживания детей в России
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О библиотечном деле» дети имеют право пользоваться публичными1, специализированными детскими и школьными библиотеками. В настоящее время в отрасли культуры сложилась следующая система библиотечного обслуживания детей, которая позволяет организовать систему библиотечного обслуживания детей на всех уровнях: от федерального до уровня сельского поселения:
Специализированные детские библиотеки и централизованные библиотечные системы детских библиотек, имеющие статус юридического лица:
государственная детская библиотека федерального уровня Федеральное государственное учреждение культуры «Российская государственная детская библиотека» формирует, хранит и предоставляет пользователям наиболее полное собрание отечественной и зарубежной литературы для детей; является исследовательским, научно-методическим и информационным центром по проблемам детского чтения и библиотечного обслуживания детей в Российской Федерации. Основные пользователи: дети и руководители детского чтения; детские библиотеки субъектов Российской Федерации; центральные библиотеки муниципальных детских систем; иные библиотеки, обслуживающие детей. Основные задачи: обеспечение российских библиотек, обслуживающих детей, научно-методической помощью; проведение исследований в области детского чтения, информационных потребностей пользователей и библиотечного обслуживания детей; координация работы детских библиотек России; выработка новых форм библиотечного обслуживания детей; участие в формировании распределенного фонда государственных электронных библиотечных ресурсов и единой точки доступа к ним. Российская государственная детская библиотека является юридическим лицом, действует в соответствии с Уставом, утвержденным учредителем — Правительством Российской Федерации.
государственные детские библиотеки субъектов РФ Республиканские, краевые и областные детские и детско-юношеские библиотеки. Основные пользователи — дети, руководители чтения, детские и иные библиотеки, обслуживающие детей. Все детские библиотеки субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральным и региональными законами о библиотечном деле выполняют функции центральных библиотек: · формирование, хранение и предоставление пользователям наиболее полного собрания литературы для детей и подростков в пределах обслуживаемой территории; · организация взаимоиспользования библиотечных ресурсов; · оказание методической помощи всем библиотекам региона, обслуживающим детей, проведение научных исследований в области детского чтения. Центральные детские библиотеки субъектов Российской Федерации должны позиционировать себя как подлинные научно-исследовательские центры по изучению детского чтения и детской литературы. Осуществлять мониторинг библиотечного обслуживания детей и распространения чтения среди детского населения. Координировать деятельность различных учреждений и организаций, занимающихся проблемами детского чтения. Служить информационной базой для органов власти с целью выработки оптимальной политики в отношении детства. Основные задачи центральной детской (детско-юношеской) библиотеки субъекта Российской Федерации: · поиск и апробация новых форм обслуживания пользователей; · проведение крупных региональных акций по распространению книги и чтения; · полноценное формирование фонда, включающего издания в различных форматах и на различных носителях информации, его регулярное обновление и предоставление; · сохранение и развитие единой системы библиотечного обслуживания детского населения, научное и методическое сопровождение; · проведение исследований в области детского чтения и информационных потребностей пользователей; · внедрение новых информационных технологий в организацию справочно-библиографического и библиотечно-информационного обслуживания детей в регионе; · участие в формировании распределенного фонда и предоставления доступа к государственным электронным библиотечным ресурсам; · укрепление и развитие корпоративных и межведомственных связей. В целях модернизации и повышения эффективности и качества работы необходимо изменение менеджмента библиотек, их структурных подразделений. Должны быть созданы гибкие структуры, отвечающие современному и будущему развитию потребностей юных пользователей, юридических и физических лиц, связанных с решением проблем детства; налажены горизонтальные и вертикальные связи библиотеки как методического и научно-исследовательского центра со всеми заинтересованными юридическими и физическими лицами. Для решения этой стратегической задачи необходима поддержка библиотек государственными структурами, увеличение и стабилизация финансирования деятельности центральных детских библиотек, упрочение их статуса, создание соответствующей нормативно-правовой документации. Каждая библиотека должна иметь стратегию своего развития и программы выполнения поставленных целей.
муниципальные централизованные системы детских библиотек; специализированные детские библиотеки муниципального уровня Муниципальные детские библиотеки, муниципальные системы детских библиотек (МСДБ), муниципальные детско-юношеские библиотеки, объединения детских и школьных библиотек, имеющие статус юридического лица.
Основные задачи: · организация библиотечного обслуживания детей в соответствии с их половозрастными и психологическими особенностями; создание среды развития личности ребенка, способствующей удовлетворению его образовательных потребностей; организация досуга и общения, а также библиотечное обслуживание руководителей чтения; · формирование фонда литературы для детей и руководителей детского чтения, включающего документы в различных форматах и на различных носителях информации: книги, периодику, аудиовизуальные и электронные документы; · сохранение и развитие на муниципальном уровне единой системы библиотечного обслуживания детского населения. Муниципальные детские библиотеки обслуживают детское население территории, имеют возможности для предоставления всех библиотечных услуг, проведения различных мероприятий по пропаганде книги и чтения. Развитие их должно идти по пути укрепления самостоятельности, информатизации всех процессов, включения в формирование распределенного фонда государственных электронных библиотечных ресурсов, в корпоративные и локальные городские межведомственные информационные системы, налаживания межсистемного и межведомственного обмена документами и информацией, координации и кооперации деятельности с публичными и школьными библиотеками города, другими учреждениями и организациями. По отношению к сельским библиотекам-филиалам муниципальные детские библиотеки осуществляют методические функции по вопросам детского чтения и организации библиотечного обслуживания детей.
Структурные подразделения центральных общедоступных библиотек субъектов РФ, обслуживающие детей. Структурные подразделения общедоступных библиотек и учреждений культурнодосугового типа, обслуживающие детей. Структурные подразделения центральных общедоступных библиотек субъектов РФ в отсутствие центральной детской (детско-юношеской) библиотеки региона выполняют ее функции, в том числе: · формируют, хранят и предоставляют пользователям наиболее полное собрание литературы для детей и подростков в пределах обслуживаемой территории; · обеспечивают право на специализированное обслуживание детям всей территории региона · организуют взаимоиспользование библиотечных ресурсов; · оказывают методическую помощь всем библиотекам региона, обслуживающим детей, обеспечивают проведение научных исследований в области детского чтения.
Структурные подразделения общедоступных библиотек муниципального уровня, обслуживающие детей В ЦБС (МБС) предусматриваются структурные подразделения с функциями центральных детских библиотек — научно-методические центры по детскому чтению и работе с детьми. В ЦБС (МБС) вводятся должности заместителей директоров по работе с детьми в целях руководства научно-методической, организационной и практической деятельностью библиотеки по приоритетному обслуживанию детей. Эти подразделения размещаются в отдельных помещениях, в них создается специфическая среда для развития личности ребенка; для них обязательно наличие специально подготовленного персонала.
Структурные подразделения специальных библиотек для слепых и слабовидящих, обслуживающие детей Требования, предъявляемые к библиотечному обслуживанию данной группы пользователей регламентированы в «Модельном стандарте деятельности специальной библиотеки для слепых субъекта Российской Федерации», принятом РБА.
Структурные подразделения учреждений культурнодосугового типа, обслуживающие детей.
Муниципальные общедоступные библиотеки и учреждения культурнодосугового типа. Дети имеют право пользоваться любыми муниципальными публичными библиотеками, в том числе библиотеками учреждений культурно-досугового типа. Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|