|
Доступное размещение детских библиотек
В административных центрах субъектов Российской Федерации предусматривается наличие крупной республиканской, краевой, областной детской или детско-юношеской библиотеки, выполняющей функции центральной библиотеки по организации и координации деятельности библиотек региона, обслуживающих детей; организационно-методического, информационно-библиографического центра и центра исследований в области детского чтения и библиотечного обслуживания детей. Нормативы открытия и размещения на муниципальном уровне детских библиотек определяются критериями территориальной доступности и количеством жителей-детей до 14 лет включительно, проживающих в муниципальном образовании. Детская библиотека, как муниципальная публичная, размещается с учетом ее максимально пространственной доступности — по времени не более 15-20 минут, за которое ребенок может добраться до библиотеки. Критерий количества жителей определен в документе РБА «Базовые нормы организации сети и ресурсного обеспечения общедоступных библиотек муниципальных образований»[3]. В качестве базовой библиотечной единицы муниципального образования принимается библиотека не менее чем с одним освобожденным библиотечным работником и минимумом ресурсного обеспечения. Примерная схема размещения детских библиотек в соответствии с этим документом выглядит следующим образом:
Приведенные выше нормы имеют рекомендательный характер и могут быть использованы при рассмотрении вопросов организации библиотечного обслуживания на всех уровнях муниципальных образований с учетом местных условий и решения муниципальных органов управления. В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2007 года № 923-р «Изменения, которые вносятся в социальные нормативы и нормы, одобренные распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июля 1996 г № 1063-р» обеспечение детского населения библиотеками отвечает следующим нормативам: В городах, являющихся центрами субъектов Российской Федерации (республики, края, области, автономной области и округа), создаются одна универсальная библиотека, одна детская библиотека и одна юношеская библиотека республиканского, краевого, областного, окружного подчинения как исследовательский, информационный, консультативный центр по вопросам организации библиотечного обслуживания населения субъекта Российской Федерации. Для обслуживания детей организуются специализированные детские библиотеки: · в городах с населением до 50 тыс. жителей — как минимум 1 детская библиотека; · в городах с населением 50 тыс. жителей и более — 1 детская библиотека на 4-7 тыс. учащихся и дошкольников; · в городах и городских округах, имеющих районное деление, детская библиотека должна быть в каждом административном районе; · в населенных пунктах сельских поселений — 1 детская библиотека на каждую тысячу жителей; · в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, регионах Дальневосточного федерального округа учитывается удаленность населенных пунктов сельских поселений от административного центра до 3 км и более 3 км.
В соответствии с «Методическими рекомендациями субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления по развитию сети организаций культуры и обеспеченности населения услугами организаций культуры», утвержденными Распоряжением Минкультуры РФ от 29.04.2016 № Р-547 рекомендуется создать: На уровне субъекта Российской Федерации · В Административном центре с населением от 200 тыс. чел. – 1 детскую библиотеку. · В Административный центр с населением до 200 тыс. чел. –1 Молодежную библиотеку с детским отделением. · В субъектах Российской Федерации с населением менее 200 тыс. чел. детская библиотека в целях оптимизации затрат на содержание административно-управленческого персонала может быть создана как отдельное структурное подразделение юридического лица – Государственной библиотеки субъекта РФ, осуществляющая библиотечное обслуживание детей, оказывающая услуги в отдельно стоящих зданиях, которые учитываются в качестве самостоятельных сетевых единиц. На уровне муниципальных образований · В городском округе –1 детскую библиотеку на 15 тыс. учащихся. · В городском поселении – 1детскую/молодежную библиотеку на 20 тыс. молодежи, в том числе детей. На Административно-территориальном уровне обеспечения услуг · В муниципальном районе – 1 детскую/молодежную библиотеку в Административном центре района. · В сельском поселении: Общедоступную библиотеку с детским отделением в административном центре поселения – 1 Филиал общедоступной библиотеки с детским отделением в населенных пунктах сельских поселений с числом жителей от 500 чел – 1
Доступность детской библиотеки для детей и остального населения обеспечивается ее удобным местоположением: в центре села, жилого квартала микрорайона, района города или в наиболее часто посещаемых культурных, торговых, деловых местных центрах — на пересечении пешеходных путей, вблизи транспортных сообщений. Библиотека, обслуживающая детей, может размещаться в специальном, отдельно стоящем здании, или в блок-пристройке к жилому или общественному зданию, а также в специально приспособленном помещении жилого или общественного здания. В любом случае соблюдаются архитектурно-планировочные и строительные нормы, соответствующие функциональному назначению библиотечного учреждения. При размещении на первом этаже жилого многоэтажного здания обеспечивается удобный и свободный подход для пользователей и подъезд для производственных целей самой библиотеки. При размещении в одном здании с образовательным учреждением (школой, колледжем) библиотека должна иметь автономный вход-выход для свободного доступа посетителей. При размещении библиотеки в социокультурном комплексе должны предусматриваться специальные библиотечные помещения, обеспечивающие комфортную обстановку для пользователей. Самый распространенный в общедоступных библиотеках тип обслуживания – выделение на территории библиотеки пространства для обслуживания детей, оформленное и оборудованное с учетом возрастных особенностей пользователей. Детская зона должна иметь адекватный фонд, соответствующий потребностям детей набор услуг, ресурсов, технологий, форм информационной и массовой работы. Современная детская библиотека может иметь различные формы обслуживания: · внутри библиотеки — в специально выделенных пространствах, зонах (локальный доступ), подразделениях (в т.ч. на абонементах, в читальных залах и др). · вне библиотеки — через абонемент или имеющиеся формы доставки документов и информации: межбиблиотечный абонемент, внутрисистемный книгообмен, электронная доставка документов, Интернет (удаленный доступ); · сервисной доставки документов и информации к месту жительства, учебы (внестационарное обслуживание). Созданию привлекательного образа библиотеки, ее обозримости и доступности для местных жителей и приезжих граждан благоприятствует наличие таких элементов, как: · свободные подходы к библиотеке, чистота прилегающей территории; · видимое и легко узнаваемое название библиотеки и грамотная реклама; · автомобильная стоянка или навес для велосипедов и мотоциклов; · места для детских игр, малые архитектурные формы; · сопутствующая торговля (книжный киоск, книжный магазин, кафетерий); · система уличных указателей. Ежедневный режим работы (в том числе, перерывы, выходные, санитарные дни) детской библиотеки устанавливается с учетом потребностей местных жителей и интенсивности ее посещения. Время работы библиотеки, расположенной в непосредственной близости к месту жительства граждан, может колебаться от 41 часа (по условиям организации труда в РФ) до 60 часов в неделю (по рекомендациям международных стандартов). Но оно не должно полностью совпадать с часами рабочего дня основной части населения. Время работы библиотечных пунктов (и передвижных форм обслуживания) может ограничиваться в зависимости от местных условий. Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|