Что и как можно узнать об уровне автоматизации отрасли
Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Что и как можно узнать об уровне автоматизации отрасли





Для полноценного анализа уровня автоматизации той или иной отрасли хозяйства требуется учесть место этой отрасли в хозяйстве страны, макроэкономические факторы и историю ее развития (в наших условиях — историю приватизации и инвестирования), специфику технологических процессов и деловых связей предприятия, а также обследовать статистически значимое количество предприятий. Это позволит выявить как общую ситуацию, так и тенденции развития. При этом возникает необходимость в использовании проверенной шкалы для оценки уровня развития ИТ. Эксперты компании ИСКОН для этих целей применяют международный стандарт COBIT (cм. «Директор ИС», № 7–8 и 9 за 2003 год).

Оценка уровня развития ИТ осуществляется с использованием балльной системы по следующим параметрам:

  • степень автоматизации бизнес-процессов предприятия;
  • статус ИТ-службы на предприятии;
  • принципы построения стратегии развития ИТ-службы;
  • организация работы ИТ-службы.

Сбор исходных данных для разработки оценок по приведенным параметрам проводится путем анкетирования руководителей ИТ-служб предприятий с возможностью выбирать типовые варианты ответов (закрытое анкетирование), а также давать необходимые комментарии в произвольной форме (открытое анкетирование). При этом по каждому из рассмотренных параметров оценки уровня ИТ предлагается заранее подготовленный набор вопросов.

Основными критериями эффективности организации работы ИТ-службы предприятия при этом полагаются:

  • использование стандартов управления проектами;
  • планирование обучения сотрудников ИТ-службы;
  • стандартизация и автоматизация процесса сбора, хранения и обмена ИТ-знаниями (управление ИТ-знаниями).

Помимо усредненных оценок по видам деятельности, необходимо выявить предприятия с лучшим уровнем развития ИТ. Это требует позиционирования их относительно среднеотраслевых показателей.



Для интерпретации результатов анализа в соответствии со стандартом COBIT введем шкалу экспертных оценок (см. табл. 1).

 

Таблица 1. Шкала оценок для определения уровня развития ИТ

Если принять во внимание, что оценка уровня развития ИТ производится по совокупности значений представленных параметров, то максимально возможное значение оценки не превысит 20 баллов (наибольшее значение коэффициента автоматизации равно 5).

Для приведения в соответствие выбранной шкалы оценок и моделей зрелости COBIT составим следующую таблицу.

Таблица 2. Модели зрелости и шкала оценок

Для проведения исследования были выбраны 300 предприятий из различных регионов России (39% — из Москвы, 20% — из Московской области, 16% — из Санкт-Петербурга и 25% — из других регионов). Около 19% опрошенных предприятий занимаются производством молочной и безалкогольной продукции, 18% выпускают хлебопекарную и мукомольно-крупяную продукцию, 18% — алкогольную и слабоалкогольную продукцию, 15% — кондитерские изделия и мороженое, 14% мясную продукцию, 11% составляют предприятия по переработке сельскохозяйственных и морепродуктов, 5% — производители табачно-махорочных изделий.

«Рот Фронт» - Рассказывает Александр Федоров, начальник отдела ИТ компании «Рот Фронт» (известного производителя кондитерских изделий).

Выбирая систему, наши специалисты в течение примерно года сравнивали ПО различных зарубежных производителей. Данные сводились в таблицу, где в соответствующих столбцах ставились крестики или суммы. В качестве основных критериев оценки были взяты стоимость лицензии, полнота функционала и соответствие международным требованиям. Из российского ПО рассматривалась только система М2 (из-за ее относительной дешевизны). Параллельно проводились встречи с основными фирмами-разработчиками, которые демонстрировали возможности систем, продвигаемых ими на рынке. На мой взгляд, выводы были неоднозначными: они не давали четкого объективного обоснования выбора системы. Риск принятия неправильного решения оставался большим.

В результате схема выбора была пересмотрена. Основными критериями стали возможности системы по поддержке Internet-технологий и возможности компании-внедренца по проведению консалтинга и аудита, а также наличие у нее собственных разработчиков. Наша идея состояла в том, чтобы создать мощный единый вычислительный центр с централизованной базой данных и использовать технологию тонкого клиента, способную работать на устаревших компьютерах. Это позволяло централизовать разработку, сконцентрировать на центральной ИТ-площадке квалифицированный обслуживающий персонал, подключить удаленные рабочие места через каналы Internet.

B контексте новой стратегии обозначились контуры решения. По ценовым и организационно-техническим факторам явно лидировала Navision Axapta. Мы осознавали, что систему придется дописывать, так как ни одна импортная система, развернутая на российских предприятиях, не имеет полноценного блока производства. При отсутствии датчиков, расходомеров, счетчиков и т. п. невозможно получить данные о реальных остатках сырья, затратах на воду и электроэнергию, а значит, рассчитать реальную себестоимость по центрам затрат.

Выбор компании, которая должна работать по внедрению, был несложным. Несколько лет назад на предприятии проводилось обследование фирмой ЮНИКОН. На запрос о восстановлении утерянной документации нам оперативно ее предоставили. Разумеется, мы навели справки, встретились с руководителем и оценили ее в соответствии с нашими требованиями. Российская компания полностью им отвечала.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.