Тест для проверки «остаточных знаний» по курсу КСЕ
Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тест для проверки «остаточных знаний» по курсу КСЕ





1. Доказательства шарообразности Земли.

2. Доказательства вращения Земли.

3. Причина смены времен года на Земле.

4. Почему в году 365 суток, а иногда и 366?

5. Почему в месяце 30 или 31 день, а в феврале меньше?

6. Почему в неделе 7 дней?

7. Почему в сутках 24 часа?

8. Причина приливов и отливов в океанах. Почему они не наблюдаются в морях и озерах?

9. Почему в северных широтах «прохладнее» чем в южных?

10. Почему в северных широтах бывают «белые ночи», «полярный день», «полярная ночь»?

11. Почему полярные сияния наблюдаются в северных широтах? Какова их природа?

12. Почему сияют звезды?

13. Почему звезды имеют разный цвет?

14. Почему выпавший (выброшенный) из МКС предмет не падает на Землю?

15. Причина солнечных затмений? Были ли они, если Луна была бы дальше, чем в современную эпоху?

16. Причина лунных затмений. Почему они наблюдаются почти отовсюду, а солнечные – нет?

17. Можно ли на Луне наблюдать затмение Солнца?

18. Почему планеты не падают на Солнце, а Луна – на Землю?

19. В каком направлении, и на каких широтах «выгоднее» запускать ИСЗ?

20. Где выше или ниже, чем на Земле, можно прыгнуть: Венере, Луне, Марсе, Юпитере и почему?

21. На каких планетах человек будет больше весить, чем на Земле, а на каких – меньше и почему?

22. В чем преимущества и недостатки ГЭС, ТЭЦ и АЭС?

23. Чем современная НТР отличается от предыдущих?

24. Характерные признаки современной НТР.

25. Основные особенности современной НТР.

26. События, положившие начало и определившие ход современной НТР.

27. Примеры прогрессивных технологий.

28. Чем опасна радиация?

29. Какие виды радиации опасны для человека?

30. Основные виды взаимодействий в природе.

31. Что такое радиоактивные изотопы?



32. Как доказали, что Вселенная расширяется?

33. Какие бывают звезды?

34. Из чего возникают звезды и планеты?

35. Что такое: кометы, метеориты и метеоры?

36. Является ли Земля идеальным шаром?

37. Как на Земле задаются координаты пунктов?

38. Что такое «звездная величина»?

39. Всегда ли точка севера на линии горизонта определялась по Полярной звезде?

40. Каковы приоритетные направления развития науки, технологий и техники в России до 2010 года и дальнейшую перспективу.

41. Физический смысл закона радиоактивного распада.

42. Условия термоядерного синтеза.

43. Причина возникновения радуги.

44. Когда сверкают молнии?

45. Что такое звук?

46. Что такое свет?

47. Какие бывают радиоволны (по длине или частоте)?

48. Что такое фотоэффект?

49. Чем занимается биофизика?

50. Чем обеспечивается энергоснабжение МКС?

51. Приведите примеры: расстояний в Солнечной системе; размеров планет; структуры нашей Галактики.

52. Объект и предмет современного естествознания.

53. Что такое «естественнонаучная культура»?

54. Что такое спектр атома (молекулы)?

55. Что такое «красное смещение» в спектре звезды?

56. Что происходит в атомной бомбе при ее взрыве?

57. Что происходит в водородной бомбе при ее взрыве?

58. Почему мощность водородной бомбы больше мощности атомной?

59. Роль воды в природе.

60. Роль воды для человека.

61. Физические свойства воды.

62. Признаки твердого тела, жидкости, газа, плазмы.

63. Физические принципы функционирования: проводного телефона;

64. сотового телефона;

65. цветного телевизора;

66. цифровой видеокамеры;

67. видеомагнитофона;

68. холодильника;

69. пылесоса;

70. электродвигателя;

71. самолета;

72. вертолета;

73. подводной лодки;

74. судна на воздушной подушке;

75. поезда на магнитной подушке;

76. Интернет;

77. ракеты для ИСЗ;

78. стрелкового оружия;

79. артиллерии;

80. двигателя внутреннего сгорания.

81. Почему спираль в лампе накаливания из вольфрама, а не из железа или меди, которые дешевле?

82. НЛО: это миф или реальность?

83. Как ведутся поиски внеземных цивилизаций?

84. Объяснение опытов Копперфильда.

85. Объяснение «опытов» А.Чумака.

86. Каково происхождение гороскопов.

87. Возможен ли «полтергейст»? (передвижение предметов мыслью человека)

88. Роль ДНК в жизни человека.

89. Почему возникают мутанты в мире растений, животных, среди людей?

90. Сущность генной инженерии.

91. Сущность клонирования.

92. Возможет ли синтез пищевых продуктов?

93. Что могут делать современные роботы?

94. Почему не тонет крейсер (любой корабль)?

95. Возможности и примеры компьютерного моделирования.

96. Принцип действия радиотелескопа.

97. Принцип действия ламп дневного света, световой рекламы.

98. Какова структура Земли.

99. Роль озонового слоя атмосферы.

100.Достижения современной НТР в книге рекордов Гиннеса (объяснение с точки зрения законов естествознания).

 

Составитель – к.ф.-м.н., д.п.н., проф. Черепанов В.С.

Кафедра физики ИжГТУ.

Июнь 2006 г.

 


Тест для проверки «остаточных знаний» по курсу

«Концепции современного естествознания»

(пояснения, рекомендации, ответы)

 

1. Доказательства шарообразности Земли: кругосветные плавания; тень Земли на Луне в период лунных затмений; вид из Космоса; наблюдение кораблей в море при их появлении из-за горизонта; следствие действия центральных сил тяготения (F ~ 1/R2).

2. Доказательства вращения Земли: маятник Фуко; отклонение падающих с большой высоты тел к востоку; смена дня и ночи; подмывание правых берегов рек, текущих с севера на юг, в северном полушарии; юго-западные пассаты и др. [БСЭ, т.5, с.425].

3. Причина смены времен года на Земле. Смена времен года происходит вследствие того, что земная ось наклонена к плоскости земной орбиты под углом 66033′, которая при движении Земли вокруг Солнца почти строго параллельна самой себе и поэтому в течение года оказывается наклоненной по направлению к Солнцу попеременно то северным, то южным полушариями под разными углами. [БСЭ, т.5, с.429].

4. Почему в году 365 суток, а иногда 366? Период обращения Земли вокруг Солнца составляет 365, 2422 суток (тропический год). Поэтому за 4 года накопляются еще сутки.

5. Почему в месяце 30 или 31 день, а в феврале меньше? В году 12 месяцев. По 30 дней в месяце – получаем 30 х 12 = 360 дней, а по 31-му, то 31 х 12 = 372 дня. Оставили 7 месяцев по 31-му дню (31 х 7 = 217 дн.) и 4 месяца по 30 дн. (120). Итого: 217 + 120 = 337. Осталось: 365 – 337 = 28, а в високосный год 29 дн. на февраль.

6. Почему в неделе 7 дней? В 1-м веке н.э. египтяне установили 7 дней по числу пяти планет: вторник – день Меркурия - бога торговли, как день торгов и ярмарок; среда – день Марса, как начало боевых походов; четверг – день Юпитера, как день повиновения божествам; пятница – день Венеры, как день поклонения женщинам; суббота – день Сатурна; воскресенье – день Солнца (нем.: Sonntag); понедельник – день Луны (нем.: Monntag).

У мусульман продолжительность недели связана с 4-мя фазами Луны (28 дней – полный период ее оборота вокруг Земли).

7. Почему в сутках 24 часа? Это «отголосок» 12-тиричной системы счисления древних халдеев (Междуречье в Средней Азии). Число 12 делится на 2,3,4 и 6. Сутки разбиты на 2 равных части: день и ночь – по 12 часов, т.к. в южных широтах (вблизи тропика Рака и к экватору) день ≈ ночи.

8. Причина приливов и отливов в океанах. Почему они не наблюдаются в морях и озерах (прудах)? Под воздействием Луны (и Солнца) возникают приливообразующие силы в гидросфере Земли (F ~ МЛ/L3, где МЛ – масса Луны, L- расстояние Земля - Луна). Периодичность лунной волны 12,4 часа. Высота подъема воды в океане около 1 м, вблизи берегов – от 10 до 18 м. В малых водоемах подъем воды около нескольких см (малая масса воды, низкий рельеф берега и др.). [БСЭ, т.20, с.580-582].

9. Почему в северных широтах «прохладнее», чем в южных? Высота Солнца в южных широтах выше, а чем лучи отвеснее, тем сильнее нагрев Земли.

10. Почему в северных широтах бывают «белые ночи», «полярные день и ночь»? На широтах ≥ 60о в летний период (22.06 ± 10 дн.) h (глубина погружения Солнца под горизонт) ≤ 7о и Солнце хорошо еще освещает атмосферу (белые ночи). При h ≤ 1о – оно незаходящее, а через полгода – невосходящее. (см. рис. 3 в Сборнике задач по КСЕ и задачи № 2.5 – 2.10).

11.Почему полярные сияния наблюдаются в северных широтах? Какова их природа? Свечение молекул воздуха на больших высотах под действием «солнечного ветра» (поток заряженных частиц от Солнца) интенсивнее на широтах ≥70о, т.к. магнитное поле Земли там значительно слабее, чем южнее (радиационные пояса ослаблены). [БСЭ, т.21, с.337-339].

12. Почему сияют звезды? Звезды излучают свет из-за термоядерных реакций в своих недрах. [БСЭ, т.9, с.422-426].

13. Почему звезды имеют разный цвет? Из-за разной температуры поверхности: у красных около 3000о; желтых (типа Солнца) – около 6000о; голубых и белых – свыше 10 тыс. град.

14. Почему выпавший из МКС предмет не падает на Землю? Он имеет круговую орбитальную скорость ИСЗ.

15. Причина солнечных затмений. Видимый диаметр Луны почти равен видимому диаметру Солнца и в период новолуния Луна может «закрыть» Солнце. Если Луна была бы дальше от Земли, чем сейчас, то полных солнечных затмений не было бы (только кольцеобразные и частные).

16. Причина лунных затмений. В полнолуние Луна может попасть в тень Земли. Так как эта тень велика, то затмение наблюдается почти повсюду. При солнечных затмениях лунная тень на Земле не более 400 км, а тень быстро «пробегает» по Земле.

17. Можно ли на Луне наблюдать затмение Солнца? Можно, в период полнолуния (с точки зрения землян).

18. Почему планеты не падают на Солнце, а Луна – на Землю? Все планеты, вращаясь вокруг центрального тела (Солнца, Земли), имеют орбитальную скорость (касательную к траектории) и не испытывают сопротивления межпланетной среды (1-й з-н Ньютона). Если планеты остановятся, то тогда начнут падать к центру орбиты.

19. В каком направлении, и на каких широтах «выгоднее» запускать ИСЗ? На южных, ближе к экватору, в восточном направлении, т.к. Земля вращается с запада на восток, а линейная скорость вращения пунктов на поверхности Земли (υ = ωR) больше в экваториальной зоне (Rэкв- max). При запуске ИСЗ его скорость и линейная скорость стартовой площадки суммируются.

20. Где выше (или ниже), чем на Земле, можно прыгнуть: Венере, Луне, Марсе, Юпитере и почему? Так как ускорение силы тяжести зависит от массы планеты и ее радиуса ( ), а масса Земли больше, чем масса Луны, Марса и Венеры, то на этих планетах прыгнуть можно на более высокую отметку, а на Юпитере (его масса в 318 раз больше земной) – значительно ниже.

21. На каких планетах человек будет больше весить, чем на Земле, а на каких – меньше и почему?Вес человека массой m зависит от величины ускорения на планете (P = mg).Ускорение g зависит от массы планеты (см. вопрос № 20).

22. В чем преимущества и недостатки ГЭС, ТЭЦ и АЭС?Преимущества: ГЭС – низкая стоимость, простота эксплуатации; ТЭЦ – возможность использовать разное топливо; АЭС – малый расход ядерного топлива, большая мощность. Недостатки: ГЭС – затопление земель; ТЭЦ – выброс дыма и золы в атмосферу; АЭС – необходимость захоронения отходов.

23. Чем современная НТР отличается от предыдущих? Масштабностью, неэкологичностью, тотальной роботизацией и компьютеризацией, лидерством группы наук: физики, химии, кибернетики, астрономии, биологии с генетикой, социальных наук.

24. Характерные признаки современной НТР: появление «гибридных» и комплексных наук и новых отраслей знаний; информационный взрыв; глубокий прорыв в тайны микро- и мегамира; появление новых прогрессивных технологий.

25. Основные особенности современной НТР:

- превращение науки в непосредственную производительную силу (наука – техника - производство);

- высокие темпы реализации научных открытий;

- появление новых технологий;

- требование безопасности и экологичности производств;

- индустриализация науки (эксперимента);

- математизация всех наук;

- космизация ряда наук;

- интеграция в науке, экономике, политике;

- кибернетизация всех отраслей производства.

26. События, положившие начало и определившие ход современной НТР:

- создание 1-й в мире автоматизированной станочной линии на СТЗ (1939 г. );

- создание ядерного оружия (1945 - 1953);

- рождение кибернетики (1948);

- пуск первой в мире АЭС (1954);

- запуск ИСЗ (1957).

(см. книгу рекордов Гиннесса: разделы «техника» и «наука»).

27. Примеры прогрессивных технологий:

- порошковая металлургия;

- штамповка взрывом в воде;

- ультразвуковая флотация, очистка ржавчины;

- лазерная обработка материалов;

- радиационная химия;

- космические технологии;

- синтез пищевых продуктов;

- генная инженерия, клонирование.

28. Чем опасна радиация?

Потоки заряженных частиц (электроны, протоны) и гамма-излучения ионизируют молекулы живого организма (прежде всего воды), нарушают иммунитет, производят мутации генов. [БСЭ, т.21, с.333].

29. Какие виды радиации опасны для человека?

При внешнем облучении – бета- и гамма лучи; при внутреннем – альфа и бета излучения (гамма – излучение «выходит» из тела).

30. Основные виды взаимодействий в природе: гравитационное, электромагнитное, сильное (ядерное) и слабое (распад элементарных частиц, например, нейтрона на протон и электрон + нейтрино).

31. Что такое радиоактивные изотопы? Изотопы - разновидности одного химического элемента, занимающие одно место в таблице Менделеева, но имеющие разные массы (одинаковое число протонов, но разное число нейтронов). Существует около 2000 изотопов, среди которых около 300 природных. Радиоактивные изотопы обладают радиоактивностью (альфа, бета, гамма, к-захват, протонная и т.д.). [БСЭ, т.10, с.109-110; т.21, с.343-344].

32. Как расширяется доказали, что Вселенная? Используя эффект Допплера-Фазо: смещение в спектре звезд в других Галактиках спектральных линий в сторону красного участка спектра («красное смещение»). Оказалось (открытие в 1936 г. Хаббла), что чем объект дальше, тем его скорость больше. Зафиксирован объект, удаляющийся со скоростью 57 тыс. км/сек на расстоянии около 13 млрд. световых лет.

33. Какие бывают звезды? Разной массы (от 1 до 30 солнечных масс), температуры (поверхностная от 3 до 20 тыс. град.), светимости (от 0,001 до 1000 солнечной), размеров (от «карликов» до гигантов: 0,001 – 1000 радиусов Солнца).

34. Из чего возникают звезды и планеты? Из межзвездной пыли за счет конденсации, сил тяготения и флуктуаций.

35. Что такое: кометы, метеориты и метеоры? Метеоры – микрочастицы, залетающие из Космоса в атмосферу Земли и сгорающие в ней.

Метеориты – более крупные тела, падающие на поверхность Земли.

Кометы – глыбы смерзшихся газов и пыли, которые при приближении к Солнцу начинают таять и испаряться, создавая «хвост», направленный от Солнца (световое давление). [БСЭ, т.12, с.500-502].

36. Является ли Земля идеальным шаром? Нет. Экваториальный радиус больше полярного на 21 км. Земля сплюснута по полюсам (вдоль оси вращения). [БСЭ, т.9, с.478].

37. Как на Земле задаются координаты пунктов? Широта отсчитывается от экватора (северная и южная), долгота – от Гринвича (вблизи Лондона): восточная и западная. Для Ижевска: φ ≈ 57о, λ ≈ 3ч33м = 53о в.д.

38. Что такое: «звездная величина»? Условная единица измерения яркости звезд. Яркость свечения звезды I1 по отношению к другой I2 характеризуется величинами m1 и m2 причем, I1 = I2 ∙ 2,5(m1m2), где I1> I2 и m2 > m1, т.е. чем ярче звезда, тем меньшим значением m она оценивается, например, Сириус имеет m = - 1,3.

39. Всегда ли точка севера на линии горизонта определялась по Полярной звезде? Из-за прецессии земной оси (то же у волчка) ориентация оси вращения Земли не всегда совпадает с направлением на α Малой Медведицы – Полярной звезды (полный период прецессии 26 тыс. лет).

40. Каковы приоритетные направления развития науки, технологий и техники в России до 2010 года и дальнейшую перспективу? На заседании комиссии по науке и технике при президенте РФ в 2003 году были определены 9 приоритетных направлений: телекоммуникации, авиа и космические технологии, энергосберегающие технологии, синтез новых материалов; экологические проблемы; компьютеризация, робототизированные системы; космонавтика; военная техника.

41. Физический смысл закона радиоактивного распада: Nt = No exp(-ℓn2· t/T½). Здесь: No - исходное кол-во радиоактивных ядер (при t = 0); Nt - то же, через время t; (ℓn2 = 0,693; t - время распада; T½ - период полураспада, т.е. время, за которое распадется половина ядер. Если t/T½ = 10, то Nt/No ≈ 0,001.

42. Условия термоядерного синтеза: высокая температура (≈ миллионов град.), плотность около ≥ 1017см-3; время слияния легких ядер в более крупные ≥ 0,01 сек. Такие условия реализуются в недрах звезд.

43. Причина возникновения радуги: дисперсия света от Солнца в каплях воды во время дождя, а также интерференция и дифракция на дождевой решетке. [БСЭ, т.21, с.400-401].

44. Когда сверкают молнии?Когда разность потенциалов между тучей и землей превышает электрическую прочность воздуха: ∆U ≥ Uo∙ H, где Н – высота тучи,

Uo = 30 КВ/см.

45. Что такое звук? Звук (в широком «физическом смысле») – колебательное движение частиц упругой среды (твердое тело, жидкость, газ). Скорость: 330 м/сек. в воздухе, 1430 м/сек – в воде, в металлах – от 4 до 7 км/сек. Звук (в узком, «физиологическом смысле») – явление, принимаемое слуховым аппаратом человека (и животных) в диапазоне от 16 до 20 тыс. Гц. [БСЭ, т.9, с.432-434].

46. Что такое свет? Свет (в широком смысле) – электромагнитные волны длиной от 1 мм до 1 нанометра (10-9м), а в узком – от 400 до 700 нм, что воспринимает глаз человека. [БСЭ, т.23, с.61].

47. Какие бывают радиоволны? Существует деление диапазона на 9 поддиапазонов (сверхдлинные – более 10 км, длинные – от 1 до 10 км, средние – от 100 м до 1 км, короткие – от 10 до 100 м, метровые – от 1 до 10 м, дециметровые – от 10 см до 1 м, сантиметровые – от 1 до 10 см, миллиметровые – от 1 до 10 мм, субмиллиметровые – от 1 до 0,05 мм.).

По международному регламенту диапазон разбит на 12 частей. [БСЭ, т.21, с.359, табл.2].

48. Что такое фотоэффект? Это явление «выбивания» электронов из атома под действием света–фотонов, когда их энергия hν (h-пост.Планка, ν-частота света) превышает энергию связи электрона в атоме (например, для воды около 5Эв; 1Эв =1,6∙10-19Дж).

49. Чем занимается биофизика? Изучает физические и физико-химические процессы, протекающие в живых организмах и флоре, в т.ч. и на молекулярном и генетическом уровнях. [БСЭ, т.3, с.367-368].

50. Чем обеспечивается энергоснабжение МКС? Фотоэлементами площадью несколько десятков кв.м.

51. Примерные размеры ряда планет. Радиусы: Земли - 6370 км, Луны – 1737 км, Марса – 3400 км, Юпитера – 142 тыс.км и т.д. Массы планет: Земли – 6 ∙ 1021т; Венеры - 0,95 земной, Марса – 0,11, а Юпитера – в 318 раз больше массы Земли. Расстояние: от Земли до Луны – 384 тыс.км, Солнца – 150 млн.км (это 1 астроном. единица), Марса – 0,3 а.е., Юпитера – 4,2 а.е. и т.д. В Галактике около 150 млрд. звезд. Ее размеры около 100 тыс. световых лет х 10 тыс. св. лет (форма элипсоида).

52. Современное естествознание (физика, математика, химия, астрономия, биология) изучает объекты от элементарных частиц (менее 10-13 см) до Метагалактики (около 15 млрд. световых лет), а предметом являются законы их развития и происхождения. Естествознание – область знаний о природе.

53. «Естественнонаучная культура» - это понимание концепций (их около 15) современного естествознания. К основным концепциям относятся: измеримость свойств объектов; контролируемость воздействий; квантованность состояния систем; микро – и макросостояния объектов; флуктуации, эволюционность, вероятностный характер многих процессов; законы сохранения, неуничтожимость материи, материальность и познаваемость мира.

Современное естествознание отрицает религию и лженауки (астрологию, полтергейст, гадания, колдовство, экстрасенсов, НЛО и т.п.).

54. Что такое спектр атома (молекулы)? Совокупность характерных частот излучения , где - разность энергетических уровней возбужденного атома (нагревание, ионизация). Число уровней (и линий в спектре) может достигать несколько тысяч (у железа ≈ 2000). Некоторые линии более яркие (зависит от концентрации вещества), например, у натрия это желтая линия, у хрома зеленая и др. На этом принципе основан спектральный анализ состава материалов. Разложение в спектр (совокупность спектральных линий) происходит в обычной (из стекла) или кварцевой линзе спектрографа. [БСЭ, т.24 (I), с.297-306].

55. Что такое «красное смещение» в спектре звезды? Сдвиг спектральных линий в сторону красных линий вследствие удаления звезды (так измеряют скорость звезд): ∆λ ~ υ.

56. Что происходит в атомной бомбе при ее взрыве? Распад оружейного плутония – 239 или урана – 235. Выделяемая энергия оценивается по формуле E = Δm · c2, с – скорость света (даже Δm в 1 грамм разрушит город).

57. Что происходит в водородной бомбе при ее взрыве? То же, что и в недрах звезд – синтез (слияние) легких ядер (водорода) в более массивные (гелий, литий и др.). Выделяемая при термоядерном синтезе энергия в 4 – 5 раз больше, чем при атомном взрыве (в расчете на единицу массы). Мощность ВБ не ограничена. Если мощность 1-й АБ около 5 тыс. т. тротила, то у ВБ – до 90 млн. т. тр.

58. Почему мощность ВБ больше мощности АБ? При термоядерном синтезе в ВБ в расчете на единицу массы выделяется в 4 – 5 раз больше энергии, чем при распаде ядер оружейного плутония или урана в АБ (удельная энергия связи у легких ядер меньше в 4 – 5 раз, чем у тяжелых).

59. Роль воды в природе. Почти 2/3 поверхности планеты покрыто океанами и морями. Масса воды на Земле оценивается в 1,5 ∙ 1018 тонн. Вода – аккумулятор тепла и влаги, смягчает климат. Жизнь на Земле возникла в воде. Круговорот воды в природе.

60 Роль воды для человека. [БСЭ, тю.5, с.174]. Человек на 65%, а мозг на 80% состоят из воды. Кровь на 80% из воды. [БСЭ, т.13, с.468-471].

61. Физические свойства воды. [БСЭ, т.5, с.171-175]. Плотность – 1 г/см3

(1 т/м3). Температура замерзания – 0оС, кипения – 100о (при давлении в 1 атм.). Удельная теплоемкость – 4200 Ккал/кг∙град., теплота парообразования – 539 кал/г. Расстояние между атомами кислорода и водорода от 1 до 1,5 ангстрем (1А = 10-8см – диаметр атома водорода). Пространственное расположение атомов в молекуле – пирамида с основанием треугольника.

62. Признаки твердого тела, жидкости, газа, плазмы. Главный признак – расстояние между атомами: в твердом теле – несколько ангстрем (1А = 10-8см – диаметр атома водорода); в жидкости – десятки А; в газах – более 100 А (зависит от давления). В твердом теле кулоновские силы формируют структуру решетки, для жидкостей характерна текучесть и однородность, для газов – независимость молекул. Плазма – это смесь ионов и электронов, возникающая при ионизации газов. [БСЭ: т. 9, с.199-201; т.25, с.318-326; т.6, с.31-33; т.19, с.602-605].

63. Физические принципы функционирования проводного телефона. Телефон – электроакустический прибор для преобразования звуковых волн в электрические колебания (в микрофоне и наушнике), затем передача сигналов по проводам – кабелю от наборного диска на АТС, где происходит соединение абонентов. [БСЭ, т.25, с.401-407].

64. Как работает сотовый телефон? Также как и проводной, но связь с АТС не по проводам, а по радиоканалу в деци- и сантиметровом диапазонах с помощью антенн (тарелки, мачты), ИСЗ.

65. Как работает цветной телевизор? Радиосигналы метрового или дециметрового диапазона, принимаемые антенной, усиливаются (одновременно – изображения и звукового сопровождения), выделяется сигнал цветности и через устройство сведения лучей направляется на люминесцирующий экран. [БСЭ, т.25, с.387-388].

66. Как работает цифровая видеокамера? Специальные матрицы (на основе «чипов») преобразуют изображение в электрические импульсы, которые кодируются цифрами как кодами. Разрешение матриц составляет от 1 до 3,3 млн. точек (до 10 млн. – в профессиональных камерах). [WWW. fotovideo. ru] (см. Реферат в 1-429»а»).

67. Принцип работы видеомагнитофона. Магнитная запись видеосигналов

(f ~ 6 мГц) на магнитную ленту (ферромагнетик с μ ~ 105) со скоростью до 40 см/сек с записью звукового сопровождения. [БСЭ, т.5, с.31-32].

68. Принцип работы холодильника. Хладоагент (фреон) компрессором закачивается в морозильную камеру, где резко расширяется (в каналах камеры) и при этом охлаждается. Охлаждаемый объект (продукты) нагревает фреон до испарения, а после охлаждения (радиатор сзади холодильника) он конденсируется в жидкость и компрессором вновь подается в систему. [БСЭ, т.28, с.341-346].

69. Как работает пылесос? [БСЭ, т.21, с.269]. Вращаемый электродвигателем вентилятор втягивает воздух (с пылью, мусором) в корпус.

70. Как работает электродвигатель? В обмотке статора несколько обмоток (чаще 3 фазы), а в роторе – столько же полюсов. В результате взаимодействия магнитных полей статора и ротора возникает вращающий момент. [БСЭ, т.23, с.440; т.7, с.577; т.2, с.316].

71. Почему летает самолет? Подъемная сила крыла самолета возникает из-за разной скорости обтекания его воздухом (встречным при разгоне), что обеспечивается его особым профилем (в верхней части она больше, чем в нижней, что приводит к тому, что снизу крыла давление воздуха больше, чем сверху – уравнение Бернулли). [БСЭ, т.3, с.256; т.6, с.9-10].

72. Почему взлетает вертолет? Два несущих винта, управляемые с помощью автомата их перекоса, обеспечивают подъемную и продольную тягу. [БСЭ, т.4, с.552-554].

73. Условия плавания подводной лодки. Когда вес лодки (Мл ∙ g) уравновешен подъемной силой Архимеда (ρв· Vл g, где ρв – плотность воды, Vл – объем лодки , то она всплывает. [БСЭ, т.20, с.102; т.19, с.598].

74. Судна на воздушной подушке. Область повышенного давления между основанием (днищем) судна и опорной поверхностью (вода, болото и др.) создается за счет нагнетания воздуха и его истечения через сопла, щели. [БСЭ, т.5, с.258].

75. Поезд на магнитной подушке. «Магнитный зазор» между днищем поезда и монорельсом создается магнитными полями электро- и постоянных магнитов днища и рельса, ориентированных одноименными полюсами. Тяга создается «бегущим» электромагнитным полем. Vmax = 580 км/час (Япония, 2006 г.).

76. Интернет – «всемирная паутина» связи с помощью радиоволн, ИСЗ, релейных линий и ЭВМ.

77. Ракеты для ИЗС. В основе движения ракеты для запуска ИСЗ лежит закон сохранения количества движения. [БСЭ, т.21, с.441-445].

78. Стрелковое оружие: газы, образующиеся при сгорании пороха патрона, выталкивают «наконечник» патрона – пулю. Ствол нарезной для придания вращения пуле, что увеличивает кучность боя. [БСЭ, т.2, с.580. Статья о баллистике].

79. Артиллерия базируется на законах баллистики. Процессы те же, что и в стрелковом оружии, но калибр (диаметр ствола) значительно больше, а скорострельность значительно меньше. [БСЭ, т.2, с.580. Статья о баллистике].

80. Принцип работы ДВС – 1 и 2-й законы термодинамики и газовые законы типа цикла Карно [БСЭ, т.7, с.575-576; т.28, с.554].

81. Температура плавления вольфрама около 3400оС, а железа около 1500о, меди – 1080оС.

82. По мнению большинства ученых (разных специальностей) НЛО на 95% - миф и объясняется их появление и поведение на основе известных законов физики, астрономии и др. наук.

83.Поиски внеземных цивилизаций в ряде стран (США, Англия, Канада, СССР и др.) в основном ведутся методами радиоастрономии.

84. Копперфильд «летает» над сценой в кресле, подвешенном на сверхтонких и сверхпрочных черных канатах на фоне темного задника на сцене и потому невидимых зрителю.

85. Энергия световых фотонов, излучаемых телеэкраном, меньше энергии связи электронов молекул воды, т.е. фотоэффекта не происходит. Увеличить проводимость воды на расстоянии невозможно, т.к. даже увеличение ее на 10 микроампер, как утверждает А.Чумак, потребовало бы ежесекундно генерироватьn=10 ∙ 10-6 : 1,6 ∙ 10-19 электронов, т.е. ≈ 60 триллионов!

86. В древнем Египте названия созвездий, появляющихся на западе, после захода Солнца, ввели с учетом сезонных изменений природы, с/х работ и т.п.

87. Неизвестно ни одной видеозаписи по этому поводу.

88. ДНК – код, своеобразная программа, роста человека и его некоторых свойств психики и личности, внешнего вида и т.п.

89. Происходит мутация (разрушение) отдельных частей ДНК под воздействием радиации, химических веществ; дефекты ДНК могут передаваться по наследству в ряде поколений, в т.ч. и через несколько.

90. Генная инженерия – целенаправленное воздействие (физическими или химическими способами) на ДНК растений или животных с целью изменения их структуры и свойств. [БСЭ, т.6, с.230-238].

91. Клонирование – один из методов получения генотипически однородного материала из клеток организма. Выращивание «в пробирке» отдельных органов человека, животных – достижения последних лет генной инженерии.

92. Синтез пищевых продуктоввозможен (черная икра из нефти, искусственные белки, модифицированные сорта сахара, сои, кукурузы и др. с/х культур).

93. Практически все доступно современным роботам (см. книгу рекордов Гиннесса).

94. Корабль не тонет потому, что выталкивающая сила (Архимедова сила) превышает вес корабля. Архимедова сила равна весу жидкости, вытесненной телом, т.е. подводной частью корабля.

95. Компьютерное моделирование возможно любых процессов, описанных математическими моделями, графикой и т.д.

96. Радиотелескопы – устройства для приема радиоволн в разных диапазонах различной конфигурации (чашеобразные, цепочки радиоантенн и т.п.). Радиус приема радиоволн до 10 млрд. световых лет! [БСЭ, т.21, с.387].

97. В лампах «дневного света» светятся молекулы люминофора, которым трубка покрыта изнутри, под действием ультрафиолетового излучения паров ртути (р ≈ 100 мм.рт.ст.) в электрическом поле, создаваемом между электродами.

В световой рекламе – свечение паров инертных газов (аргон, гелий, ксенон и др.) в электрическом поле.

98. Земля «в разрезе» состоит из: коры (толщина в среднем от 10 до 70 км под дном океанов и горами, соответственно), жидкой мантии, на которой «плавают» плиты материков, и твердого ядра. [БСЭ, т.9, с.476-494].

99. Озоновый слой (хим. ф-ла ОЗ) толщиной около 2-4 мм на высоте от 10 до 50 км интенсивно поглощает губительное для всего живого (и растительного) на Земле ультрафиолетовое излучение Солнца с λ < 290 mμ (2900 Ангстрем: 1А – 10-8см – диаметр атома водорода).

100. См. книгу рекордов Гиннесса (извлечение приведено в дискете по КСЕ: учебн. пособ./Сост. Черепанов В.С.)

 

P.S. БСЭ – Большая Советская Энциклопедия. 3-е изд. в 30-ти томах.-М.: Изд-во «Советская энциклопедия», 1970-1978.

 

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.