Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Булатов Б.Б., Кальницкий В.В., Марфицин П.Г., Шаламов В.Г.





У26 Уголовный процесс: Задачи и практикумы. – 3-е изд., перераб. и доп. – Омск: Омская академия МВД России, 2005. – 119 с.

 

В сборнике приведены типовые оперативно-следственные и судебные ситуации, сформулированы задачи для обсуждения сложных вопросов теории и практики уголовного судопроизводства, учебных вопросов по дисциплинам «Уголовный процесс» и «Правоохранительные органы», а также даны вводные для принятия уголовно-процессуальных решений и составления соответствующих документов в стадии возбуждения уголовного дела и предварительного расследования.

Для высших образовательных учреждений МВД России.

 

 

ББК 67.629.3

 

Утвержден на заседании кафедры уголовного процесса ОмА МВД России

22 марта 2005 г. Протокол № 11.

Одобрен методическим советом ОмА МВД России 1 апреля 2005 г.

Протокол № 6.

 

© Омская академия МВД России, 2005

       
   
 
 
 
 



Содержание


Предисловие к третьему изданию....................................................................... 4

Введение................................................................................................................. 5

Задачи..................................................................................................................... 7

Понятие и назначение уголовного судопроизводства (уголовного процесса). Уголовно-процессуальное законодательство............................................................................................ 7

Принципы уголовного судопроизводства и иные основные положения............................ 9

Участники уголовного судопроизводства.............................................................................. 13

Доказательства и доказывание................................................................................................ 21

Меры процессуального принуждения...................................................................................... 26

Возбуждение уголовного дела.................................................................................................... 31

Предварительное расследование. Общие условия предварительного расследования. 37

Следственные действия.............................................................................................................. 41

Привлечение в качестве обвиняемого. Предъявление обвинения....................................... 49

Возмещение вреда, причиненного преступлением................................................................ 52

Приостановление и возобновление предварительного следствия.................................... 53

Прекращение уголовного дела. Реабилитация....................................................................... 55

Направление уголовного дела с обвинительным заключением (актом) прокурору...... 57

Контроль и надзор за предварительным расследованием................................................. 59

Назначение и подготовка к судебному заседанию............................................................... 60

Судебное разбирательство. Общие условия судебного разбирательства.................... 62

Особый порядок производства в суде первой инстанции. Особенности производства у мирового судьи и в суде с участием присяжных заседателей......................................... 66

Производство в суде второй инстанции................................................................................ 70

Исполнение приговора................................................................................................................. 72

Пересмотр вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений суда........................................................................................................................................................... 74

Производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних.......................... 74

Производство о применении принудительных мер медицинского характера.............. 77

Практикумы........................................................................................................ 79

Практикум 1.................................................................................................................................. 80

Практикум 2.................................................................................................................................. 95

Практикум 3................................................................................................................................ 101

Практикум 4................................................................................................................................ 107

Практикум 5................................................................................................................................ 113

 

 


Предисловие к третьему изданию

 

Более десяти лет кафедра уголовного процесса Омской академии МВД России использует при проведении занятий по уголовному процессу задачник, подготовленный ее преподавателями. Наличие своего задачника, разработанного опытными педагогами, способствует более качественному проведению семинарских и практических занятий. Это проявляется в том, что задача составляется для углубленного усвоения того вопроса, который в обычной вопросно-ответной форме не может быть проработан детально. Поэтому - это не просто задача ради задачи, а своеобразный методический прием, применение которого подсказано многолетней педагогической работой.

Кафедральный задачник ценен еще и тем, что позволяет аккумулировать методическое мастерство многих поколений педагогов. Например, более двадцати пяти лет на кафедре проработал талантливый преподаватель Виктор Андреевич Дунин. Составленные им в свое время задачи или высказанные идеи используются до настоящего времени. Он учил коллег не только составлять задачи, но и методически правильно решать их. Это от него берет начало практикуемая на кафедре методика решения задачи. Отвечающий докладывает очень кратко суть фабулы и формулирует учебный вопрос. Учебный вопрос – это не вопрос, указанный в задаче, а теоретическая либо прикладная проблема, или определенные правовые отношения как предмет обсуждения, ради которого приведена фабула. Затем приводятся подходы к решению задачи. При необходимости вводятся дополнительные сведения. Предложенное решение обсуждается в группе.

В течение двадцати лет в нашем вузе преподавал уголовный процесс, будучи последовательно преподавателем, доцентом, начальником кафедры и заместителем начальника академии по научной работе Вячеслав Владимирович Николюк - ныне доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ. Второе издание сборника задач вышло под его редакцией.

Заметный вклад в совершенствование качества сборника внесли преподаватели кафедры Олег Хамитович Галимов и Юрий Александрович Николаев. О.Х. Галимов ныне является кандидатом юридических наук, доцентом, начальником кафедры уголовного процесса Сибирского юридического института МВД России, а Ю.А. Николаев - адвокатом адвокатской палаты Омской области. Они были включены в авторский коллектив второго издания сборника.

Известную помощь в корректировке тех или иных задач или заданий для практикума оказали преподаватели кафедрального коллектива.

В мотивах выбора той или задачи, в методике ее формулирования, в содержании проблемной ситуации, конечно же, проявляется коллективный разум всех процессуалистов как работающих в настоящее время, так и тех, кто создавал уголовно-процессуальную теорию ранее. Особо хочется подчеркнуть усилия наших непосредственных учителей в науке, в частности, доктора юридических наук, профессора, заслуженного деятеля науки РФ Александра Александровича Чувилева, методические уроки которого памятны нам и сегодня.

Третье издание сборника задач переработано на основе норм УПК РФ с учетом их толкования и разъяснения, данных Конституционным Судом РФ и Верховным Судом РФ. Составители выражают признательность всем процессуалистам и педагогам, прямо или косвенно способствовавшим формированию сборника.

 


вВедение

 

Настоящий сборник, рассчитанный для работы в течение всего периода изучения уголовного процесса, включает в себя задачи, типичные оперативно-следственные ситуации, а также фабулы, имитирующие проверку заявлений и сообщений о преступлениях и расследование уголовных дел.

В ходе изучения уголовного процесса курсанты должны получить глубокие знания теории, законодательства и практики его применения. Наряду с обсуждением вопросов на семинарах этому в значительной степени способствует решение задач, предполагающих не только отыскание в уголовно-процессуальном законе необходимой нормативной базы, но и анализ других отраслей отечественного законодательства, постановлений (определений) Конституционного Суда РФ, судебной практики, ведомственных нормативных актов Генеральной прокуратуры и Министерства внутренних дел РФ, научных разработок, а также обращение к зарубежному опыту. Отсюда сложность задач повышена. Некоторые из них не имеют ответа в общепринятом его понимании и представляют собой учебную, а в отдельных случаях и научную проблему, в анализе которой главным является ее правильная формулировка, выявление исходных положений, вызвавших возможность и необходимость ее постановки, разбор вероятных путей разрешения.

Если обучаемый при подготовке к практическому занятию сумел письменно ответить на поднятые задачей вопросы, проработал соответствующие нормы права и литературные источники, он может считать, что к обсуждению задачи готов. Как правило, на практическом занятии в ходе обсуждения возникают нюансы, заставляющие посмотреть на проблему шире и глубже, понять ее теоретическую и практическую значимость, расширить нормативную основу. Эта информация, а также акценты, расставленные преподавателем в заключительном слове, должны дополнить первоначальные варианты и послужить толчком для дальнейшего изучения вопроса. Под «акцентом» имеется в виду не точка зрения преподавателя, которой нужно во что бы то ни стало придерживаться, считая такой способ обучения оптимальным, а дополнение к прозвучавшему обсуждению, новые аргументы, одно из мнений специалистов.

Самостоятельно повторить юридический анализ задачи не всегда оказывается под силу всем обучаемым, но к этому надо стремиться. Выработка умения давать его, исходя из предложенной ситуации, является целью обучения при решении задач. Навыки обстоятельного разбора более важны юристу в практической деятельности, чем способность к эвристической догадке.

Будущим оперативным работникам и следователям важно иметь не только солидный багаж теоретических знаний, но овладеть навыками ориентирования в практических ситуациях, многие из которых имеют большую распространенность. В методической литературе такие случаи получили наименование типичных оперативно-служебных или оперативно-следственных ситуаций. Мы постарались такие ситуации сформулировать. Для их отбора были опрошены следователи, работники уголовного розыска и службы борьбы с преступлениями в сфере экономики различных регионов страны, которые обучались в нашей академии и других вузах МВД на факультетах заочного обучения и повышения квалификации. Из полученного материала были отобраны, на наш взгляд, действительно типичные случаи. Они характеризуются не только тем, что встречаются наиболее часто. Главной особенностью таких ситуаций является то, что порядок их разрешения законом прямо не предусмотрен. Порой нет соответствующего предписания и в ведомственных нормативных актах Министерства внутренних дел и Генеральной прокуратуры. Поэтому здесь важно выработать оптимальный алгоритм действий следователя, оперуполномоченного, позволяющий закрепить доказательства и принять законное и обоснованное решение.

Анализ ряда типичных ситуаций потребует познаний не только в области уголовного процесса, но и в сфере административно-служебной и оперативно-розыскной деятельности. Это и понятно, поскольку практическая работа требует именно комплексного подхода, основанного на взаимодействии различных служб. Особо важна выработка умения видеть проблему в целом, применяя принципы правовой и судопроизводственной деятельности в конкретной ситуации. Творческий подход к решению проблемы позволит принять единственно правильное, законное, обоснованное и мотивированное решение.

Процессуальная деятельность по разрешению заявлений и сообщений о преступлениях и доказывание по уголовным делам сопряжены с фиксированием всех произведенных действий в объяснениях, протоколах и других процессуальных документах. Большинство принимаемых следователем решений облекается в форму постановлений.

Выработке умений составления процессуальных документов будет способствовать работа по приведенным в практикуме фабулам. В соответствии с предложенными вводными необходимо составлять указанные протоколы и постановления. Исходные фактические данные во вводных приведены. Оформляя результаты следственного действия и принимая решение по материалам предварительной проверки или уголовному делу, эти данные нельзя изменять и искажать, так как с их учетом будет оцениваться законность и обоснованность процессуальной деятельности. В то же время некоторая дополнительная информация, не затрагивающая существа вопроса, может быть приведена произвольно.

Надеемся, что решение задач, типичных оперативно-следственных ситуаций, содержащихся в практикуме, составление процессуальных документов позволит обучаемым лучше усвоить уголовный процесс и подготовиться к практической работе.


Задачи

 

Понятие и назначение уголовного судопроизводства (уголовного процесса). Уголовно-процессуальное законодательство

 

Задача 1. Нечаев обвинялся в неправомерном завладении автомобилем без цели хищения. В процессе судебного разбирательства защитник заявил ходатайство о прекращении уголовного дела в связи с деятельным раскаянием подсудимого. Свое ходатайство он мотивировал тем, что, спустя несколько дней после совершения преступления, Нечаев обратился в органы внутренних дел с заявлением о явке с повинной, посредством дачи правдивых показаний способствовал раскрытию преступления, имущественный вред совершенным деянием потерпевшему не причинен.

Вариант 1.

Согласившись с доводами защитника, суд вынес определение о прекращении уголовного дела.

Вариант 2.

Суд отклонил ходатайство защитника, признал Нечаева в своем приговоре виновным в совершении преступления, однако без назначения ему наказания.

Является ли деятельность суда в данных случаях осуществлением правосудия?

 

Задача 2. 15 октября оперуполномоченный УР получил оперативную информацию о том, что накануне вечером в зоне отдыха «Зеленый остров» некто Бушуев «порезал» неизвестного парня. 17 октября в Первомайский РУВД обратился Плаксин и заявил, что, вернувшись из командировки, узнал, о нанесении его сыну два дня назад неизвестными ножевого ранения в бедро. В больницу сын не обращался, а лечился дома. Заявление было зарегистрировано. 18 октября оперуполномоченный получил объяснение от пострадавшего Плаксина Игоря, его родственников и знакомых, направил его на судебно-медицинское обследование. По настоянию врачей Плаксин был помещен в больницу на операцию.

19 октября следователь принял решение о возбуждении уголовного дела. В результате проведения неотложных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий 23 октября по подозрению в совершении преступления был задержан Бушуев. 26 октября Бушуеву было предъявлено обвинение. 18 декабря обвинительное заключение по делу было утверждено прокурором и уголовное дело направлено в суд.

Определите момент возникновения уголовно-процессуальных отношений. Какие задачи стояли перед следствием? На каком этапе расследования они разрешены? Какие задачи необходимо решить суду?

 

Задача 3. Основываясь на приведенном ниже перечне, назовите в нем:

а) источники уголовно-процессуального права;

б) акты, предписания которых в части регламентации предварительного расследования являются обязательными к исполнению следователями и оперуполномоченными органов внутренних дел;

- постановления Пленума Верховного суда РФ;

- приказы МВД России;

- постановления Правительства РФ;

- решения судебной коллегии Верховного суда РФ по конкретным делам;

- приказы, указания Генерального прокурора РФ;

- Конституция Российской Федерации;

- Постановления Конституционного Суда РФ;

- законы субъектов Российской Федерации;

- Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности»;

- Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации»;

- указы Президента РФ;

- Уголовно-процессуальный кодекс РФ;

- международные договоры;

- уголовно-процессуальные кодексы стран СНГ.

 

Задача 4. Рассматривая 10 ноября 2003 г. в судебном заседании уголовное дело, суд признал показания Сосюрко, допрошенного 19 апреля 2001 г. на предварительном следствии в качестве подозреваемого, недопустимым доказательством. При этом суд руководствовался положением пункта 1 ч. 2 ст. 75 УПК РФ, согласно которому показания подозреваемого, данные в ходе досудебного производства по уголовному делу в отсутствие защитника, включая случаи отказа от защитника, и не подтвержденные подозреваемым в суде, относятся к недопустимым доказательствам. По мнению прокурора, суд неправильно признал недопустимыми показания подозреваемого, так как это доказательство было получено без нарушения уголовно-процессуального закона, действовавшего на момент производства допроса.

Разрешите данную правовую ситуацию.

 

Задача 5. В краевой суд поступило уголовное дело по обвинению группы лиц в совершении ряда особо тяжких преступлений. Трое из обвиняемых заявили ходатайство о рассмотрении дела судом присяжных. Трое же – против этого категорически возражали. Оснований для выделения дела нет. Вопрос о назначении дела к рассмотрению решался судом 28 июня 2002 г., рассмотрение назначено на 10 июля 2002 г.

Какое решение по составу суда следует принять суду при условии, что:

а) УПК РСФСР устанавливал невозможность рассмотрения дела судом присяжных, если хотя бы один из обвиняемых против этого возражал;

б) УПК РФ, вступивший в силу с 1 июля 2002 г., обязывает суд при наличии ходатайства обвиняемого о рассмотрении дела с участием присяжных заседателей удовлетворять такое ходатайство независимо от возражения других подсудимых.

 

Задача 6. Согласно части 4 ст. 377 УПК РФ при рассмотрении уголовного дела в кассационном порядке суд вправе по ходатайству стороны непосредственно исследовать доказательства в соответствии с требованиями главы 37 УПК РФ. Из порядка судебного следствия, предусмотренного главой 37 и других норм Кодекса, однозначно вытекает, что непосредственно исследовать показания свидетеля или потерпевшего – значит допросить их лично в судебном заседании. В теории это законодательное решение (ч. 4 ст. 377) было расценено как включение в кассационный порядок элементов апелляции. Между тем в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 5 марта 2004 г. № 1 сказано, что «под таким (имеется в виду непосредственным – авт.) исследованием следует понимать проверку имеющихся в уголовном деле доказательств, получивших оценку суда первой инстанции (оглашение показаний свидетелей, потерпевшего, заключения эксперта и т.п.)». Т.е. Верховный Суд остался верен традиционной трактовке кассационного производства, которому не свойственно непосредственное исследование доказательств.

Каким образом в данных правовых условиях должно быть разрешено судом кассационной инстанции ходатайство, например, адвоката о вызове в судебное заседание свидетеля по делу для непосредственного заслушивания его показаний? Какова роль руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда РФ в уголовном судопроизводстве?

 

 

Принципы уголовного судопроизводства и иные основные положения

 

Задача 7. Президиум областного суда рассмотрел в порядке надзора дело по обвинению Вельнина. В рассмотрении приняли участие трое из семи членов президиума.

Нарушен ли в данном случае принцип коллегиального и единоличного рассмотрения дел в судах? Раскройте содержание и значение этого принципа. В каком составе рассматриваются дела: а) в суде первой инстанции; б) апелляционном порядке в) кассационном порядке; г) в порядке надзора?

 

Задача 8. В Конституционный Суд РФ обратились граждане, ранее неоднократно избиравшиеся народными заседателями федеральных судов Российской Федерации, которые оспаривали конституционность ряда положений УПК РФ и ГПК РФ, в соответствии с которыми предусмотрено, что производство в суде первой инстанции осуществляется в составе одного судьи или тремя профессиональными судьями. Участие представителей общества в виде присяжных заседателей возможно только по уголовным делам, подсудным областным, краевым и равным им судам. В соответствии с государственной статистикой судами данного уровня рассматривается по первой инстанции менее одного процента уголовных дел. Поскольку присяжные заседатели участвуют не в каждом процессе (это единичные случаи), то обозначенными законами фактически нарушается конституционное право граждан Российской Федерации участвовать в отправлении правосудия (ч. 5 ст. 32 Конституции РФ). Рассмотрите данное обращение от имени Конституционного Суда РФ.

Задача 9. Дежурному районного управления внутренних дел позвонил мужчина, представившийся Ивановым, и сообщил, что он только что, в собственной квартире из ревности убил жену. Прибывшие на место происшествия работники милиции действительно обнаружили труп женщины. Находившийся в квартире мужчина объявил, что это он звонил в милицию и что он является судьей, раскаивается в содеянном, а также просил немедленно арестовать его.

Как должны поступить в данном случае работники милиции? Какой порядок привлечения судей к уголовной ответственности?

 

Задача 10. В коллегии по уголовным делам областного суда рассматривалось уголовное дело по обвинению Фирсова в изнасиловании женщин с последующим их убийством с особой жестокостью. По постановлению судьи дело рассматривалось в закрытом заседании. Однако прения сторон, речи адвоката и прокурора были оглашены в доме культуры предприятия, на котором работал подсудимый, в присутствии многих граждан, открыто выражавших свое негодование, возмущение и враждебное отношение к подсудимому. Здесь же подсудимый обратился к суду с последним словом, а затем был провозглашен приговор суда, которым Фирсов был осужден к пожизненному лишению свободы. Присутствующие в зале граждане с одобрением встретили это решение суда.

Оцените деятельность суда по этому делу. Назовите случаи, когда судебное разбирательство может быть закрытым.

 

Задача 11. При рассмотрении уголовного дела о взятках и злоупотреблении служебным положением в зале судебного заседания присутствовал корреспондент городской газеты. Председательствующий в судебном заседании запретил ему произвести фотографирование, мотивируя свое решение тем, что этот вопрос с ним не был согласован, и присутствие корреспондента на процессе явилось неожиданностью для суда. Кроме того, в ходе разбирательства обнаружилось, что один из присутствующих в зале отказался назвать себя и делал какие-то записи в блокноте. Председательствующий распорядился изъять блокнот. Другой гражданин положил на трибуну, перед которой участники процесса дают показания, диктофон. И в этом случае судья запретил производить аудиозапись.

Правомочны ли действия председательствующего?

 

Задача 12. Тумаков, обвиняющийся в совершении должностного подлога, заявил в суде ходатайство о вызове переводчика, указал, что почти все свидетели по делу являются украинцами, а он украинский язык понимает плохо.

Суд отказал в удовлетворении ходатайства, мотивируя свое решение тем, что судопроизводство ведется на русском языке, являющимся родным языком подсудимого, и что в силу большого сходства русского и украинского языков необходимости в переводчике нет. Председательствующий при этом разъяснил подсудимому, что если отдельные слова для него будут непонятны, то ему их переведет секретарь.

Правильно ли поступил суд? В чем значение принципа национального языка судопроизводства?

 

Задача 13. Долин – заместитель директора крупного завода получил взятку. Его привлекли к уголовной ответственности. Областной суд, учитывая должностное положение Долина, истребовал дело из районного суда и принял решение рассмотреть его в областном суде в закрытом судебном заседании.

Правильно ли поступил суд? Как решить этот вопрос с точки зрения принципов правосудия?

 

Задача 14. В связи с проверкой негласных данных о хищениях различными способами радиодеталей была проведена инвентаризация материальных ценностей, находившихся на подотчете у мастера одного из цехов радиозавода Хватова, в результате которой выявлена недостача деталей на сумму ___ рублей. Хватов немедленно внес в кассу указанную сумму.

Администрация завода отказалась направлять в РУВД материалы инвентаризации и обратилась к начальнику милиции с просьбой прекратить дальнейшую проверку, так как вызовы в РУВД рабочих цеха неблагоприятно скажутся на производстве и принесут заводу материальный ущерб возможно больший, чем недостача радиодеталей.

Начальник РУВД дал указание оперуполномоченному УР прекратить проверку.

Проанализируйте это указание в свете принципов и иных общих положений уголовного процесса.

Задача 15. Шофер Павлов, постоянно работавший на доставке мебели с фабрики в магазины города, привлечен к уголовной ответственности за кражу. Заканчивая расследование по уголовному делу, следователь внес на имя генерального директора объединения «Сибмебель» представление об устранении обстоятельств, способствовавших совершению преступлений. В нем подробно описаны восемь случаев совершения Павловым краж с фабрики и обстоятельства, которые способствовали хищениям.

Соответствуют ли действия следователя принципам уголовного судопроизводства?

 

Задача 16. На страницах «Российской газеты» была размещена статья следующего содержания. Непосредственно по окончании судебного процесса, завершившегося постановлением оправдательного приговора, государственный обвинитель публично заявил представителям СМИ, что оправданный все же виновен в совершении преступления, и прокуратура добьется привлечения его к уголовной ответственности. В этих целях будет подано кассационное представление в вышестоящий суд. Здесь же в газетной статье указано, что адвокат выразил возмущение позицией прокурора, нарушившего принцип презумпции невиновности подсудимого, и заявил, что в связи откровенно предвзятым подходом обвинения кассационная инстанция не вправе удовлетворять такое представление.

Дайте правовую оценку информации в печати.

 

Задача 17. В вечернее время Счастливый, находился в ресторане «Летур». За соседним столиком сидели граждане КНР. Когда вся компания иностранцев пошла танцевать, Счастливый похитил висевшую на спинке стула сумку и направился к выходу, но был задержан сотрудниками службы безопасности ресторана. В 23 час. 40 мин. Счастливый доставлен в УВД Центрального АО г. Омска. С согласия дежурного прокурора в 1 час. 30 мин. Следователь возбудил уголовное дело и оформил протокол задержания в порядке ст. 91 УПК. В 6 час. Счастливый допрошен в качестве подозреваемого. В 9 час. ему в присутствии назначенного защитника предъявлено обвинение и он допрошен по предъявленному обвинению.

Обеспечено ли Счастливому право на защиту при условии, что:

а) в момент доставления в УВД он, будучи уведомленным о праве иметь защитника, заявил, что в услугах защитника не нуждается;

б) при ознакомлении с протоколом задержания заявил, что желал бы, чтобы его интересы представляла адвокат Соколовская, с которой у него в данный момент оперативной связи нет, т.к. она в командировке. Подвариант 1: - задержанный заявил также, что кто-либо иной из адвокатов ему не нужен, следователь не предпринял меры к вызову адвоката; Подвариант 2: следователь пригласил дежурного адвоката, в присутствии которого Счастливый вновь отказался от защитника;

в) Счастливый настаивал на допросе его в качестве обвиняемого в присутствии Соколовской, однако ничего не предпринимал для заключения соглашения с избранным адвокатом.

 

Задача 18. Шемякин обвинялся в совершении разбойного нападения. Его защиту осуществлял адвокат Разумовский. Следователь возбудил перед судом ходатайство об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу. Шемякин, в свою очередь, ходатайствовал перед следователем о допуске к участию в судебном заседании, проводимом в порядке ст. 108 УПК РФ, в качестве другого защитника своего близкого родственника. Как должно быть разрешено следователем ходатайство обвиняемого?

Вариант: Уголовное дело по обвинению Шемякина направлено в суд для рассмотрения по существу. В судебном разбирательстве интересы подсудимого представляли два защитника: адвокат и родственник. В связи с наличием оснований уголовное дело возвращено прокурору для устранения препятствий его рассмотрения судом. При проведении следователем следственных и иных процессуальных действий родственник обвиняемого не был допущен к участию в деле.

Оцените позицию следователя.

 

Задача 19. Коркия привлечен следователем к уголовной ответственности по п. «а» ч. 2 ст. 105 УК. На предварительном следствии в качестве его защитника участвовал по соглашению адвокат Фортман. Поскольку последний был занят длительное время в другом судебном процессе, Коркия заявил ходатайство об отложении судебного разбирательства по его делу до освобождения Фортмана от обязанностей защитника в том процессе. Суд не согласился с подсудимым и назначил ему в качестве защитника адвоката Варфоломееву. В ходе судебного следствия Коркия, неудовлетворенный поведением защитника, убедительно обосновав свою позицию, отказался от услуг Варфоломеевой и вновь заявил ходатайство о приглашении в качестве защитника Фортмана и отложении слушания дела на 2-3 недели.

Оцените действия суда и ситуацию с точки зрения принципов уголовного судопроизводства.

 

Задача 20. Престарелая гражданка обратилась к мировому судье с устной жалобой на свою соседку, которая систематически ее оскорбляет, и просила привлечь к уголовной ответственности по ч. 1 ст. 130 УК РФ. Судья помог составить заявление и принял его к рассмотрению.

Оцените действия судьи с позиции принципов уголовного судопроизводства.

 

Задача 21. В Павловском районном суде было назначено к рассмотрению уголовное дело по обвинению Лыкова и Новикова в совершении хулиганства. В судебное заседание явился только прокурор. Подсудимые заявили, что в помощи адвокатов не нуждаются и будут защищаться сами.

Суд, согласившись с их заявлением, рассмотрел дело и вынес обвинительный приговор.

Было ли обеспечено в данном случае право обвиняемого на защиту?

 

Задача 22. В городском суде рассматривалось уголовное дело по обвинению Райковой в совершении квартирных краж. В уголовном деле имелось заключение психиатрической экспертизы, согласно которому Райкова является вменяемой, но страдает поражением головного мозга с явлениями психической незрелости. В судебном заседании Райкова отказалась от помощи адвоката, мотивируя это тем, что в совершении краж она признается, и защитник ей ничем помочь не сможет. Суд удовлетворил ее просьбу.

Правильно ли поступил суд?

 

Задача 23. Выехав на место происшествия по сообщению о совершенных хулиганских действиях, следователь столкнулся с необходимостью осмотреть в качестве места происшествия квартиру. Проживающая в данной квартире Сорокина категорически возражала против осмотра ее жилища.

Какие гарантии неприкосновенности жилища предусматривают Конституция РФ и УПК РФ?

Задача 24. Следователь с согласия прокурора принял решение о возбуждении уголовного дела по факту фиктивного банкротства коммерческой организации. Руководитель организации обжаловал данное решение в суд.

Подлежит ли жалоба рассмотрению судом?

 

Задача 25. Пассажиры маршрутного такси стали невольными свидетелями разговора (негромкого, в рамках приличий) двух курсантов «школы милиции». Видимо в продолжение ранее начатого спора на семинаре один из них эмоционально утверждал, что принципа публичности в уголовном процессе после принятия нового Кодекса больше нет, поскольку он (принцип) не включен в главу 2 УПК РФ. Другой же, ссылаясь на прочитанный в библиотеке автореферат диссертации, говорил, что в теории данный принцип по-прежнему рассматривается, причем автор диссертации аргументирует это… Здесь курсанты попросили остановить микроавтобус и вышли. Какие молодцы! – подумали пассажиры. – Интересно кто же из них прав и какие аргументы привел молодой ученый в своей работе. Действительно, какие же?

 

 

Участники уголовного судопроизводства

 

Задача 26. В работе В.И.Ленина «О «двойном» подчинении и законности» читаем: «Прокурор отвечает за то, чтобы ни одно решение ни одной местной власти не расходилось с законом, и только с этой точки зрения прокурор обязан опротестовать всякое незаконное решение, причем прокурор не вправе приостанавливать решения...».

В законе о прокуратуре СССР от 30 ноября 1979 г. указывалось, что «принесение прокурором протеста на акт, нарушающий охраняемые законом права и свободы граждан, а также в иных, предусмотренных законом случаях, приостанавливает действие такого акта до рассмотрения протеста».

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 июня 1987 года эта норма была изменена и имела следующую редакцию: «Принесение прокурором протеста на противоречащий закону акт приостанавливает действие такого акта до рассмотрения протеста».

Законом СССР от 11 июня 1991 г. прокурору дополнительно предоставлено право в случае отклонения протеста обратиться в суд с заявлением о признании опротестованного акта незаконным. «Обращение прокурора в суд приостанавливает действие опротестованного правового акта до рассмотрения дела судом».

Согласно Федеральному Закону от 18 октября 1995 года, утвердившему новую редакцию закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор «приносит протест в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо обращается в суд». Протест подлежит обязательному рассмотрению в десятидневный срок. При исключительных обстоятельствах прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. Однако закон не содержит указания, что действие опротестованного акта приостанавливается.

Чем можно объяснить подобные изменения в подходе к праву прокурора приостанавливать действия опротестованного акта?

 

Задача 27. На коллегии областной прокуратуры рассматривался кадровый вопрос. При обсуждении решения мнения членов коллегии разделились, причем прокурор области остался в меньшинстве. Несмотря на это, он издал приказ по рассмотренному на коллегии вопросу, соответствующий его мнению.

Правомерны ли действия прокурора области? О каком принципе деятельности прокуратуры идет речь?

Задача 28. Какие из приведенных ниже правовых средств прокурор реализует, осуществляя: а) надзор за исполнением законов; б) надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина; в) надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; г) надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначенные судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу; д) участвуя при рассмотрении дел в судах. Охарактеризуйте эти средства.

1. Указания по уголовным делам.

2. Протест на противоречащие закону акты.

3. Постановление о возбуж







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.