Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Коваленко Н.П. (Санкт-Петербург, Россия)





 

Президент Ассоциации перинатальной психо-

логии и медицины зав. кафедрой психологии и

социальной работы Сев. Зап. Академии гос.

службы, доктор психологических

наук, профессор.

 

Одним из актуальных вопросов современности является психическая и физическая полноценность будущего поколения. Этот тезис подтверждается принятой распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.08.2000 г. № 1202-р «Концепцией охраны здоровья населения Российской Федерации на период до 2005 года», Постановлением Минтруда и социального развития Российской Федерации от 27.09.1996 г. № 1 «Положением о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации», а также целым рядом социальных программ поддержки материнства и детства на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

По данным Российского министерства здравоохранения, в 1992-1999 годах: 25% родов имели осложнения; 20% рожденных детей имели различного рода отклонения от нормы; в 15% случаев роды проходили с использованием хирургического вмешательства; 15% детей имели врожденную патологию. Только в 15% наблюдений имело место нормальное течение родов.

Все остальные дети, составляют группу риска и имеют основания для приобретения хронических заболеваний в будущем.

За счет превышения смертности над рождаемостью страна потеряла в 1999 г. 924,4 тыс. своих граждан, а в первом полугодии 2000 г. – 522,7 тыс. В целом с 1992 г. по 1.07.2000 г. депопуляция стала причиной сокращения населения России на 6 млн. 371,3 тыс. человек, что выводит медико-демографическую проблему на уровень национальной безопасности страны со всеми ее составляющими – политической, экономической, государственной (Медицинская газета, № 6, 2000 г.).

Настоящее исследование – это документальное отображение усилий автора в организации и систематизации научных данных, которые так или иначе связаны с проблемой рождения новой человеческой жизни, связаны с организацией и функционированием (при активном участии автора) в России «Ассоциации перинатальной психологии и медицины», возникновение которой продиктовано той ситуацией в акушерстве, психологии и психотерапии, которая позволила объединить свои усилия и поиски врачей, психологов и психотерапевтов. Трудность этого объединения состояла в том, что специалисты этих трех направлений опираются на различные фундаментальные основы, разные, иногда почти противоположные парадигмы, цели и задачи.

С одной стороны, медицина развилась до таких диагностических и фармакологических высот, что может контролировать сложнейшие функции человеческого организма. С другой стороны, при этом успешность родов и здоровье потомства систематически ухудшаются.

До последнего времени в нашей стране изучение беременности, родов и новорожденных часто сводилось к изучению физиологических процессов, соответствующих данным периодам, а сознание новорожденного рассматривалось как «чистый лист бумаги», на который только с началом внеутробной жизни начинали наноситься «первые записи».

Из-за боязни инфекции младенец стал разлучаться с матерью в первые дни после рождения. Отношение к новорожденному как к существу, обладающему лишь физиологическими потребностями, привело, в конечном счете, к тому, что были ослаблены непосредственно материнские инстинкты, материнское «чутье», и нарушена психоэмоциональная связь отца с ребенком.

Поэтому самой важной задачей, стоящей перед медициной и психологией, применительно к проблемам здорового материнства и детства, является формирование новых методов и форм психопрофилактики женщин в период вынашивания и рождения ребенка.

Таким образом, актуальность данного исследования определяется:

- необходимостью обобщения накопленного автором в различных регионах России положительного опыта психопрофилактики и психокоррекции при беременности и родах;

- неразработанностью и противоречивостью теоретических и методологических положений в трудах зарубежных и отечественных ученых;

- отсутствием системы подготовки кадров в области перинатальной психологии и организационного механизма государственной поддержки системы психопрофилактики в родовспоможении.

Традиции психопрофилактики в родовспоможении описаны в многочисленных источниках с древнейших времен до наших дней. Это и культовые, и культурные традиции, оберегающие эмоциональную сферу беременной женщины и роженицы, и нравственные этические законы взаимоотношений мужа и жены в период беременности и родов, этнографические параллели и различия в вопросе психологической поддержки женщины в этот важный период жизни у разных народов мира.

Роды, хотя и являются нормальной естественной функцией организма женщины, в то же время служат тяжелым испытанием для нее, ее организма и психики. Неподготовленная женщина подходит к родам с отрицательными эмоциями, непониманием и чувством беспомощности. На этом фоне ее естественные реакции в схватках – напряжение мышц тела и задержка дыхания, приводят к боли и усилению страха. Соответствующая дородовая подготовка способна снять или уменьшить эти отрицательные факторы.

Система обезболивания родов после предварительной апробации была введена в медицинскую практику в 1951 году, когда был опубликован приказ Министра здравоохранения СССР о внедрении «системы психопрофилактического обезболивания родов». Система включала целый комплекс методик предупреждения родовых болей, разработанных с учетом их механизма, правила поведения персонала в родовспомогательных учреждениях и создание специального охранительного режима для беременных, максимально исключающих ятрогении и психические травмы. Однако реально эта работа сводится к формальной беседе лечащего врача с беременной на очередном приеме. Большинство акушеров-гинекологов, проводящих психопрофилактику, не могут уделять ей должного внимания, так как слишком загружены лечебной работой, а кроме того, многие из них не обладают специальными знаниями в области психологии и не могут выполнять данную работу квалифицированно. В последние годы участились случаи ятрогений. Врачи своими беседами не уменьшают, а усиливают страхи у женщин, излишне акцентируя их внимание на патологии. Это является следствием общеметодологической позиции современной медицины, направленной на устранение патологии, и рассматривающей роды как процесс, аналогичный болезни. Эффективность психопрофилактики также снижают несоблюдение лечебно-охранительного режима в роддомах и отсутствие в их штатах психолога. Кроме того, подготовка беременных к родам начиналась, как правило, с 32-й недели беременности, основное внимание уделялось технической стороне и обезболиванию родов, не учитывались особенности мировоззрения женщин, не затрагивался ряд факторов, вызывающих эмоциональное напряжение и тревогу у женщин, совершенно не проводилась работа с мужьями и по гармонизации семейных отношений. Подготовка велась по чисто медицинским аспектам, к ней не были подключены знания, накопленные в области психологии, а поэтому не исключалась вероятность грубых психологических ошибок. По мнению ряда исследователей-психологов, в России еще не разработано по-настоящему комплексной методики подготовки семейных пар к родам и воспитанию ребенка.

В настоящее время во многих странах Западной Европы и в США формируется и развивается движение за гуманизацию родов и обращения с новорожденным. Это связано с повышением интереса к психотерапии, психологии личности и семьи. Ряд научных исследований последних лет позволяет по-новому взглянуть на указанные проблемы. Это прежде всего работы зарубежных исследователей – Р.Ассаджиоли, Ж.К.Грабер, С.Гроф, Ф.Бертин, Т.Верни, Х.Нинель, Л.Нильсон, С.Фанти и др. Среди отечественных ученых это – Э.К.Айламазян, В.В.Абрамченко, В.А.Ананьев, А.С.Батуев, Н.П. Бехтерева, В.В.Бойко, Г.И.Брехман, А.И.Брусиловский, Л.И. Вассерман, К.Гайдебран, Н.А.Гармашова, А.И.Захаров, Ю.Змановский, Д.Н.Исаев, Б.Д.Карвасарский, Н.Н.Константинова, В.А.Марченко, Б.Е.Микиртумов, Р.Ж.Мухамедрахимов, В.Н.Панферов, В.П.Потапов, В.Д.Рыжков, В.Ф.Сержантов, Л.И.Спивак, Д.Л.Спивак, А.П.Федоров, Г.Г.Филиппова, Э.Г.Эйдемиллер и др.

Большинство книг, статей, материалов и документов по родовспоможению посвящены патологии беременности, психотерапевтическим и психологическим осложнениям после родов.

Остаются недостаточно изученными аспекты развития целостной Я-концепции женщины при формировании роли матери и влиянии этих процессов на психический мир плода и ребенка. Мало внимания уделено в литературе влиянию творческой активности на психоэмоциональный мир семьи, беременной и роженицы. Требует научного осмысления интеграция положительного опыта, теоретических и методических наработок в области психопрофилактики в родовспоможении и рождении новой семейной культуры ожидания ребенка.

 

 







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.