Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Толчинская Е.А.(Сыктывкар, Коми)





детская поликлиника №3, училище искусств г. Сыктывкара

 

Данная проблема рассматривается как результат исследования психологической коррекции состояния беременных женщин средствами музыки.

Важнейшей частью работы по оказанию психологической помощи является диагностика. С этой целью может быть использовано наболюдение за особенностямивосприятия музыкальных произведений беременными женщинами. Во время сеансов музыкальной коррекции (МК) форируется более точное представление о психическом состоянии и личности посетительниц, что позволяет подбирать соответствующую музыку для сеансов и составлять тексты коррекционных настроев. От качества подбора музыки для занятий МК зависит эффективность целебного воздействия музыки на психологическое состояние слушателей.

Особенности восприятия музыки и различия в музыкальном восприятии людей дают большую информацию о человеке: о состоянии его здоровья и души в данный момент, о фазе заболевания, об уровне культурного и духовного развития, о личностных особенностях, о его слуховом музыкальном опыте. Эти данные могут подсказать выбор музыки для следующих занятий МК.

Делать выводы о диагностических возможностях музыкального восприятия позволяют данные наблюдений из анкет-самоотчётов беременных женщин, посещавших сеансы МК. В этих самоотчётах они оценивают своё состояние в результате прослушивания музыки. Отвержение громкой и драматической музыки может указывать на высокую тревожность, психологическую травмированность женщины, наличие у неё невротических реакций. Отличающиеся такими реакциями беременные женщины, не принимают в искусстве то, что напоминает им о реальных психотравмирующих переживаниях.

Многие люди, слушая музыку видят внутренним взором цветовой образ. Неадекватные эмоционально-цветовые ощущения воспринимаемой музыки наводят на предположение о состоянии психофизиологического дискомфорта беременной женщины (повышенная тревожность, переживаемая психотравма). Неадекватность может проявляться в восприятии образно-эмоционального содержания музыки, в ощущении «цвета» музыкального образа. Например, у одной из наших пациенток положительную реакцию вызвало прослушивание хоральной прелюдии Баха фа минор. Образ этой музыки она определила так: «Катастрофа, распятый Христос». Цветовое ощущение этой музыки представило её внутреннему видению оранжевый цвет. Неадекватным в этом случае является несоответствие образа, возникшего у женщины и замысла автора (прелюдия отражает его философские размышления), а также цветовое ощущение образа. Эта женщина переживала психотравмирующую ситуацию.

Широкий круг предпочтений в музыке может говорить о музыкальности слушателя, о наличии у него творческого потенциала и развитого воображения (черты характера указываются в соответствии с данными тестирования по опроснику Р. Кэттелла), о значительном слуховом опыте. Широта музыкального восприятия свойственна также гармоничным по характеру людям, профессиональным музыкантам.

Положительные впечатления от грустных, печальных, драматических звучаний переживаю сензитивные, дистимные по акцентуации характера женщины, творческие личности.

Серьёзную музыку, отличающуюся глубиной содержания, предпочитают интроверты.

Глубина философского содержания музыки, печальные образы чаще отвергаемы людьми гипертимного типа личности.

«Поверхностная» музыка и очень популярные мелодии были неприемлимы для женщин с развитым воображением, богатым слуховым опытом и для профессиональных музыкантов.

Катарсическое влияние музыки испытывают чаще женщины, пережившие психотравму, женщины напряжённые.

Абстрактное восприятие музыки (слушатель при прослушивании не видит яркий образ-картину, а лишь переживает передаваемые музыкой чувства) свойственно обладателям логического мышления, развитой слуховой культуры, профессиональным музыкантам.

Можно предположить, что данные наблюдения касаются не только восприятия беременных женщин, но и другого контингента слушателей.

 

ПЕРСОНАЛЬНАЯ МУЗЫКА ДЛЯ МАТЕРИ И РЕБЁНКА

Юсфин А.Г. (Санкт-Петербург, Россия)

Санкт-Петербургская консерватория

 

Музыка является одним из существенных элементов перинатального воспитания на всех этапах беременности. В дородовой подготовке можно использовать музыку из двух источников:

а/. Подбирать из произведений мировой музыкальной классики и народной музыки;

б/. Специально создавать, определенным образом ориентированную музыку (музыка направленного действия).

В свою очередь, специально создаваемая музыка может иметь два источника:

а/. Сочиняемая на основе представлений о возможных эстетических потребностях матери и ребенка с учётом существующего опыта;

б/. Создаваемая на основе закономерностей, связанных со структурой личности и объективными данными.

В качестве объективных оснований для создания музыки могут выступать установленные нами закономерные связи между буквами русского алфавита и определенными музыкальными фразами, в результате чего стало возможно сочинение специализированной музыки, соответствующей понятиям, формулируемым в словесной форме.

Соотнесение используемой в перинатальной практике музыки великих композиторов и музыкального фольклора со специальной музыкой, опирающейся на вышеозначенный метод сочинения, позволяет утверждать, что музыка, не имея специальной направленности, воздействует только в общем плане (как эстетическая составляющая воспитания), тогда как специализированная музыка (мелограммы), обладает отчетливо выраженной функциональной ориентацией и, соответственно, направленным воздействием.

Проводимые нами опыты с использованием «омузыкаленных ключевых слов» (типа «естественно развивайся, ребенок», «счастливая и здоровая беременность» и т.п.), положительно воздействовали на внутриутробное развитие плода, способствовали благополучному протеканию беременности. При этом было установлено, что целый ряд произведений, созданных на основе некоторых ключевых слов и фраз, не имеют индивидуальной направленности и могут с успехом использоваться практически для всех беременных разного возраста, национальности, уровня культуры.

В связи с этим возникает сугубо практическая задача отбора наиболее значимых и действенных ключевых слов и фраз, на основе которых будет создана адекватная им музыка. Она может быть тиражирована, что позволит сделать ее доступной для всех нуждающихся.

Учитывая серьезность проблемы родовспоможения в нашей стране, есть все основания полагать, что дело это, не требующее больших затрат, может получить широкое распространение. Это окажет положительное воздействие на течение беременности и родов, будет способствовать рождению физически и психически здоровых детей.

 

 

АРТ-ТЕРАПИЯ В ПЕРИНАТАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Передкова А. (Рига, Латвия)

Актуальность стоящей перед психологами задачи вырастить здоровое, счастливое поколение творческих людей определила развитие сравнительно молодого направления - перинатальной психологии. Именно перинатальная психология даёт знание о том, как связан пережитый в раннем детстве опыт с проблемами взрослого человека, позволяет выходить на глубинные причины образования паттернов, способствующих возникновению неврозов, подходить к их лечению не симптоматически, а с позиций этиологии и патогенеза.

Нередко при проведении психотерапии требуется вызвать у пациента переживания перинатального периода. В настоящее время существует достаточно методов и техник, позволяющих сделать это. В результате их применения человек вспоминает свой опыт пребывания в утробе матери и рождения. Нередко такие переживания весьма болезненны и требуют трансформации. С этой целью можно применять арт-терапию. Работа с образами помогает создать отстраненность от ситуации, снизить контроль сознания и произвести коррекцию болезненного паттерна.

В качестве примера можно привести работу с пациенткой, у которой были очень напряженные отношения с матерью, проблемы с самооценкой, отмечалась депрессивная симптоматика. Женщине было предложено представить себе мать во время беременности, настроиться на определённый месяц и позволить руке отобразить свои ощущения цветными карандашами, а затем попытаться дать толкование значения всех символов и используемых цветов в ее восприятии на данный момент. Таким образом, производился анализ не коллективных стереотипов, а особенностей ее индивидуальной психики.

Закончив рисунок на тему 1-го месяца своей внутриутробной жизни, пациентка никак не могла подступиться к толкованию символики рисунка, пока не перевернула лист вверх ногами. Тогда женщина сразу ясно увидела прорисовавшуюся фигуру и быстро сложила рассказ о том, как она лежала в животе вверх головой и не хотела рождаться, но потом передумала и все-таки перевернулась. Ей было предложено трансформировать рисунок так, чтобы он ее радовал, и записать новые символические значения. Во время этой работы у пациентки произошло осознание того, чему её могла научить подобная ситуация.

Рисунок на тему 2-3-го месяца внутриутробного состояния, символически отражали обиды, боль, чувство безнадежности, апатии, отверженности, которые пациентка чувствовала в состоянии матери. В дальнейшем, трансформируя рисунок, женщина преобразила его до неузнаваемости. На нем появился остров стабильности, изменивший настроение и внутреннее состояние.

Рисунок на тему 4-го месяца внутриутробного пребывания отражал, как пациентка воспринимала раздражение, суету матери, ее страх перед будущим. В трансформации рисунка выразилась потребность и важность четкости и ясности состояния матери по отношению к самой себе, ее признания самой себя, позитивной самооценке.

В рисунке, посвящённом 5-му месяцу, отразился страх не успеть родиться, вызванный сомнениями матери в успешности родов и страхами за будущее. Трансформация рисунка отражала потребность в тепле и любви.

На 6-м месяце беременности у матери пациентки отмечался сильный токсикоз. Беременность её сильно раздражала, формировалось внутреннее отвержение ребёнка. Рисунок пациентки на тему 6-го месяца внутриутробной жизни, отражал протест против формальной заботы, социальных предписаний, не отражающих реальных потребностей ребенка, отсутствие веры в то, что можно быть услышанной и понятой, чувство безнадежности. В трансформации выразилась потребность вырваться из этого замкнутого круга.

Рисунок, посвящённый 7-му месяцу, отразил возросшую панику и страх не успеть родиться, чувство вины за причиняемые матери дискомфорт и страдания. Сформировалось ощущение, что родители ее не хотят. Возникал страх: как жить с теми, кому ты не нужна? В трансформации рисунка читается потребность освободиться от страха за будущее.

На 8 месяце беременности у матери пациентки был выражен сильный страх, связанный с предстоящими родами. При этом возникал запрет на осознание телесности, формировалось отношение ко всему связанному с телом, как к источнику неприятностей и страдания. В рисунке пациентки на тему 8-го месяца внутриутробной жизни символически отражены страх удушья, стремления бороться за выживание, желание скорее родиться, что является её реакцией на страх матери перед родами и будущим. Трансформация рисунка выражала потребность освободиться от страхов и ощутить тело.

Заключительный рисунок этой серии, отражающий переживания пациентки на 9 месяце внутриутробной жизни был наполнен символами, которые выражали её намерение «прорваться и выжить», а также ощущение одиночества после рождения, холод металлических предметов, отсутствие рядом людей, и от всего этого чувство бессмысленности проделанного пути и жалость к себе. Трансформируя свой рисунок пациентка демонстрировала потребность в тепле и чуткости.

После окончания курса арт-терапии самочувствие пациентки улучшилось. Спустя некоторое время, она отмечала, что заметно лучше стала чувствовать себя также её мать, их отношения стали позитивно меняться. Через год, она сообщила, что у нее за всю жизнь не было таких тёплых отношений с матерью как теперь.

Таким образом, настоящий пример подтверждает, эффективность арт-терапии. А для перинатальной психологии, такой опыт дает богатый материал для понимания и изучения того, что ощущает ребенок во время внутриутробного развития, что влияет на формирование его психики благотворно, а что негативно, в чем он реально нуждается.







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.