Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ОТ ПСИХО-ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ БЕРЕМЕННОЙ САМКИ





Кузнецова Т.Г., Абрамченко В.В. (Санкт-Петербург, Россия)

НИИ Акушерства и Гинекологии им. Д.О. Отта РАМН

 

Психическое состояние матери, равно как и ее здоровье, существенно влияет на развитие и жизнеобеспечение плода. В связи с этим анализ естественных эмоциогенных ситуаций и специальное их моделирование может существенно помочь в поиске ответов на вопросы – как влияет эмоциональное состояние матери на развивающийся плод, каковы последствия таких воздействий, как они отражаются на адаптационных механизмах плода.

Получение ответов на этот вопрос важно не только для приматологии, но и для медицины.

Исходя из сказанного, были поставлены вопросы: зависит ли сердечный ритм плода от функционального и эмоционального состояния беременной самки, существует ли корреляции между изменением ее состояния и сердечным ритмом плода при усилении ее эмоциональной напряженности в течение последнего месяца беременности.

Исследования проводились у четырех самок шимпанзе на протяжении семи нормально протекавших беременностей.

Анализ полученных в результате исследования фактов дал основание заключить, что изменения в эмоциональном настрое самки отражаются на динамике сердечного ритма плода. В основе этих изменений лежат информационные процессы (Симонов П.В., 1987), определяющие полноту и темп развертывания физиологической программы адаптации организма плода к изменяющимся условиям среды, каковой для него является организм матери.

Отсутствие полной корреляции сердечного ритма самки и ее плода говорит о том, что гормоны самки, влияя на адаптационные механизмы плода, изменяют реактивность участвующих в них собственных систем и структур плода при возникновении у самки эмоционального напряжения.

Регуляция сердечного ритма плода, находясь в определенной зависимости от функционального состояния самки, опирается на собственные ресурсы и не является точным отражением состояния матери. Следовательно, «обучение» адаптации плода начинается в антенатальном и совершенствуется в постнатальном периодах.

Таким образом, проведенный анализ поведенческих и сердечно-сосудистых реакций беременной самки и ее плода показал, что жизнеобеспечение плода определяется не только физическим, но и эмоциональным, психическим состоянием матери, о чем свидетельствует отсутствие прямой корреляции между сердечным ритмом матери и плода, а сформированные и задействованные паттерны ответов плода на эмоциогенные стимулы внешней среды активируют собственные адаптационные системы и ресурсы плода. По всей вероятности, уже на этом этапе онтогенеза можно говорить о включении потребности самосохранения жизни плода и о перманентом доминировании потребностей каждого из доминантов системы «мать-плод», а в дальнейшем «мать-ребенок (детеныш)». Иными словами, появляется возможность говорить о бидоминантности системы «мать-ребенок (детеныш)».

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

Изменение функционального состояния беременной самки влияет на сердечный ритм плода, что говорит о выраженности регуляторных влияний висцеральной и эндокринной систем матери на адаптационные механизмы плода.

1. Между изменениями сердечного ритма матери и плода нет прямой корреляции, что указывает на сформированность у плода к моменту его рождения собственных механизмов саморегуляции.

2. Эмоционально отрицательные реакции самки способствуют активации собственных механизмов саморегуляции и адаптации плода, чем подготавливают его к процессу родов и первому постнатальному периоду.

3. Включающиеся на последних сроках беременности самки механизмы саморегуляции плода предохраняют его от стрессовых влияний со стороны окружающей среды, в том числе, и со стороны организма матери, и стресса в момент рождения.

 

 

ОЦЕНКА ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ БЕРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН В ПРОЦЕССЕ ДОРОДОВОЙ ПОДГОТОВКИ

Иванова М. (Курган, Россия)

 

Известно, что во время беременности психика женщин отличается повышенной ранимостью, они переживают целую гамму эмоций, различных по силе и модальности. Эти эмоции во многом определяют состояние беременной женщины, оказывают значительное влияние на течение гестации и родов, на формирование отношений в системе мать-дитя в постнатальном периоде.

Для предупреждения и раннего выявления нарушений во время беременности, для организации в случае необходимости психокоррекционной работы важно иметь возможность своевременно и объективно оценить актуальное (текущее) эмоционально-психологическое состояние женщины. С этой целью может быть использована методика СУПОС-8, имеющая многокомпонентную структуру. С её помощью определяются нереализованные мобилизующие и демобилизующие начала единого акта психической деятельности.

К мобилизующим психическим состояниям относятся: психическое спокойствие, ощущение силы и энергии, стремление к действию, активность, импульсивная реактивность. Демобилизующими психическими состояниями можно считать психическое беспокойство, тревога, страх, подавленность и депрессия, удрученность, тоскливость.

Исследование женщин с помощью этой методики проводилось нами проводилось в отделении патологии беременных родильного дома МУ "Городская больница N2" города Кургана. Всего было обследовано 110 женщин в возрасте от 17 до 38 лет (средний возраст 25 лет). На первом занятии курса дородовой подготовки определялся базовый эмоциональный фон у беременных женщин. Повторно обследование проводилось после окончания цикла занятий.

В результате исследований было выявлено, что при поступлении женщин в отделение патологии беременных отмечался общий сниженный уровень эмоционально-волевых проявлений. Отмечено, что уровень тревоги и страхов возрастает с приближением предстоящих родов. По мере проведения психокоррекционных мероприятий эмоционально-волевые процессы становятся более стабильными.

Женщин перед проведением дородовой подготовки можно разделить на две группы:

I. Женщины с высоким уровнем демобилизующих факторов (31% исследуемых):

1.1. Женщины с повышенным уровнем тревоги и страхов (42%). Они легко внушаемы, хорошо воспринимают рациональные методы психопрофилактики.

1.2. Женщины с высоким уровнем реакций подавленности. После родов у них нередко отмечаются признаки депрессии.

II. Женщины с эйфорическими переживаниями предстоящих родов (12%).

Данные женщины вели себя по-разному: они либо отказывались от любых предложений психопрофилактической помощи (52%), либо напротив стремились получить психопрофилактическую помощь, в том числе иррациональными методами. В послеродовой период эти женщины отмечали, то их надежды оправдались, испытывали разочарование, обнаруживали проявления явной и вполне обоснованной тревоги.

Анализ актуальных тревог и страхов беременных показал, что для женщин готовых к материнству характерны следующие страхи:

  • предстоящих родов, родовой боли (47% испытуемых);
  • утраты ребенка (42%);
  • социальные страхи (межличностных отношений, войны, нестабильности общества) (21%;
  • потери мужа (16%);
  • страх темноты (16%).

Матери неготовые к материнству испытывают тревогу и страхи следующего содержания:

  • тревога, связанная со значимыми межличностными отношениями, с отношением окружающих к беременности и ребёнку (38%);
  • страх перед предстоящими родами (38%);
  • тревога, связанная с неопытностью, отсутствием навыков ухода за ребёнком и общения с ним (42%);
  • тревога за здоровье ребёнка;
  • страх одиночества (38%);
  • страх будущей неизвестной жизни (79%).

Все выше сказанное свидетельствует о том, что имеются существенные различия в эмоционально-волевой сфере женщин, ожидающих родов, но во всех случаях виден явный эффект психопрофилактических воздействий. При организации дородовой подготовки, психопрофилактической работы целесообразно учитывать женщинами характер особенностей эмоционально-волевых проявлений беременных женщин.

 

СТРЕСС И БЕРЕМЕННОСТЬ

Абрамченко В.В, Мальгина Г.Б., Коваленко Н.П., Убайдатова Б.А.

(Санкт-Петербург, Екатеринбург, Россия)

НИИ Акушерства и Гинекологии им. Д.О. Отта РАМН,

Научно-исследовательский институт охраны материнства и младенчества» МЗ РФ

 

Эмоциональный стресс был и остается серьезной социальной и научной проблемой. При чрезмерной интенсивности, длительности, частой повторяемости влияния стрессовых факторов происходит истощение адаптационных резервов организма, что может приводить к развитию психосоматических заболеваний.

Важными задачами в проблеме стресс и беременность являются выявление роли психологических методов профилактики и коррекции при беременности и в родах, а также изучение психотравмирующих факторов, вызывающих у беременных и рожениц психосоматические отклонения, состояние внутреннего напряжения и дискомфорта.

Влияние стресса на беременность, особенности формирования перинатальной патологии и возможности преодоления неблагоприятных последствий материнского стресса на фетоплацентарную систему изучены недостаточно.

Особенно большого внимания заслуживают перинатальные аспекты стресса при беременности, в частности, влияние эмоционального стресса на течение и исход беременности, состояние плода и новорожденного. Беременность является периодом особой чувствительности психики женщины. Роды представляют собой большую психическую нагрузку. Поэтому как острый, так и хронический стресс во время беременности приобретает особое значение.

Необходимо разработать практические рекомендации по совершенствованию психопрофилактической работы при беременности и в родах.

В современных условиях медико-социальные проблемы семьи, ожидающей ребенка, демографический кризис в обществе могут выступать как стрессогенные факторы и приводить к нарушению психического здоровья беременной и будущего ребенка.

Беременность и роды для женщин являются временем значительных психических и физиологических перемен, которые нередко сопровождаются депрессивными состояниями различной степени выраженности и относятся к кругу психосоматических, что требует тесного взаимодействия акушеров, психологов и психотерапевтов.

Сравнение групп беременных, прошедших психопрофилактическую подготовку и не прошедших ее, выявило, что подготовленные женщины имеют, как правило, физиологическое течение родов, их дети получают высокую оценку состояния при рождении по шкале Апгар.

При этом вне зависимости от характера стресса, необходима комплексная профилактика перинатальных повреждений. Выявлены определенные ключевые периоды развития фетоплацентарной системы, во время которых возможно применить медикаментозную и немедикаментозную коррекцию. В частности, применение дифференцированной психотерапии и физиотерапевтических методов лечения способствуют процессам адаптации к острому или хроническому психоэмоциональному стрессу и адекватному развитию фетоплацентарной системы, что влечет за собой снижение частоты и тяжести перинатальных последствий перенесенного стресса.

Важнейшим психопрофилактическим принципом работы с беременными и роженицами является учет их индивидуальных особенностей, а также характера личностного реагирования на трудные ситуации, способности к самоорганизации. Основными этическими нормами психолога, работающего в родовспомогательном учреждении, являются компетентность, профессиональная и социальная ответственность, уважение к человеческим правам и достоинствам членов семьи, ожидающей ребенка.







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.