Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема № 1. Понятие, значение и методологические основы квалификации преступлений





УТВЕРЖДАЮ

Начальник кафедры

подполковник полиции

С.М. Мальков

« ______ » _______________ 2011 г.

 

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

по учебной дисциплине

«ПРОБЛЕМЫ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ»

 

 

 

Красноярск 2011

 


 

 

Планы семинарских и практических занятий разработаны доцентом кафедры уголовного права и криминологии кандидатом юридических наук, доцентом В.Н. Винокуровым

 

Винокуров, В.Н.

Планы семинарских и практических занятий по учебной дисциплине «Проблемы квалификации преступлений» / В.Н. Винокуров; Кафедра уголовного права и криминологии (кафедра №6). – Красноярск : СибЮИ ФСКН России, 2011. – 25 с.

 

 

Одобрены на заседании

кафедры уголовного права

и криминологии (кафедра №6)

СибЮИ ФСКН России

5 декабря 2011 г.,

протокол № 7

 

ãСибЮИ ФСКН России, 2011


Пояснительная записка

Правильная, основанная на законе квалификация преступлений является важнейшим требованием принципа законности в сфере борьбы с преступностью. Дисциплина «Проблемы квалификации преступлений» предполагает углубление знаний основных положений действующего уголовного законодательства, усовершенствование навыков применения общих правил квалификации преступлений. Изучение указанной дисциплины поможет слушателям в усвоении довольно сложных и имеющих важное практическое значение вопросов уголовного права, часть которых или не охватывается курсом уголовного права, или же рассматривается в небольшом объеме.

При изучении дисциплины особое внимание следует уделить глубокому уяснению не только теории уголовного права и действующего законодательства, но и практике его применения. Настоящая дисциплина должна предоставить необходимые знания, умения и практические навыки в применении действующего уголовного законодательства при квалификации преступлений, а также уяснение слушателями научных основ, методики и правил квалификации.

В процессе обучения используются следующие виды занятий: лекции, семинары, практические занятия. На лекциях рассматриваются основные, наиболее сложные положения теории квалификации преступлений. Слушателям разъясняются наиболее сложные положения теории квалификации, их внимание концентрируется на тщательном изучении обозначенных вопросов, связанных с профилем учебного заведения, а также рекомендуется литература, необходимая для уяснения рассматриваемой темы. В сборнике по каждой теме приводятся вопросы, изучаемые на семинарских занятиях, а также задания, иллюстрирующие проблемы квалификации, возникающие в судебной практике. При подготовке к семинарским занятиям по темам курса следует изучить рекомендованную по теме литературу, статьи УК РФ и других нормативных актов, постановления Пленума Верховного Суда РФ. Ответ на вопрос, поставленный в плане занятия, должен содержать ссылки на статьи уголовного закона и других нормативных актов. На практических занятиях студенты анализируют задачи, решенные в часы самостоятельной работы. Решение задачи по любой теме заключается в кратком письменном ответе на поставленные вопросы, квалификацию преступления следует обосновать, анализируя вмененный состав по традиционной схеме – объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.



 


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п Наименование тем Всего часов Лекции Семи- нары Практ. занятия Приме-чание
Понятие, значение и методологические основы квалификации преступлений    
Состав преступления как юридическое основание квалификации преступлений  
Юридические и фактические ошибки и их влияние на квалификацию преступлений    
Оценочные понятия уголовного закона    
Конкуренция уголовно-правовых норм  
Квалификация неоконченной преступной деятельности и групповых преступлений  
Итого по курсу Форма контроля - экзамен

Нормативный материал:

1. Уголовный Кодекс Российской Федерации.

2. Судебная практика по уголовным делам / сост. А.Г. Есаков. - М.: Проспект, 2008.

Литература по всем темам:

1. Благов Е.В. Применение уголовного права / Е.В. Благов. - СПб., 2004.

2. Кудрявцев В.Н. Общая теория квалификации преступлений / В.Н. Кудрявцев. - М., 2007.

3. Корнеева А.В. Теоретические основы квалификации преступлений / А.В. Корнеева. - М., 2007.

4. Козлов, А.П. Общая теория квалификации преступлений / А.П. Козлов. – Красноярск, 2010.

5. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / под ред. А.И. Рарога. – М., 2010.

6. Никонов, В.А. Основы теории квалификации преступлений (алгоритмический подход) / В.А. Никонов. – Тюмень, 2001.

7. Поляков, С.А. Теория состава преступления / С.А. Поляков, С.И. Сухоруков, О.А. Исаева. – Новосибирск, 2010.

8. Уголовное право России. Т. 2. Особенная часть / под ред. А.Н. Игнатова, Ю.А. Красикова. – М., 2008.

9. Уголовное право России. Словарь терминов и определений. – Тюмень, 2008.

10. Уголовное право. Части Общая и Особенная. – М., 2010.

11. Шеслер, А.В. Научные основы квалификации преступлений / А.В. Шеслер, В.М. Гармаев. – Тюмень, 2009.

Тема № 1. Понятие, значение и методологические основы квалификации преступлений

Лекция - 2 часа.

Семинарское занятие - 2 часа.

Семинарское занятие

Учебные вопросы:

1. Понятие квалификации преступлений. Виды квалификации преступлений. Значение квалификации преступлений.

2. Место квалификации преступлений в процессе применения уголовно-правовых норм. Процесс квалификации преступлений. Основные этапы квалификации преступлений.

3. Понятие методологических основ квалификации преступлений. Применение логических форм и законов логики при квалификации преступлений.

Основная литература:

1. Благов Е.В. Квалификация преступлений / Е.В. Благов. – Ярославль, 2003.

2. Гаухман, Л.Д. Квалификация преступлений: Закон, теория, практика / Л.Д. Гаухман. – М., 2003.

3. Наумов А.В. Законы логики при квалификации преступлений / А.В. Наумов, А.С. Новиченко. - М., 1978.

4. Никонов В.А. Понятие и система Особенной части уголовного права. Процесс квалификаций преступлений : лекция / В.А. Никонов. - М., 2000.

 

Дополнительная литература:

Сабитов, Т. Принцип полноты квалификации преступлений / Т. Сабитов// Уголовное право. – 2010. №1. – С. 30–35.

 

Задания для самостоятельной подготовки:

В ходе самостоятельной подготовки необходимо повторить ранее изученную тему Особенной части уголовного права, посвященную теоретическим основам квалификации преступлений.

1. Определите понятие квалификации преступлений.

2. Установите место квалификации преступлений в процессе применения норм уголовного права.

3. Обоснуйте значение иных отраслей права для квалификации преступлений.

4. Обоснуйте значение правильной квалификации преступлений для деятельности органов внутренних дел.

Методические указания

Квалификация преступлений представляет собой разновидность применения норм права. Термин квалификация происходит от латинского слова qualis - качество. Квалифицировать, значит относить конкретные предметы или явления в зависимости от их качественной характеристики к определенному виду, разряду, категории. В уголовном праве квалификация означает выбор конкретной уголовно-правовой нормы, охватывающей конкретный социальный факт, конкретный случай совершения лицом общественно опасного деяния. Квалификация преступлений традиционно рассматривается в двух аспектах: 1) как процесс установления признаков того или иного преступления в действиях лица; 2) как результат этой деятельности - официальное признание и закрепление в соответствующем юридическом акте.

Смысл правильной квалификации конкретного преступления состоит в установлении точного соответствия между фактом объективной действительности, выразившимся в совершении конкретного общественно опасного деяния, и описанием этого деяния в диспозиции конкретной статьи уголовного закона. Другими словами, квалификация преступления представляет собой установление и юридическое закрепление точного соответствия между признаками совершенного деяния и признаками состава преступления, предусмотренного уголовно-правовой нормой.

Учитывая, что квалификация это уголовно-правовая оценка совершенного деяния, в теории уголовного права выделяют два вида квалификации: позитивную, когда в совершенном деянии содержатся все признаки состава преступления, предусмотренного УК РФ, и негативная, когда в совершенном деянии нет всех признаков состава преступления: невиновное причинение вреда (ст.28 УК РФ), совершение общественно-опасного деяния лицом не достигшим возраста уголовной ответственности (ст.20 УК РФ) совершение общественно-опасное деяния в состоянии невменяемости (ст.21 УК РФ), правомерное причинение вреда в состоянии необходимой обороны (ст.37 УК РФ), крайней необходимости (ст.39 УК РФ).

В зависимости от субъекта, осуществляющего уголовно-правовую оценку, квалификация преступлений бывает двух видов: легальная и доктринальная. Легальная квалификация носит официальный характер, осуществляется представителями компетентных органов и она носит обязательный характер. Доктринальная (научная) квалификация осуществляется учеными в статьях, книгах, комментариях к закону. Ученые-криминалисты выражают свое мнение по поводу квалификации конкретных видов преступлений, а также по отдельным уголовным делам. Доктринальная квалификация преступлений нередко помогает практическим работникам избежать определенных ошибок при квалификации преступлений, способствует повышению их профессионального уровня. Доктринальная квалификация не носит обязательного характера.

Правильная квалификация имеет важное значение в борьбе с преступностью. Она является практическим средством реализации уголовной политики государства и важным условием укрепления законности. Выделяют уголовно-правовое, уголовно-процессуальное и криминологическое значение квалификации преступлений.

При определении места квалификации в процессе применения норм уголовного права необходимо помнить, что квалификация преступлений является лишь одним из этапов применения нормы права, состоящим в принятии решения о том, какая именно уголовно-правовая норма предусматривает совершенное преступление (выборе соответствующей нормы), и в закреплении этого решения в уголовно-процессуальном акте. Все остальные этапы применения норм права выступают в качестве условий правильной квалификации.

Серьезное внимание следует уделить вопросу о методологических основах квалификации преступлений. Можно выделить следующие аспекты методологических основ - философский, который заключается в том, что процесс квалификации представляет собой процесс восхождение как от конкретного (совершенного деяния) к абстрактному (составу преступления, описанного в нормах УК РФ), так и от абстрактного к конкретному. Логический - в процессе квалификации судебно-следственные органы опираются как на законы формальной логики (тождества, непротиворечия, исключенного третьего), так и основные формы абстрактного мышления (понятие, суждение и умозаключение). Квалификация преступления представляет собой определенный вывод о социально-правовой природе и характере совершенного лицом деяния. Подобный вывод можно сделать с помощью умозаключения, т.е. такой формы мышления, посредством которой из двух суждений (реально совершенного деяния и состава преступления, описанного в нормах права) с необходимостью выводится суждение о том, что в конкретном совершенном деянии содержатся (либо отсутствуют) признаки состава преступления, предусмотренного уголовно-правовой нормой. Психологический заключается в том, что квалификация - это мыслительный процесс, характеризующийся различными состояниями, эмоциями лица, осуществляющего квалификацию, а также уровнем его подготовки. Правовой аспект заключается в том, что юридической основой квалификации является правовое понятие состава преступления.

Семинарское занятие

Учебные вопросы:

1. Понятие состава преступления, его функции. Соотношение состава преступления и диспозиции статьи Особенной части уголовного закона.

2. Структура состава преступления.

3. Виды составов преступлений.

4. Признаки состава преступления, их виды. Выражение признаков состава преступления в понятиях уголовного права.

 

Практические задания:

Задача 1. Осужденный за убийство, которое он не совершал, Иванов, находясь в местах лишения свободы, сделав подкоп, бежал. Проанализируйте состав преступления, предусмотренный ст.313 УК РФ и решите вопрос об уголовной ответственности Иванова.

 

Задача 2. Васин, застраховав свой легковой автомобиль в трех страховых компаниях, инсценировал угон, после чего облил машину бензином в лесу и поджег. По справке, полученной в РОВД, страховые компании выплатили Васину страховки. Квалифицируйте действия виновного.

 

Задача 3. Николаев, не желая оплачивать междугородние телефонные переговоры, постоянно подключался к телефону своих соседей. Сумма за переговоры, проведенные Николаевым, составила 3800 рублей. Квалифицируйте действия Николаева.

 

Задача 4. Завьялов одолжил Кабанову 15 тысяч долларов, и после истечения оговоренного срока постоянно напоминал о необходимости возврата денег. Однако Кабанов не имел возможности возвратить долг. Тогда Завьялов с помощью своего знакомого Петрова отогнал машину Кабанова стоимостью 400 000 рублей на стоянку, принадлежащую Петрову, и обещал вернуть ее только после возврата долга. При этом Кабанову было заявлено, что он должен будет оплатить нахождение машины на стоянке. Проанализируйте содержание соответствующих составов преступлений и квалифицируйте действия Завьялова и Петрова.

 

Задача 5. Никонов, работая в золотодобывающей артели на севере Красноярского края, утаил 500 гр. золота, привез его в Красноярск, где и был задержан в момент продажи золота стоматологу Шварцу. Проанализируйте содержание соответствующих составов преступлений и квалифицируйте действия Никонова и Шварца.

 

Основная литература:

1. Глюкова, М.И. Преступления против здоровья человека / М.И. Глюкова. – Омск, 2009.

2. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / под ред. А.И. Рарога. – М., 2010.

3. Ковалев М.И. Проблемы учения об объективной стороне состава преступления / М.И. Ковалев. - Красноярск, 1991.

4. Марцев А. Состав преступления: структура и виды / А. Марцев // Уголовное право. - 2005. - №2.

5. Уголовное право России. Т. 2. Особенная часть / под ред. А.Н. Игнатова, Ю.А. Красикова. – М., 2008.

Дополнительная литература:

1. Ляпунов, Ю. Состав преступления: гносеологический и социально-правовой аспекты / Ю. Ляпунов // Уголовное право. – 2005. – №5. – С. 45 – 48.

2. Минакова, С.В. Практика применения ответственности за аффектированные преступления / С.В. Минакова // Российский следователь. – 2010. – №23. – С. 17 – 19.

3. Яни, П.С. Квалификация преступлений экстремисткой направленности / П.С. Яни // Российская юстиция. – 2011. – №10. – С. 14 – 17.

Задания для самостоятельной подготовки:

В ходе самостоятельной подготовки необходимо повторить ранее изученные темы из Общей части курса уголовного права, касающиеся понятия состава преступления, его значения, видов, элементов и признаков.

 

Контрольные вопросы для самопроверки:

1. Обоснуйте значение Общей части уголовного права для квалификации преступлений.

2. Укажите юридическую основу квалификации преступлений.

3. Определите соотношение состава преступления и диспозиции статьи уголовного закона.

4. Назовите виды составов преступлений.

5. Укажите в чем отличие элемента состава от признака состава.

 

Методические указания:

Состав преступления представляет собой законодательную модель для квалификации преступлений и включает в себя все самые существенные, достаточные и необходимые, типичные признаки для каждого вида преступления. В силу этого обстоятельства наличие в действиях лица указанных в той или иной статье уголовного закона признаков видового конкретного состава преступления является единственным правовым основанием уголовной ответственности.

В логическом содержании понятия состав преступления следует выделять два структурных уровня: уровень элементов и уровень признаков. Элементами состава преступления являются: объект преступления, объективная сторона, субъективная сторона и состав преступления. Структура состава преступления на уровне элементов - это правовая структура состава. Каждый элемент состава характеризуется определенными признаками состава преступления. Поэтому уровень признаков состава преступления представляет собой более высокий структурный уровень, позволяющий ограничить один состав преступления от другого. Квалификация преступления осуществляется по признакам состава преступления, что является научным методом применения норм уголовного права. Таким образом, правовое значение состава преступления заключается в том, что состав служит юридическим основанием привлечения лица, совершившего преступление к уголовной ответственности, а также обеспечивает разграничение преступлений различных категорий.

В теории уголовного права выделяют следующие виды составов преступлений. По степени общественной опасности - основной, квалифицированный, привилегированный; по способу описания объективной стороны преступления - материальный, формальный, усеченный; по законодательной конструкции - простой, сложный.

Все признаки состава преступления в зависимости от их роли при квалификации подразделяются на обязательные - признаки, которые всегда учитываются при квалификации и факультативные - учитываются при квалификации только тогда, когда указаны в диспозиции статьи Особенной части УК РФ.

Большинство признаков состава преступления сформулированы в законе в позитивной форме: в виде указания на те или иные качества (свойства) преступления. Такие признаки называют позитивными. Но при описании некоторых составов преступлений встречаются признаки, которые выражаются в отрицательных понятиях, поскольку они указывают на отсутствие тех или иных качеств, свойств, особенностей деяния признаваемого преступлением. Подобные признаки принято называть негативными. Признаки состава преступления выражаются в понятиях, которые, в зависимости от степени определенности содержания, делятся на понятия точного значения и оценочные. Понятия точного значения подразделяются на понятия с постоянным содержанием (общеупотребительные, специальные, технические) и понятия с переменным содержанием (бланкетные).

 

Семинарское занятие

Учебные вопросы:

1. Понятие и значение выделения ошибки в процессе квалификации преступлений. Общие правила оценки общественно опасного деяния при ошибках.

2. Понятие и виды юридических ошибок. Влияние юридических ошибок на квалификацию преступлений.

3. Понятие фактических ошибок и основания деления их на виды.

4. Фактическая ошибка в объекте преступления: понятие, разновидности и влияние на квалификацию преступлений.

5. Виды фактических ошибок в объективной стороне преступления.

6. Фактические ошибки в квалифицирующих и привилегированных признаках, их виды, влияние на квалификацию и проблемы при квалификации преступлений.

Основная литература:

1. Векленко, В.В. Отягчающие обстоятельства хищений / В.В. Векленко, К.Д. Николаев. – Омск, 2009

2. Российское уголовное право. Общая часть / под ред. Л.В. Иногамовой-Хегай, В.С. Комисарова, А.И. Рарога. – М., 2006.

3. Уголовное право. Общая часть. Опорные конспекты лекций / под ред. С.Н. Сабанина, М.Б. Фаткулиной. – Екатеринбург, 2009.

4. Якушин, В.А. Ошибка и ее уголовно-правовое значение / В.А. Якушин. – Казань, 1988.

Дополнительная литература:

1. Дядюн, К. Квалификация убийства женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности / К. Дядюн // Уголовное право. – 2011. – №4. – С. 21 – 26.

2. Попова, О.А. Уголовно-процессуальные и организационно-тактические ошибки на стадии предварительного следствия и пути их предотвращения и устранения: дисс. … канд. юрид. наук / О.А. Попова. – Волгоград, 2006.

3. Ревин, В.П. К вопросу о понятии и уголовно-правовом значении фактической ошибки / В.П.Ревин, З.Г.Алиев // Российский следователь. – 2007. – №1. – С. 13 – 14.

Задания для самостоятельной подготовки:

В ходе самостоятельной подготовки необходимо повторить ранее изученные темы из Общей части курса уголовного права, касающиеся понятия принципов уголовного права и субъективной стороны преступления.

 

Контрольные вопросы для самопроверки:

1. Что понимается под ошибкой в уголовном праве?

2. Как соотносятся ошибка и принцип вины?

3. Назовите признаки ошибки.

4. Что понимается под юридической ошибкой?

5. Что понимается под фактической ошибкой.

6. Назовите общие и специальные правила квалификации при фактической ошибке.

Методические указания:

Поведение субъекта при ошибочном представлении о действительных его обстоятельствах оказывает существенное влияние на квалификацию содеянного. В юридической литературе под ошибкой понимают заблуждение лица относительно объективных свойств общественно опасного деяния, которые характеризуют его как преступление. Существуют много классификаций ошибок, но признаваемому большинством ученых точке зрения, все ошибки делят на юридические и фактические.

Юридическая ошибка – это заблуждение субъекта относительно юридических характеристик своего поведения. Выделяют три разновидности юридических ошибок:

1. Мнимое преступление. В данной ситуации субъект оценивает свое поведение как преступное, хотя в действительности оно таковым не является. Поскольку нет преступления без указания на то в законе, то уголовная ответственность субъекта исключается.

2. Мнимая правомерность. Субъект оценивает свое поведение как непреступное при наличии соответствующего уголовно-правового запрета. Действует презумпция: незнание закона не освобождает от ответственности.

3. Мнимые квалификация и оценка наказания. Субъект может осознавать, что его поведение уголовно-наказуемо, но ошибочно считает совершаемое преступление менее или более опасным, чем в действительности, ошибаться в его квалификации, виде и размере наказания и др. В данном случае деяние оценивается законодателем и мнение субъекта преступления значение не имеет.

Фактическая ошибка – заблуждение субъекта относительно объективных признаков своего поведения. Данные ошибки связаны с признаками объекта и объективной стороны состава преступления. В связи с этим выделяют следующие фактические ошибки (в объекте, предмете, личности потерпевшего, в развитии причинной связи, средствах совершения преступления).

Общим правилом квалификации при фактической ошибки выступает квалификация в соответствии с направленностью умысла.

И групповых преступлений

Лекционное занятие - 4 часов.

Семинарское занятие - 2 часа.

Практическое занятие - 4 часа.

 

Семинарское занятие

Учебные вопросы:

1. Этапы формирования преступной деятельности.

2. Особенности квалификации приготовления и покушения. Добровольный отказ на стадиях преступления.

3. Квалификация преступлений, совершенных в соучастии.

4. Особенности квалификации групповых образований.

5. Квалификация посредственного совершения преступления.

 

Практическое занятие

Задача 1. Супруги Свиридовы, постоянно распивая спиртные напитки, два раза заставляли свою 13-летнию дочь Катю пить водку. Один раз отец Кати заставил ее идти попрошайничать. Квалифицируйте действия Свиридовых.

 

Задача 2. Алферова создавала своей невестке невыносимые условия для совместного проживания, отказывая в питании, заставляя выполнять невыносимо тяжелую работу, запрещала общаться с друзьями и соседями и ежедневно жаловалась на нее сыну, уговаривала “избавиться от нее”. В результате последний часто ссорился с женой, избивал ее, а во время последнего скандала задушил ее. Квалифицируйте действия виновных.

 

Задача 3. Растин и Владимиров договорились о похищении Кариглазова с целью получения выкупа. Для этого они составили обстоятельный план похищения, приобрели оружие, распределили между собой роли, подготовили место, в которое предполагалось отвезти Кариглазова, провели “тренировку” похищения, обеспечили себе алиби, но были задержаны. Квалифицируйте действия виновных, определите форму соучастия.

 

Задача 4. Родионов, являясь членом приемной комиссии в институте, за оказание содействия абитуриенту принял деньги от его матери. Через некоторое время к Радионову обратился с аналогичной просьбой отец того же абитуриента: родители находились в разводе, и поэтому отец не знал, что деньги за содействие сыну уже даны. Родионов принял обе суммы. Квалифицируйте действия Родионова.

 

 

Задача 5. Пашков, Лесников и Ивонин договорились совершить хищение из квартиры, приготовив макет пистолета не намереваясь его использовать для причинения вреда здоровью. Ивонин остался караулить у подъезда, а Пашков и Лесников, выдав себя за слесарей, зашли в квартиру и, угрожая макетом, взяли деньги и ценности на сумму 38 тысяч рублей.

Квалифицируйте действия виновных.

 

 

Задача 6. Налоговые инспекторы Михайлов и Штих обнаружили, что продавцы Супокова и Переверзева продают товар без использования контрольно-кассовой машины. Составив протокол об административном правонарушении и угрожая привлечь к ответственности, инспекторы потребовали уплатить по каждой 3 тысячи рублей, обещая в этом случае уничтожить протокол. Супокова и Переверзева отдали названную сумму, но узнав, через два дня что инспекторы передали протокол для рассмотрения, Супокова подала заявление в прокуратуру.

Квалифицируйте действия виновных.

 

 

Задача 7. Калинин, Петров, Сидоров находились в автомобиле, управляемым Ивлевым, когда увидели на дороге женщину, которая обратилась к ним с просьбой подвезти ее до населенного пункта. Женщину посадили между Калининым и Петровым. Они предложили ей вступить в половую связь. Когда женщина отказалась, Петров и Калинин стали ее раздевать, а Сидоров, чтобы не мешать им, пересел на переднее место. Калинин и Петров, преодолевая сопротивление потерпевшей, Вступили с ней в половую связь, затем предложили это сделать Сидорову и Ивлеву, сидящим на передних местах автомобиля, те отказались.

Квалифицируйте действия виновных.

 

 

Основная литература:

1. Гордеев, Р.Н. Групповой преступление в уголовном праве России / Р.Н. Гордеев. – Красноярск, 2009.

2. Ковалев, М.И. Соучастие в преступлении. Часть вторая. Уголовное право. Общая часть / М.И. Ковалев. – М., 2004.

3. Ковалев, М.И. Соучастие в преступлении / М.И. Ковалев. – М. 2006.

4. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / под ред. А.И. Рарога. – М., 2010.

5. Насимов, Г.А. Неоконченное преступление / Г.А. Насимов. – М., 2009.

Дополнительная литература

 

1. Козлов, А.П. Учение о стадиях преступления / А.П. Козлов. – СПб., 2002.

2. Урумов, Х. Незаконный оборот оружия: группа лиц по предварительному сговору / Х. Урумов // Уголовное право – 2011. – №1. – С. 52 – 57.

3. Хохрин, С.А. Организация массовых беспорядков как объективная сторона преступления / С.А. Хохрин // Российский следователь. – 2010. – №4. – С.21 – 23.

4. Шеслер, А.В. Групповая преступность: криминологические и уголовно-правовые аспекты / А.В. Шеслер. – Саратов, 2006.

 

Задания для самостоятельной подготовки

В ходе самостоятельной подготовки необходимо повторить ранее изученные темы Общей части курса уголовного права, касающиеся видов неоконченного преступления, соучастия и множественности преступлений.

 

Контрольные вопросы для самопроверки

1. Укажите особенности добровольного отказа соучастников преступления.

2. Обоснуйте отличие приготовления к преступлению от обнаружения умысла.

3. Определите критерии деления покушения на оконченное и неоконченное и укажите значение такого деления.

4. Назовите особенности квалификации различных форм соучастия.

5. Укажите правила квалификации преступлений, совершенных в соучастии со специальным субъектом.

 

Методические указания

Прерывание преступной деятельности связано с определенными обстоятельствами, прерывающими развитие причинных связей. В зависимости от причин прерывания неоконченного преступления можно выделить две его разновидности.

В первом случае преступный результат не наступает в силу обстоятельств, не зависящих от воли виновного. В зависимости от степени реализации умысла выделяют два вида неоконченного преступления: приготовление к преступлению и покушение на преступление.

Слушатели должны знать, в чем состоит отличие приготовления к преступлению (приискание соучастников, сговор на совершение преступления) от обнаружения умысла. Также следует знать содержание признаков покушения на преступление: действия непосредственно направлены на совершения преступления, последствия не наступили по независящим от лица обстоятельствам, субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Основная классификация покушения на преступления проводится в зависимости от степени оконченности действия на оконченное и неоконченное. Слушатели должны знать, в чем заключается практическое значение деления покушения на оконченное и неоконченное.

Особое внимание слушателям следует обратить на вопросы квалификации покушения на преступление с материальным и формальным составом. При этом слушатели должны знать, когда при квалификации покушения на преступление применяется дифференцированный и недиференцированный подход.

Вторая разновидность неоконченного преступления связана с прекращением преступной деятельности по воле виновного и называется добровольным отказом. Слушатели должны знать содержание таких признаков добровольного отказа как своевременность, окончательность и добровольность.

При квалификации преступлений, совершенных в соучастии следует обратить внимание на такие вопросы как понятие соучастия, виды соучастников, формы соучастия и ответственность соучастников. При рассмотрении понятия соучастия особую сложность вызывают такие признаки как совместность действий и субъективный признак, заключающийся во взаимной осведомленности и согласованности действий соучастников. При решении вопроса о видах соучастников следует проводить разграничение исполнителя от организатора и пособника, организатора от подстрекателя, а также интеллектуального пособничества от подстрекательства. При решении вопроса о формах соучастия слушатели должны знать особенности квалификации, преступлений совершенных группой лиц, группой лиц по предварительному сговору, организованной группой.

Сущность акцессорной теории соучастия заключается в том, что основным участником признается исполнитель, действия других соучастников следует квалифицировать точно также как и действия исполнителя, но со ссылкой на ст.33 УК РФ, за исключением случаев, когда организатор, подстрекатель и пособник совместно с исполнителем, выполняли объективную сторону преступления. Вместе с тем, существует ряд исключений из акцессорной теории соучастия. К таким ситуациям относятся: совершение преступления при эксцессе исполнителя, добровольном отказе исполнителя и неудавшемся подстрекательстве, когда действия остальных соучастников квалифицируются не так как действия исполнителя.

УТВЕРЖДАЮ

Начальник кафедры

подполковник полиции

С.М. Мальков

« ______ » _______________ 2011 г.

 

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

по учебной дисциплине

«ПРОБЛЕМЫ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ»

 

 

 

Красноярск 2011

 


 

 

Планы семинарских и практических занятий разработаны доцентом кафедры уголовного права и криминологии кандидатом юридических наук, доцентом В.Н. Винокуровым

 

Винокуров, В.Н.

Планы семинарских и практических занятий по учебной дисциплине «Проблемы квалификации преступлений» / В.Н. Винокуров; Кафедра уголовного права и криминологии (кафедра №6). – Красноярск : СибЮИ ФСКН России, 2011. – 25 с.

 

 

Одобрены на заседании

кафедры уголовного права

и криминологии (кафедра №6)

СибЮИ ФСКН России

5 декабря 2011 г.,

протокол № 7

 

ãСибЮИ ФСКН России, 2011


Пояснительная записка

Правильная, основанная на законе квалификация преступлений является важнейшим требованием принципа законности в сфере борьбы с преступностью. Дисциплина «Проблемы квалификации преступлений» предполагает углубление знаний основных положений действующего уголовного законодательства, усовершенствование навыков применения общих правил квалификации преступлений. Изучение указанной дисциплины поможет слушателям в усвоении довольно сложных и имеющих важное практическое значение вопросов уголовного права, часть которых или не охватывается курсом уголовного права, или же рассматривается в небольшом объеме.

При изучении дисциплины особое внимание следует уделить глубокому уяснению не только теории уголовного права и действующего законодательства, но и практике его применения. Настоящая дисциплина должна предоставить необходимые знания, умения и практические навыки в применении действующего уголовного законодательства при квалификации преступлений, а также уяснение слушателями научных основ, методики и правил квалификации.

В процессе обучения используются следующие виды занятий: лекции, семинары, практические занятия. На лекциях рассматриваются основные, наиболее сложные положения теории квалификации преступлений. Слушателям разъясняются наиболее сложные положения теории квалификации, их внимание концентрируется на тщательном изучении обозначенных вопросов, связанных с профилем учебного заведения, а также рекомендуется литература, необходимая для уяснения рассматриваемой темы. В сборнике по каждой теме приводятся вопросы, изучаемые на семинарских занятиях, а также задания, иллюстрирующие проблемы квалификации, возникающие в судебной практике. При подготовке к семинарским занятиям по темам курса следует изучить рекомендованную по теме литературу, статьи УК РФ и других нормативных актов, постановления Пленума Верховного Суда РФ. Ответ на вопрос, поставленный в плане занятия, должен содержать ссылки на статьи уголовного закона и других нормативных актов. На практических занятиях студенты анализируют задачи, решенные в часы самостоятельной работы. Решение задачи по любой теме заключается в кратком письменном ответе на поставленные вопросы, квалификацию преступления следует обосновать, анализируя вмененный состав по традиционной схеме – объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.

 


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.