Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Определите, когда выделенные понятия употреблены в разделительном, а когда в собирательном смысле.





Пример:

«Студенты нашей группы получили пятерки по логике».

Понятие «студенты нашей группы» используется в разделительном смысле, поскольку, скорее всего, обозначает только некоторых студентов группы.

«Студенты нашей группы обязаны посещать занятия».

Понятие «студенты нашей группы» используется в собирательном смысле, поскольку обозначает всех студентов группы.

а) Материки занимают 1/3 земной поверхности.

б) Средняя продолжительность жизни в нашей стране – 60 лет.

в) Граждане России выступают за демократию.

г) Граждане России обязаны соблюдать закон.

д) Книга – источник знаний.

е) Советский человек осваивает космос.

2.6. Дайте полную логическую характеристику понятиям.

Пример:

«Атеист» – понятие отрицательное, безотносительное, общее, конкретное.

«Мужество» – понятие положительное, безотносительное, единичное, абстрактное.

а) Аристотель.

б) Свобода.

в) Созвездие.

г) Соловей-Разбойник.

д) Дезактивация.

 

ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ПОНЯТИЯМИ

Определите, какие понятия являются равнозначными, какие находятся в отношении подчинения или пересечения.

Пример:

«Школьник – филателист» – понятия находятся в отношениях пересечения, их объемы имеют общие элементы.

«Москва – самый большой город России» – понятия находятся в отношениях тождества (равнозначности), поскольку их объемы полностью совпадают.

«Студент – человек» – понятия находятся в отношениях подчинения, поскольку объем понятия «студент» полностью входит в объем понятия «человек», но не исчерпывает его.

а) Квадрат – равносторонний прямоугольник.

б) Сын – отец.

в) Дом – кирпичный дом.

г) Спортсмен – красивый человек.

д) Луна – естественный спутник Земли.

е) Студент – промоутер.

ж) Гараж – неотапливаемое помещение.

з) Правовое государство – монархия.

и) Населенный пункт – город России.

к) Дочь – женщина.

Найдите понятия, находящиеся в отношениях пересечения по отношению к данным.

Пример:

«Монарх».

Понятие в отношении пересечения – мужчина, поскольку не все монархи являются мужчинами, и не все мужчины – монархи.

а) Олимпийский чемпион.

б) Корова.

в) Ребенок.

г) Портрет.

д) Столица.

Найдите подчиненные и подчиняющие понятия по отношению к данным.

Пример:

«Учебник».

Подчиненное понятие (с объемом, входящим в объем понятия «учебник», но не исчерпывающим его) – «учебник физики». Подчиняющее понятие (с объемом, включающим в себя объем понятия «учебник», но не исчерпывающимся им) – «книга».

а) Школа.

б) Понятие.

в) Микрофон.

г) Сержант.

д) Биология.

3.4. Определите понятия, находящиеся в отношениях соподчинения, противоположности и противоречивости.

Пример:

«Щука – карп» – отношения соподчинения; объемы данных понятий не имеют общих элементов, входят в объем родового понятия «рыба», но не исчерпывают его.



«Металл – неметалл» – отношения противоречия; объемы данных понятий не имеют общих элементов, входят в объем родового понятия «вещество» и исчерпывают его.

«Мудрец – глупец» – отношения противоположности; объемы данных понятий не имеют общих элементов, входят в объем родового понятия «человек», но не исчерпывают его, обозначают крайние степени определенной характеристики человека.

а) Адвокат – прокурор.

б) Студент – аспирант.

в) Красота - безобразие.

г) Ручка – фломастер.

д) Честный человек – нечестный человек.

е) Трусость – отвага.

ж) Баба-Яга – Змей Горыныч.

з) Отец – мать.

и) Монархия – республика.

к) Хоккеист – футболист.

л) Сын – дочь.

м) Домашние животные – дикие животные.

3.5. Подберите понятия, находящиеся в отношении соподчинения с данными и укажите подчиняющее понятие.

Пример:

«Капитан».

Понятие в отношении соподчинения – «лейтенант»; подчиняющее понятие, включающее в себя объемы соподчиненных понятий – «воинское звание».

а) Глагол.

б) Фокусник.

в) Позитрон.

д) Железо

е) Академия.

3.6. Подберите понятия, противоположные и противоречивые по отношению к данным.

Пример:

«Друг».

Понятие в отношении противоположности, при котором не исчерпывается объем родового понятия, – «враг». Понятие в отношении противоречия, при котором исчерпывается объем родового понятия, – «недруг».

а) Честность.

б) Вежливость.

в) Высокое здание.

г) Любовь.

д) Холодный климат.

3.7. Изобразите с помощью кругов Л. Эйлера отношения между понятиями.

Пример:

«Пожар (А), молния (Б), стихийное бедствие (В), явление природы (Г)»

 
 

 

 


а) Понятие, общее понятие, конкретное понятие.

б) Школьник, студент, учащийся.

в) Республика, монархия, форма правления, парламентская республика.

г) Кирпичный дом, трехэтажный дом, новый дом, одноэтажный дом.

д) Год, месяц, день.

е) Ученый, юрист, доктор юридических наук, преподаватель.

ж) Спутник планеты, естественный спутник, спутник Земли, Юпитер, спутник Юпитера, Луна.

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.