Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Определите, соблюдены ли правила деления. Какие ошибки допущены?





Пример:

«Видами искусства являются литература, музыка, скульптура и портретная живопись».

Правила деления не соблюдаются; нарушено правило соразмерности (не указаны все возможные результаты деления) и правило непрерывности (совершен переход к видовому понятию второго порядка «портретная живопись» вместо ближайшего видового понятия «живопись»).

а) Государства делятся на монархические, республиканские и демократические.

б) Двигатели бывают карбюраторные, инжекторные и электрические.

в) Право делится на публичное, частное и уголовное.

г) Климат бывает экваториальный, субтропический и умеренный.

д) Республики бывают президентские, парламентские и смешанные.

4.10. Постройте классификацию из следующих понятий.

Пример:

«Тумба; мебель; мягкая мебель; кресло; шкаф; корпусная мебель; диван».

мебель

мягкая мебель корпусная мебель

диван кресло шкаф тумба

а) Умышленное преступление; общественно опасное деяние; проступок; дисциплинарный проступок; преступление по неосторожности; административный проступок; преступление.

б) Католичество, махаяна, ислам, мировая религия, хинаяна, христианство, религия, протестантство, национальная религия, суннизм, православие, шиизм, буддизм, католицизм.

 

ПРОСТЫЕ СУЖДЕНИЯ

5.1. Определите вид и проанализируйте структуру следующих суждений. Суждения с отношением выразите в форме атрибутивных суждений.

Пример:

«Алексей старше Михаила».

Суждение с отношением; субъекты – «Алексей» и «Михаил»; предикат – «старше». Преобразуем в атрибутивное суждение: «Алексей является тем, кто старше Михаила».

«Обучающие программы по всем дисциплинам существуют на электронных носителях».

Суждение существования; субъект – «обучающие программы на электронных носителях по всем дисциплинам».

«Некоторые политические решения, принятые руководством СССР, были ошибочны».

Атрибутивное суждение; субъект – «политические решения, принятые руководством СССР»; предикат – «ошибочны».

а) Россия – ядерная держава.

б) Философское мировоззрение возникло позднее, чем мифологическое.

в) По данной проблеме существует целый ряд фундаментальных исследований.

г) В России русский язык является государственным.

д) Имеются факторы, ограничивающие доступность образования.

е) Свой дурак дороже чужого умника.

5.2. Приведите данные атрибутивные суждения к канонической форме; найдите квантор, субъект, связку и предикат.

Пример:

«Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на льготы».

Каноническая форма: «Все инвалиды Великой Отечественной войны являются теми, кто имеет право на льготы».

Субъект: «инвалиды Великой Отечественной войны».

Предикат: «те, кто имеет право на льготы».

Связка: «являются».

Квантор: «все».

а) Не все то золото, что блестит.

б) Горбатого могила исправит.



в) Нет худа без добра.

г) Нередко абитуриенты не подтверждают оценки, полученные на вступительных испытаниях.

д) Лбом стены не прошибешь.

е) Как правило, экономический кризис способствует оздоровлению экономики.

5.3. Определите разновидности категорических суждений, установив их структуру. Запишите формулу и буквенное обозначение каждого суждения.

Пример:

«Генералиссимус Суворов – выдающийся полководец».

Структура суждения: S есть P. Данное категорическое суждение является общеутвердительным (суждением типа А).

а) Маршрутное такси не выходит в рейс без технического осмотра.

б) Кашу маслом не испортишь.

в) Бывало, что великие музыканты не имели абсолютного слуха.

г) Лежачего не бьют.

д) Незаконная сделка считается недействительной.

е) Копейка рубль бережет.

5.4. Определите структуру суждений, изобразите отношения между терминами суждения с помощью кругов Л. Эйлера. Установите распределенность терминов в суждениях.

Пример:

«Никакая поддержка терроризма не может быть оправдана».

Структура суждения: Ни одно S не есть P.

P+
S+

а) Во всех правовых государствах существует независимая судебная власть.

б) Немногие магазины торгуют по оптовым ценам.

в) Бывают ошибки, которые не дают жизненный опыт.

г) Футболист не должен играть руками.

д) Некоторые студенты не проходят вовремя преддипломную практику.

е) Среди ученых тоже есть спортивные фанаты.

ж) Сочи – столица зимних Олимпийских игр 2014 года.

5.5. Определите, какое суждение соответствует каждой из предложенных схем.

Пример:

а) Некоторые вина являются полусухими.

б) Иногда водителями троллейбусов работают женщины.

Ответ: А-а, Б-б

 

А
Ж
Е
Д
Г
В
Б

а) Большинство детских книжек не являются книжками-панорамками.

б) Среди депутатов, выбранных по партийным спискам, немало женщин.

в) Ни в одном ресторане нет самообслуживания.

г) Нередко на Урале бывают снежные зимы.

д) Некоторые актеры не являются талантливыми.

е) Все кражи являются хищениями.

ж) Б.Н. Ельцин – первый президент России.

 

ТЕМА 6. СЛОЖНЫЕ СУЖДЕНИЯ

6.1. Укажите составные части сложных суждений, определите, каким логическим союзом они соединяются.

Пример:

«Стоило отцу заикнуться о плате, как капитан с яростью принимался сопеть» (Р. Стивенсон)».

Составные части: «Стоило отцу заикнуться о плате», «капитан с яростью принимался сопеть»

Логический союз: импликация («когда…, тогда…»)

а) Любишь кататься, люби и саночки возить.

б) От сумы да от тюрьмы не зарекайся.

в) Либо я получу зачет, либо я не получу зачет.

г) Око за око, зуб за зуб.

д) Поспешишь – людей насмешишь.

е) Терпение и труд все перетрут.

ж) Ни классическая механика, ни специальная теория относительности не были пригодны для описания всех физических процессов.

з) Завтра или выпадет снег, или пойдет дождь.

и) Только когда будет оплачен счет, будет принят следующий заказ.

6.2. Выделите эквивалентные и импликативные (условные) суждения. Определите основание и следствие импликативных суждений.

Пример:

1. «С глаз долой – из сердца вон».

Суждение импликативное: «Если с глаз долой, то из сердца вон».

Основание: «С глаз долой».

Следствие: «Из сердца вон».

2. «Курить – здоровью вредить».

Суждение эквивалентное: «Курить – все равно, что здоровью вредить».

а) Долог день до вечера, если делать нечего.

б) Чем дальше в лес, тем больше дров.

в) С волками жить – по-волчьи выть.

г) Дурака учить, что мертвого лечить.

д) Чему быть, того не миновать.

е) Пришла беда – отворяй ворота.

6.3. Выделите соединительные и разделительные суждения. В разделительных суждениях определите разновидность дизъюнкции.

Пример:

1. «Дружба дружбой, а служба службой».

Суждение соединительное, союз – конъюнкция.

2. «Грибы бывают ядовитые либо неядовитые».

Суждение разделительное, союз – строгая дизъюнкция.

а) Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

б) Автомобиль может быть оснащен электродвигателем или двигателем внутреннего сгорания.

в) «Со щитом или на щите».

г) Хлеб да вода – богатырская еда.

д) Береги платье снову, а честь смолоду.

е) Продукты могут содержать генетически модифицированные ингредиенты, либо не содержать их.

6.4. Проанализируйте структуру суждений, определите разновидности логических союзов, запишите суждения в символической форме.

Пример:

«Не родись ни умен, ни красив, а родись счастлив».

Сложное суждение состоит из трех простых, соединенных логическим союзом «и» (конъюнкцией). Первые два суждения являются отрицательными.

Символическая форма:

а) Или проводим маркетинговые исследования, или сразу приступаем к производству.

б) Экономический спад и снижение уровня жизни – причины социальных конфликтов.

в) Много будешь знать – скоро состаришься.

г) И рад бы в рай, да грехи не пускают.

д) Карьерный рост возможен только тогда, когда исполнительность сочетается с инициативностью.

е) Что имеем, не храним, потерявши, плачем.

з) Мужик год не пьет, и два не пьет, а как черт прорвет, так и все пропьет.

и) Не бойся собаки, что лает, а бойся той, что молчит, да хвостом виляет.

6.5. Придумайте сложные суждения, имеющие следующие формулы.

Пример:

« »

В данном суждении должно быть три простых входящих суждения; первые два в совокупности образуют основание импликации, а третье является следствием.

Суждение: «Если будет тепло и солнечно, то мы пойдем гулять».

а)

б)

в)

г)

д)

е)

6.6. Произведите отрицание сложного суждения.

Пример:

«Если будет тепло и солнечно, то мы пойдем гулять».

Формула:

Отрицание:

Будет тепло и солнечно, но мы не пойдем гулять.

а) Вечером я пойду в кино или в театр.

б) Если я успешно выполню контрольную работу, я получу хорошую оценку и обрадуюсь.

в) Если завтра выпадет снег или будет сильный ветер, я проведу весь день перед телевизором.

г) Если сломается трамвай и не будет маршрутного такси, то я опоздаю на занятия и не запишу начало лекции.

 

6.7. Находятся ли в отношении отрицания суждения в приведенных ниже парах?

Пример:

«Если будет тепло и солнечно, то мы пойдем гулять. Будет тепло и солнечно, но мы не пойдем гулять».

Суждения в данной паре находятся в отношении отрицания, поскольку в результате преобразования формулы первого суждения получается формула второго суждения

Формула первого суждения:

Формула второго суждения:

Отрицание:

а) Судья был гуманным и справедливым. Судья не был ни гуманным, ни справедливым.

б) Я куплю в буфете булочку или пирожок. Я не куплю в буфете ни булочки, не пирожка.

в) Если студент готовится к экзамену и у него хорошая память, то получение положительной оценки обеспечено. Если студент не готовится к экзамену, и у него нет хорошей памяти, то нет гарантии положительной оценки.

6.8. Определите истинность логических формул.

Пример:

« »

a b c
И И И И И
И И Л И Л
И Л И Л И
И Л Л Л И
Л И И Л И
Л И Л Л И
Л Л И Л И
Л Л Л Л И

Формула выполнимая, так как в итоговой колонке имеются и значения «истина», и значения «ложь».

а)

б)

в)

г)

д)

е)









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.