Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Культура Возрождения и Реформации





В Западной Европе.

План лекции

1. Сущность и место Возрождения в мировой культуре. Гуманистическая основа культуры Возрождения.

2. Итальянское Возрождение как его классическая форма. Особенности Северного Возрождения.

3. «Диалогичность» культуры Возрождения и её кризис.

4. Реформация и зарождение протестантской культуры.

План семинара

1. Эпоха Возрождения и её социально-экономические и духовные предпо­сылки.

2. Характерные черты ренессансной культуры. Образ человека в искусст­ве Возрождения.

3. Реформация как идеологическая культурная революция и её основные представители. Несовместимость гуманизма Возрождения и Реформа­ции.

4. Протестантская мораль и личность нового типа. Место Возрождения и Реформации в культурной жизни человечества

Литература

1. Абрамова И.И. Неповторимые лики эпох. - Кострома, 1993. C. 41-51.

2. Античное наследие в культуре Возрождения. - М.: Наука, 1984.

3. Артамонов С.Д. Литература эпохи Возрождения. - М.: Просвещение, 1994. C. 5-28, 37-51.

4. Бердяев Н. Конец Ренессанса и кризис гуманизма. Разложение челове­ческого образа / Бердяев Н. Философия творчества, культуры и искусства. - М., 1994. C. 392-405.

5. Вебер М. Протестантизм и капитализм // Религия и общество. - М. 1996. С. 80-96.

6. Введение в культурологию. Учебное пособие / Под редакцией Попова Е.В. - М. 1996. С. 243-250.

7. Запад и Восток. Традиции и современность. Курс лекций. - М.: Зна­ние, 1993. С. 44-65.

8. Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. - М., 1993. С. 81-143.

9. История зарубежного искусства. - М., 1983.

10. История мировой культуры: Наследие Запада: Античность. Средневе­ковье. Возрождение: Курс лекций / Под ред. С.Д. Серебряного. - М.: РГГУ, 1998. С. 319-411.

11. История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. - М. 1962. Ч. I. С. 465-474, 475-484, 506-541, 538-556.

12. Культура эпохи Возрождения и Реформации. - М.: Наука, 1981.

13. Культурология. Учебное пособие / Под редакцией Драча Г.В. - Ростов-на-Дону, 1997. Гл.2, 4.

14. Культурология. Учебное пособие / Под ред. Радугина А.А. - М., 1997. Разд. III, Гл. 6, 7.

15. Культурология в вопросах и ответах. Учебное пособие. - Ростов-на-Дону, 1997.

16. Леонова Т.А. История мировой и русской культуры V-ХVII вв. - Уфа, 1995. Разд. II. Гл. 1, 2.

17. Мартынов В.Ф. Мировая художественная культура. Учебное пособие.- Минск, 1997. Гл.8.

18. Розин В.М. Протестантская этика как одно из условий становления ду­ха капитализма / Розин В.М. Культурология. Учебник для вузов. - М. 1998. Гл. 1,2.

19. Рутенбург В.И. Титаны Возрождения. - СПб., 1991. С. 41-62, 118-130,

20. Страницы истории культуры. Учебное пособие / Под ред. В.А. Надеждиной, У.С. Ахметзянова. Вып. 2. – Уфа: Изд-во УГНТУ, 1998. С. 84-95.

21. Учебный курс по культурологии / Под ред. Драча Г.В. Ростов-на-Дону, 1996. Гл.2,4.

22. Чернокозов А.И. История мировой культуры. - Ростов-на-Дону, 1997.

Методические рекомендации

Возрождение и Реформация изменили привычный средневековый об­раз мира. Оба эти явления оказали немалое воздействие на дальнейшее раз­витие европейских стран, хотя направленность этого влияния столь же раз­лична, сколь неодинаковы Возрождение и Реформация. Первое знаменует со­бой светское направление, второе - религиозное. Но не только своей направ­ленностью они отличались. Идеи этих движений имели различный резонанс в обществе:

Возрождение было элитарным. Реформация - народным. Изучая эти судьбоносные для Европы культурные явления, следует так же иметь в виду, что не во всех странах они соприкоснулись или, соприкоснувшись, охватили культуру различных европейских стран в неравной степени.

«Возрождение» (по-французски - Ренессанс) и Реформация имеют не только черты различия, но и сходства. Их объединяют общие истоки и цели[66].

Для более глубокого понимания сущности Возрождения необходимо обратиться к его истокам. На почве каких социально-экономических измене­ний наблюдаемых в позднем средневековье выросло Возрождение? Как они повлияли на формирование возрожденческого менталитета? Какие социаль­ные слои становились потенциальными носителями нового мировоззрения[67]?

Серьёзные сдвиги в жизни общества, которые пришли в противоречие с официальной моралью, несоответствие христианского идеала и образа жиз­ни служителей церкви способствовали зарождению гуманизма — идейной основы эпохи. Сочинения Петрарки и Эразма Роттердамского, Боккаччо и Франсуа Рабле, Сервантеса и Шекспира, сформировавшие европейский гума­низм, - семена, упавшие на благодатную почву[68].

Под «Возрождением» автор этого термина Дж.Вазари - итальянский историк культуры XVI в. - понимал возрождение античности. Следует ли со­гласиться с таким определением Возрождения? В чём сходство и отличие ос­новных черт античности и Возрождения[69].

Обратите особое внимание на трактовку проблемы духовных предпосылок Возрождения в книге В.И. Рутенбурга и Истории мировой культуры: Наследие Запада.

Известно, что деятели Возрождения не отказывались от Бога и Веры. В чём вы видите смысл их противостояния церкви? Как изменился взгляд философов гуманистов на природу человека, его место в модели мира[70]?

Ренессанс возрождал гуманистические черты античного мира: антро­поцентризм, гражданское служение, эстетическое восприятие мира, отноше­ние к природе... Однако гуманизм Возрождения имел свои особенности, от­личающие его от своего прообраза. В чём специфика ренессансного гума­низма[71]?

В античном и возрожденческом гуманизме, пожалуй, больше сходст­ва, чем отличий. Чем принципиально отличается европейский (античный, ренессансный) от восточного гуманизма (китайского - жень и арабского - адамийиат)[72].

Характерные черты ренессансной личности вами уже выявлены при сопоставлении эпохи с Античностью и Средневековьем. В краткой форме ха­рактеристика этой личности изложена у Мартынова[73]. Однако следует ещё обратить внимание на изменение положения женщины в культуре Возрождения. А вместе с ним меняется и идеал женской красоты[74]. Освобожденное от "религиозного прессинга" мышление совершило полномасштабную революцию в искусст­ве: архитектуре, литературе, изобразительном, театральном и музыкальном творчестве. Обратите особое внимание на следующую проблему: почему доминантой в искусстве Возрождения становится живопись[75].

Еще одной характерной чертой ренессансной культуры является энциклопедичность, тесная связь искусства и науки. Как правило, в эпохи Воз­рождения художник и ученый соединялись в одном лице. Возрожденческому типу личности характерна цельность. Особенно ярко эти черты проявились в жизни и творчестве Леонардо да Винчи[76].

Черты ренессансной культуры в разных странах проявлялись по-раз­ному, каждая европейская страна демонстрирует, при общей направленности культуры, своеобразие в формах и последовательности воплощения её основ­ных черт. Чем вызваны национальные особенности культуры ренессанса? Особенно выпукло они выявляются при сопоставлении Итальянского и Се­верного Возрождения. Последнее, в свою очередь, так же не является единым. Тем не менее, при всех национальных особенностях Северное Возрождение имеет свою специфику по отношению к итальянскому[77].

Культура Возрождения уникальна благодаря своему переходному состоя­нию. Здесь мы видим стремление к диалогической встрече, примирение самых разнородных начал заданных Античностью и Средневековьем. Имея в виду этот диалог культур, Бердяев писал: "Тайна Возрождения - в том, что оно не удали­лось". Могло ли Возрождение иметь продолжение и почему[78]?

Постижение культуры Реформации следует начать с выявления её истоков, сущности и основных направлений. Обращаясь к проблеме истоков, следует выде­лить социально-экономические и духовные предпосылки Реформации. Обратите внимание на следующее обстоятельство, почему общие социально-экономические предпосылки в европейских странах приводят в одном случае к Возрождению, а в другом - к Реформации. Почему центром Реформационного движения становится Германия[79]?

Важнейшей духовной предпосылкой Реформации был "христианский гума­низм" деятелей Возрождения - Эразма Роттердамского, Т. Мора и др. Обратите внимание на роль и дальнейшую судьбу гуманизма в Реформации, и вы убедитесь в их несовместимости и враждебности[80].

Реформация была не просто религиозным обновлением, это была глубочайшая трансформация христианской культуры, итогом которой стал новый тип человека с новым отношением к жизни и к самому себе. Общество, основанное на протестантизме, выдвинуло свои идеалы, новые моральные принципы. Среди которых важнейшее место занимает трудовая этика. Протестантизм поставил и по-новому решал проблему свободы роли и разума человека, что заложило основы новоевропейского общества и сформировало современную западноевропейскую личность[81].

Как подготовили Возрождение и Реформация переход к культуре Но­вого времени[82]?

Терминологический словарь

Академизм — художественное направление в изобразительном ис­кусстве XVI—XIX вв., выражающееся в следовании внешним формам клас­сического искусства-античности и Возрождения. Академизм насаждал услов­ные идеализированные образы, далекие от жизни сюжеты,

Барокко (итал. barocco — странный, причудливый) основное сти­левое, направление в искусстве Европы XVI—середины XVII вв. Барокко связано с развитием дворянско-церковной культуры зрелого абсолютизма, тя­готевшего к торжественному «большому стилю». Барокко отразило кризис идеалов культуры Возрождения, драматизм человеческого бытия. Для барок­ко характерны динамичность, сложность, напряженность, контрастность, мо­нументальность, синтез искусств.

Возрождение — период в культурном развитии стран Западной и Цен­тральной Европы (в Италии — XV—XVI вв., в других странах конец XV—XVI вв.), переходный от Средневековья к культуре Нового времени, основанный на восстановлении античных духовных ценностей.

Гуманизм (лат. humanus — человеческий, человечный) признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявле­ние своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений. В узком значении — светское вольномыслие эпо­хи Возрождения, противостоящее религиозной схоластике средних веков.

Инквизиция (лат. inqizisio- розыск) — в католической церкви XIII— XIX вв. церковно-полицейское учреждение для борьбы с ересью. Судопроиз­водство велось тайно, с применением пыток. Еретики обычно приговарива­лись к сожжению на костре. Инквизиция особенно свирепствовала в Испа­нии.

Кальвинизм – направление протестантизма. Основоположник Ж.Кальвин. Главное его сочинение «Наставление в христианской вере». Кальвинизм как религия в наибольшей степени соответствовал интересам буржуазии. Возник в Женеве. Для кальвинизма характерны: доктрина абсо­лютного предопределения, проповедь «мирского аскетизма», республикан­ское устройство церкви. Кальвинизм из Женевы проник во Францию (гугено­ты), Нидерланды, Англию, Шотландию (пуритане).

Контрреформация (лат. сontr - напротив, геformatio — преобразова­ние, т.е. противодействие преобразованию) — церковно-католическое дви­жение в Европе середины XVI—XVII вв. во главе с папством, направленное против Реформации. В основу программы контрреформации легли решения Тридентского собора (1543—1563 гг.). Главное орудие контрреформации — инквизиция, монашеские ордена.

Лютеранство — крупнейшее, по численности направление, протес­тантизма. Основано М. Лютером. Началось его выступлением с 95 тезисами против индульгенций (1517 г.). М. Лютер — идеолог консервативности бюр­герства (жителей средневековых городов). Лютеранство менее последова­тельно, чем кальвинизм.

Манье­ризм (итал. manierismo от maniera — манера, стиль) направление в западно­европейском искусстве XVI в., отразившее кризис гуманизма, для которого характерно утверждение неустойчивости, трагические диссонансы бытия, власть сверхсил, субъективизм. Для произведений искусства этого стиля свойственна усложненность и изощренность формы.

Протестантизм (лат. ргоtestans— публично доказывающий) — одно из основных направлений в христианстве. Откололось от католицизма в ходе Реформации XVI в. Объединяет множество самостоятельных церквей и сект (лютеранство, кальвинизм, англиканская церковь, методисты, баптисты, ад­вентисты и др.) Для протестантизма характерны: отсутствие противопостав­ления духовенства и мирян, отказ от сложной церковной иерархии, упрощен­ный культ, отсутствие монашества, обязательное безбрачие духовенства (це­либат). У протестантов нет культа богородицы, святых, ангелов, икон. Суще­ствует только два таинства — крещение и причащение. Основной источник вероучения — священное писание (Ветхий и Новый Завет).

Проторенессанс (греч.рrotоs — первый, франц, renaissance — возрож­дение) — период в развитии итальянского искусства XIII—XIV вв., ознаме­новавший рост светской реалистической тенденции, обращение к античным традициям (Данте, Джотто).

Ренессанс (франц. renaissancе) — возрождение.

Реформация (лaт. reformatio — преобразование) — широкое общест­венное движение в Западной и Центральной Европе XVI в., носившее антифеодальный характер и принявшее форму борьбы против като­лицизма. Началось в Германии с выступления М. Лютера. Главный идеоло­гический тезис сторонников Реформации — требование «дешевой церкви» и отрицание духовенства в качестве посредника Бога на Земле. В реформацию можно выделить три основных направления: бюргерско-буржуазное (М.Лютер, Ж.Кальвин), королевско-княжеское и народное (Т.Мюнцер). Пер­вое характеризуется стремлением утвердить власть буржуа, второе — борь­бой за сохранение власти богатых феодалов, за счет захвата церковных зе­мель, третье — попыткой устранить феодальную эксплуатацию, поддержи­ваемую католической церковью, и установить социальное равенство. Рефор­мация положила начало протестантизму. В узком значении Реформация — проведение религиозных реформ в духе протестантизма.

Титанизм — качество возрожденческой личности, отличающейся ис­ключительностью ума, силой духа и многообразием таланта.

Универсализация личности (лат. universalis — общий, всеобщий) — всесторонность развития природных способностей человека.

Эмпирическая наука (греч. еmpyros — опыт) — наука, основанная на опыте (астрономия, география, археология, анатомия, инженерия).

Контрольные вопросы

1. Какие факторы формируют культуру Возрождения?

2. В чем смысл изменения духовной парадигмы эпохи Возрождения?

3. В чем специфика и сущность возрожденческой культуры?

4. Что такое гуманизм и как он толкуется в эпоху ренессансной культуры?

5. Чем титанизм эпохи Возрождения отличается от титанизма античности?

6. Основные социокультурные причины возникновения движения Реформа­ции?

7. Каковы черты сходства и различия между эпохами Ренессанса и Реформа­ции?

8. В чем сходство и отличие основных направлений протестантизма?

9. Чем отличается индивидуализм Реформации от ренессансного?

10. 10.Считаете ли вы появление индивидуализма положительным результатом развития духовной жизни Европы?

Контрольные задания

1. Возрожденческий тип человека и искусство Италии.

2. Титаны Возрождения.

3. Эразм Роттердамский - выдающийся представитель Северного Возро­ждения.

4. Томас Мор и его «Утопия».

5. Гуманизм Возрождения.

6. Учение Н. Макиавелли о государстве и его влияние не Европейскую культуру.

7. Позднее Возрождение и кризис гуманизма.

8. Реформация как религиозное противостояние гуманистическому сво­бодомыслию Возрождения.

9. Основные представители Реформации (М.Лютер, Ж.Кальвин, Т.Мюнцер).

10. Возрождение и Реформация в Северной Европе.

11. Особенности Возрождения и Реформации во Франции

12. Гуманизм и Реформация в Англии.

Тема № 9







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.