Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Функциональная классификация МИС





Информационные системы (ИС) уровня медицинских учреждений предназначены в первую очередь для информационного обеспечения основных бизнес-процессов этих учреждений и, как результат, организации их работы на более высоком качественном уровне.

К ним относятся:

§ Медико-технологические ИС;

§ Информационно-справочные системы;

§ Статистические ИС;

§ Научно-исследовательские ИС;

§ Обучающие ИС.

Эти ИС эксплуатируются в медицинских учреждениях различных уровней (от кабинета врача общей практики до крупных межрегиональных и федеральных медицинских центров), в санаторно-курортных учреждениях, диагностических центрах, станциях переливания крови, специализированных центрах (СПИДа, планирования семьи и пр.). Наибольший интерес среди них представляют медицинские информационные системы (МИС), интегрирующие в себе все выше перечисленные виды ИС, которые в этом случае выступают в роли подсистем общей МИС.

Американский институт медицинских записей выделяет 5 различающихся уровней медицинских информационных систем:

Первым уровнем МИС являются автоматизированные медицинские записи. Этот уровень характеризуется тем, что только около 50 % информации о пациенте вносится в информационную систему и в различном виде выдается ее пользователям в виде отчетов. На данном уровне обычно охватываются регистрация пациента, выписки, внутрибольничные переводы, ввод диагностических сведений, назначения, проведение операций. Информационные процессы здесь идут параллельно с «бумажным» документооборотом и служат, прежде всего, для формирования разного вида отчетности.

Вторым уровнем МИС служит система компьютеризированной медицинской записи (Computerized Medical Record System). На этом уровне медицинские документы, которые ранее не вносились в электронную память (прежде всего это информация с диагностических приборов, получаемая в виде различного рода распечаток, сканограмм, топограмм и пр.), индексируются, сканируются и запоминаются в системах электронного хранения (как правило, на магнитооптических накопителях).

Третьим уровнем МИС является применение электронных медицинских записей (Electronic Medical Records). На этом уровне должна быть развита соответствующая инфраструктура для ввода, обработки и хранения информации со своих рабочих мест. Пользователи идентифицируются системой, им даются права доступа, соответствующие их статусу. Структура электронных медицинских записей определяется возможностями их программной обработки. На данном уровне развития МИС электронная медицинская запись играет активную роль в процессе принятия решений и интеграции с экспертными системами, например, при постановке диагноза, выборе лекарственных средств с учетом настоящего соматического и аллергического статуса пациента и т.п.



На четвертом уровне МИС, который называют системами электронных медицинских записей (Electronic Patient Record Systems или Computer-based Patient Record Systems), записи о пациенте имеют гораздо больше источников информации. В них содержится вся соответствующая медицинская информация о конкретном пациенте, источниками которой могут являться как одно, так и несколько медицинских учреждении. Для такого уровня развития необходима общегосударственная или интернациональная система идентификации пациентов, единая система терминологии, структуры информации, кодирования и пр.

Пятым уровнем МИС называют электронную запись о здоровье (Electronic Health Records). От системы электронных записей о пациенте она отличается существованием практически неограниченных источников информации о здоровье пациента, что позволяет накапливать сведения об его поведенческой и социальной деятельности (курение, занятия спортом, пользование диетами и т. д.). По сути дела в МИС пятого уровня накапливаются электронные паспорта здоровья (Long Life Personal Health Record) населения.

Согласно действующему стандарту, медицинские информационные системы должны обеспечивать реализацию следующих функций:

§ Ведение медицинской документации («электронных историй болезни»);

§ Формирование структурно-экономических описаний (паспортов) ЛПУ и передачу их в сводные базы данных паспортов ЛПУ, которые ведутся в территориальных фондах ОМС и территориальных управлениях здравоохранени;

§ Учет пациентов и ведение реестра выполненных медицинских услуг по ОМС;

§ Планирование и учет выполненных прививок;

§ Взаиморасчеты со СМО и территориальными фондами ОМС за пролеченных пациентов;

§ Ведение нормативно-справочной информации;

§ Оперативное планирование и учет ресурсов медицинской помощи (коечный фонд, медицинский персонал, сложная медицинская аппаратура, кабинеты приема, запасы аптечных товаров);

§ Планирование и учет лечебных и диагностических назначений, а также направлений в другие ЛПУ;

§ Представление государственной медицинской статистической отчетности в территориальные управления здравоохранения;

§ Ведение БД зарегистрированных диагнозов для формирования статистики заболеваний;

§ Формирование сведений о наличии лекарств, доступных пациентам, и ведение учета лекарств, представленных пациентам по льготам.

МИС должна являться инструментом, обеспечивающим и организующим работу медицинского учреждения. Для этого она должна охватывать всю совокупность сведений об оказываемых в нем медицинских услугах и должна предоставлять возможность получать различные показатели деятельности медицинского учреждения, в частности:

§ Показатели, характеризующие процессы оказания медицинской помощи: своевременное выявление патологии, обоснованность госпитализации, своевременное взятие пациентов на диспансерный учет, анализ расхождения диагнозов, объема диагностических и лабораторных исследований; соблюдение стандартов длительности лечения, отклонение от лекарственного формуляра при медикаментозной терапии; удельный вес параклинических методов лечения, то есть соответствие оказанной помощи стандартам и протоколам лечения.

§ Показатели результата (конечные результаты): снижение трудопотерь и случаев выхода на инвалидность; снижение сроков длительности лечения, уровня госпитализации, обращаемости на СМП; снижение показателей смертности в трудоспособном возрасте; снижение уровня заболеваемости и болезненности как результат своевременной и эффективной диспансеризации и высокого уровня иммунизации; снижение числа «запущенных» случаев онкопатологии, туберкулеза и т.д.

§ Показатели эффективности лечения: отсутствие рецидивов, осложнений, случаев повторной госпитализации; соответствие уровня затрат объему оказанной помощи; удовлетворенность застрахованных пациентов уровнем оказанной помощи; улучшение показателей здоровья населения и т.д.

Следует заметить, что помимо медицинских ИС, в лечебных учреждениях могут эксплуатироваться специализированные ИС, например ИС бухгалтерии, отдела кадров, группы (отдела) по ремонту и обслуживанию медицинской техники и пр., а также специализированные системы хранения изображений, специализированные диагностические системы и т.д. Современная концепция построения медицинских информационных систем предполагает наличие их тесного взаимодействия на основе стандартных протоколов обмена данными, таких как XML, HL7, DICOM и др.

Одновременно должно быть организовано информационное взаимодействие МИС с информационными системами других медицинских организаций, в частности:

§ с другими ЛПУ и санаторно-курортными учреждениями;

§ с территориальными управлениями здравоохранения и медицинские управления министерств и ведомств;

§ страховыми медицинскими организациями и территориальными фондами обязательного медицинского страхования;

§ органами Государственного санитарного эпидемиологического надзора;

§ медицинскими учебными заведениями.

Этот обмен осуществляется в соответствии со стандартами (протоколами) информационного обмена, известными всем участникам такого обмена. Протоколы информационного обмена в системе здравоохранения и ОМС Красноярского края, утверждаются Согласительной комиссией и входят в состав Тарифного соглашения в системе обязательного медицинского страхования Красноярского края. На федеральном уровне стандарты информационного обмена разрабатываются и утверждаются Министерством здравоохранения и социального развития РФ.

Электронная медицинская карта (ЭМК, Electronic Medical Record, EMR) – электронная совокупность сведений, связанных со здоровьем субъекта (пациента), которая создается, хранится, ведется и используется сертифицированными медицинскими специалистами и персоналом в одной организации здравоохранения.

Обоснование необходимости использования ЭМК в лечебно-диагностическом процессе:

1. За последние 40-50 лет количество информации, с которой оперирует врач, выросло в несколько раз и продолжает расти. С другой стороны, технология работы с возросшими потоками данных осталась на уровне середины прошлого века. Соответственно, нужен эффективный «инструмент» обработки постоянно растущего объема медицинской информации и мощный «усилитель» возможностей врача.

2. За исключением средств автоматизации бухгалтерии и кадров, большая часть внедряемых в ЛПУ информационных систем представляет собой отдельные программы или их комплексы для решения конкретных специализированных задач. Например, учет услуг и обмен данными со страховыми компаниями и фондами ОМС, учет смертности, учет рождаемости, учет заболеваемости сахарным диабетом, туберкулезом и т.д.

3. Для каждого "учета", как правило, поставляется отдельное специальное программное обеспечение, никак или почти никак не взаимодействующее с другими программами. Чем больше требуется "учитывать", тем больше разнообразных программ внедряется в каждом ЛПУ и каждая новая программа требует, ввести в "свою" базу данных все или часть сведений, которые уже вводились в базу данных другой программы, неоправданно увеличивая нагрузку на персонал.

4. Врачу, кроме ведения медицинской карты в бумажном виде, требуется заполнять статистические талоны, формы учета больных с впервые выявленными заболеваниями и т.п.

Внедрения ЭМК снимает необходимость поддержки "зоопарка" учетных программ и формирования многочисленных учетных форм, т.к. любой отчет или учетная форма могут быть получены из ЭКМ автоматически в любое время.

Использование современных компьютерных технологий и внедрение в ЛПУ Электронной медицинской карты - это наиболее эффективный механизм, предоставляющий возможность оперативно структурировать, детализировать, анализировать и использовать все сведения, фиксируемые в медицинской карте.

 

5.3. Самостоятельная работа по теме:

· Изучение интерфейса МИС

Самостоятельная работа «Работа в МИС Барс»

Доступ через браузер Mozilla Firefox

http://31.13.128.106/med2/

ЛОГИН: demouser

ПАРОЛЬ: demo2010

Кабинет: консультативный кабинет

Задание 1. Познакомьтесь со всеми возможностями МИС Барс. Отметьте, какие функции данная МИС выполняет, и, пользуясь таблицей «Функции медицинских информационных систем», сделайте вывод, к какому классу МИС она относится. Указания: свои пометки делайте плюсиком (+). Ваш вывод необходимо написать после таблицы.

№ п/п Функции информационных систем Классы ИС
Информационная поддержка процессов диагностики, лечения и реабилитации пациентов  
Информационное обеспечение деятельности врачей (фармакологические базы данных, руководства по применению лекарственных средств, протоколы ведения больных)  
Персональный учет пациентов, ведение и обработка медицинских документов  
Учет медицинской помощи и медицинских услуг, оказанных пациентам, определение потребности в основных видах медицинской помощи; оценка, контроль и обеспечение качества медицинской помощи  
Расчет нормативов и тарифов оплаты за оказанную медицинскую помощь; организация взаиморасчетов между учреждениями здравоохранения  
Учета, планирование финансовых и материальных ресурсов и управление учреждениями здравоохранения  
Мониторинг за состоянием медико-демографической и эпидемиологической ситуации  
Сбор и обработки медицинских статистических данных, мониторинг состояния здоровья населения, оформление и представление государственной медицинской статистической отчетности, анализ статистических данных  
Поддержка принятия решений, в т. ч. на основе современных баз знаний, методов логического вывода, экспертных систем и др.  
Информационный обмен между ИС здравоохранения, а также ИС других ведомств (социальной защиты, образования и т. д.) в стандартных форматах обмена  
Поддержка телемедицинских технологий (телемониторинг, телемедицинских консультаций и консилиумов, видеоконференцсвязи, доступа к удаленным информационным ресурсам)  
Доступ к ресурсам сети Интернет; формирование и поддержка собственных информационных Интернет-ресурсов.  
Поддержка процессов обучения, подготовки и переподготовки специалистов  
Ведение базы данных нормативно-справочной документации  
Автоматизации документооборота в учреждении  

Вывод: __________________________________________________________________

Задание 2. Познакомьтесь с меню ИС. Ответьте на вопросы (ответ будет выглядеть следующим образом: Учет / счета реестры)

В каком разделе, в каком пункте меню можно зарегистрировать нового пациента?  
В каком разделе, в каком пункте меню можно записать пациента на прием к врачу?  
В каком разделе, в каком пункте меню можно посмотреть расписание врачей?  
В каком разделе, в каком пункте меню можно отобрать и просмотреть список амбулаторных карт за определенный промежуток времени (к примеру, последний месяц)?  
В каком разделе, в каком пункте меню можно посмотреть статистику по отделениям (количество коек в отделении, кол-во больных в отделении и т.д.)?  
В каком разделе, в каком пункте меню можно выписать пациенту больничный лист?  
В каком разделе, в каком пункте меню можно добавить / изменить структуру ЛПУ?  

Задание 3.Укажите, для какого пользователя (регистратор, врач, заведующий отделением, главный врач, администратор информационной системы) предназначен тот или иной раздел информационной системы и почему.

  Регист­ра­тура Рабо­чие места Учет От­четы Анали­тика Сло­вари На­стройки Администра­тор Сис­тема
Категория пользова­теля                  
Почему?                  

Задание 4.

Осуществите поиск по базе данных пациентов: найдите своих однофамильцев, или фамилии, похожие на вашу, сделайте screenshot.

Задание 5. Осуществите поиск другого пациента (по произвольной фамилии, кроме фамилии Иванов, пациент обязательно должен быть зарегистрирован, иначе не получится записать его на прием). Запишите его на прием (оплата - по ОМС). Сделать screenshot.

Не закрывайте появившееся окно.

Задание 6. Сформируйте маршрутный талон для данного пациента. Для этого необходимо нажать на клавишу «Талон»

Задание 7. В рабочем месте главного врача найти записанного вами ранее пациента, сделать screenshot.

Задание 8. В пункте УЧЕТ посмотреть журнал оплат за текущий месяц за наличный расчет. Сделать screenshot.

Задание 9. В меню УЧЕТ посмотреть список больничных листов, выданных с 1.10.2011.

Задание 10. Выполнить любое действие на ваше усмотрение из пунктов УЧЕТ, АНАЛИТИКА или СЛОВАРИ. Сделать screenshot и описать ту процедуру, которую вы выполнили.

 

5.4 Итоговый контроль знаний(ответы на вопросы по теме занятия; решение ситуационных задач, тестовых заданий по теме):

Тестовые задания по теме с эталонами ответов.

1 ПРОЦЕСС ПРОВЕРКИ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ ДОСТУПА МЕДИЦИНСКОГО РАБОТНИКА К ЭЛЕКТРОННЫМ ДАННЫМ ПАЦИЕНТА В МИС НАЗЫВАЕТСЯ

1) Идентификация

2) Аутентификация

3) Инициация

4) Персонализация

5) Персонификация

2 ПРОЦЕСС УСТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ РАБОТНИКА, НАЧИНАЮЩЕГО СЕАНС РАБОТЫ С МИС НАЗЫВАЕТСЯ

1) Идентификация

2) Аутентификация

3) Инициация

4) Персонализация

5) Персонификация

3 ОТ ВНЕДРЕНИЯ КОМПЛЕКСНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ВРАЧ-ТЕРАПЕВТ МОЖЕТ ПОЛУЧИТЬ ПОЛЕЗНЫЙ ЭФФЕКТ

1) простота и оперативность мониторинга показателей эффективности деятельности ЛПУ

2) оперативный доступ к полной информации о пациенте в электронном виде

3) упрощение сдачи отчетности в органы управления здравоохранением и фонд ОМС

4) упрощение персонифицированного учета изделий медицинского назначения

5) упрощение процедуры расчета стоимости медицинской услуги

4 ОТ ВНЕДРЕНИЯ КОМПЛЕКСНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ РУКОВОДИТЕЛЬ МЕДИЦИНСКОГО УЧРЕЖДЕНИЯ:

1) простота и оперативность мониторинга показателей эффективности деятельности ЛПУ

2) упрощение сдачи отчетности в органы управления здравоохранением и фонд ОМС

3) упрощение персонифицированного учета изделий медицинского назначения

4) упрощение процедуры расчета стоимости медицинской услуги

5) все вышеперечисленное

5 ОПЕРАТИВНУЮ РАБОТУ ПО ПОДДЕРЖКЕ РАБОТОСПОСОБНОСТИ МИС В МЕДИЦИНСКОМ УЧРЕЖДЕНИИ, КАК ПРАВИЛО, ОСУЩЕСТВЛЯЕТ

1) администрация медучреждения

2) информационная служба

3) врач - медицинский статистик

4) лечащие врачи

5) специалисты компании – поставщика МИС

6 ОТ ВНЕДРЕНИЯ КОМПЛЕКСНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ВРАЧ-ТЕРАПЕВТ МОЖЕТ ПОЛУЧИТЬ СЛЕДУЮЩИЙ ПОЛЕЗНЫЙ ЭФФЕКТ

1) простота и оперативность мониторинга показателей эффективности деятельности ЛПУ

2) оперативный доступ к полной информации о пациенте в электронном виде

3) упрощение сдачи отчетности в органы управления здравоохранением и фонд ОМС

4) упрощение персонифицированного учета изделий медицинского назначения

5) упрощение процедуры расчета стоимости медицинской услуги

7 ИС, СОДЕРЖАЩИЕ БАНКИ МЕДИЦИНСКОЙ ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ И СЛУЖБ УПРАВЛЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ, - ЭТО…

1) Медико-технологические ИС

2) Информационно-справочные системы

3) Статистические ИС

4) Научно-исследовательские ИС

5) Обучающие ИС

8 ИС, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫЕ ДЛЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОЦЕССОВ ДИАГНОСТИКИ, ЛЕЧЕНИЯ, РЕАБИЛИТАЦИИ И ПРОФИЛАКТИКИ ПАЦИЕНТОВ В ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ, - ЭТО…

1) Медико-технологические ИС

2) Информационно-справочные системы

3) Статистические ИС

4) Научно-исследовательские ИС

5) Обучающие ИС

9 ИС, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫЕ ДЛЯ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ, - ЭТО…

1) Медико-технологические ИС

2) Информационно-справочные системы

3) Статистические ИС

4) Научно-исследовательские ИС

5) Обучающие ИС

10 ОСНОВНОЙ ЕДИНИЦЕЙ НАКОПЛЕНИЯ И ХРАНЕНИЯ ДАННЫХ В МЕДИЦИНСКИХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМАХ ЯВЛЯЕТСЯ:

1) База данных

2) Ячейка или запись

3) Болезнь

4) Человек

5) Медицинское учреждение

11 ЛЮБАЯ ПЕРСОНАЛЬНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ЗАПИСЬ, СОХРАНЕННАЯ НА ЭЛЕКТРОННОМ НОСИТЕЛЕ:

1) Персональная медицинская запись

2) Электронная персональная медицинская запись

3) Электронная история болезни

4) Электронный медицинский архив

Ситуационные задачи

Задача №1

Вы – сотрудник медицинского учреждения, использующего комплексную медицинскую информационную систему. Вам необходимо получить письменное согласие пациента на обработку его персональных данных. Пациент высказывает опасения по поводу безопасности хранения медицинской информации о нем в электронном виде.

1. Какими аргументами Вы можете убедить пациента, что хранить информацию о пациенте в электронном виде безопаснее, чем в бумажном?

2. Опишите, какие механизмы защиты персональных медицинских данных о пациенте реализованы в МИС?

Задача №2

В два медицинских учреждения были внедрены разные, но функционально схожие, комплексные медицинские информационные системы с функцией ведения электронной медицинской карты. В одном учреждении среднестатистическое время на заполнение медицинской документации врачом-терапевтом сократилось вдвое, а в другом увеличилось на 1/3.

1. Чем можно объяснить такую разницу в эффектах внедрения МИС?

2. Какие организационные меры во втором учреждении необходимо принять, чтобы сократить время врача на ведение медицинской документации?

6. Домашнее задание для уяснения темы занятия: учебно-методические разработки следующего занятия и методические разработки для внеаудиторной работе по теме.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.