Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Архимандрит Варсонофий (Толстухин) (1887-1952)





 

Архимандрит Варсонофий (в миру Василий Гри­горьевич Толстухин) родился 1 января 1887 г. в Епифани Тульской губернии.

Окончил городское училище, в возрасте 15 лет 5 но­ября 1901 г. поступил в Спасо-Преображенский Валаамский монастырь. 14 февраля 1909 г. официаль­но зачислен в послушники; 29 апреля 1910 г. посвя­щен в стихарь. В обители Василий «с терпением и кротостью обучался монашеской жизни...» Еще «в 1907 г. архиепископ Сергий Финляндский... прикомандировал его к своему Архиерейскому дому. Убедившись в глубоком благочестии и незаурядных способностях... иерарх в 1909 г. послал его в Карель­скую миссию катехизатором». Целью миссии было распространение и утверждение Православия среди карел.

Особым духовным авторитетом для молодого послуш­ника на Валааме был старец схимонах Онуфрий (Гера­симов), подвизавшийся в скиту Всех святых. «Благо­говея перед этим старцем, юноша... скоро созрел для принятия иночества». 15 сентября 1910 г. Васи­лий пострижен игуменом Маврикием в монашество с именем Варсонофий. Близкими духовными друзь­ями монаха в то время были будущие валаамские стар­цы иеросхимонахи Ефрем (Хробостов) и Михаил (По­пов), иеромонах Иустиниан (Серебряков).

В сан иеродиакона о. Варсонофий был рукоположен архиепископом Сергием (Страгородским) 21 ноября 1910 г., а в сан иеромонаха — 14 января 1922 г.

На своем жизненном пути о. Варсонофий встре­тил «немало весьма замечательных людей. Среди них: отец Иоанн Кронштадтский, Святейшие Патриархи Тихон и Сергий, — и воспитанный ими церковно, с большим мужеством и подлинно христианским до­стоинством нес тяготу».

Известен также факт, что, будучи иеродиаконом, он ездил в Оптину пустынь и встречался там со знаме­нитым старцем архимандритом Варсонофием (Пли- ханковым).

От Бога о. Варсонофий имел дар составлять бо­гослужебные гимнографические тексты. В 1923 г. архиепископ Серафим (Лукьянов) наградил его грамотой за составление акафиста прп. Арсению Коневскому.

В сложные послереволюционные годы иеромонах Варсонофий «за отстаивание в Финляндии юрисдик­ции патриарха Тихона был сослан на Коневец в 1922 г. и оставался там до 1926 г.».

21 мая 1926 г. был вынужден оставить Коневец и от­правился в Болгарию1322, в Софию, к проф. Н.Н.Глубоковскому, с которым был хорошо знаком. Душа подвижника искала молитвенного уединения, поэтому он в скором времени устраивается в монастыре Преподобного Иоанна Рыльского, небесного покрови­теля почитаемого им прав. Иоанна Кронштадтского. В обители о. Варсонофий пишет акафист Рыльскому чудотворцу.

Известно о духовной связи о. Варсонофия и о. Ни- кандра (Белякова): «Был у о. Варсонофия верный друг и товарищ по изгнанию — иеромонах Никандр, ставший многолетним духовником женского Леонин­ского монастыря во Франции, который поддержи­вал связь с о. Варсонофием долгие годы».

Из Болгарии иеромонах Варсонофий был вызван митрополитом Евлогием (Георгиевским) в Париж, где посещал лекции в Свято - Сергиевском богослов­ском институте. Некоторое время он также служил при женской обители-приюте в честь иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» в Гарган-Ливри.

В 1927 г. иеромонах «был послан в Марокко ради основания православного прихода в Рабате»1329. Про­живавшие там русские люди нуждались в священ­нике, они создали временную комиссию по организа­ции прихода и подысканию средств на содержание священника. Комиссия уполномочила топографа А.Ф.Стефановского обратиться к митрополиту Евлогию. Переписка Стефановского сначала с викарием митрополита — епископом Вениамином (Федченко- вым), а позже и с самим митрополитом Евлогием, жив­шим в Париже, увенчалась успехом. 23 августа 1927 г. последовал указ за № 1725 следующего содержания: «Иеромонаху Варсонофию, настоящим командиру­етесь Вы с 15 августа с.г. в Марокко для организации там прихода, о чем и посылается Вам настоящий указ».

«Я внял призыву о помощи из далекого Марокко, — пишет митрополит Евлогий в своей книге «Путь моей жизни», — и послал туда своего человека — самоот­верженного отца Варсонофий (Толстухина), иеро­монаха Валаамского монастыря, старостильника, покинувшего родную обитель из-за разногласия со сторонниками нового стиля». В октябре 1927 г. священник прибыл к новому месту служения.

О. Варсонофий воспринимал свой приезд в Африку как миссионерское служение. «Страна эта, — писал он впоследствии, — место апостольских подвигов еван­гелиста Марка, священномученика Киприана, еписко­па Карфагенского и великого святителя христианской Церкви блаженного Августина; орошенная кровью множества мучеников в первые века христианства, она представляла собой до времен ислама цветущую цер­ковною жизнью и культурой христианскую страну с многочисленными епархиями, с развитой церков­ной жизнью, следами которой остались постановления Карфагенских Соборов Православной Церкви, сохра­нившие и до сих пор свою каноническую силу и ру­ководящее значение. Все это величественное здание христианской церкви и жизни в Северной Африке было сметено волною ислама и разрушено до основания, не оставив никаких следов, кроме материалов для археоло­гических раскопок. Только берберы, потомки рим­ских ссыльных и прежнего населения, ныне уже давно мусульмане, татуируют по местному обычаю на лбу знак креста, а их женщины носят крестики, в виде украшения, бессознательно свидетельствуя о прежней принадлежности предков их... христианству...»

Будучи талантливым организатором и человеком глубокой веры, иеромонах Варсонофий взялся за орга­низацию церковной жизни. Местные власти передали для совершения богослужений временный деревян­ный барак, в разных городах собирались пожертво­вания.

Чтобы жизнь нового русского прихода на терри­тории Александрийского Патриархата была с цер­ковно-канонической стороны устроена правильно, о. Варсонофий послал патриарху прошение, в котором просил благословения совершать богослужение и ду­ховно окормлять русских, проживавших в Марокко. В ответ с благословением была получена грамота от патриарха Мелетия из Александрии.

Несмотря на это обстоятельство, как вспоминал о. Варсонофий, «успех... возбудил зависть в нашем единоверце греческом архимандрите Евангелосе, прибывшем в Марокко, в г. Касабланку, от патриарха Александрийского для устройства греческого прихо­да». В один из воскресных дней о. Варсонофий служил в барачном храме литургию. Во время литургии архи­мандрит Евангелос вошел в алтарь в мирских одеждах и держал себя во святой момент ниже достоинства своего сана. А по окончании литургии вышел на амвон и начал говорить по-гречески, с переводом на русский язык одной женщиной, прибывшей с архимандритом. Его речь была насыщена завистью, с антиканоническим требованием подчиниться Александрийской Пат­риархии и передать церковь и ее имущество в веде­ние архимандрита Евангелоса. «По окончании этой речи я кратко ответил, что поднятый вопрос подлежит решению высших церковных властей, а посему обоим и следует к ним обратиться. Через три месяца вопрос был разрешен переводом отца Евангелоса из Марок­ко в Александрию...», а о. Варсонофием получена грамота от патриарха Александрийского, где тот про­сил присылать подробные отчеты, списки прихожан и вступать в сношения с Патриархией по каждому конкретному случаю крещения, брака и смерти. На эту просьбу русский подвижник дипломатично отве­тил, что послан в Африку митрополитом Евлогием, в чьей канонической зависимости состоит, и что ему «и доношу о течении нашей приходской жизни... а равно от него же получаю всякие распоряжения, касающиеся православной русской церкви в Марокко. Православные греки, живущие в Марокко, обраща­ются со своими духовными нуждами к греческому архимандриту... в Касабланку. Примите, Ваше Свя­тейшество, уверение в том, что канонические устои Церкви мною блюдутся, как соблюдались устои Церк­ви греческими священнослужителями на Святой Руси, где были национальные греческие храмы и подворья под непосредственным управлением греческих Пер­восвятителей».

Уладив таким образом все вопросы внешние, рус­ский приход во главе со своим пастырем приступил к важному делу строительства церкви. В русских за­граничных газетах появилось следующее воззвание: «Православные русские люди! К вам, находящимся в рассеянии, взываем о помощи на постройку Храма Божия в Африке, в Марокко. Скитаясь в пустынях и в вертепах, часто превращенных в храмы, и в пропастях земных, мы оценили потерянное величие и бла­голепие наших богослужений. Мы, заброшенные в Марокко, приступаем к устройству из деревянного барака пока временного храма. Средств к сему нет никаких. Помогите нам, русские люди и все сочувст­вующие этому святому делу, помогите зажечь лампаду христианства — выстроить православный храм в стра­не магометанства. Если Христос обещает награду за чашу студеной воды, то какова же награда ожидает помогающих создать храм во славу Его славного Вос­кресения...»

И откликнулись соотечественники. Из разных стран в Рабат стали поступать письма и переводы.

Чудесным образом был предоставлен земельный участок под строительство храма: «Житель города Рабата, знатный араб Шериф Хусейн Джебли, был женат на россиянке. Екатерина Алексеевна Джебли родилась в польской семье в Саратове, затем во вре­мя учебы в Европе познакомилась с молодым арабом и уехала в Марокко. От этого брака у них родились два сына и одна дочь. Семья была сплоченная, и в ней не было недостатка ни в чем. Но часто при изобилии благ земных отсутствие здоровья печалит и не весе­лит сердце человека. Так случилось с Шерифом Хусей­ном Джебли. Он заболел каким-то недугом и долго лечился. Изверившись в лечении лекарствами, он ре­шил позвать к себе для совещания и духовной беседы русского священника, успевшего уже познакомиться с его женой и знавшего о болезни».

Придя в дом к больному, о. Варсонофий сказал: «Ча­сто Бог болезнями и скорбями в этой жизни стучится в наше сердце, дабы мы открыли его Ему и приняли бы Его к себе. Вот вы решили пригласить меня, служителя Христа Бога, к себе, и может быть, ваше решение про­изошло оттого, что Христос стучится в ваше сердце, откройте Ему вашего сердца двери, и Он исцелит вас... апостол Христов Петр уверил нас, что во всяком народе боящийся [Бога] и поступающий по правде приятен Ему (Деян. 10, 35)». Больной заплакал и сказал: «Ну, вот что — прошу вас, вы служитель Христа, попросите Его, чтобы Он дал мне здоровье, и если Он услышит молит­ву вашу, то я в долгу перед вами не останусь».

Хусейн Джебли поправился.

«Выздоровление приписали молитвам. Возникло горячее желание вознаградить православного свя­щенника.

— Мне ничего не надо, — сказал о. Варсонофий, — но если хотите сделать что-нибудь для нас, дайте нам кусочек земли для построения храма.

— С радостью... сколько вам нужно?

— Хоть бы 300 метров...

— 300 мало, бери 500.

Араб велел принести карту владений и указал, какой кусок он может отдать. Участок оказался большой: 800 метров.

— Что же, хочешь ты ее у меня купить или хочешь, чтобы я его подарил? — спросил араб.

Отец Варсонофий сообразил, что дарственная за­пись ненадежна, наследники могут ее оспаривать, ска­зать, что он написал ее, будучи якобы не в своем уме...

— Я хочу землю купить, — заявил о. Варсонофий.

— За сколько?

— За один франк.

— Хорошо, бери за франк!»

В тексте купчей сказано, что подписавшийся господин Шериф Эль Хусейн Сиди Ахмет Джебли Элялями при­нимает цену в один франк, «признает и считает плату сию доброй и надлежащей, заплаченной в звонкой мо­нете, имеющей ход... Продажа совершена на особом условии, что приобретатель воздвигнет на означен­ном участке православный храм и что ни в коем случае названный участок не может служить никакой другой цели».

О. Варсонофий был возведен в сан архимандрита 31 октября 1932 г. митрополитом Евлогием, в день великого освящения Воскресенского храма.

Трудами о. Варсонофий были также открыты храмы в марокканских городах: Курибге, Танжере и Касаблан­ке, богослужения для русских совершались тогда в Фесе и Мекнесе. С 1946 г. архимандрит Варсонофий являлся благочинным русских церквей в Алжире и Марокко.

На склоне своих лет архимандрит Варсонофий желал вернуться на родину, о чем свидетельствует его про­шение, направленное на имя митрополита Рижского и Латвийского Вениамина (Федченкова), с которым о. Варсонофий познакомился на Валааме и встречался в Париже. «Через всю свою жизнь пронес о. Варсоно­фий любовь к родной Валаамской обители и к России; надеялся на возможность возвращения туда. Но, увы, Бог судил иначе».

Подводя жизненный итог, архимандрит писал в сво­ем завещании: «В мире дух мой предаю Господу, серд­цем моим служил Православной Русской Церкви и родному народу, а прах мой предайте марокканской земле».

Перед смертью о. Варсонофий был очень слаб, поч­ти все время лежал. После исповеди и причастия он бодрился и пытался вставать и ходить по комнатам. В 1.30 ночи 27 ноября 1952 г. он закашлялся, изо рта вытекла струйка крови, и он попросил отвезти его в церковь; это было исполнено, но в дороге он тихо скончался. Архимандрита облачили и, завернув в ман­тию, положили в храме на «рогознице», то есть на циновке. Гроб привезли к вечеру. Были литии, затем парастас при многих молящихся. Ночью читалось Святое Евангелие. В 10 часов утра началась литур­гия, а в 11.30 отпевание. На литургии и отпевании было очень много молящихся разных юрисдикций, православные и католики. Во французских газетах всех направлений появились сочувственные откли­ки; получен ряд телеграмм и писем.0. Варсонофий погребен в русской часовне на европейском кладби­ще в Рабате.

 

ЗА СВЯТОЕ ПОСЛУШАНИЕ...







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.