Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Собирай полезный сладкий мед с цветов духовных





 

Выдавая книги по случаю говения своего помощ­ника, обратил внимание на книжицу, принесенную для перемены: «Взаимныя должности общего мо­нашеского жития», издания Киево-Печерской Лав­ры 1823 года, с надписанием на первом листе: «Бла­гословение Киево-Печерской лавры наместника священноархимандрита Петра иеромонаху Парфению, февраля 2-го дня 1841 год». Желательно ею пользоваться для назидания учеников, а также по­лученной небольшой рукописью (№ 1) о старчестве, умной молитве и духовничестве от монаха Варнавы, доставшейся ему от почившего нашего духовника и старца иеросхимонаха Василия, недавно почивше­го, и письмами Затворника Вышенского, святителя Феофана, к схимонаху Агапию о старчестве. [17 де­кабря 1910 г.]

 

Что бывает при прохождении послушаний

 

Проходя послушание как старший, видя прекосло­вящих, уклоняющихся от послушания, неповинующихся, является смущающая мысль, что не можешь сохранить добродетель кротости, долготерпения и незлобия, и на душе становится тяжело. Не надеясь на свою мудрость, чтобы предотвратить душевное расстройство, побуждаешь себя с молитвою обра­щаться за помощью к Господу: «Господи, даруй мир, кротость и незлобие душе пребывать с противляющимися в мире», — или молиться молитвою святого Златоуста: «Избави мя, Господи, от человек некото­рых, и бесов, и страстей, и от всякия иныя неподобныя вещи» (молитвы на сон грядущим). Истинно, где мир, послушание, повиновение, согласие — там рай, но где раздор, немирствие, неповиновение, непослу­шание, ссоры — там сущий ад, возмущаемый бесов­скою злобою. Подходит под состояние отца Александ­ра. [18 декабря 1910 г.]

 

Говение и причащение

 

Говея, в день причащения, проснувшись пораньше, читаю воскресный антифон и шестой выпуск пи­сем епископа Феофана, но душа не удовлетворяется этим. Ей представляется лучшим удовлетворить себя во святом храме, во внимательном выслушивании церковных дневных последований: полунощницы, утрени и святой литургии. Эти последования, пред­лагаемые Церковью, суть богатая духовная трапеза, изобильно исполненная духовных брашен: покая­ния, умиления, сокрушения о грехах, благодарения Господа за все, особенно за причащение Святых Христовых Таин. Господи Боже, благий и милости­вый, насыти нас от этой духовной трапезы, испол­ни души наши небесного радования. Мир глубокий да пребывает в душах наших, Твоею Всесильною благодатью укрепляемый, ибо Ты, как Благий и Ми­лосердый, наше радование, утешение и спасение. [22 декабря 1910 г.]

 

Блюди, как опасно ходишь!

 

Как слаб и немощен человек без помощи Божией! Сейчас радовался, как бы хвалился спокойствием совести, свободою от страстей, но через несколько часов, увы, приходится оплакивать свое падение! Страсть, притаившаяся на время, подобно малой ис­корке, едва таившейся, раздутая возгнетителем ад­ского огня и своим нетвердым произволением и при­вычкой, превратилась в страшное пламя и опалила душевную храмину. Жалкий человек, не уповай на себя! С глубоким смирением, с сознанием своей не­мощи проси у Господа прощения и исцеления, взы­вая: «Исцели душу мою, яко согреших к Тебе. Возь­ми от меня бремя тяжкое моих грехов и даруй силы противиться всякому греховному вожделению. Без Тебя, без Твоей Всесильной помощи я слеп и окаянен. Возбранный Воеводо и Господи, Победителю ада и всей демонской козни, прогони от души моей всякое бесовское искушение и даруй истинное со­знание, что без Твоей помощи я легко побеждаюсь всякою страстью». [4января 1911 г.]

 

Призыв к покаянию

 

Крестителю и Предтече Господень, Иоанне! Благо­дати тезоименитый, даруй нам, многогрешным, спа­сительную благодать святого покаяния. Ты учил: Со­творите убо плод достоин покаяния (Мф. 3, 8). Даруй нам оставить всякий пагубный, томящий нас грех и укрепи хранить заповеди Христовы. Ты говорил:

Уже бо и секира при корени древа лежит. Всяко у бо дре­во> не приносящее плода добра, срубают и бросают в огонь (Мф. 3,10). Помоги нам в духе сокрушенного, смиренного покаяния возглашать со Святою Цер­ковью: «Не посецы меня, Спасе, грешнаго, яко не­плодную смоковницу, но на многая лета покаяния ми даруй, да принесу Тебе плод милостыни». Как ныне в Богоявление в ирмосе (канон 6) поет о тебе Святая Церковь: «Глас словесе, светильник света, денница солнца, Предтеча, в пустыни покайтеся всем вопи­ет людем...» Возгласи и в наши оглохшие душевно ушеса: «Покайтесь и обратитесь, пока серп смерти не пожал краткую жизнь вашу». [7 января 1911 г.]

 

Спасающая Божия благодать потребляет грех

 

«Свободна убо тварь познавается, и сынове света преж­де омраченнии, един стенет тьмы предстатель. Ныне да благословит усердно виновнаго, прежде окаянное языков всенаследие» (Богоявленский ирмос, 8-я песнь 2-го канона). Будучи долгое время угнетаем ярмом не­сносного греховного рабства, и получивши духовную свободу от тиранства греховных страстей, и бывши прежде омраченный, соделавшись сыном Света, между тем как тьмы предстатель — диавол — подвержен горь­кому стенанию, побежденный Христовым страданием. Благословляй усердно теперь Господа за избавление от греховного рабства и томления, подобно как бедное человечество, древле избавленное пришествием Хрис­товым, радостно благословляло Христа, родившегося от Пречистыя Девы, и в водах Иорданских главы змиев адских сокрушившего. [9 января 1911 г.]

 

Предай себя всецело Божию Промыслу

 

Господи Боже! Управляй всем миром, Святую Цер­ковь, и всякую истинно верующую душу, Своим Бо­жественным, непостижимым, благим Промыслом, управи душу мою ко спасению. Даруй в крепкой на­дежде в Твой святой Промысл мирно проходить по­прище жития сего, быть выше всякой скорби и всяко­го уныния, во всем желать единственно воли Божией, с верою взирать и ожидать неизбежного перехода из этой временной жизни в жизнь, постигаемую верою, куда перешли праотцы и братия наша. Даруй, Господи, память смерти, чтобы беречься всякого греха, не тя­готиться и не унывать ни от какой скорби и не прель­щаться ничем временным: ни честью, ни славою, — ибо все временное проходит, протекает, как вода, исчезает, как звук, и, как цвет, засыхает и отпадает. [10 января 1911 г.]

 

Надежда на Господа

 

Се бо, Бог помогает ми, и Господь заступник души моей (Пс. 53,6). Вот в Ком моя надежда, в Чем мое упование! Бог и Господь мой, во всем мне поможет, во всем защи­тит. Имея такого сильного Покровителя, не убоюсь от врагов видимых и невидимых, и они с всею своею зло­бою, коварством и лестью не могут повредить и нанести мне никакого зла. Пребывая в крепкой надежде нахранящий меня Божий Промысл, ничего я не убоюсь, даже если бы я шел долиною смертной тени, если бы на меня были подняты тысячи мечей и стрел. Возложившего надежду на Господа кто может обидеть, что может по­вредить? Итак, пребывая как обложенный крепкою бронею, возглашай: Господь просвещение мое и спаситель мой, кого убоюся? (Пс. 26,1). [11 января 1911 г.]

 

Очувствуйся, бедный грешник!

 

Бедный и окаянный человек! Святая добродетель тяжела для него, не утешает, не услаждает его душу, молитва ему кажется тяжелым бременем, слово Бо­жие не трогает душу его. Какое омрачение! Какое нечувствие! В чем бы находил покой и мир, в том ему бывает уныние и скука. Не напрасно говорил апостол Павел: Окаянен аз человек, кто мя избавит от тела смерти сея? (Рим. 7,24). Но грех, который ядом своим умерщвляет его душу, кажется ему приятным и слад­ким. Какой самообман! Что ведет меня к смерти, то люблю я, что приводит к погибели, вступаю в друж­бу с ним. Убойся, брат, греха, умерщвляющего твою душу, и не оскорбляй Господа. Храни спасительные заповеди Христовы, сладчайшие паче меда, да будешь благословенный сын Божий и наследник Его Небес­ного Царствия. [15 января 1911 г.]

 







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.