Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







СЕКРЕТЫ КОМИССАРСКОГО МАСТЕРСТВА





СЕКРЕТЫ КОМИССАРСКОГО МАСТЕРСТВА

 

 

Г.Калуга, 2007г.


 

Дорогой друг!

 

Не секрет, что детский оздоровительный лагерь – это уникальная среда, где ребенок не только набирается сил и здоровья, но и реализует свой творческий потенциал, учится в общении со сверстниками строить взаимоотношения. Задача вожатого, педагога – создать все необходимые для этого условия, а это требует немало усилий, смекалки, желания.

В данном методическом пособии, адресованном слушателю Школы комиссарского мастерства, обобщен опыт областного лагерного сбора актива школьников «Ровесник», которому в августе 2007 года исполнится уже 23 года.

Пособие адресовано администрации детских оздоровительных лагерей, лагерей с дневным пребыванием детей, а также, надеемся, поможет тебе, начинающему комиссару, в работе с отрядом в детском лагере.

 

Калужский областной комитет

Российского Союза Молодежи.

 

 

Секреты комиссарского мастерства.

Авторы – составители: А.Кадзасов, А.Пономарев.

Редакторы - В.Сергеев, О.Михалькова.

 

 

© Калужский областной комитет

Российского Союза Молодежи


СОДЕРЖАНИЕ

1. КОМИССАР ОТРЯДА. КАЧЕСТВА КОМИССАРА. 3

2. РЕФЛЕКСИЯ. ДНЕВНИК КОМИССАРА. 12

3. ОТРЯД. АТМОСФЕРА ИЛИ ДУХ ОТРЯДА. 14

4. ОРГАНЫ САМОУПРАВЛЕНИЯ ОТРЯДА.. 20

5. ПСИХОДИАГНОСТИКА. 28

6. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАЗНЫХ ВОЗРАСТОВ. 49

7. РЕШЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ. 60

8. ПОЛОВОЕ СОЗРЕВАНИЕ, ГИГИЕНА И ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ.. 65

9. ВИДЫ СМЕН, ЛАГЕРЕЙ, ИХ ЦЕЛИ. 88

10. ОРГПЕРИОД. СИСТЕМА ДЕЛ ОРГПЕРИОДА. 97


СТАДИИ РАЗВИТИЯ ОТРЯДА

 

В этом разделе мы рассмотрим различные классификации стадий развития отряда. Начнем с классической, предложенной А.Н.Лутошкиным. В своей работе «Как вести за собой» А.Н.Лутошкин рассматривает пять стадий развития коллектива:

«Песчаная россыпь». Присмотритесь к песчаной россыпи — сколько песчинок собрано вместе, и в то же время каждая из них сама по себе. Налетит слабый ветерок и отнесет часть песка в сторону, рассыплет его по площадке. Дунет ветер посильней, и не станет россыпи.

Бывает так и в группах людей. Там тоже каждый, как песчинка: и вроде все вместе, и в то же время каждый отдельно. Нет того, чтобы что-то «сцепляло», соединяло людей. Здесь люди или еще мало знают другдруга, или просто не решаются, а может быть, и желают пойти навстречу друг другу. Нет общих интересов, общих дел. Отсутствие твердого, авторитетного центра приводит к рыхлости, «рассыпчатости» группы.

Отряд этот существует формально, не принося радости и удовлетворения всем, кто в него входит.

«Мягкая глина». Известно, что мягкая глина — материал, который сравнительно легко поддается воздействию, и из него можно лепить различные изделия. В руках хорошего мастера, а таким в отряде должен быть комиссар, этот материал превращается в искусный сосуд, в прекрасное изделие, но он может остаться простым куском глины, если к нему не приложить усилий. Больше того, когда мягкая глина окажется в руках неспособного человека, она может принять самые неопределенные формы.

В отряде, находящемся на этой ступени, заметны первые усилия по сплочению коллектива, хотя они и робкие. Не все получается у организаторов, нет достаточного опыта совместной работы.

Скрепляющим звеном здесь еще являются формальная дисциплина и требования старших. Отношения разные — доброжелательные, конфликтные. Ребята по своей инициативе редко приходят на помощь друг другу. Существуют замкнутые приятельские группировки, которые мало общаются друг с другом, нередко ссорятся. Под­линного мастера — хорошего организатора пока нет, или ему трудно себя проявить, так как по-настоящему его некому поддержать.

«Мерцающий маяк». В штормовом море маяк и опытному, и начинающему мореходу приносит уверенность: курс выбран правильно, «так держать!». Заметьте, маяк горит не постоянно, а периодически выбрасывает пучки света, как бы говоря: «Я здесь. Я готов прийти на помощь».

Формирующийся коллектив озабочен, чтобы каждый шел верным путем. В таком отряде преобладает жела­ние трудиться сообща, помогать друг другу, бывать вместе. Но желание — это еще не все. Дружба, това­рищеская взаимопомощь требуют постоянного горения, а не одиночных, пусть даже частых вспышек. В группе есть на кого опереться. Авторитетны «смотрители» мая­ка, те, кто не дает погаснуть огню, организаторы, актив.

Отряд заметно отличается среди других отрядов своей индивидуальностью. Однако ему бывает трудно до конца собрать свою волю, найти во всем общий язык, проявить настойчивость в преодолении трудностей, не всегда хва­тает сил подчиниться коллективным требованиям у некоторых членов отряда. Недостаточно проявляется инициа­тива, не столь часто вносятся предложения по улуч­шению дел не только в своем отряде, но и в целом в лагере. Мы видим проявление активности всплесками, да и то не у всех.

«Алый парус». Алый парус — символ устремленности вперед, неуспокоенности, дружеской верности, преданности своему долгу. Здесь действуют по принципу «один — за всех, все — за одного».

Дружеское участие и заинтересованность делами друг друга сочетаются с принципиальностью и взаимной требовательностью. Командный состав парусника — знающие и надежные организаторы, авторитетные то­варищи. К ним идут за советом, обращаются за по­мощью, и они бескорыстно оказывают ее.

У большинства членов «экипажа» проявляется чув­ство гордости за свой коллектив; все переживают горечь, когда их постигают неудачи. Отряд живо интересуется, как обстоят дела в других отрядах. Бывает, что приходят на помощь, когда их об этом попросят.

Хотя отряд и сплочен, но бывают такие моменты, когда он не готов идти наперекор бурям и ненастьям. Не всегда хватает мужества признать свои ошибки сра­зу, но постепенно положение может быть исправлено.

«Горящий факел». Горящий факел — это живое пламя, горючим материалом которого являются тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, от­ветственность каждого не только за себя, но и за весь отряд. Да, здесь хорошо проявляются все качества коллектива, которые мы видели на ступени «Алый парус». Но это еще не все. Светить можно и для себя, пробираясь сквозь заросли, подымаясь на скалы, спускаясь в ущелья, проторяя первые тропы. Но разве можно чувствовать себя счаст­ливым, если рядом кому-то трудно, если позади тебя отряды, которым нужна помощь и твоя крепкая рука. Настоящий коллектив тот, где бескорыстно приходят на помощь, делают все, чтобы принести пользу людям, освещая, подобно легендарному Данко, жаром своего сердца дорогу другим.

Если представить себе, что на пути к «Горящему факелу» находятся все отряды вашего лагеря, то можно быть уверенным — цепочка растянулась по всей горе. Кто-то вырвался вперед и приближается к вершине, кто-то топчется у «Песчаной россыпи», кто-то находится на переходе от одной станции к другой.

Интересным бывает это движение. Вот какой-то отряд решил в два прыжка достигнуть вершины. Ниче­го не вышло, подрастеряли дорогой свой состав: друж­ные группировки, прибывшие на высотные станции, об­наружили, что некоторые члены отряда так и остались внизу. Надо спускаться и помогать остальным. Забыли, что к вершине группировками не добраться, можно прий­ти только всем составом.

Рассмотрим еще одну классификацию.

Стадия первая: притирка. На первый взгляд новый коллектив выглядит деловым и организованным, но на са­мом деле дети смотрят друг на друга и пытаются определить, насколько глубоко им хочется влезть. Подлинные чувства часто скрываются, кто-то один повышает свои ав­торитет, а взаимодействие происходит в привычных формах. Подлинного обсуждения целей и методов работы почти нет. Дети почти не слушают друг друга, а творческая и воодушевляющая коллективная работа фактически отсутствует.

Стадия вторая: ближний бой. Многие отряды проходят через период переворота, когда оценивается вклад лидера, образуются кланы и группировки и разногласия выражаются более открыто. Личные взаимоотношения приобретают значение, сильные и слабые стороны отдель­ных индивидов выходят наружу. Отряд начинает обсуждать, как достичь согласия, и пробует улучшить взаимоотношения. Иногда происходит силовая борьба за лидерство.

Стадия третья: экспериментирование. Потенциал отряда возрастает, и перед ним встает вопрос, как использовать име­ющиеся теперь способности и ресурсы. Часто этот отряд работает рывками, одна­ко есть энергия и интерес понять, как можно работать лучше. Методы работы пере­сматриваются, появляется желание экспериментировать, и принимаются меры по по­вышению производительности.

Стадия четвертая: эффективность. Отряд набирает опыт в успешном решении проблем и использовании ресурсов. Акцент делается на правильном использовании времени и на уточнении задач. Члены отряда начинают гордиться своей принадлежностью к «команде-победительнице». На проблемы смотрят реалистично и решают их творчески. Лидерские функции плавно переходят от одного ребенка к другому, в зависимости от конкретной задачи.

Стадия пятая: зрелость. В развитом отряде действуют прочные связки между его членами. Людей при­нимают и оценивают по достоинству, а не по их претензиям. Отношения носят нефор­мальный характер, но приносят удовлетворение. Личные разногласия быстро устраня­ются. Отряд превращается в благополучную ячейку общества и вызывает восхи­щение посторонних. Он способен показывать превосходные результаты и устанавли­вает высокие стандарты достижений.

Комиссар помогает членам отряда в прохождении всех ста­дий развития, ведущих к зрелости. В начале комиссар уточняет задачи, пред­лагает порядок действий, ставит ориентиры и стимулирует детей поближе позна­комиться друг с другом. Иногда это приходится делать напористо и властно. Дальней­шее развитие отряда включает рост открытости, обеспечение комплексного анали­за, подготовку к распределению информации и элементов процесса принятия решений.

Комиссар должен уметь предсказывать наступление очередного этапа раз­вития (зрелости) и вести весь отряд вперед к новым возможностям и трудностям. С повышением качества работы отряда расширяются и возможности для внедрения новшеств в процесс управления. Разные члены отряда могут курировать то или иное за­дание по очереди, в зависимости от своего опыта. Расширяется делегирование полно­мочий, и все больше людей участвует в планировании и принятии решений. Комиссар помогает отряду пройти все стадии развития и полностью раскрыть свой потенци­ал, используя для этого личный пример и полномочия.

На самом деле классификаций развития коллектива существует много. Вы можете воспользоваться одной из предложенных или придумать свою. Приведем еще один пример модели развития группы:

· Ориентация

- Оценка ситуации и авторитетов.

- Зависимость от авторитетов и внутренней иерархии.

- Потребность в стабилизации внутри каждого человека.

· Неудовлетворенность

- Неопределенность в планах, задачах и целях.

- Чувство некомпетентности и смущения.

- Расстройство из-за разницы между тем, что ожидалось и тем, что получилось.

· Решение

- Разрешение проблемы разницы между ожидаемым и действительным.

- Развитие гармонии, доверия и взаимоподдержки.

- Четкое распределение ответственности и управления.

· Выполнение

- Совместная работа.

- Чувство силы группы.

- Уверенность в успешности выполнения задач.

· Радость победы

- Чувство грусти.

- Чувство близости к другим членам группы.

- Радость за проделанную работу.

Вопросы и задания:

1.Завтра в лагерь. Что, на ваш взгляд, необходимо взять с собой комиссару? Зачем? Составьте таблицу.

2.А что необходимо взять с собой детям?

3.Представь, что ты – начальник лагеря. Что ты сделаешь, чтобы ребятам в лагере было интересно?

4.Из чего складывается «лицо» отряда? Придумай «лицо» «своему отряду».

 

 

ПСИХОДИАГНОСТИКА.

 

Диагностические методики играют важную роль в работе комиссара. Используя их регулярно, мы учимся анализировать свою работу, получать «обратную связь», вовремя корректировать свои действия.

Психодиагностика - область психологии, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности; описание состояния объектов, коими могут выступать в различных отношениях отдельная личность, группа или организация.

Основные этапы психодиагностики:

§ сбор данных;.

§ переработка и интерпретация данных;

§ вынесение решения – диагноз и прогноз.

Ниже мы предлагаем вам несколько методик, которые вы можете использовать в своей работе.

 

Индекс групповой сплоченности Сишора. Работая с группой, иногда бывает очень важно знать, насколько она сплочена. Показатель сплоченности очень просто получить с помощью данной методики.

Для начала необходимо, чтобы каждый участник группы (например, отряда в лагере) индивидуально ответил на приведенные ниже вопросы. Цифры в скобках не зачитываются.

 

I. Как Вы оценили свою принадлежность к отряду?

1. Чувствую себя его членом, частью коллектива (5).

2. Участвую в большинстве видов деятельности (4).

3. Участвую в одних видах деятельности и не участвую в других (3).

4. Не чувствую, что являюсь членом отряда (2).

5. Живу и существую отдельно от него (1).

6. Не знаю, затрудняюсь ответить (1).

II. Перешли бы Вы в другой отряд, если бы Вам представилась такая возможность (без изменений прочих условий)?

1. Да, очень хотел бы перейти (1).

2. Скорее, перешел бы, чем остался (2).

3. Не вижу никакой разницы (3).

4. Скорее всего, остался в своём отряде (4).

5. Очень хотел бы остаться в своём отряде (5).

6. Не знаю, трудно сказать (1).

III. Каковы взаимоотношения между членами Вашего отряда?

1. Лучше, чем в большинстве отрядов (3).

2. Примерно такие же, как и в большинстве отрядов (2).

3. Хуже, чем в большинстве отрядов (1).

4. Не знаю (1).

IY. Каковы у Вас взаимоотношения с комиссарами?

1. Лучше, чем в большинстве отрядов (3).

2. Примерно такие же, как и в большинстве отрядов (2).

3. Хуже, чем в большинстве отрядов (1).

4. Не знаю (1).

Y. Каково отношение к делу (учебе и т.п.) в Вашем отряде?

1. Лучше, чем в большинстве отрядов (3).

2. Примерно такие же, как и в большинстве отрядов (2).

3. Хуже, чем в большинстве отрядов (1).

4. Не знаю (1).

После этого суммируются баллы, соответствующие выборам участника (они указаны в скобках). Полученные суммы каждого участника, в свою очередь, тоже суммируются, а эта новая сумма делится на число членов группы. Получившееся среднее числительное и является индексом групповой сплоченности. Далее он размещается на шкале, где на одном полюсе 5 баллов (минимальная сплоченность), а на другом – 19 (максимальная сплоченность). После этого делается вывод о том, достаточна ли сплоченность данной группы, или стоит еще над ней поработать.

Социометрия. Данную методику можно использовать для практического изучения личных взаимоотношений, существующих в группе, а также для определения места, занимаемого каждым членом группы в соответствующей системе взаимоотношений. Описываемый вариант методики вполне годится для исследования любой более или менее стабильной социальной группы с числом участников от 10 до 30 человек.

Перед началом исследования члены группы, собравшиеся в каком-нибудь помещении, получают инструкцию примерно следующего содержания:

Ваша группа существует уже достаточно давно. За это время вы смогли неплохо узнать друг друга и между вами сложились определенные личные взаимоотношения типа симпатий и антипатий. Не все, конечно, гладко в вашей жизни, да и сейчас ваши отношения далеки от идеальных. С кем-то вам хорошо быть в одной группе, с кем-то – не очень. Иначе, как правило, не бывает. Но представьте себе, что все начинается сначала и каждому из вас предоставляется возможность вновь по своему желанию определить состав вашей группы. Ответьте в этой связи на следующие вопросы, записав свои ответы на отдельном листе бумаги, который предварительно необходимо подписать вверху справа (указать свои фамилию и имя):

1. Кого из членов вашей группы вы включили бы в состав вновь создаваемой группы? Перечислите в порядке предпочтения несколько человек.

2. Кого из членов вашей группы вы не хотели бы видеть в составе вновь создаваемой группы? Перечислите несколько человек в порядке отклонения.

Полученные от членов группы листки с ответами на предложенные вопросы обрабатываются, и имеющиеся в них данные сначала переносятся в специальную таблицу, называемую социометрической матрицей. Она устроена следующим образом.

Слева по вертикали и сверху по горизонтали в матрице перечисляются фамилии членов исследуемой группы в одном и том же порядке (можно алфавитном). В строках, где указаны фамилии членов группы, порядковыми цифрами от 1 и далее каким-либо цветом, например, синим, отмечаются выборы, сделанные данным участником группы. Соответствующие цифры проставляются в клетках пересечения его строки со столбцом, где указана фамилия выбираемого им человека.

Фамилия выбираемого члена группы Фамилия выбирающего члена группы Иванов Петров Егоров Сидоров - - - - Итоговые данные
Количество
сделанных выборов сделанных отклонений
Иванов              
Петров              
Егоров              
Сидоров              
- - - -              
Итоговые данные              
Количество полученных выборов           S  
Количество полученных отклонений             S

В приведенном фрагменте матрицы отмечены, например, выборы, сделанные Ивановым: 1 выбор приходится на Егорова, 2 – на Сидорова, 3 – на Петрова. Точно так же, но цифрами другого цвета, например, красного, отмечаются сделанные отклонения. Если выборы взаимные, то соответствующий факт отмечается заключением цифр в кружки синего цвета, а если отклонения взаимные, то же самое делается с помощью кружочков красного цвета.

Крайние правые столбцы и нижние строки матрицы итоговые. В них вносятся итоговые данные о числе выборов и отклонений, полученных и сделанных каждым из членов группы. Подсчитав число синих цифр в строке каждого члена группы, устанавливают число сделанных им выборов и соответствующие данные записывают в первый правый столбец матрицы. Сведения о сделанных отклонениях получаются тем же путем, но за счет определения числа красных цифр в строке соответствующего испытуемого. Они заносятся в соответствующий правый столбец матрицы. Для того, чтобы определить, сколько выборов получил член группы, надо подсчитать число синих цифр в столбце с фамилией этого члена группы и результат записать в первой нижней строке. И аналогичным образом устанавливается и фиксируется в матрице, во второй ее нижней строке, число полученных отклонений. В заключение определяется общее число всех выборов и всех отклонений, сделанных участниками данной группы, и эти результаты вписываются в те клетки матрицы, которые расположены в правом нижнем ее углу (отмечены в матрице знаками S).

Просматривая нижние строки заполненной матрицы, можно определить лидера в группе. Им будет тот ее член, который получил от остальных наибольшее число выборов. По отклонениям можно установить того, кто вызывает к себе наибольшие антипатии. Это тот, кто получил больше всего отклонений.

Более детальную и наглядную картину отношений в группе можно получить, построив социограммы. Это специальные графические рисунки, на которых с помощью соответствующих условных обозначений изображены все выявленные в исследованной группе взаимоотношения. Чаще всего строятся групповые социограммы-мишени и индивидуальные социограммы лидера и отвергаемого – того члена группы, который получил меньше всего выборов и больше всего отклонений со стороны остальных участников данной группы.

Число концентрических окружностей, из которых состоит социограмма-мишень, обычно соответствует максимальному числу выборов, полученных кем-либо из членов группы. Например, 11 таких окружностей. Следовательно, максимальное число выборов, полученных в этой группе, равно 11 и относится к лидеру. Он и показывается в центре социограммы-мишени. Остальные участники группы располагаются в пределах тех окружностей, которые соответствуют числу полученных ими выборов. Это число уменьшается от центра к периферии. За пределами всех окружностей и социограммы в целом располагаются те, кого никто из членов группы не выбрал. Выборы и отклонения на социограмме отмечаются соответственно стрелками синего и красного цвета, направленными от того, кто выбирает, к тому, кого он выбирает.

Данные обследования группы, представленные на социограммах, нередко дополняются вычислением числовых показателей, которые также характеризуют изучаемую группу количественно и качественно. Из этих показателей наиболее часто используется индекс групповой сплоченности, который выглядит следующим образом:

 

 

где Сn – показатель групповой сплоченности;

K – общее число взаимных выборов, сделанных в данной группе;

Sвв – максимально возможное число взаимных выборов в данной группе.

Показатель К устанавливается по социометрической матрице, а показатель Sвв определяется, в свою очередь, по формуле

 

 

где п – число членов изучаемой группы.

 

Оценка прожитого дня.

Древо жизни. Симпатичное высохшее дерево, принесенное из леса, ставится на отрядном месте. Рядом кладется набор: черные листья, зеленые листья, цветы, плоды, пластилин. И вечером каждый ребенок что-то прикрепляет на ветках: плод – день прошел полезно, плодотворно, цветок – довольно неплохо, зеленый листок – что-то было, конечно, а вообще – ни то, ни се, черный – «чахлый», пропащий день. В конце смены «древо жизни» приобретет неповторимую окраску смены. У него на память можно и сфотографироваться всем отрядом.

 

Анализ дня на огоньке.

Вечерний огонек представляет собой специфическую форму анализа ситуации в группе (например, в отряде). Огонек - это коллективное обсуждение отрядом и вожатым прожитого дня, анализ проведенных дел, разбор складывающихся взаимоотношений. Существует несколько вариантов проведения.

  1. По кругу отвечают на вопросы «Что понравилось?», «Что не понравилось?» и «Почему?» по следующим позициям:

§ день в целом;

§ работа отряда;

§ работа лагеря;

§ работа дежкома.

Делаются выводы и выстраивается соответствующий план работы на следующий день.

  1. Протекает в 2 этапа. Сначала отвечают на вопросы, анализирующие факты:

§ Выполнен ли план на день?

§ Справились ли группы со своими поручениями и заданиями?

§ Есть ли неудачи, замечания?

§ Как проявили себя те или иные ребята?

Затем:

§ Мнения о прожитом дне: что в отряде случилось, что надо сделать, чтобы жизнь отряда была интересной.

§ Время свободного обсуждения.

Эта схема позволяет осмыслить успехи общие и каждого человека конкретно.

После этого также делаются выводы и выстраивается соответствующий план работы на следующий день.

 

Таблица типов

 

Тип Э Н Тип Э Н Тип Э Н
  0-4 0-4   20-24 8-16   16-20 8-12
  20-24 0-4   20-24 16-20   12-16 4-8
  20-24 20-24   16-20 20-24   8-12 4-8
  0-4 20-24   8-16 20-24   4-8 8-12
  0-4 4-8   4-8 20-24   4-8 12-16
  0-4 20-16   16-20 4-8   8-12 16-20
  0-4 8-16   4-8 16-20   12-16 16-20
  4-8 0-4   4-8 4-8   16-20 12-16
  8-16 0-4   16-20 16-20   8-12 12-16
  16-20 0-4   12-16 8-12   12-16 12-16
  20-24 4-8   8-12 8-12      

Интерпретация

 

Тип Характеристика типа Советы комиссару по работе с ребенком
     
     
  Безмятежный, мирный, невозмутимый. В группе скромен. Дружбу не навязывает, но и не отвергает, если ему предложат. Склонен к упрямству, если ощущает свою правоту. Не смешлив. Речь спокойная. Терпелив. Хладнокровен. Комиссаров беспокоят мало, а значит всегда страдают от невнимания педагогов, тренеров, начальников. Главное в подходе – повысить самооценку посредством привлечения внимания группы к данному человеку. Желательно, чтобы у индивида была возможность выбора темпа работы. Подчеркивать ценность таких качеств, как скромность, хладнокровие.
  Радостный, общительный, разговорчивый. Любит быть на виду. Оптимист, верит в успех. Поверхностен. Легко прощает обиды, превращает конфликты в шутку. Впечатлителен, любит новизну. Пользуется всеобщей любовью. Однако поверхностен, беспечен. Прихотлив. Артистичен. Не умеет добиваться результатов (увлекается, но быстро остывает). Поощрять трудолюбие, использовать природный артистизм и склонность к новизне. Желательно исподволь приучать к настойчивости, дисциплине, организованности (например, предлагая оригинальные задания). Рекомендуется помочь организовать время (кружковой работой, участием в экспедициях и т.п.)
  Активный, имеет хорошо развитые бойцовские качества. Насмешлив. Стремится общаться со всеми "на равных". Очень честолюбив. В случае несогласия с позицией более старшего принимает активно противоборствующую позицию. Не выносит безразличия в свой адрес. Основная тактика - подчеркнутое уважение. Взаимоотношения следует строить на убеждении, спокойном, доброжелательном тоне общения. При аффективном поведении возможна ироническая реакция. Не следует "выяснять отношения" в момент конфликта. Лучше обсудить проблемы позже в спокойной ситуации. При этом желательно акцентировать внимание на проблеме и на возможности решить ее без особого эмоционального напряжения. Подросткам данного типа необходима возможность проявления организаторских способностей, а также реализация энергетического потенциала (спортивные достижения и т.п.).
  Тип неспокойный, настороженный, неуверенный в себе. Ищет опеки. Необщителен, поэтому имеет смещенные оценки и самооценки. Высокоранимый. Адаптация идет длительно, поэтому действия замедлены. Не любит активный образ жизни. Созерцатель. Часто склонен к философии. Легко драматизирует ситуацию. Стремиться поддержать. Оградить от насмешек. Выделять положительные стороны (вдумчивость, склонность к монотонной деятельности). Подобрать деятельность, не требующую активного общения, строгой временной регламентации, а также не включенную в жесткую систему субординации. Активизировать интерес к окружающим. Исподволь сводить с людьми доброжелательно-энергичными.
  Созерцателен, спокоен. Имеет низкий уровень заинтересованности в реальной жизни, а значит и низкие достижения. Направлен на внутренние выдуманные или вычитанные коллизии. Послушно - безразличен. Остро нуждается в повышении самооценки, это разрушает безразличие и повышает уровень притязаний, а, следовательно, качество работы или учебы. Желательно найти сильные стороны (способности, задатки), чтобы как-то увлечь работой.
  Сдержанный, робкий, чувствительный, стесняется в незнакомой ситуации. Неуверенный, мечтательный. Любит философствовать, не любит многолюдья. Имеет склонность к сомнениям. Мало верит в свои силы. В целом уравновешен. Не склонен паниковать и драматизировать ситуацию. Тревожный. Часто пребывает в нерешительности, склонен к фантазиям. Стараться поддерживать, опекать, подчеркивать перед группой положительные качества и проявления (серьезность, воспитанность, чуткость). Можно увлечь идеей (например, помощи кому-то более слабому). Это повысит самооценку, даст повод к более оптимистическому ощущению жизни.
  Человек скромный, активный, направленный на дело. Справедливый, преданный друг. Очень хороший, умелый помощник, но плохой организатор. Застенчив. Предпочитает оставаться в тени. В компаниях, как правило, не состоит. Дружит вдвоем. Взаимоотношениям придает большое значение. Иногда скучновато - морализующий. В деятельности желательно предоставить свободный режим; поощрять, это активизирует инициативу. Постараться раскрепостить, чтобы действовал самостоятельно, а не по указке (по природе подчиняем). Избегать публичной критики. Внушать уверенность в своих силах и правах. Не допускать слепой веры в чей-либо авторитет.
  Человек спокойный, склонный к общению в компаниях. Эстетически одаренный. Скорее созерцатель, чем деятель. Уравновешенный. Безразличный к успехам. Любит жить "как все". Во взаимоотношениях ровен, но глубоко переживать не умеет. Легко избегает конфликтов. Главная задача - активизировать потребность в деятельности. Найти занятие, могущее заинтересовать. Поощрять успехи. Желательно чаще общаться с подростком, обращая внимание на развитие социального интеллекта.
  Активный, жизнерадостный. В общении неразборчив. Легко попадает в асоциальные группировки вследствие плохой сопротивляемости дезорганизующим условиям. Склонный к новизне, любознательный. Социальный интеллект развит слабо. Нет умения строить адекватные оценки и самооценки. Часто нет твердых принципиальных установок. Энергичен, доверчив. Режим желателен более жесткий, мобилизирующий. Установить доброжелательные отношения, но подросток должен чувствовать, что за ним наблюдают. Стремиться направлять энергию в полезное дело. Однако, в этом случае необходимо вместе распланировать предстоящую работу, фиксировать сроки и объемы и жестко контролировать выполнение. Желательно подростка данного типа ввести в состав группы или бригады с сильным лидером и позитивными установками.
  Артистичен. Любит развлекать. Недостаточно настойчив. Общителен. Неглубок. Уравновешен. Поддерживать усилия, направленные на достижение интересных целей (у самого хватает инициативы выбрать какое-то занятие или цель, но не хватает упорства). Поощрять артистизм, но не допускать до клоунства.
  Активный, общительный, благородный, честолюбивый. Легко соглашается на рискованные развлечения. Не всегда разборчив в друзьях, в средствах достижения целей. Благороден. Часто эгоистичен. Обаятелен. Имеет организаторские склонности. Поощрять и развивать организаторские склонности. Может быть лидером, но надо контролировать. Удерживать от зазнайства. Лидерское положение в коллективе легко выправляет разболтанность, лень. Любит быть "на коне". Можно допускать коллективную критику в случае необходимости.
  Легко подчиняется дисциплине. Обладает чувством собственного достоинства. Организатор. Склонен к искусству, спорту. Активен. Влюбчив. Легко увлекается людьми и событиями. Впечатлителен. Лидер по натуре, как эмоционального, так и делового плана. Надо поддерживать лидерские усилия, помогать, направлять в деловом и личностном плане.
  Сложный тип. Тщеславен. Энергичен. Жизнерадостен. Не имеет, как правило, высокой духовной направленности. Погружен в житейские радости. Во главу угла жизни ставит бытовые потребности. Преклоняется перед престижностью. Всеми силами стремится достичь удачи, успеха, выгоды. Презирает неудачников. Общительный, демонстративный. Жестко выдвигает свои требования. Цель старшего - держать подростка "в рамках", так как тот склонен к зазнайству, подчинению себе окружающих. Действовать лучше спокойно и твердо. Выделять других, подчеркивая положительные личностные качества. Можно предложить роль организатора. При этом требовать выполнения обязанностей. Желательно эстетическое воспитание.
  Властный, мнительный, подозрительный, педантичный. Всегда стремится к первенству. Мелочный. Наслаждается любым превосходством. Язвительно - желчен. Склонен к насмешке над более слабыми. Мстителен, пренебрежителен, деспотичен. Утомляем. Нельзя относиться равнодушно. Можно относиться дружелюбно, можно - с иронией. Дать возможность занять лидерское положение, однако, при этом следует выбрать пост, на котором он больше внимания уделял бы бумагам, чем людям. Поощрять волю и упорство. При этом подростку желательно воспитывать в себе позитивное эмоциональное отношение к окружающим и позитивные установки.
  Вечно недовольный, ворчливый, склонный к придиркам. Мелочно-требовательный. К язвительности не склонен. Легко обижается по пустякам. Часто хмурый, раздражителен. Завистлив. В делах неуверенный. В отношениях - подчиненный. Перед трудностями пасует. В группе, классе держится в стороне. Злопамятный. Друзей не имеет. Сверстниками командует. Голос тихий, резкий. Желательно наладить хотя бы минимальные взаимоотношения. Это легче сделать, основываясь на мнительности человека. Можно интересоваться его самочувствием, успехами в доверительной беседе. В качестве какой-то общественной нагрузки, позволяющей иметь опору во взаимоотношениях, можно дать канцелярскую работу (педантические свойства позволят делать ее хорошо). Поощрять за исполнительность при всем коллективе, что позволит как-то наладить отношения со сверстниками. Подростки такого типа требуют постоянного внимания и индивидуального взаимодействия.
  Высокочувствительный тип, недоверчивый, затаенно-страстный, молчаливый, замкнуто-обидчивый. Самолюбивый, независимый, имеет критический ум. Пессимист. Склонен к обобщенному мышлению. Часто – неуверенность в себе. В подходе желательны: оберегающий режим, поощрения при одноклассниках, доброжелательность, уважительность. Следует поддерживать справедливые критические суждения, но избегать развития у подростка морализирования и критиканства.
  Очень эмоционален. Восторженный, жизнерадостный, общительный, влюбчивый. В контактах - неразборчив, дружески настроен ко всем. Непостоянен, наивен, ребячлив, нежен. Пользуется симпатией окружающих. Фантазер. Не стремится к лидерству, предпочитая интимно-дружеские связи.






ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.