Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







По нормальной физиологии - Fiz 1204





СИЛЛАБУС

«КРОВЕТВОРНАЯ СИСТЕМА»

По нормальной физиологии - Fiz 1204

Для специальности - 051301 «Общая медицина»

Кафедра - Нормальной физиологии с курсом валеологии

Курс - третий Семестр – первый

Всего________13_______ часов

Лекции______3_______ (часов)

Практические

(семинарские) занятия

_____________6________ (часов)

Всего аудиторных __9___ (часов)

Внеаудиторная самостоятельная

работа студентов (СРС)

_____________ 4_______ (часов)

Форма контроля: экзамен

Алматы, 2009

 

 

Cиллабус составлен профессором Абишевой З.С. и старшими преподавателям к.м.н. Шардарбековой Г.У. на основании типовой программы по нормальной физиологии для студентов мед ВУЗов, утвержденной Учебно-методической секцией при КазГМА по специальностям высшего и послевузовского образования и на основании рабочей программы, рассмотрен и одобрен на заседании кафедры Нормальной физиологии с курсом валеологии

от «_03__»_____12____2007г., протокол №___5_______

 

 

Заведующий кафедрой

Профессор _______________________________________________ Соколов А.Д.

 

1. Общие сведения:

1.1 Наименование вуза: РГП Казахский национальный медицинский университет имени С.Д. Асфендиярова

1.2. Кафедра нормальной физиологии с курсом валеологии

1.3. Дисциплина «Нормальная физиология», «Кроветворная система» Fiz 1204

1.4. Специальность: 051101 «Общая медицина»

1.5. Объем учебных часов – 13 часов

1.6. Курс и семестр изучения - 3 курс, 1 семестр

1.7 Сведения о преподавателях:

ФИО Степень, должность Научное направление
  Абишева Зауреш Садыровна К.м.н., профессор. Тема диссертации: Влияние афферентных сочетанных раздражений на тонус резистивных и емкостных сосудов Научные статьи: 90
  Шардарбекова Гульмира Утельбаевна К.м.н., ст. преп. Тема диссертации: Особенности условий труда и состояние здоровья рабочих, занятых в производстве кадмия Научные статьи: 19

Контактная информация: место нахождения кафедры

адрес ул. Богенбай батыра 153 А, корпус АХЧ (административно-хозяйственной части) 2 этаж.

телефон: 8(3272)92-07-00

1.9 Политика дисциплины заключается в последовательном и целенаправленном осуществлении учебного процесса. Требования преподавателей к студентам основаны на общих принципах обучения в медицинском ВУЗе

1. Обязательное, регулярное посещение лекций, практических занятий и СРСП. При отсутсвии выставляется «нб», приравненное 0 баллов.

2. Обязательное выполнение 1 вида СРС согласно установленным срокам и требуемым критериям, при невыполнении выставляется 0 баллов. Исключается плагиат.

3. Активное участие в учебном процессе (конспект практических работ, подготовка теоретического материала, решение ситуационных задач и тестов, самостоятельное выполнение практических работ) – при недостаточной подготовке студенту не ставится балл за практические работы или СРСП

4. Сдача протоколов практических работ, тестов, ситуационных задач, защита темы СРС в установленное время по тематическому плану не позднее недели, соответствующей данному разделу. В случае несдачи, снижается оценка в соответствии с установленными критериями

5. Сдача рубежных контролей по кредитам строго в установленные сроки. Пересдача не предусмотрена.

6. Студент не должен опаздывать на занятия

7. Наличие чистого, выглаженного, белого халата

8. Уважительное отношение к ППС и студентам

9. Открытое обсуждение конфликтных ситуаций в группах с участием завуча или зав. кафедрой.

2. Программа:

Введение

Физиология – наука о механизмах жизнедеятельности здорового человека. Оставаясь дисциплиной доклинического медико-биологического образования, физиология все в большей степени приближается к практическому здравоохранению. Внутренняя среда организма представлена тканевой жидкостью, лимфой, кровью, состав и свойства которых теснейшим образом связаны между собой. Кровь обеспечивает жизнедеятельность органов и систем, а также их работу. Под влиянием внешних воздействий и сдвигов происходящих самом организме, состав и свойства крови на короткое время могут изменяться в широких пределах, однако благодаря регуляторным механизмам, сравнительно быстро возвращаются к норме. Знание количественного и качественного состава крови, а также механизмов регуляции их имеет большое значение для развития клинического мышления и постановки диагноза.

 

2.2 Цель дисциплины: на основе модульного принципа преподавания в интеграции с фундаментальными дисциплинами сформировать целостное представление о функциях крови для развития клинического мышления по кроветворной системе.

 

2.3 Задачи дисциплины:

· дать знания по анатомии, гистологии и возрастных особенностей строения, идентификации клеточных и внеклеточных структур тканей органов кроветворения на микро- и макропрепаратах в норме;

· научить понимать физиологические процессы, регулирующие деятельность органов кроветворения;

· научить определять и интерпретировать общий анализ крови.

 

2.4 Конечные результаты обучения:

Студент должен:

Знать:

· основные показатели, характеризующие систему крови и механизмы их регуляции.

 

Уметь:

· определять и интерпретировать изменения скорости оседания эритроцитов, количество форменных элементов, цветного показателя, группы крови.

· определять и интерпретировать время кровотечения и свертывания крови..

 

Владеть навыками:

· Научиться подсчитывать количество форменных элементов крови при помощи счетной камеры Горяева;

· Овладеть методами определения количества гемоглобина и СОЭ;

· Вычислять цветовой показатель крови.

· Определять максимальную и минимальную резистентность эритроцитов;

· Распознать в окрашенном мазке крови различные виды лейкоцитов и научиться производить подсчет лейкограммы;

· Освоение студентами метода определение времени свертывания крови по Альтгаузену и Сухареву;

 

2.5 Пререквизиты дисциплины: гистология, анатомия, физика, химия, биология, физиология-1, биохимия.

2.5 Постреквизиты дисциплины: предклинические и профилирующие клинические дисциплины.

2.6 Краткое содержание дисциплины: Понятие о системе крови. (Т.Ф.Ланг). Функции крови. Количество и состав крови. Физико-химические свойства крови. Физиология красной крови. Защитные свойства крови. Возрастные особенности.

2.7 Тематический план лекций

 

Тема лекции Форма проведения Продолжит (в часах)
       
1. Понятие о системе крови. Основные функции и физиологические свойства крови. Обзорная лекция с презентацией  
2. Форменные элементы крови. Обзорная лекция с презентацией  
3. Защитные свойства крови. Обзорная лекция с презентацией  
  ИТОГО   3 часов

Тематический план практических занятий

Тема практического занятия Форма проведения Продол. (в часах)
       
1.   Основные физико-химические константы крови. Обсуждение основных физико-химических констант крови и их возрастные особенности.    
  Защитные свойства крови. Возрастные особенности. Выполнение и обсуждение практических работ, оформление протоколов Работы: 1. Определение количества лейкоцитов. Подсчёт лейкоцитарной формулы. 2. Определение скорости свертывания крови по Альтгаузену. 3. Определение скорости свертывания крови по Сухареву, группы крови, резус фактора.  
  Всего часов    
  ИТОГО:    

 

2.8. Тематический план самостоятельной работы студентов (СРС)

 

Тема самостоятельной работы Форма проведения Продол. (в часах)
       
  Иммунные функции крови. Презентация в Power Point, составление тестов и ситуационных задач.  
  Всего часов    
  Итого   4 часов

Тематический план лекций, практических занятий, СРС.

№ недели № темы № раздела физиологии Тема Балл  
л пр срс*
1.     Понятие о системе крови. Основные функции и физиологические свойства крови      
      Форменные элементы крови      
      Основные физико-химические константы крови.      
      Защитные свойтсва крови      
      Защитные свойства крови. Возрастные особенности.      
      Иммунные функции крови.      
      Итого часов      
      Всего часов    
      Всего балов максимально    
               

 

2.9 Список рекомендуемой литературы

Основная:

1. Ноздрачев А.Д., Орлов Р.С. Нормальная физиология: учебник + СД-диск. – М., 2006. – 696 с.

2. Судаков К.В., Киселев И.И. и др. Нормальная физиология в динамических схемах: Атлас (цветной, иллюстрированный): учебное пособие. – М., 2007. – 350 с.

3. Агаджанян Н.А. Нормальная физиология: учебник. – М., 2007. – 520 с.

 

4. Физиология человека: Учебник /Под ред. В.М.Покровского, Г.Ф. Коротько. – 2-е изд., перераб и доп. – М.: Медицина, 2003. – 656 с.

5. Частная физиология. Методические указания для студентов. /Под.ред. А.Д. Соколова, Алматы 2007г. 1-29 с.

6. Атлас по нормальной физиологии / Под ред. Н.А. Агаджаняна. - М.: Высшая школа, 1986.

7. Руководство к практическим занятиям по физиологии /Под ред. Г.И.Косицкого, В.А.Полянцева, А.В.Коробкова. - М.: Медицина, 1988. - С. 228-280.

8. Судаков К.В. Курс лекций. М.: Медицина, 2000. – 784 с.

9. Агаджанян Н.А. Основы физиологии человека. – М.: изд-во РУДН, 2001. – 409 с.

 

Дополнительная:

1. Гладинец А.М. Интегративная деятельность организма. - Караганда, 2001. - 63 с.

2. Основы физиологии человека /Под ред. Б.И.Ткаченко. - С.-Петербург, 1994. Т.I,II.

3. Практикум по нормальной физиологии /Под ред. Н.А.Агаджаняна, А.В.Коробкова. - М.: Высш. школа, 1983. - С. 209-243.

4. Физиология человека /Н.А.Агаджанян и др. - Алма-Ата: Казахстан, 1992. T.I,II.

5. Ситуационные задачи по физиологии с основами анатомии для самостоятельной работы студентов / Под ред. А.А.Утебергенова, Д.А.Адильбековой. – Шымкент, 2006. – 66 с.

На казахском языке:

Основная:

1. Сәтбаева Х.Қ., Өтепбергенов А.А., Нілдібаева Ж.Б. Адам физиологиясы. (Оқулық). – Алматы. Издательство «Дәуір», 2005. – 663 бет.

2. Қалыпты физиология. Студенттерге арналған әдістемелік нұсқаулар. Аламаты 2007 ж. 64-90 бет.

Дополнительная:

1. Адам физиологиясы. (оқулық). Сәтбаева Х.Қ., Өтепбергенов А.А., Нілдібаева Ж.Б. – Алматы. Издательство «Білім», 1995. – 663 бет.

1. Қалыпты физиологиядан тәжірибелік сабақтарға жетекшілік нұсқаулар./ Сайдахметова А.С., Рахыжанова С.О. Семей, 2006 г. - 174 бет.

2. Қалыпты физиология: лабораториялық жұмыстары (студенттер үшін)

/ жауапты редакторлары: Сатпаева Х.Қ., Нельдибаева Ж.Б.. Шымкент, 1993. – 254 бет.

На английском языке:

Основная:

1. Guiton / Hall. Medical physiology /Eddited by W.B. Saunders company. - 2005.

2.10. Методы обучения и преподавания: формы проведения лекций, практических занятий, СРС.

· Обзорные лекции с примененим презентации.

· Практические занятия:

выполнение практических работ по теме, обсуждение проведенных практических работ, оформление протокола их результатов, подведение итогов.

· Формы организации СРС:

Подготовка презентаций, буклетов по теме.

Итоговый контроль:

интегрированный экзамен по 8 дисциплинам, который проводится после завершения изучения модулей по всем 8 системам органов и включает 2 этапа – комплексное тестирование/собеседование по всем интегрированным дисциплинам программы и прием практических навыков.

Лекции

Критерии выполнения

- Посещаемость

- Наличие конспекта лекции

- Опрос по теме на семинарах, коллоквиумах, рубежных контролях

Критерии оценки

- 0,5 баллов за 1 лекцию – посещение лекции, наличие полного конспекта, знание лекционного материала;

- 0,4 балла за 1 лекцию - посещение лекции, наличие конспекта, недостаточное знание лекционного материала;

- 0,3 балла за 1 лекцию – посещение лекции, неполные конспекты и слабое владение лекционным материалом;

- 0,2 балла за 1 лекцию – посещение лекции, отсутствие конспекта, невладение лекционным материалом;

- 0 баллов за 1 лекцию – отсутствие студента на лекции.

Практических занятий

Критерии выполнения

- обязательное посещение практических занятий

- знание методики выполнения практических работ

- выполнение практических работ

- студент обязан к занятию готовить протокол по практическим работам по форме,

предложенной в методических рекомендациях

- правильное оформление результатов работ и выводов

Критерии оценки

- 0,5 баллов за 1 занятие «отлично» - заслуживает студент, обнаруживший всесторонние и глубокие знания материала темы, безошибочно и творчески выполнивший задания. А так же, студент самостоятельно, полно, без наводящих вопросов способен рассказать методику проведения практической работы, трактовать результаты эксперимента, подкрепляя это знаниями механизмов изучаемых процессов в организме. Правильно решать тесты и ситуационные задачи по теме на 90-100%. Обязательное наличие протоколов работ, оформленных в соответствии с требованиями.

- 0,4 балла за 1 занятие «хорошо» - заслуживает студент, обнаруживший полное знание материала темы, но допустивший мелкие неточности в ответе и при выполнении заданий. Студент способен объяснить результаты эксперимента, используя теоретические знания, возможно с наводящими вопросами. Обязательное наличие протоколов работ оформленных в соответствии с требованиями. Решение тестов и ситуационных задач на 75-89 %.

- 0,3 балла за 1 занятие «удовлетворительно» - заслуживает студент, обнаруживший знания данной темы в объеме, необходимом для дальнейшей учебы, но допустивший погрешности в ответе и при выполнении заданий. Самостоятельное выполнение работ, но не добросовестно оформлены протоколы практических работ, ответы на тесты и ситуационные задания менее 50%

- 0,2 балла за 1 занятие «неудовлетворительно» - выставляется студенту, обнаружившему пробелы в знаниях данной темы и допустившему принципиальные ошибки в выполнении заданий.

- 0 баллов за 1 занятие - при отсутствии студента на занятии.

 

СРС

Демонстрация презентаций, буклетов проводится непозднее одной недели после изучения данной темы. Требования к каждому виду СРС описаны в методических указаниях по СРС.

Критерии выполнения к каждому виду СРС подробно описаны в методических указаниях по СРС.

Критерии оценки

8 баллов за 1 СРС - при 100 % выполнении всех требований

5 баллов за 1 СРС - допущены не значительные неточности при выполнении СРС и неполном раскрытии темы

3 балла за 1 СРС - допущены значительные неточности при выполнении СРС

0 баллов за 1 СРС – выполнение СРС не соответствует требованиям.

 

Рубежный контроль: коллоквиум в конце модуля в виде тестирования, устного опроса и решения ситуационных задач.

Критерии оценки тестирования

Оценка в баллах % выполнения Оценка по традиционной системе
  90 – 100% Отлично
  75-89 Хорошо
  50-74 Удовлетворительно
  0 - 49 Не удовлетворительно

Критерии оценки устного опроса

5 баллов «отлично» - студент, обнаруживший всесторонние и глубокие знания материала темы, безошибочно и творчески выполнивший задания.

4 балла «хорошо» - студент, обнаруживший полное знание материала темы, но допустивший мелкие неточности в ответе и при выполнении заданий

3 балла «удовлетворительно» - студент, обнаруживший знания данной темы в объеме, необходимом для дальнейшей учебы, но допустивший погрешности в ответе и при выполнении заданий

1 балл «не удовлетворительно» - студент, обнаруживший пробелы в знаниях данной темы и допустивший принципиальные ошибки в выполнении заданий.

Крови.

Цель: Усвоение и закрепление материалов о системе крови и физико-химических свойствах крови.

Тезисы лекции:

Кровь, лимфа, тканевая жидкость составляют внутреннюю среду организма, которая отличается постоянством состава и физико-химических свойств.

Система крови представляет собой одну из систем жизнеобеспечения организма и выполняет множество функций:

  1. Транспортная функция
  2. Дыхательная функция
  3. Трофическая Функция
  4. Экскреторная функция
  5. терморегуляторная функция
  6. Защитная функция
  7. Гуморальная регуляция
  8. Осуществление креаторных связей
  9. Кровь поддерживает стабильность ряда констант гомеостаза – рН, осмотическое давление и др.
  10. Кровь обеспечивает водно-солевой обмен между кровью и тканями.

 

Кровь состоит из жидкой части – плазмы (52-58%) и форменных элементов (42-48%): эритроцитов (красных кровяных телец), лейкоцитов (белых кровяных телец) и тромбоцитов (кровяных пластинок).

 

Состав плазмы: Вода 90-92%, сухой остаток- 8-10% из них органические вещества 7-9%, неорганические вещества -1 %.

 

Органические вещества:

Азотсодержащие Безазотистые
Белки –60-80 г/л Альбумины – 35-45 г/л Глобулины – 20-35 г/л Фибриноген – 3-5 г/л Остаточный азот -14,3-28,6 ммоль/л Мочевина –3,0-8,0 ммоль/л Билирубин – 8-20 ммоль/л Липиды – 4,0-8,0 ммоль/л Холестерин (общий) – 3,0-7,0 ммоль/л Глюкоза – 3,3-5,6 ммоль/л

 

Неорганические вещества:

 

Na+ - натрий - 130-150 ммоль/л

K+ - калий - 3,0-8,0 ммоль/л

Ca+ - кальций – 2,5-2,75 ммоль/л

Cl - - хлор – 95-110 ммоль/л

Mg – магний – до 1 ммоль/л

Физико-химические свойства крови.

Вязкость и относительная плотность крови. Вязкость крови обусловлено наличием белков и особенно эритроцитов, которые при своем движений преодолевают силы внешнего и внутреннего трения.

Относительная плотность цельной крови равен 1, 050-1,060, эритроцитов – 1,090, плазмы – 1,034.

Сила, определяющее движение растворителя через полупроницаемую мембрану, называется осмотическим давлением.

Осмотическое давление крови, лимфы и тканевой жидкости определяет обмен воды между кровью и тканями. Изменение осмотического давления жидкости, окружающей клетки, ведет к нарушениям в них водного обмена.

Активная реакция крови (рН), обусловленные соотношением в ней водородных (Н+) и гидроксильных (ОН-) ионов.

Кровь имеет слабо щелочную реакцию. рН артериальной крови равен 7,44; рН венозной крови вследствие большого содержания в ней углекислоты составляет 7,35.

рН сохраняется постоянным, что объясняется буферными свойствами плазмы и эритроцитов, а также деятельностью легких и органов выделения, удаляющих из организма избыток СО2, кислот и щелочей.

Буферные свойства крови обусловлены тем, что в ней содержатся: 1) буферная система гемоглобина, 2) карбонатная буферная система, 3) фосфатная буферная система и 4) буферная система белков плазмы.

Буферная система гемоглобина самая мощная. На ее долю приходится 75% буферной емкости крови.

Карбонатная буферная система (Н2СО3+NaHCO3) по своей мощности занимает второе место после системы гемоглобина.

Фосфатная буферная системы образована дигидрофосфатом (NaH2PO4) и гидрофосфатом (Na2HPO4) натрия.

Белки плазмы играют роль буферной системы благодаря своим амфотерным свойствам. В кислой среде они ведут себя как щелочи, связывая кислоты. В щелочной среде белки реагируют как кислоты, связывающие щелочи.

Осмотическое давление, создаваемое белками, (т.е. их способностью притягивать воду), называется онкотическим давлением.

 

Иллюстративный материал: электронный вариант мультимедийных лекций (студент получает на кафедре)

 

Литература:

Основная:

1. Ноздрачев А.Д., Орлов Р.С. Нормальная физиология: учебник + СД-диск. – М., 2006. – 696 с.

2.Судаков К.В., Киселев И.И. и др. Нормальная физиология в динамических схемах: Атлас (цветной, иллюстрированный): учебное пособие. – М., 2007. – 350 с.

3.Агаджанян Н.А. Нормальная физиология: учебник. – М., 2007. – 520 с.

 

4. Физиология человека: Учебник /Под ред. В.М.Покровского, Г.Ф. Коротько. – 2-е изд., перераб и доп. – М.: Медицина, 2003. – 656 с.

5. Частная физиология. Методические указания для студентов. /Под.ред. А.Д. Соколова, Алматы 2007г. 1-29 с.

6. Атлас по нормальной физиологии / Под ред. Н.А. Агаджаняна. - М.: Высшая школа, 1986.

7. Руководство к практическим занятиям по физиологии /Под ред. Г.И.Косицкого, В.А.Полянцева, А.В.Коробкова. - М.: Медицина, 1988. - С. 228-280.

8. Судаков К.В. Курс лекций. М.: Медицина, 2000. – 784 с.

9. Агаджанян Н.А. Основы физиологии человека. – М.: изд-во РУДН, 2001. – 409 с.

 

Дополнительная:

1. Гладинец А.М. Интегративная деятельность организма. - Караганда, 2001. - 63 с.

2. Основы физиологии человека /Под ред. Б.И.Ткаченко. - С.-Петербург, 1994. Т.I,II.

3. Практикум по нормальной физиологии /Под ред. Н.А.Агаджаняна, А.В.Коробкова. - М.: Высш. школа, 1983. - С. 209-243.

4. Физиология человека /Н.А.Агаджанян и др. - Алма-Ата: Казахстан, 1992. T.I,II.

5. Ситуационные задачи по физиологии с основами анатомии для самостоятельной работы студентов / Под ред. А.А.Утепергенова, Д.А.Адильбековой. – Шымкент, 2006. – 66 с.

 

  • Контрольные вопросы (обратная связь)
  1. Основные функции крови
  2. Состав крови
  3. Перечислить физико-химические свойства крови

Фагоцитарная.

2. Антитоксическая функция. Эозинофилы обезвреживают и разрушают токсины белкового происхождения, комплексы антиген-антитело, продуцируют гистаминазу, разрушающую гистамин (аллергические реакции).

3. Выработка биологически активных веществ. Базофилы выделяют гистамин и гепарин.

4. Лейкоциты способны адсорбировать и переносить продукты белкового обмена и питательные вещества.

5. Лимфоциты являются центральным звеном иммунной системы.

Т-лимфоциты обеспечивают клеточный иммунитет. Их разновидности: Т-хелперы, Т-супрессоры, Т-киллеры, Т-амплифайеры.

В-лимфоциты создают гуморальный иммунитет, вырабатывают антитела (b и g-глобулины).

6. Лейкоциты участвуют в свертывании крови.

7. Моноциты фагоцитируют погибшие клетки (дворники), этим самым участвуют регенерации тканей.

8. Нейтрофилы вырабатывают интерферон.

Тромбоциты (кровяные пластинки), количество 180-320х109/л (103мкл)

Участвуют:

  1. В свертывании крови (тромбоцитарные факторы, противосвертывающие вещества, серотонин, адреналин, лизоцим, АТФ, АДФ)
  2. Ангиготрофическая функция.

 

 

Иллюстративный материал: электронный вариант мультимедийных лекций (студент получает на кафедре)

Литература:

Основная:

1. Ноздрачев А.Д., Орлов Р.С. Нормальная физиология: учебник + СД-диск. – М., 2006. – 696 с.

2.Судаков К.В., Киселев И.И. и др. Нормальная физиология в динамических схемах: Атлас (цветной, иллюстрированный): учебное пособие. – М., 2007. – 350 с.

3.Агаджанян Н.А. Нормальная физиология: учебник. – М., 2007. – 520 с.

 

4. Физиология человека: Учебник /Под ред. В.М.Покровского, Г.Ф. Коротько. – 2-е изд., перераб и доп. – М.: Медицина, 2003. – 656 с.

5. Частная физиология. Методические указания для студентов. /Под.ред. А.Д. Соколова, Алматы 2007г. 1-29 с.

6. Атлас по нормальной физиологии / Под ред. Н.А. Агаджаняна. - М.: Высшая школа, 1986.

7. Руководство к практическим занятиям по физиологии /Под ред. Г.И.Косицкого, В.А.Полянцева, А.В.Коробкова. - М.: Медицина, 1988. - С. 228-280.

8. Судаков К.В. Курс лекций. М.: Медицина, 2000. – 784 с.

9. Агаджанян Н.А. Основы физиологии человека. – М.: изд-во РУДН, 2001. – 409 с.

 

Дополнительная:

1. Гладинец А.М. Интегративная деятельность организма. - Караганда, 2001. - 63 с.

2. Основы физиологии человека /Под ред. Б.И.Ткаченко. - С.-Петербург, 1994. Т.I,II.

3. Практикум по нормальной физиологии /Под ред. Н.А.Агаджаняна, А.В.Коробкова. - М.: Высш. школа, 1983. - С. 209-243.

4. Физиология человека /Н.А.Агаджанян и др. - Алма-Ата: Казахстан, 1992. T.I,II.

5. Ситуационные задачи по физиологии с основами анатомии для самостоятельной работы студентов / Под ред. А.А.Утепергенова, Д.А.Адильбековой. – Шымкент, 2006. – 66 с.

  • Контрольные вопросы (обратная связь)
    1. Количество эритроцитов и их функции
    2. Количество лейкоцитов и их функции
    3. Количество тромбоцитов, их функции

Механизмы иммунитета

НЕСПЕЦИФИЧЕСКИЕ

- гуморальные-естественные антитела (гаммаглобулины), интерферон, лизоцим, пропердин, лизины, система комплемента

- КЛЕТОЧНЫЕ: МИКРО (все гранулоциты) И МАКРОФАГИ (моноциты, гистиоциты, Купферовские клетки, альвеолярные макрофаги, макрофаги лимфатических узлов, селезенки)

- К НЕСПЕЦИФИЧЕСКИМ МЕХАНИЗМАМ ОТНОСЯТСЯ: КОЖА, СЛИЗИСТЫЕ ОБОЛОЧКИ, ПОЧКИ,

КИШЕЧНИК, ПЕЧЕНЬ, ЛИМФАТИЧЕСКИЕ УЗЛЫ.

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ

• - ГУМОРАЛЬНЫЕ: В-ЛИМФОЦИТЫ образуют антитела

• - КЛЕТОЧНЫЕ - обеспечиваются

• Т- лимфоцитами

Свертывание крови (гемостаз, коагуляция) – биологические и биохимические процессы перехода крови из жидкого состояния в желеобразный сгусток – тромб, который закупоривает сосуд и прекращает кровотечение.

Этапы свертывания крови:

  1. Сосудисто-тромбоцитарный гемостаз.
  2. Коагуляционный гемостаз.
  3. Послефаза (ретракция, фибринолиз)

 

Учение о группах крови

Ландштейнер (1901 г.), Ян Янский (1903 г.).

Классификация групп крови в системе АВО

I – Оαβ (40-50%)

II – Аβ (30-40%)

III – Вα (10-20%)

IV – АВо (~5%)

Агглютиногены (А и В) содержатся на эритроцитах, агглютинины (α и β) – в плазме.

Агглютиногены выявляется у 3-4 месячного эмбриона, а агглютинины – к 3-6 месяцам после рождения.

При переливании несовместимой крови происходит агглютинация (склеивание) эритроцитов с последующим гемолизом, т.к. в плазме есть гемолизины.

Биологическая проба на совместимость проводится перед переливанием даже одногруппной крови: берут каплю сыворотки больного и каплю крови донора (10:1)

 

Резус принадлежность крови

Ландштейнер и Винер (1940 г.) впервые при переливании крови макаки резус обнаружили агглютиноген, не входящий в систему АВО, который и был назван агглютиноген резус (Rh).

Резус-положительная кровь (Rh+) – эритроциты содержат резус-агглютиноген.

Резус-отрицательная кровь: агглютиноген резус отсутствует.

Естественных агглютининов (антирезус-агглютининов) к резус-агглютиногену нет, но они могут вырабатываться при резус-конфликте.

 

Иллюстративный материал: электронный вариант мультимедийных лекций (студент получает на кафедре)

Литература:

Основная:

1. Ноздрачев А.Д., Орлов Р.С. Нормальная физиология: учебник + СД-диск. – М., 2006. – 696 с.

2.Судаков К.В., Киселев И.И. и др. Нормальная физиология в динамических схемах: Атлас (цветной, иллюстрированный): учебное пособие. – М., 2007. – 350 с.

3.Агаджанян Н.А. Нормальная физиология: учебник. – М., 2007. – 520 с.

 

4. Физиология человека: Учебник /Под ред. В.М.Покровского, Г.Ф. Коротько. – 2-е изд., перераб и доп. – М.: Медицина, 2003. – 656 с.

5. Частная физиология. Методические указания для студентов. /Под.ред. А.Д. Соколова, Алматы 2007г. 1-29 с.

6. Атлас по нормальной физиологии / Под ред. Н.А. Агаджаняна. - М.: Высшая школа, 1986.

7. Руководство к практическим занятиям по физиологии /Под ред. Г.И.Косицкого, В.А.Полянцева, А.В.Коробкова. - М.: Медицина, 1988. - С. 228-280.

8. Судаков К.В. Курс лекций. М.: Медицина, 2000. – 784 с.

9. Агаджанян Н.А. Основы физиологии человека. – М.: изд-во РУДН, 2001. – 409 с.

 

Дополнительная:

1. Гладинец А.М. Интегративная деятельность организма. - Караганда, 2001. - 63 с.

2. Основы физиологии человека /Под ред. Б.И.Ткаченко. - С.-Петербург, 1994. Т.I,II.

3. Практикум по нормальной физиологии /Под ред. Н.А.Агаджаняна, А.В.Коробкова. - М.: Высш. школа, 1983. - С. 209-243.

4. Физиология человека /Н.А.Агаджанян и др. - Алма-Ата: Казахстан, 1992. T.I,II.

5. Ситуационные задачи по физиологии с основами анатомии для самостоятельной работы студентов / Под ред. А.А.Утепергенова, Д.А.Адильбековой. – Шымкент, 2006. – 66 с.

  • Контрольные вопросы (обратная связь)
  1. Иммунитет, механизмы.
  2. Виды иммунитета.
  3. Понятие о свертывание крови.
  4. Фазы свертывание крови.
  5. Группы крови в системе АВО.
  6. Резус принадлежность крови.

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

 

ДИСЦИПЛИНА: НОРМАЛЬНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ

МОДУЛЬ «КРОВЕТВОРНАЯ СИСТЕМА»

 

Контроль: Вопросы

1. Методика определения групп крови в системе АВО.

2. Методика определения резус-фактора при помощи универсального реагента.

3. Резус-принадлежность крови, значение определения для клиники.

4. Проверка крови на совместимость при переливании.

5. Современные кровезаменители, классификация.

6. Время свертывания крови.

7. Плазменные компоненты свертывающей системы крови. Значение сосудистой стенки в гемостазе.

8. Понятие о ретракции и фибринолизе.

9. Противосвертывающая система крови. Первичные и вторичные антикоагулянты.

10. Способы ускорения и замедления свертывания крови.

11. Антикоагулянты.

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ

 

ДИСЦИПЛИНА: ФИЗИОЛОГИЯ-2

МОДУЛЬ «КРОВЕТВОРНАЯ СИСТЕМА»

 

Вопросы рубежного контроля по «Кроветворной системе»

1. Состав крови, плазмы

3. Физико-химические свойства крови.

4. Цвет, вкус, запах крови и факторы, их определяющие

5. Буферная система крови.

6. Роль осмотического и онкотического давления в поддержании постоянства артериального давления.

7. Физиологическая роль белков плазмы крови

8. Роль вязкости крови в поддержании объема циркулирующей жидкости.

9. Количество эритроцитов, возрастные особенности.

10. Функции эритроцитов.

11. Гемоглобин, количество и возрастные особенности.

12. СОЭ, величины, механизм, возрастные особенности.

13. Гемолиз, виды.

14. Лейкоциты, виды, значение. Лейкограмма. Возрастные особенности.

15. Понятие об иммунитете, его механизмы.

16. Значение Т- и В-лимфоцитов в иммунном процессе.

17. Понятие об агглютиногенах, агглютининах, реакции изогемагглютинации.

18. Характеристика групп крови в системе АВО.

19. Свертывание крови, физиологическое значение.

20. Механизм свертывания крови. Плазменные и тромбоцитарные факторы.

21. Сосудисто-тромбоцитарный гемостаз, его стадии.

22. Коагуляционный гемостаз, его фазы.

23. Противосвертывающая система крови. Первичные и вторичные антикоагулянты

24. Способы ускорения и замедления свертывания крови.

25. Антикоагулянты.

26. Характеристика группа крови АВО.

27. Методика определения групп крови в системе АВО.

28. Резус-принадлежность крови, значение. Методика определения резус-фактора при помощи универсального реагента.

29. Проверка крови на совместимость при переливании.

30. Современные кровезаменители, классификация.

31. Время свертывания крови.

32. Плазменные компоненты свертывающей системы крови. Значение сосудистой стенки в гемостазе.

33. Понятие о ретракции и фибринолизе.

 

ТЕСТОВЫЕ ВОПРОСЫ

ДИСЦИПЛИНА: ФИЗИОЛОГИЯ-2

МОДУЛЬ «КРОВЕТВОРНАЯ СИСТЕМА»

 

 

! -Физиологический абсолютный эритроцитоз наблюдается:

* при гипоксических состояниях, связанных с пороками сердца

* при приеме пищи

* при усиленном потоотделении (работа в горячем цеху)

*+при снижении барометрического давления при подъеме в горы (на высоко-

горье)

* при длительной рвоте, обильных поносах (при заболеваниях)

! -Физиологический относительный эритроцитоз наблюдается:

* при гипоксических состояниях, связанных с пороками сердца

* при приеме пищи

*+при усиленном потоотделении (работа в горячем цеху)

* при снижении барометрического давления при подъеме в горы (на высоко-

горье)

* при длительной рвоте, обильных поносах (при заболеваниях)

! -Изменения количества форменных элементов крови при выполнении тяже-

лой мышечной работы:

* эритроцитопения, лейкоцитопения

*+эритроцитоз, лейкоцитоз

* эритроцитопения, лейкоцитоз

* эритроцитоз, лейкоцитопения

* количество эритроцитов и лейкоцитов не изменяется

! -Т-лимфоциты, подавляющие чрезмерную активность Т-киллеров

* клетки иммунной памяти

* клетки-хелперы

*+клетки-супрессоры

* клетки-киллеры

* амплифайеры

! -В систему крови не входят:

* кровь

* органы кровотворения

* регулирующий нейрогуморальный аппарат, депо крови

*+сердце и кровеносные сосуды

* органы кроворазрушения

! -Установите соответствие между видами раствора и концентрацией NaClв

нем:

#r А - гипертонический

#r Б - изотонический

#r В - гипотонический

#r а) 0, 9%

#r б) 0, 3%

#r в) 3, 0%

* А-а, Б-б,В-в

*+А-в, Б-а,В-б

* А-б, Б-в,В-а

! -Установите соответствие между видом и названием соединения гемогло-

бина с газами:

#r А - физиологические

#r Б - патологические

#r а) карбогемоглобин

#r б) метгемоглобин

#r в) карбоксигемоглобин

#r г) оксигемоглобин

* А-а, б,Б-в,г

*+А-а, г,Б-б,в

* А-б, в,Б-а,г

! -Установите соответствие между составными частями крови и буферными

системами, присущими данной части:

#r А - эритроциты

#r Б - плазма

#r а) белковая, фосфатная,бикарбонатная

#r б) гемоглобиновая, белковая,фосфатная,бикарбонатная

#r в) фосфатная, бикарбонатная,гемоглобиновая

* А-б, Б-а

*+А-в, Б-а

* А-а, Б-в

! -Установите соответствие между форменными элементами крови и их функ-

циями:

#r А - эритроциты

#r Б - лейкоциты

#r В - тромбоциты

#r а) участие в иммунных реакциях, выработка гепарина,гистамина

#r б) транспортная, дыхательная,трофическая

#r в) участие в гемокоагуляции, ангиотрофическая,ангиотензивная

*+А-б, Б-а,В-в

* А-а, Б-б,В-в

* А-в, Б-а,В-б

! -Установите соответствие между видо







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.