Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Изменение ограничивающих представлений





Изменение ограничивающих представлений

Семинары Ричарда Коннера

Новосибирск

Содержание

Понятие об установлении якорей...... 3

Мета-модель............ 6

Постановка цели............... 17

Изменение ограничивающих представлений... 30

Повторное запечатление............ 37

Объединение конфликтующих представлений 39

Мета-зеркало............... 43

Источники материалов............ 48

 

Понятие об установлении якорей

Все наши переживания – это гештальты сенсорной информации (сенсорные четверки). Якорь есть любой стимул или сочетание стимулов (внутренне или внешне порожденных), которые запускают некоторое представление (четверку) или серию четверок (т. е. стратегию). Каждый раз, когда вызывается некоторая часть переживания (четверки), при этом в некоторой степени воспроизводятся и другие части этого переживания. Поэтому любая часть определенного переживания может быть использована в качестве якоря, дающего доступ к другой части этого переживания.

Установление якорей во многих отношениях напоминает концепцию «стимул – реакция» в бихевиористских моделях. Однако, между ними есть следующие важные различия:

· Для установления якорей не требуется длительное кондиционирование. Кондиционирование способствует установлению якоря, но часто якорь прочно устанавливается уже первым переживанием.

· Для возникновения ассоциации между якорем и реакцией не требуется прямое подкрепление каким-либо немедленным, вытекающим из этой ассоциации, результатом. Это значит, что якори (или ассоциации) устанавливаются без прямого вознаграждения или подкрепления за ассоциацию. Подобно кондиционированию, подкрепление может способствовать установлению якоря, но не является необходимым.

· Внутреннее переживание (т. е. когнитивное поведение) считается столь же значительным в отношении поведения, как и явные измеримые реакции. Иными словами, внутренний диалог, картина или ощущение являются реакциями в такой же степени, как слюнная реакция Павловской собаки.

 

Установление якоря создает связь (или синестезию) между некоторым представлением или группой представлений (четверок). Стимул, или представление, «имеет смысл» лишь в терминах реакции, вызываемой им у конкретного человека.

Одной из самых обычных, хотя и изощренных, систем установления якорей является язык. Написанные слова «собака», «тепло» или «любовь» – это зрительные якори для внутренних представлений, происходящих из предшествующего опыта читателя. Чтобы осмыслить зрительный символ «собака», вы должны иметь доступ к прошлым переживаниям, связанным с определенным видом млекопитающих и представленным в форме сенсорной четверки. Это отношение можно продемонстрировать следующим образом:

Зд < С, З, К, О/В >

«собака» звук лая вид собаки прикосновение запах собачей руки к шерсти шерсти

 

Буквы – с о б а к а – служат якорем определенного набора представлений. Изменяя форму стимула или что-либо прибавляя к нему, мы можем изменить также представления, вызываемые якорем. С выражениями «мокрая собака» или «пятнистая собака» связываются посредством якорей различные представления. Некоторые якори, в зависимости от типа якоря и от состояния человека, могут вызвать представления не во всех сенсорных системах. Такие фразы, как «посмотрите на это», «пробирает до костей» или «голос у него дрожал», в каждом случае обращаются к иной системе представления и устанавливают в качестве якорей представления в этой системе больше, чем в других.

Конечно, якори можно установить, используя любую из наших сенсорных модальностей. Выражение лица (З), жесты (З), тон и темп голоса (С), прикосновения (К), запахи и вкусовые ощущения (О/В) могут быть якорями для других переживаний. Стратегия – это последовательность представлений, в которой каждое представление служит якорем для следующего.

Как устанавливать якори

1. Вызовите желаемое состояние.

2. С помощью вашей сенсорной восприимчивости найдите высшую точку переживания (убедившись при этом, что клиент ассоциирован).

3. Поставьте якорь прикосновением, тоном голоса, жестом или выражением лица (этот якорь вы должны уметь воспроизвести).

4. Вызовите нейтральное состояние, а затем проверьте якорь. Если при испытании якоря вы не наблюдаете физиологии первоначального состояния, это значит, что:

 

а) Вы установили якорь не в высшей точке переживания;

 

б) Якорь не был уникальным, т. е. стимул был уже связан с некоторой другой реакцией;

 

в) Якорь был неточно воспроизведен.

 

Если якорь не запускает физиологию, на которую вы намеревались его поставить, рассматривайте это как обратную связь. Сумейте ее надлежащим образом использовать.

Важные аспекты установления якорей

1. Уникальность стимула (якоря).

2. Интенсивность и чистота реакции (достигнутого состояния).

3. Время установления якоря.

4. Точность воспроизведения.

Методы

1. Наложение якорей: вызывается несколько сходных друг с другом состояний (сенсорных четверок), или состояний того же рода (например, ресурсных состояний или их компонент), которые связываются с помощью одного и того же якоря. Это усиливает интенсивность состояния, вызываемого якорем.

2. Сцепление якорей: устанавливается ряд последовательно запускаемых якорей, образующих мост, или переход между состояниями. Например:

 

· тупик ® диссоциированность ® находчивость;

· страх перед выступлением ® нервное возбуждение ® приятное волнение;

· депрессия ® скука ® отрешенность ® релаксация;

· колебание ® рассмотрение альтернатив ® нетерпение ® стремление действовать.

 

3. Интеграция якорей: с помощью поставленных ранее якорей запускаются два состояния разного рода.

 

Словарь

Сенсорная четверка: Метод обозначения структуры определенного переживания, (З, С, К, О/В), где З – зрительное, С – слуховое, K – кинестетическое и О/В – обонятельное/вкусовое переживание.

Стратегия: Набор упорядоченных представлений, используемых для достижения результата.

Синестезия: Процесс наложения между системами представления, например, замкнутая цепь из видения и ощущений, в которой человек ощущает то, что видит; или цепь из слышания и ощущений, в которой человек ощущает то, что слышит. Синестезия может связывать любые две сенсорные модальности.

 

Мета-модель

Мета-модель – это отчетливо описанный набор приемов, предназначенных для сбора лингвистической информации. Она позволяет связать речь человека с опытом, который передается этой речью.

В основе эффективного применения этого метода лежит идея о том, что язык – это не опыт, а представление опыта, подобно тому, как карта – это представление территории. Вы, вероятно, уже знакомы с идеей «карта – это не территория», но, может быть, еще не полностью осознали, что мы, будучи людьми, всегда воспринимаем только карту, а не территорию. Однако, если мы хотим добиться изменений, это становится преимуществом. Нам нужно лишь изменить карту; другими словами – изменить не сам мир, а его субъективное восприятие.

Свои карты мы создаем в результате взаимодействия между внутренним и внешним опытом. Поскольку мы – люди – представляем или строим карты своего опыта с помощью языка, то набор приемов, подобных тем, которые предлагаются Мета-моделью, становится неоценимым. В сущности, Мета-модель служит связующим звеном между языком и опытом.

Исключение

Распознавая встречающиеся исключения и помогая человеку вернуть исключенную информацию, мы способствуем восстановлению более полного представления его опыта. Чтобы восстановить пропущенную информацию, спросите (в соответствующем падеже), «О ком?» или «О чем?» идет речь. Например:

«Я не понимаю».

«Чего именно вы не понимаете?»

 

«Моя дочь меня не слушается».

«В чем именно она вас не слушается?»

 

«Родители ссорятся».

«По какому поводу они ссорятся?»

 

«Я разочарован».

«В чем именно вы разочарованы?»

 

«Надоело!»

«Что именно надоело?»

 

«Он мне не нравится».

«Что именно вам в нем не нравится?»

 

Неконкретные глаголы

Неконкретные глаголы не создают у нас ясного понимания описываемого опыта. Все глаголы в какой-то мере неконкретны. Однако глагол «поцеловать» более конкретен, чем глагол «прикоснуться». Если кто-то говорит, что его обидели, то вы не знаете, то ли на него сердито посмотрел близкий человек, то ли его толкнули на улице. Попросив уточнить глагол, вы воссоединяете человека с его опытом. Чтобы уточнить неконкретные глаголы и прилагательные, спросите (в соответствующем падеже): «Как именно?» или «Что именно?». Например:

«Он оттолкнул меня».

«Как именно он оттолкнул вас?»

 

«Я переживаю».

«Что именно (как именно) вы переживаете?»

 

«Она не умеет вести себя».

«Как именно вести себя?»

 

«Я хочу, чтобы меня ценили».

«Как именно ты хочешь, чтобы тебя ценили?»

 

С помощью вопроса «Как именно?» можно получить сведения, относящиеся к используемой системе представления.

«Я не понимаю».

«Как именно вы не понимаете?»

«Мне неясно» (зрительное представление).

Неконкретные прилагательные

«Ты неспособный».

«К чему именно я неспособен?»

 

«Он такой».

«Какой он именно?»

«Она странная».

«Что именно странного она делает?»

«Он противный».

«Что именно в нем противного?»

Номинализации

Номинализации – это слова, которые получаются при преобразовании слов, описывающих процессы (глаголов), в существительные. Когда это происходит, текущий процесс становится вещью или событием. Следовательно, мы лишаемся выборов и нуждаемся в воссоединении с продолжающимися динамическими процессами жизни. По словам Гриндера и Бендлера, определенное преобразование номинализации помогает человеку понять, что то, что он считал законченным и не зависящим от него событием – это продолжающийся процесс, который можно изменить. Номинализации можно отличить от обычных существительных несколькими способами. Те, кто любит визуализировать, могут воспользоваться «тестом тачки». Представьте себе, что вы кладете в тачку разные существительные: кошку, стул, автомобиль. А теперь положите в тачку неудачу, важность и растерянность. Как видите, хотя номинализации – это существительные, они не обозначают людей, места и вещи, которые можно положить в тачку. Другой способ выявить номинализации – проверить, можно ли поместить это слово вместо пробела в синтаксическую конструкцию «текущий _____».

текущая проблема ®номинализация

текущий слон

текущий стул

текущие отношения ®номинализация

Чтобы преобразовать номинализацию обратно в слово, относящееся к процессу, используйте ее в своем ответе в качестве глагола. Например:

«Меня преследует страх».

«Чего именно вы боитесь?»

 

«Я жалею о своем решении».

«Что-нибудь мешает вам решить по-другому?»

 

«У нас плохие отношения».

«Как тебе хочется к нему относиться?»

 

«У меня проблема».

«Что именно тебя затрудняет?»

 

«Мы в ссоре».

«По какому поводу вы ссорились?»

«У меня плохое настроение».

«Как бы ты хотела настроиться?»

Следующий класс – «ограничения модели собеседника». Здесь выявляются ограничения, устранение которых может обогатить и расширить данную модель мира. Этот класс делится на две категории:

· Кванторы общности;

· Модальные операторы (главным образом, модальные операторы долженствования).

Кванторы общности

Кванторами общности называются такие слова, как «все», «каждый», «всегда», «никогда», «вечно», «никто». Один из способов справиться с ними состоит в том, что обобщающее утверждение преувеличивается – как тоном голоса, так и введением дополнительных кванторов общности. Этим вы помогаете человеку найти исключение из его обобщения и, тем самым, наделяете его большим числом выборов. Другой способ непосредственного изменения – спросить, не было ли у этого человека опыта, противоречащего его собственному обобщению. Например:

«Ты всегда все делаешь не так».

«Я никогда- никогда ничего не делал правильно?»

Или:

«Я когда-нибудь сделал что-нибудь правильно?»

«Вы всегда меня обманываете».

«Я всегда вас обманываю?»

 

«Ты вечно споришь со мной».

«Я всегда- всегда спорю, даже когда сплю?»

 

«Каждый раз одно и то же!»

«О каком конкретном моменте ты говоришь?»

 

«У меня постоянно плохое настроение».

«В какие моменты у вас ухудшается настроение?»

 

«Он вообще вредный».

«В чем именно он вредный?»

 

«У нас все так говорят».

«Кто именно так говорит?»

Модальные операторы

Модальные операторы – это слова, указывающие на отсутствие выборов: «должен», «не могу», «необходимо», «обязан». Изменение этих мо-дальных операторов выводит человека за рамки ограничений, которые он до сих пор принимал. Есть два замечательных вопроса, ставящих под сомнение эти ограничения: «Что вам мешает?» и «Что будет, если вы это сделаете?» Вопрос «Что вам мешает?» возвращает человека в прошлое, чтобы понять, на основе какого опыта было сделано это обобщение. Вопрос «Что будет, если вы это сделаете?» вынуждает человека заглянуть в будущее и представить возможные последствия. Следует особенно подчеркнуть важность этих вопросов, когда кому-то надо помочь в достижении более полной и богатой модели мира. Например:

«Я не могу этого сделать».

«Что будет, если вы это сделаете?»

Или:

«Что мешает вам?»

«Вы должны окончить это ко вторнику».

«Что будет, если я не сделаю этого?»

 

«Я должен заботиться о других».

«А что будет, если вы не будете о них заботиться?»

 

«Я не могу сказать ему правду».

«Что будет, если вы ее скажете?»

Или:

«Что мешает вам сказать ему правду?»

Третья категория Мета-модели – «семантические нарушения». «Узнавать предложения с семантическими нарушениями необходимо для того, чтобы помочь человеку найти части его модели, искаженные настолько, что это обедняет доступный ему опыт» (Гриндер и Бендлер). Изменяя части модели с семантическими нарушениями, человек получает больше выборов и большую свободу во взаимодействии с миром. Именно из-за этих частей он часто не может поступать так, как поступил бы без них. Семантические нарушения делятся на три класса:

· Причина и следствие;

· Чтение мыслей;

· Потеря исполнителя.

Причина и следствие

Понятия причины и следствия основаны на том убеждении, что некоторое действие, совершенное в прошлом одним человеком, может заставить другого пережить некоторые эмоции или внутренние состояния. Вследствие этого реагирующий человек ощущает, что он не способен выбирать свои реакции. Когда это убеждение подвергается сомнению, он начинает размышлять и спрашивать себя, действительно ли верна эта причинная связь. Потом он может задуматься, какие другие реакции он может выбрать. Такое убеждение ставится под сомнение вопросом: «Что мешает тебе отреагировать по-другому?» или: «Разве ты не осознаешь, что ты можешь реагировать по-другому?» Например:

«Ты меня выводишь из терпения».

«Что мешает тебе не выходить из терпения?»

 

«Ты мне действуешь на нервы».

«Что именно мешает тебе отреагировать по-другому?»

 

«Меня раздражает твой корявый почерк».

«Что мешает тебе отреагировать по-другому?»

 

«Вы меня расстроили».

«Что Вам мешает отреагировать по-другому?»

 

Чтение мыслей

Чтением мыслей называется убежденность говорящего в том, что мысли и чувства других людей можно понять без прямого сообщения с их стороны. Другими словами, это способ понять, что кто-то действует не на основе информации, а на основе собственных иллюзий. Очевидно, чтение мыслей может значительно уменьшить полезность человеческой модели мира. Слушатель реагирует на чтение мыслей вопросом: «Откуда вы знаете о _____?» Это дает говорящему возможность осознать и поставить под сомнение предположения, казавшиеся ему ранее очевидными. Например:

«Они думают, что я со мной можно не считаться».

«Откуда вы знаете, о чем они думают?»

 

«Я прекрасно понимаю ваши чувства».

«Как вы можете знать мои чувства?»

 

«Я знаю, что ему нужно».

«Откуда вы знаете, что ему нужно?»

 

«Он никогда не думает о последствиях».

«Откуда вы знаете, что он никогда не думает о последствиях?»

Потеря исполнителя

Потеря исполнителя – это обобщение, при котором говорящий не отдает себе отчета в том, что его модель мира – это не сам мир. Обычно это суждения. Исполнитель теряется в тех случаях, когда человек берет правило, подходящее к нему и его модели мира, и переносит его на других людей. Изменяя это положение, мы помогаем человеку спокойно пользоваться его правилами и мнениями, не мешая остальному миру пользоваться своими. Часто в утверждениях с потерянным исполнителем нет даже никаких признаков того, что человек сознает другие выборы и возможности. Чтобы восполнить потерю исполнителя, спросите (в соответствующем падеже): «О ком идет речь?» Например:

«Это невежливо».

«С чьей точки зрения это невежливо?»

 

«Нехорошо вмешиваться в чужой разговор».

«С чьей точки зрения это нехорошо?»

 

«Разве можно так делать!»

«Кто считает, что так делать нельзя?»

 

Итак, Мета-модель задает вопросы «Что?», «Как?» и «Кто?» в ответ на определенные формы человеческой речи.

Как уже говорилось ранее, Мета-модель – это набор приемов, с помощью которых можно улучшить общение. Успех будет зависеть от вашего желания и способности активно применять вопросы и ответы, предлагаемые Мета-моделью.

Упражняясь с Мета-моделью, обращайте пристальное внимание на свои внутренние процессы. Поскольку Мета-модель – это формализация интуитивного поведения, то описываемые ею реакции происходят в те моменты, когда вам было бы необходимо обращение к внутреннему опыту, чтобы понять сообщение. Например, когда человек говорит: «Мой отец обидел меня», – то, чтобы полностью понять смысл этого утверждения, вы должны спросить: «Как?» Отец мог его побить, наорать на него, нахмуриться или не обратить на него внимание. Если вы решите, что поняли слово «обидеть», полагаясь лишь на собственный опыт, то вы встретитесь с собеседником в своей, а не его модели мира.

Мета-модель – это набор приемов, позволяющих собирать информацию, оставаясь во «внешнем» сенсорном опыте. Это не дает вам уйти «вглубь себя», к своему внутреннему опыту, чтобы понять сообщение. При использовании Мета-модели соответствующие вопросы задаются в тех случаях, где ранее вы должны были обращаться к своему внутреннему опыту, чтобы понять (или попытаться понять) слова собеседника. Благодаря Мета-модели обобщение становится более ясным и понятным; она избавляет вас от необходимости восполнять пропущенные места в модели собеседника частями из своей субъективной реальности. Если кто-то говорит вам: «Я боюсь толпы», – а вы уходите вглубь своего субъективного опыта и думаете: «Да-да – «боюсь толпы» – да, я знаю, что это такое», – то вы упускаете возможность воссоединить человека с его опытом и лишаетесь случая понять его модель. Однако ответы, предлагаемые Мета-моделью – «Откуда вы знаете, что боитесь толпы?», «Что вас пугает в толпе?», «Что мешает вам чувствовать себя в толпе спокойно?» – позволяют войти в субъективный опыт другого человека и достичь подлинного общения и понимания.

Если вы научитесь распознавать моменты, когда вы углубляетесь в свой внутренний опыт, пытаясь понять смысл полученного сообщения, и будете вместо этого задавать вопросы Мета-модели, то значительно улучшите эффективность своего общения и облегчите овладение Мета-моделью на автоматическом или бессознательном уровне. В основе Мета-модели лежит человеческая интуиция. Поэтому, при ясном понимании этой интуиции, обучение Мета-модели может стать быстрым и легким. Если я, например, скажу: «Меня преследуют», – то интуиция подскажет вам, что что-то пропущено. Вы не достигнете полного понимания, пока не получите ответа на вопрос: «Кто меня преследует?» Независимо от того, как проявляется ваша интуиция, именно в этом месте вставляется вопрос из Мета-модели, позволяющий извлечь из общения наибольший возможный смысл.

Постановка цели

Вклад клиента в терапевтическое взаимодействие, имеющий первостепенное значение – это его мотивация. Она является основой изменений. Как бы там ни было, это клиент будет выбирать цель, он будет учиться, делать открытия и исцелять сам себя. Задача терапевта состоит в том, чтобы создать такую атмосферу, в которой клиент будет чувствовать себя защищенным, побудить клиента мыслить по-новому, помочь ему найти доступ к его внутренним ресурсам и показать ему разные способы достижения цели.

Терапевт особо подчеркивает то, в чем они схожи с клиентом, выражает уважение и желание понять его. Он входит в модель реальности клиента, в то же время сохраняя прочную связь со своим жизненным опытом. Терапевт подстраивается к представлениям клиента, чтобы повести его к выбранной им цели. Смысл сообщения терапевта заключается в реакции клиента на это сообщение. Можно использовать почти любую реакцию (включая «сопротивление»), чтобы помочь клиенту достичь его цели.

Терапевт собирает конкретную информацию о том, чего хочет клиент и что ему мешает. Он использует Мета-модель, чтобы лучше понять сказанное клиентом, и, главное, он очень внимателен, потому что обычно в поведении клиента содержится больше полезной информации, чем в его словах. Часто бывает так, что клиент не может объяснить терапевту, в чем состоит его проблема, но бессознательно он это продемонстрирует.

Терапевту следует избегать такой ловушки, как утопическая цель. Совершенство не является целью терапии. В жизни всегда будут проблемы и трудности. Прогресс – это реалистичная цель, а идеал – это иллюзия. Когда вы гоняетесь за недостижимым, достижимое становится невозможным.

I. Выберите цель.

 

«Чего конкретно вы хотите?»

Представление клиента о цели может облегчить ее достижение или сделает это достижение почти невозможным. Достижимой будет цель, которая:

Реалистична.

 

Также полезно определить цель цели клиента, если он просит о чем-то нереалистичном. Когда клиент поймет свои намерения и сосредоточится непосредственно на них, он может найти много способов достижения цели, находящейся на более высоком логическом уровне.

Клиент: «Я хочу быть на 10 сантиметров выше».

Терапевт: «Что было бы по-другому, если бы вы были выше?»

Клиент: «Я был бы более привлекательным для женщин».

Терапевт: «Мне кажется, что это достойная цель. Хотелось бы вам узнать некоторые способы, как вы можете непосредственно прийти к этой цели?»

Если у клиента несколько целей, посмотрите, какая между ними есть связь. Например, если клиентка хочет мотивировать себя, чтобы учиться, убирать в квартире и больше заниматься гимнастикой, то все это связано с мотивацией. В этом случае она может достигнуть всех этих целей, научившись более успешной стратегии мотивации.

II. Препятствия.

 

Ресурсы.

 

Мы предполагаем, что внутри у каждого человека уже есть все необходимое для того, чтобы учиться и достигать успеха. Задача психотерапевта – помочь клиенту получить доступ к своим внутренним ресурсам.

а) Уже существующие ресурсы.

 

Какой жизненный опыт, какие способности, знания и т.п. уже есть у клиента? Как он может найти доступ к ним и использовать их для достижения цели? Если цель состоит в том, чтобы повысить самооценку, вы можете раскрыть уже существующие ресурсы и выяснить, как достичь цели.

Если цель клиента – научиться говорить перед аудиторией, то вы можете спросить, например, какие составляющие этой цели он уже умеет проделывать?

 

Терапевт: «Есть много разных навыков, необходимых для публичных выступлений. Что из этого вы уже умеете делать?»

 

Клиент уже умеет думать, говорить, вставать, смотреть на аудиторию. Когда он осознает, что он уже умеет, у него будет прочная основа для обучения остальным навыкам, которые ему нужны.

 

б) Дополнительные ресурсы.

 

Терапевт: «Какие еще навыки или знания вам нужны, чтобы достичь цели?»

 

Когда клиент знает, какие ресурсы у него уже есть, ему легче определить, чему еще нужно учиться. Например, вызывание ресурсного состояния и закрепление его с помощью якоря; может быть, стратегия запоминания конспекта излагаемого материала; может быть, умение сосредотачивать свое внимание на дружелюбных лицах в аудитории, пока он говорит.

Конкретные шаги.

 

Терапевт: «Как конкретно вы достигнете этой цели? Какой будет первый шаг? Когда вы его сделаете? Какой будет следующий шаг? Как вы будете продолжать этот процесс, до тех пор, пока не достигнете успеха?»

Подстройка к будущему.

а) Вызывание ресурсного состояния и закрепление его с помощью якоря.

 

Вызовите у клиента состояние, где у него есть нужные ему ресурсы (III. 1.), и поставьте на них якорь. Убедитесь, что эти ресурсы представлены в зрительной, слуховой и кинестетической модальности.

 

б) Перенесите ресурсы.

 

Пусть клиент представит себя в той ситуации, где он хочет иметь новые возможности выбора, так, чтобы он видел все вокруг себя, слышал звуки и голоса, чувствовал ощущения и эмоции. Пока он это делает, воспользуйтесь якорем (шаг 1, см. выше), чтобы связать необходимые ресурсы со стимулами, естественно присутствующими в этой ситуации. Таким образом, эти стимулы сами по себе становятся якорями, которые будут автоматически вызывать ресурсное состояние у клиента.

 

в) Прорепетируйте.

 

Пока вы держите якорь, пусть клиент войдет в желательную ситуацию с ресурсами и проживет ее от начала до конца, репетируя желательное поведение и использование обратной связи. Это создает внутренний образец, он будет направлять клиента в реальной ситуации. Подобная репетиция также служит заключительной проверкой, дающей клиенту возможность обнаружить любые потенциальные проблемы и заранее сделать необходимые модификации.

Часть 1

1. Выявите ограничивающее представление.

 

Терапевт: «Какой цели вам хотелось бы достигнуть, но вы по опыту знаете, что для вас это невозможно? Есть ли что-то такое, чего вы хотите, но сдерживаете себя потому, что вам кажется, что вы потерпите неудачу или с вами может случиться что-то плохое».

После того, как клиент выбрал цель, к которой он хочет прийти, но считает ее достижение невозможным, выявите ограничивающее представление. Выясните, что происходит в каждой системе представления, когда он думает о достижении этой цели. Что он переживает, когда не может вести себя так, как ему хочется. Внимательно отслеживайте движения глаз и физиологию, связанные с этим представлением. (Поскольку представление – это сочетание систем представления, это синестезия, движения глаз могут быть связаны с несколькими системами представления. Например, взгляд может быть направлен вниз и посредине).

Терапевт: «Почему вы думаете, что не сможете этого достигнуть? Что вам мешает? Как вы узнаете, что потерпите неудачу? Уделите достаточно времени, чтобы подумать об этом».

Как только вы выявите ограничивающее представление и определите характерные движения глаз, вы, вероятнее всего, обнаружите, что клиент одновременно видит образы прошлых неудач, ведет пессимистический внутренний диалог с самим собой и переживает неприятные чувства; все это перепутано и вызывает некоторое замешательство. Кинестетический компонент обычно осознается и заслоняет собой другие компоненты, что не способствует ясному пониманию. Это не стратегия, не последовательность систем представления, но, скорее, синестезия, где все компоненты сгруппированы и усиливают друг друга (как в молекуле). Сравните полученную молекулу синестезии с представлением о желаемом поведении.

Терапевт: «Подумайте о вашей цели. Это образ? Слова? Чувства?»

Обычно цель клиента находится в одной из систем представления, чаще всего это зрительный образ. Когда клиент старается достичь своей цели, молекула синестезии, состоящая из зрительного, слухового и кинестетического компонентов, оказывает гораздо более сильное влияние и мешает ему.

2. Разделите молекулу синестезии на составляющие ее компоненты и разместите каждый компонент в соответствии с его системой представления.

 

Терапевт: «Войдите в то переживание, где вы чувствуете свою неспособность достигнуть желаемой цели. Возьмите чувства, связанные с этим, и переведите свой взгляд вниз и вправо, продолжая чувствовать это. Вот так. Просто возьмите это чувство и переведите свой взгляд вниз и вправо, продолжая чувствовать это. Потом снова направьте свой взгляд посредине и заметьте все звуки или слова, которые слышатся вам. Как только вы их услышите, переведите свой взгляд вниз и влево. Затем снова направьте свой взгляд посредине, возьмите все картины, которые там есть и переместите их вверх и влево, где вы сможете их увидеть. Вернитесь обратно к тому месту, где вам представляется «неудача», заметьте, что там еще осталось и рассортируйте оставшиеся компоненты. Поместите чувства вниз и вправо, внутренний диалог вниз и влево, образы – вверх и влево».

 

Если клиенту трудно разделить это представление на компоненты, например, если он не может отделить образы от чувств, помогите ему, используя субмодальности. Вы можете предложить ему поместить образы в рамки и отодвинуть их подальше, а потом переместить их вверх и влево. Или вы можете предложить ему сначала уменьшить громкость голоса до шепота, а потом переместить его вниз и влево. Воспользуйтесь вашим воображением и обратной связью, которую дает вам клиент, чтобы достичь успеха, потому что каждый человек уникален.

Когда вы работаете, сядьте рядом с клиентом, используйте ваше тело, жесты, чтобы помочь ему; вы можете протянуть руку, взять эти представления и отделить их друг от друга; вы можете взять образы и физически передвинуть их в другое место, помогая переместить их в пространстве.

3. Выясните, каково положительное намерение этих слов и чувств.

4. Помогите клиенту понять, каково положительное намерение этих чувств, какую информацию они несут в себе, а затем проделайте то же самое со словами; выясните, какое они имеют отношение к желаемой цели.

Терапевт: «Посмотрите вверх и вправо, чтобы увидеть цель, которой вы хотите достигнуть. Теперь давайте вернемся к чувствам, которые мы поместили вот сюда (терапевт указывает рукой вниз и вправо). Когда вы переживаете только эти чувства, без слов, без образов – что вы чувствуете тогда? Как бы вы описали свои чувства сейчас? Это неприятно?»

Помогите клиенту понять, какую полезную информацию он может получить от этого чувства и как он может ей воспользоваться для достижения своей цели.

Терапевт: «О чем это чувство сообщает вам? Как вы можете использовать его для достижения вашей цели? Какое чувство вам хотелось бы иметь? Что происходит, когда вы немного передвигаете это чувство или когда оно начинает распространяться на более широкую область и становится менее интенсивным?»

Как только чувство отделено от молекулы синестезии, это просто чувство. Можно изменить рамку восприятия этого чувства, можно думать о нем по-другому. Например, разница между приятным и неприятным волнением только в том, как мы его истолковываем, а не в самой физиологической реакции.

Терапевт: «Сначала посмотрите на свою цель. А теперь давайте перейдем к словам. Много ли там слов или всего несколько? Чей это голос? Что он говорит? Послушайте только этот голос, не обращая внимания ни на образы, ни на чувства. Каково положительное намерение этого внутреннего голоса? Какое отношение он имеет к вашей цели? Или это просто старая привычка?»

Если голос принадлежит не самому клиенту, а кому-то из его прошлого, или это просто старая привычка, то он относится не к внутреннему диалогу клиента (взгляд вниз и вправо), а, скорее, к слуховой памяти (взгляд по горизонтали и влево). Предложите клиенту сохранить содержание того, что говорит голос, но изменить его тон. Изменяя тон голоса, клиент меняет метасообщение, в котором и заключается значение сказанного. Например, он может изменить субмодальности голоса своей матери и превратить неодобрительную интонацию в интонацию удивления, тогда вместо:

«Ты не можешь этого сделать!»

выйдет:

«Ты не можешь сделать этого

 

Терапевт: «Переместите голос другого человека или старый диалог выше и влево и послушайте его. Какое изменение субмодальностей (с тем же самым содержанием) подойдет лучше, чтобы выразить намерение этого голоса и будет полезным для достижения вашей цели? Какой голос теперь остается внизу, в области внутреннего диалога. Как бы вам хотелось разговаривать с собой? Может быть, небольшое изменение тона или расстояния, или местоположения покажется вам уместным?»

Часть 2

Во второй части этого приема все компоненты из разных систем представления снова соединяются друг с другом, создавая новую молекулу синестезии. Чтобы это сделать, мы возьмем в качестве модельного переживания цель, которую клиент считает достижимой. Структуру достижимой цели мы используем в качестве модели для того, чтобы заново соединить между собой компоненты его первоначального представления.

1. Выберите положительное, ресурсное модельное переживание.

Терапевт: «Выберите другую цель, которую вы считаете достижимой».

Модельным переживанием может служить цель, которой клиент еще не достиг, но он абсолютно уверен, что сможет ее достигнуть, хотя по содержанию эта цель будет, конечно, отличаться от желаемой. Модельное переживание (достижимая цель) не обязательно должно быть чем-то таким, что клиент уже сделал, но, скорее, чем-то таким, что он сможет сделать (он уверен в этом). Например, клиент может быть уверен в том, что он вырастит овощи на своем огороде этим летом. У него могут быть трудности, но он сможет справиться с ними; он знает, что преуспеет, потому что будет работать с уверенностью в успехе. Вы не просите клиента предвидеть будущее или знать точно, что произойдет. Модельное переживание – это убежденность клиента в его способности достигнуть чего-то, это вера в себя. Когда клиент думает об этом ресурсном (модельном) переживании и входит в состояние уверенности и определенности, поставьте якорь на это состояние.

Повторное запечатление

Запечатление представляет собой значимое переживание, которое было у человека в прошлом, и в результате этого переживания у него сформировалось определенное представление или ряд представлений. Запечатление обычно бывает связано с бессознательным моделированием ролей других людей в этом переживании, людей, значимых для клиента (например, родителей). Цель повторного запечатления – найти доступ к ресурсам, имеющимся у клиента теперь и воспользоваться ими, чтобы развить и улучшить роли, смоделированные в первоначальном запечатлении. В результате изменятся ограничивающие представления, которые сфор<







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.