Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ВКЛЮЧЕНИЕ «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ» В ГЛОБАЛЬНЫЙ РЫНОК





 

Важнейшим направлением глобального проекта управления, реализуемого предприимчивой частью “цивилизованного” общества, является создание единой мировой системы образования, в основе которой должны лежать общие стандарты - нормы, принципы и образцы. Разработкой и реализацией этих стандартов занимается ЮНЕСКО.

Непосредственно к созданию системы глобального образования Запад приступил с ликвидации социалистического блока.

Заказчиком образовательной реформы является Европейски круглый стол (ЕКС), созданный в 1983 г. и объединивший 47 крупнейших европейских корпораций,

Важную роль сыграл его доклад 1989 г., названный «Образование и компетенции в Европе». С этого момента перестали говорить о «знаниях» и «знании», на смену пришли «компетенции».

В 1990 г. ЮНЕСКО совместно с ЮНИСЕФ, Всемирным банком и другими международными организациями провела Всемирную конференцию «Образования для всех» в Джомтьене (Тайланд), где присутствовали делегаты из 155 стран. Итогом её работы стало принятие документа «Всемирная декларация об образовании для всех - рамки действий для удовлетворения базовых образовательных потребностей»,

В 1991 г. ЕКС (Европейский еруглый стол) опубликовал новый доклад, в котором уточнялось: «Открытый университет – это промышленное предприятие, а дистанционное обучение – это новая отрасль промышленности».

Мощным фактором, ускорившим переход к перестройке образования, стало создание ВТО в 1995 г., которая в отличие от своего предшественника ГАТТ охватила торговлю не только промышленными товарами, но и услугами (в т.ч. и образовательными), правами на интеллектуальную собственность и пр.

В том же 1995 г. в одном из многочисленных докладов ЕКС под названием «К обществу обучения» появляется ещё одно новое положение: «Образование должно считаться услугой, оказанной экономическому миру».

Другим заказчиком коренной перестройки образования стала ОЭСР, опубликовавшая в 1998 г. доклад, в котором говорилось: «Преподаватели не нужны для обучения на протяжении всей жизни. Это сделают лица, предоставляющие образовательные услуги». В том же году Еврокомиссия повторяет эту идею в своём докладе «Ray First»: «Пришло время внешкольного образования, и освобождение образовательного процесса приведёт к контролю со стороны продавцов образования»

Эти документы и подготовили Болонский процесс, инициаторами которого уже официально выступили министры образования Франции, Германии, Италии и Великобритании. В 1998 г. (после подписания Амстердамского договора 1997 г.) они приняли Сорбонскую декларацию, направленную на создание открытого европейского пространства высшего образования, призванное стать «более конкурентоспособным на мировом рынке образовательных услуг».

В 1999 г. министры образования 29 стран подписали Болонскую декларацию «Зона европейского высшего образования», к которой присоединились 47 стран.

Главным результатом процесса, как и планировалось ЕКС, стало превращение образования в высокорентабельную сферу бизнеса, называемую «экономикой знаний». Знания, превратились в компетенции – это теперь дорогостоящий товар, изготавливаемый по заказу единого заказчика глобальных образовательных услуг - ТНК, и всё, что не вписывается в требования заказчика ( теперь заказчик определяет, что есть: знания/истина/ догма), другие варианты знанийподлежат ликвидации. Государство устраняется от регулирования образовательной деятельности, и университеты становятся коммерческими предприятиями.

Кульминацией десятилетия «Образования для всех» стал Всемирный форум по образованию в Дакаре в 2000 г., на котором был принят документ «Дакарские рамки действий. Образование для всех: выполнение наших общих обязательств», которые обязали правительства 164 стран реализовать «образование для всех» к 2015 г

«Образования для всех» (ОДВ), мобилизовавшее правительства, неправительственные организации, гражданское общество, учреждения-доноры и СМИ в целях содействия обеспечению базового образования для всех детей, молодёжи и взрослого населения.

В 1995 г. ЮНЕСКО приняла Декларацию принципов толерантности, в которой последняя была определена как «отказ от догматизма, от абсолютизации истины».

Весной 1997 г. Мюллер представил Всемирный учебник на конференции в Ванкувере (Канада) под названием «Глобальное гражданство 2000 г.»

Только в свете описанных общих процессов можно понять смысл происходящей в России перестройки образования, которая в реальности представляет собой его ломку, сопровождающуюся мерами по коренной «мутации менталитета». И касалось это в первую очередь детей, причём самого раннего возраста.

Центральным интеллектуальным клубом реформаторов стал созданный в 1988 г. тогдашним главой Гособразования Г. Ягодиным Временный научно-исследовательский коллектив(ВНИК) «Школа», во главе которого был поставлен сотрудник Академии педагогических наук Э. Д. Днепров (1936-2015). Он превратил «Школу» в главную движущую силу перестройки образования, призванную обеспечить «революцию в умах». Во ВНИК е работали «инновационно» мыслящие психологи, педагоги и управленцы (А. Тубельский, Шалва Амонашвили, Борис Бим-Бад и др.).

При их участии в декабре 1988 г. на Всесоюзном съезде работников образования уже были одобрены основные принципы, направленные на размывание единой системы образования.

По-настоящему разработанную «Школой» концепцию начали реализовывать с 1990 г., когда Верховный Совет РФ избрал Днепрова министром образования РСФСР (затем РФ), а вместо сопротивлявшейся реформированию школы Академии педагогических наук СССР в 1991 г. была создана Российская академия образования (РАО). Тогда и начинается запуск «реформ».

Однако решающим условием осуществления перемен стал внешний фактор. Об этом откровенно пишет сам Э.Д. Днепров в своей книге, объясняя, что задача реформаторов образования в начале 1990 -х гг. состояла в том, чтобы превратить внешнее влияние в «активный действенный механизм внутреннего реформирования российского образования».

Одновременно шла подготовка будущих разработчиков нового содержания образования из числа учёных и учителей России, которая осуществлялось в рамках проекта «Глобальное образование» (Россия-США-Нидерланды-Дания).

Тогда же Министерство образования «договорилось» с Американской федерацией учителей (AFT) о совместном проекте в области «выращивания нового типа профессиональных объединений учителей».

Министр образования Нидерландов Й. Ритзен, подписавший в 1992 г. в Москве первый европейский меморандум о многостороннем образовательном сотрудничестве, говоря о новой образовательной программе «демократической России», указывал: «Требуются титанические усилия, чтобы эта идея проникла в общество. Образование может быть движущей силой изменения общества».

Мало кто понимал тогда так хорошо ключевую роль образования, и в первую очередь гуманитарного образования, как Джон Сорос. Поэтому когда Правительство в России в апреле 1992 года приняло постановление “О развитии гуманитарного образования в России”, Сорос обеспечил его выполнение оказав финансовую поддержку.

Как признаёт сам Э.Днепров, гуманитаризация нашего образования «была связана и с общими планетарными изменениями в современной жизни мира, в характере мышления человека конца ХХ столетия».

Моделью «совместного предприятия» в сфере высшего образования стал советско - американский образовательный проект, о котором ешё в августе 1991 г. договорились М.Горбачёв и президент США Дж.Буш-старший. В результате в 1992 г. вышло распоряжение о создании Международного университета, первым президентом которого стал Г.Попов, а первым ректором – Г.Ягудин (кстати, именно здесь учился В.Сурков). Финансировался он крупнейшими на тот момент российскими (и не только) корпорациями: банком «Менатеп» (Ходорковский), группой «МОСТ» (Гусинский), корпорацией «НИПЕК», компанией Coca-Cola и др. Показательно, что уже тогда глава «НИПЕК» Скопцов заявил, что «в скором времени отечественные вузы превратятся в устойчивые предприятия и будут приносить стабильную прибыль».

Главным двигателем кардинальной перестройки образования и ее идейным вдохновителем стала Высшая школа экономики (ВШЭ).

Созданная в 1992 году по инициативе Всемирного банка и при поддержке Е.Гайдара, Л.Абалкина, ВШЭ всегда пользовалась государственной бюджетной поддержкой, находясь в ведении Минэкономразвития, а с 2008 года стала подчиняться непосредственно Правительству РФ. Поддержка подкреплялась личными связями, т.к. ректор теперь уже НИУ ВШЭ Кузьминов Я.И. является мужем Э.С.Набиуллиной.

В том же 1992 г. реформаторы добились принятия «Закона об образовании», вводившего новое понятие «государственный образовательный стандарт», который стал инструментом изменения содержания и методов обучения в соответствии с планами РАО. Если раньше государство определяло минимум содержания, объём, характер и последовательность вводимого материала, то теперь ему предлагалось лишь фиксировать, чего должен достичь школьник на каждом этапе обучения. Причём если первоначально стандарт должен был утверждать Верховный совет РФ, то после принятия Конституции 1993 г. это положение было отменено, и данная функция была передана органам исполнительной власти, то есть Министерству образования.

«Закон об образовании» 1992 года стал первым подготовительным этапом для вывода образовательных услуг из-под контроля государства, исполнительную функцию в реформировании образования исполняли чиновники, подверженые сильнейшему влиянию «серых кардиналов» осуществляющих законодательную инициативу образовательных процессов в России – глобального рынка труда.

Доклады ВБ стали «законами прямого действия», в соответствии с ними и осуществлялась перестройка.

В 1994 и 1995 гг. Всемирный банк при поддержке Фонда Д. Сороса, правительств Великобритании, Финляндии, Франции, Японии и Нидерландов составил два доклада под одним названием «Россия: образование в переходный период», а в 1999 г. - доклад № 18 666-RU «Обновление образования в России (региональный уровень)», содержавший материалы по Саратовской, Самарской и Новгородской областям.

Первый доклад (№13 638-RUS) имел гриф «Конфиденциально. Документ Всемирного банка. Только для служебного пользования» с Предупреждением: «Настоящий документ имеет ограниченное распространение и может быть использован получателем только при исполнении служебных обязанностей. Во всех других случаях его содержание не может быть раскрыто без разрешения Всемирного банка». Он был написан 29 неизвестными сотрудниками и консультантами банка (из которых только пятеро с русскими фамилиями) под руководством некоего Стивена П. Хайнемена.

Главная проблема российского образования, по их нению, заключалась в том, чтобы так «реструктуризировать эту добившуюся больших достижений в прошлом систему…, чтобы она могла удовлетворить новые потребности непланового рынка и открытого общества». Речь шла о кардинальной ломке нашей образовательной системы, так как рекомендовалось:

- «закрыть педагогические институты и привлекать учителей из числа выпускников университетов», «закрыть профессиональные училища, которые не могут провести структурную перестройку»;

- установить «минимальные стандарты гражданственности», которые сводились к «способностям правильного чтения карт, объяснению на иностранном языке, правильному заполнению налоговых деклараций», «любовь к российскому искусству и литературе, а также терпимость к другим социальным группам»;

- «не повышать долю расходов на высшее или среднее профессионально-техническое образование в общем объёме ВВП, если они до этого не будет серьёзно реструктурированы»;

- «передать ответственность за выбор учебных материалов из министерства самим школам».

Было также выказано мнение о «несправедливости и неэффективности экзаменационной системы», что стало обоснованием для введения ЕГЭ.

Как пишет И.М.Ильинский, России предлагалась такая стратегия «реформирования» советской системы образования, на тот момент всё ещё одной из лучших в мире, которая могла быть осуществлена только через её разрушение и никак иначе. Специалисты назвали этот процесс «американизацией российской школы». Речь шла об отказе от фундаментального классического характера образования, готовившего интеллектуально и нравственно развитую личность, и переводу его на исключительно прикладной характер.

ВБ рекомендовалось ввести «минимальные стандарты гражданственности», что означало отказ от воспитания новых поколений. В 1994 г. воспитательная функция была изъята из школ и вузов.

В октябре 1997 г. между Правительством РФ и ВБ (МБРР) было подписано соглашение о займе № 4183-RU на финансирование «Инновационного проекта развития образования».

Для распоряжения этими средствами был создан Национальный фонд подготовки финансовых и управляющих фондов (НФПК).

Главный инноватор А.И.Адамский об этом периоде пишет: «И только когда начались организованные попытки системного реформирования отрасли в 1997 г. и в образование стали поступать серьёзные деньги, стало очевидно, что без влиятельного института продвижения политических решений относительно образования не обойтись». Созданием такого института занялись уже при новом министре образования – В.Филиппове (1998-2004).

Центром, через который проходили и проходят все идеологические, кадровые и финансовые пути перестройки образования, стала ГУ-ВШЭ, в которой сформировалась главная группа модернизаторов во главе с их идеологом Я.Кузьминовым. Однако при всей её значимости ВШЭ – это всего лишь ретранслятор разработанных в зарубежных центрах и озвученных Всемирным банком идей. Ярким рупором является Исак Фрумин, руководитель образовательных проектов в Московском представительстве ВБ, а с 2007 – научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ.

В 1999 г. ВШЭ создала фонд «Центр стратегических разработок», один из основных аналитических центров при правительстве России, который занялся разработкой стратегии социально-экономического развития РФ, включавшую и планы реформирования образования. Председателем Совета центра стал Г.О.Греф, а вице-президентом фонда - жена Кузьминова Э.Набиуллина2003-2005 гг. Набиуллина была его президентом, и, хотя и держалась в тени, стала главной «рабочей лошадкой» грефовского «штаба реформ»). Реформы готовились тихо, к этому не подпускали ни профессиональное сообщество, ни даже Министерство образования.

Однако, чтобы заставить общество принять перемены, требовался более мощный механизм, коим и стал созданный в 2001 г. Российский общественный совет по развитию образования (РОСРО), признанный «авторитетной дискуссионной площадкой». Он привлёк определённый круг представителей образовательных и профессиональных сообществ, а также политиков разных взглядов (в заседаниях его участвовали И.Хакамада, Г.Явлинский, А.Кокошин и др.). Именно его А.Адамский и назвал «влиятельным институтом продвижения политических решений».

В том же 2001 г. утверждается программа «Модернизация российского образования на период до 2010 г.», предусматривавшая разработку новых стандартов общего среднего образования, введение новых статусов образовательных учреждений, введение ЕГЭ (начали с 2001 г.), стратификацию учреждений высшего образования и многое другое. В июле 2002 г вступило в силу соглашение о займе № 4605-RU между РФ и МБРР для финансирования проекта «Реформа системы образования» (сроки реализации 2002-2006 гг.).

Разработкой новых (инновационных) стандартов занялась группа, куратором которой выступал А.Пинский, член РОСРО, педагог-модернизатор, навязывавший оккультную вальдорфскую педагогику, а участвовали в ней А.Водянский, Э.Днепров (тогда уже профессор ВШЭ) и др.

Суть их концепции хорошо изложил Э.Днепров. Она исходит из констатации «смены образовательной эпохи и парадигмы образования», необходимости его «интернационализации».

Замысел «смены парадигм» и модернизации, изначально содержал в себе идею перманентного реформирования российской системы образования.

В рамках «бесконечного реформирования», хаоса по сути, были созданы стандарты второго поколения 2004 г., принятых Министерством образования. По этим стандартам стали составлять новые учебники, используемые одновременно со старыми, поскольку ни стандарты 1998-1999 гг., ни новые не были закреплены законом.

В том же 2004 г. Я.Кузьминов представил доклад о «совершенствовании структуры образования», в котором говорилось о необходимости реструктуризации всей системы образования. Полному пересмотру подверглись три важнейших принципа образования: бесплатность, всеобщность и фундаментальность.

Что касается бесплатности, то преодолеть её решили с помощью платных курсов, которые вводились за счёт сокращения обязательных предметов. Как откровенно тогда заявил А.Пинский: «социализм в школьном образовании закончился. Школа должна зарабатывать».

Высказывание о “советском” образовании некоторых персонажей. Гендиректор издательства «Просвещение» А.Кондаков: “ выпускники российских школ оканчивают учебные заведения с избыточным багажом знаний”. Педагог-инноватор Е.А.Ямбург, активный сторонник воспитания толерантности: “ни в одной стране мира никто не ставит задачи такое количество знаний, умений, навыков ногами впихнуть в голову ребёнка”. Я.Кузьминов: “школа перегружена фактурой традиционных предметов”.

Если с платностью образования вопрос решался открыто и откровенно, то отказ от фундаментальности и всеобщности проходил в завуалированной форме под лозунгами внедрения «деятельного и мотивационного образования», усиления его «социально-гуманитарной направленности», утверждения «ценностей гражданского демократического общества» и «становления и социализации личности ученика в условиях современного мира». А над этим уже работали инновационно-экспериментальные центры.

 

Инновационные центры.

 

Наряду с ВШЭ в перестройке образования ключевую роль изначально играла и продолжает играть сеть экспериментальных центров.

Инновационные центры создавались Министерством образования на базе новаторских школ и семинаров. Сегодня они объединены в широкую сеть федеральных экспериментальных площадок и инновационных образовательных учреждений, возглавляемых Советами, председателем которых с 1999 г. является Александр Изотович Адамский, который контролирует экспериментальную деятельность Министерства. В качестве головного учреждения выступает созданный в 2006 г. и возглавляемый Адамским автономный негосударственный Институт проблем образовательной политики «Эврика», с которым связаны Издательский дом под таким же названием и конкурс литературно-образовательных инициатив.

Адамский по сути является теневым идеологом школьной политики, воплощающим в жизнь «глобальное духовное видение», Р.Мюллера, М.Фергюсона, закреплённое в документах ЮНЕСКО и предполагающее «смену парадигм», «освобождение от старых запретов» и «культурную мутацию», которая «шире, чем реформа, глубже, чем революция», а также «диапраксис» - бесконечный процесс переосмысления истины, отказ от признания очевидных авторитетов. Вот его положения:

«Каждый человек имеет право на такое образование, которое, в конце концов, обеспечит ему способность вырабатывать собственный моральный кодекс».

«Мы знаем, к чему приводит обязательное изучение литературы. Ни к чему, кроме отвращения, это не приводит».

Сегодняшние родители – это «поколение неудачников»,

«поколение нищих, потерявших всякое право делать замечания и наставлять на путь истинный других».

Традиционная система образования – это «муштра», «показуха» и «огромная куча мусора». Ей он противопоставляет «идеологию индивидуального образования, идеологию выбора».

Проект “Детское управление школой”. В рамках проекта две идеи: моделирование школы, похожей на школу Хогвартс из книги Гарри Поттера, плюс конкурс детских эвриканских проектов».

Российским подросткам, зачитывающиеся сегодня переведённой трилогией про Гарри Поттера, “подсунули”, воплощение своего идеала. Таким идеалом оказался мальчик, не только противостоящий злу, но и меняющий взрослый мир. Мальчик, умеющий выбрать правильную сторону в борьбе между добром и злом.

Глобализация образования как и глобализация в целом процесс объективный, оно перстает быть национальным или страновым». Но усмотрев объективные процессы, предприимчивая часть “цивилизованного” общества поставила его на обслуживание субъективных интересов.

Ориентируясь на эти интересы, «Эврика» осуществляет следующую программу:

- разрушение единой общенациональной и общедоступной школы, утверждение многообразия;

- изменение социо-культурных основ российской школы, основ обучения и воспитания, замена «отработавшей» коммунистической идеологии на всё что угодно, кроме традиционных духовно-нравственных ценностей;

- понижение общего уровня обучения, фундаментальности, научных основ образования, внедрение оккультных методик и практик.

Структура Адамского продвигала и активно продвигает сегодня инновационные образовательные системы, формирует сети, выведенные из-под контроля региональных властей и работающие в регионах как опорные базы эксперимента и разрушающие общенациональную школу. Среди них – системы школы М.Монтессори, Роджерс-психология, «оргдеятельные игры» (ОД), откровенно оккультная ньюэйджевская вальдорфская педагогика Р.Штайнера, школы, работающие по особым программам на основе собственных педагого-психологических концепций, нацеливающие учащегося исключительно на личный успех (системы Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова и др.). Особенно активно внедряется образовательная система «Школа 2100».

Эффективно работает инновационный центр Федеральный институт развития образования (ФИРО). Это государственное автономное учреждение при Минобрнауки, созданное в 2005 г. в результате слияния пяти центральных научно-исследовательских институтов и занимающееся стратегическими направлениями инновационной образовательной политики.

Во главе него стоит соратник и друг А.Адамского, академик РАО, доктор психологических наук, член Общественного совета Российского еврейского конгресса (РЕК), бывший замминистра образования при Тихонове А.Н. (1992-1998) Асмолов А.Г., один из идеологов нашумевшего форсайт-проекта «Детство 2030». Это борец за тотальное разрушение основ традиционной школы, сторонник «выращивания культуры толерантности»

Ключом к творчеству этого «специалиста» по психологии детства может служить его беседа «Психология экзистенциального оргазма» (прошу прощения у читателя, что приходится ссылаться на эту непристойность, но мы должны знать, кто воспитывает наших детей и на распространение каких идей идут деньги наших налогоплательщиков).

ФИРО координирует 162 экспериментальные площадки, к которым относятся образовательные центры различных уровней (от учреждений дошкольного образования до вузов), работающие по разным направлениям. Показательно, что среди партнёров ФИРОпроект Толерантность, научным руководителем которого является сам А.Асмолов, а среди главных авторитетов – Конфуций, Махатма Ганди, Мартин Бубер, Альберт Эйнштейнн, Тейяр де Шарден, Соломон Михоэлс, А.Д.Сахаров и др.

Показательно, что ведущие представители инновационной педагогики входят в РОСРО, где они заседают бок о бок с ведущими представителями коммерческой педагогики. Среди участников Совета РОСРО А.Адамский, А.Асмолов, И.Фрумин, Е.Ямбург (директор инновационного Центра образования № 109 г.Москва), Л.Алесеева (председатель Московской Хельсинской группы), А.Архангельский (журналист, профессор НИУ ВШЭ), В.Болотов (научный руководитель Центра мониторинга качества образования НИУ ВШЭ), А.Венедиктов (главный редактор радиостанции «Эхо Москвы), В.Волков (ректор Московской школы управления «Сколково»), О.Дергунова (член правления Внешторгбанка), И.Калина (руководитель Департамента образования г. Москвы), А.Каспржак (директор Департамента образовательных программ НИУ ВШЭ), Т.Клячко (профессор НИУ ВШЭ), Е..Князев (директор Центра университетского менеджмента НИУ ВШЭ), А.Кондаков (директор издательства «Просвещение»), Д.Ливанов (министр образования и науки РФ), Р.Лачашвили (научный руководитель Программы «Школа нового поколения» Фонда «Вольное дело» О.Дерипаски), К.Сумнительный (директор НОЕ «Центр Монтессори»), В.Филиппов (бывший министр, ректор РУДН), А.Фурсенко (министр образования и науки в 2004-2012 гг., помощник президента), И.Абанкина (директор Института развития образования НИУ ВШЭ), Т.Абанкина (директор Центра прикладных экономических исследований и разработок Института развития образования НИУ ВШЭ) и др.

 







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.