Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Солидарность как интегральная характеристика личностно-образующих качеств социального работника





Подготовка специалистов по социальной работе в качестве одного из направлений предполагает формирование личностно - нравственных качеств будущих специалистов. Решение этой воспитательной задачи требует определённости в осмыслении личностно-образующих качеств социальных работников. Какой критерий необходимо использовать с тем, чтобы выявить сущностные качества нравственной личности социального работника?

Этот критерий необходимо вывести, исходя из особенностей деятельности социального работника. Однако вопрос о том, какова природа нравственных качеств личности, является предметом изучения не только этики.

Она изучается и психологами. В частности, в работах Э. Шпрангера получила разработку идея о различных типах личности. Он считает, что существуют достаточные аргументы для того, чтобы выделять, как особый тип, социального человека. Если можно оспорить наличие или отсутствие оснований для построения данной типологии личностей, то нельзя не признать органическую связь между системой ценностей специалистов и требованиями, предъявляемыми профессией. Представляется, что, исходя из названия профессии, неоспоримым является факт наличия, если не психологических, то особых нравственных качеств, которые предъявляются к профессионалу. В определённом смысле можно утверждать, что социальный работник – это социальный человек.

Система ценностей, которая лежит в основе поведения социального человека, – самоотречение от своих интересов ради интереса другого человека. Для поведения, которое можно назвать социальным, характерна «обращённость к чужой жизни и чувство себя в другом». При этом все интересы, имеющие прагматическую направленность, то есть ориентированные на получение личной экономической выгоды, пользы, не значимы для социального человека. Для социальных натур организующим принципом их душевной жизни становится социальная установка, высшим проявлением которой является любовь. Именно любовь к другим людям позволяет найти смысл своей жизни в преданности и служении им.

Социальная работа, отмечает С.И. Григорьев, более других профессий располагается в границах нравственного выбора и этического поведения.

Оказывая помощь индивидам, группам, общностям, социальный работник имеет дело с их жизненной ситуацией, их проблемой, разрешение которой требует от социального работника исследования взаимодействия человека и социального окружения. Профессиональная помощь социального работника также является формой "вмешательства" в частную жизнь своего клиента.

Социальный работник всегда выступает представителем государства или негосударственной организации.

Согласованность действий социального работника с той организацией, от лица которой он выступает, и эффективность его действий требуют от него обладания особыми нравственными качествами. Эти нравственные качества в их "интегральном" измерении Л.М. Архангельский назвал "солидарностью», являющейся осознанной моральной поддержкой людей, обеспечивающей достижение гармонии в глобальных и непосредственных взаимоотношениях клиента с социальным окружением».

Итак, солидарность является интегральной характеристикой социального человека, что находит выражение, на наш взгляд, в следующих нравственных принципах: альтруизм, коллективизм (способность к сотрудничеству в интересах клиента).

Представляется, что философско-этическая проблематика, связанная с альтруизмом, может найти развитие в этике социального работника. Как известно, термин «альтруизм» был введён О. Контом, сформулировавшим принцип «vivre pour l`autrui» – «жить для других». Поверхностная интерпретация этого принципа, может привести к такой его трактовке, при которой личный интерес – это служение чужому интересу. Хотя пафос этого утверждения соответствует гуманистической направленности профессии социального работника, но, в лучшем случае, так понятый альтруизм может характеризовать ситуативное отношение к клиенту (в течение рабочего времени социальный работник, действительно, служит интересам своих клиентов). Однако такое «понимание» альтруизма не даёт основания рассматривать его как моральный принцип профессиональной деятельности социального работника. Социальный работник, выполняя качественно свои профессиональные обязанности, не выходит за рамки служебной инструкции. И снова возникает вопрос, чем отличается профессия социального работника от других профессий, в которых также профессионалы-специалисты служат какому-либо делу? Не тем ли, что в этой профессии специалистам необходимо пренебрегать личными интересами?

Обратимся к положениям Профессионально-этического кодекса социального работника России, указывающим на то, что социальный работник не должен использовать отношения с клиентами, свои профессиональные отношения (в широком смысле слова) в собственных целях и интересах.

Как видим, речь вовсе не идёт об отрицании у социального работника в его профессиональной деятельности собственного, личного интереса. Представляется, что, напротив, оценка личного интереса, как аморальной позиции, несёт в себе опасность неискренности, иллюзорных попыток представлять всякий личный и профессиональный интересы как интересы клиентов. Если социальный работник мыслит «по принципу самоотречения», а живёт с точки зрения личного интереса, то у него формируется искажённое представление о личном и социальном интересах. При таком подходе альтруизм связывается с принесением себя в жертву общему благу, интересам государства, клиентам. И это мешает реализовываться его лучшим человеческим и профессиональным качествам.

Противоречивость в мыслях, действиях и поступках людей обусловлена искажённым представлением о личном интересе. В каком случае личный интерес может рассматриваться как моральная добродетель? В истории этической мысли, начиная с Сократа и Платона, утверждается идея, что только тот, кто заботится о самом себе, приобретает способность заботиться о других. При таком подходе «забота о себе» выступает не в форме разрешения, а в форме требования, которому необходимо следовать. Применительно к сфере профессиональной деятельности социального работника «забота о себе» не должна пониматься как чисто философская проблема, в которой акцентируется установка сознания на внимание к самому к себе.

Личный интерес, понимаемый как забота о самом себе, приобретает в деятельности социального работника характер особого «практического» отношения к самому себе. Практика «заботы о себе» основывается на том, что личный интерес – это не субъективные представления о своём интересе, которые могут быть обманчивыми, а то, что обусловлено природой человека, его профессиональной принадлежностью. Поэтому социальному работнику необходимо предпринять значительные усилия, чтобы понять свой интерес, и свою личную роль в профессии. И эти усилия должны быть, в первую очередь, быть усилиями интеллектуальными.

Забота о себе, как реализация личного интереса в профессиональной деятельности может рассматриваться как содействие своему благу. Какой смысл несёт в себе понятие «своё благо» применительно к профессии? Представляется, что, прежде всего, - это наличие заработной платы, размеры которой позволяли бы человеку жить и оказывать поддержку своим членам семьи. Общеизвестно, что в силу экономических причин уровень заработной платы социальных работников является недостаточным, и индекс объективных первичных благ, которыми они могут располагать, находится на недостаточном уровне. Отметим в этой связи, что существующее положение способствует потере «положительного самоуважения» социального работника и может негативно сказываться на его профессиональной реализации. Однако вышеизложенное не означает, что интересом первостепенной значимости для себя необходимо считать приобретение денег. Пристрастия к имуществу, наживе (скупость, алчность, корыстолюбие и пр.) во все времена в этической мысли рассматривались как пороки, тем более они противостоят профессиональным моральным ценностям социальной работы. Важными для социального работника являются также другие составляющие его личного интереса, которые он реализует в профессии. Среди них особое место занимает потребность в понимании своей собственной профессиональной значимости. Это достигается не только на основе самооценки профессиональных знаний и умений. Так называемое профессиональное достоинство в отличие от иллюзий самомнения основано также на одобрении компетентных действий социального работника со стороны клиентов, коллег, руководителя(ей).

Исходя из вышесказанного, по-иному прочитывается положение из отечественного профессионально-этического кодекса о необходимости повышения квалификации и профессионального роста социального работника. А именно, высококвалифицированный специалист в субъективном плане, будучи уверенным, в своих способностях, встречая одобрение со стороны других людей, имеет больше возможностей для реализации самого себя в профессии. Его деятельность, основанная на глубоких знаниях, позволяет увидеть границы возможного, проявлять и развивать креативные способности, не быть «рабом» некритически-приобретённых мнений. Это позволит «не поддаваться влияниям и нажимам, встречающимся на пути его профессиональной деятельности», беспристрастно выполнять свои профессиональные обязанности, то есть быть свободным в профессии.

Если забота о самом себе, реализация личного интереса в профессиональной деятельности не противоречат нормам морали, то, очевидно, запрет, содержащийся в профессионально-этическом кодексе, о недопустимости использования профессиональных отношений и отношений с клиентами в личных целях утверждает следующее:

- социальный работник должен принимать плату только за реально выполненную работу и на законных основаниях;

- потребность в профессиональном достоинстве не должна реализовываться на основе стратегий, противоречащих моральному смыслу этого понятия (успех за счёт ущемления интересов других людей, стремление к власти «любой ценой» и т.п.).

Как показывает анализ, в определённых границах оправдана ориентация социального работника на реализацию личного интереса в профессиональной деятельности. Крайние формы подобной ориентированности специалистов, при которых личный интерес рассматривается как высшее благо, как безусловная ценность, в то время как всё остальное (коллеги, клиенты и др.) могут «претендовать» только на роль средства для достижения эгоистических целей, не могут рассматриваться как нравственная позиция.

В этих значениях понятия «альтруизм» и «эгоизм» противоположны друг другу. В отличие от эгоизма альтруизм (от лат. alter - другой) – такой принцип нравственной личности, согласно которому собственное благо, собственный интерес являются менее значимым для личности, чем благо других людей. Такое толкование альтруизма соответствует гуманистической направленности профессии социального работника, в которой должны поддерживаться высокие нравственные стандарты поведения по отношению к интересам других людей. Действительно, в сфере профессиональной деятельности для социального работника интересы клиента являются приоритетными. Социальные работники «служат на благо людей», «оказывают помощь каждому, кто обращается к ним за помощью» - записано в профессионально-этическом кодексе.

Этические трудности возникают в особых ситуациях, когда необходимо оказывать помощь тем, кто сам преступает нормы человечности, права и т.п. В этих случаях мотивом деятельности будет рассмотрение долга ради долга. Этика социальной работы не ограничивается рассмотрением поведения социального работника в практических ситуациях. Она придаёт большое значение осознанию нераздельности нравственных личностных качеств с предназначением себя как социального работника. В этой связи альтруизм выступает для социального работника в своём ценностно-императивном смысле. А именно: социальный работник должен быть готов на бескорыстные действия. Его вознаграждением за выполненную работу будет скорее моральное удовлетворение от хорошо выполненной работы, а не материальное вознаграждение. Итак, альтруизм является выражением солидарности, осознанным убеждением, ценностной ориентацией социального работника, характеризует тот уровень морального сознания личности, который представлен знаниями и убеждениями.

До сих пор понятие «эгоизм» использовалось в значении, близком этимологическому смыслу этого понятия. Термин «эгоизм» образован от латинского слова «ego», что означает «Я». Но такое толкование эгоизма является неполным.

Л. Фейербах замечал, что существует не только индивидуальный эгоизм, но и эгоизм социальный, эгоизм семейный, корпоративный, патриотический. Являясь исторически конкретным понятием, эгоизм может выступать, в частности, и в форме профессионального эгоизма. Как замечал В. С. Соловьёв, безусловных эгоистов на земле не видно: всякий человек кого – нибудь любит, жалеет. Эгоизм проявляется более явно в более широких масштабах, когда происходит расширение круга солидарности "своего Я" на свою семью, профессию, свой народ и т. д.

Эгоизм во всех его проявлениях состоит в противопоставлении (противоположении) себя и своего чужому. Как принцип он не несёт в себе морального содержания. Поэтому в отечественном профессионально- этическом кодексе социального работника регламентируются обязанности социального работника не только перед профессией, но перед обществом, призванные предотвратить возможность проявлений профессионально -

корпоративного эгоизма. Другой важной составляющей солидарности как нравственной характеристики социального человека, является коллективизм. Социальная работа осуществляется всегда в определённом коллективе, основанном на общности целей, задач, принципах сотрудничества. Одним из принципов сотрудничества, являющимся ценностной ориентацией социального работника, выступает коллективизм. Нельзя не упомянуть, что утверждение коллективизма как характерной черты социалистических и коммунистических отношений нашло отражение в марксистской этике. Я намеренно обращаюсь к этому источнику при раскрытии значимости коллективистских начал в социальной работе, поскольку связь этого принципа с успешностью профессиональной деятельности просматривается во многих учениях ХХ века. Коллективизм как нравственный принцип зарождался с момента становления совместной деятельности людей. Профессиональный коллективизм раскрывает взаимоотношения отдельного специалиста и профессионального сообщества. Размер и задачи профессионального сообщества определяют его организационную структуру.

В качестве элементов организационной структуры профессионального сообщества социальных работников можно выделить несколько его уровней:

отдел, служба. Кроме того, коллективы работников социальных служб обладают как формальной так и неформальной структурой, поскольку личностные отношения между сотрудниками складываются на основе личных симпатий и антипатий. Всё это обусловливает необходимость регулирования взаимоотношений между коллегами. Профессионально-этический кодекс социального работника вменяет в обязанность строить отношения между коллегами на основе уважения, честности, вежливости с тем, чтобы избежать возможности конфликтных ситуаций в профессиональных сообществах.

Признав коллективизм как одну из ценностных ориентаций социального работника, мы тем самым оказываемся перед вопросом: чем коллективизм противостоит индивидуализму? Индивидуализм и коллективизм - жизненные позиции, различающиеся по способам формирования мотивов, принятия решений, выбору методов профессиональной деятельности. Если индивидуализм основывается на преобладании в мотивах и действиях только своего понимания, что является благом в решении того или иного профессионального вопроса, то коллективизм предполагает осознание социальным работником необходимости совместной работы в интересах клиентов. При подобной постановке вопроса, безусловно, возникают определённые трудности. Действительно, корректность в действиях социального работника зависит от осознания и выполнения долга перед обществом, коллективисткой взаимопомощи и т.п. Однако необходима такая организация коллективной жизни, которая бы ориентировала её участников не только на достижение профессионального общественного интереса, но способствовала реализации их творческих способностей. Если с этих позиций обратиться к кодексу социального работника, то можно обнаружить в нём положения, регламентирующие обязательства «работать над совершенствованием, корректировкой политики своей организации, повышением эффективности и действенности её служб». Как видим, совместная работа во имя клиентов должна сочетаться с высокой мерой личной ответственности за деятельность коллектива: каждый отвечает не только за свой участок работы, но и, в конечном счёте, за профессию.

 







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.